О признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

     15 ноября 2011 года                                                                   село Завьялово

     Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Сентяковой Н.Н., при секретаре судебного заседания Денисовой Л.А.,

     с участием:

- прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики в лице помощника прокурора Шадрина Ф.В.,

- заявителя С.Ю.Е. и его представителя Григорьевых Р.П., допущенного к участию в деле на основании устного ходатайства,

- заинтересованного лица - территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики в лице председателя комиссии Н.З.Р. (удостоверение , выдано -дата- ЦИК УР, действительно до -дата-),

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.Ю.Е. о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» и отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район»,

У С Т А Н О В И Л:

     С.Ю.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» и отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район», в котором просит:

Признать пункт 1 постановления территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики от -дата- .1 «О регистрации кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по одномандатным избирательным», в соответствии с которым осуществлена регистрация Чернова С.Б. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по -адрес- одномандатному избирательному округу , незаконным;

Отменить пункт 1 постановления территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики от -дата- .1 «О регистрации кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по одномандатным избирательным»;

Отменить регистрацию кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по -адрес- одномандатному избирательному округу Чернова С.Б., -данные изъяты- зарегистрированного в соответствии с пунктом -данные изъяты- постановления территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики от -дата- .1 «О регистрации кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по одномандатным избирательным».

     Требования мотивированы тем, что решением Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» от -дата- на -дата- назначены выборы Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва (опубликовано в газете «П» от -дата- ).

     Постановлением территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики от -дата- .2 «О регистрации кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по одномандатным избирательным» он (С.Ю.Е.) был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по -адрес- одномандатному избирательному округу .

     Постановлением территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики от -дата- .1 «О регистрации кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по одномандатным избирательным» кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по -адрес- одномандатному избирательному округу был зарегистрирован Чернов С.Б..

     Данное постановление С.Ю.Е. считает незаконным, вынесенным с нарушением Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Удмуртской Республики от -дата- -РЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике», нарушающим его избирательные права, и подлежащим отмене по следующим основаниям.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

     В соответствии со Схемой одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Завьяловского районного Совета депутатов пятого созыва, утверждённой решением Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» от -дата- , число избирателей в -адрес- одномандатном избирательном округе составляет 3654 человек, следовательно Черновым С.Б. для его регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по -адрес- одномандатному избирательному округу в территориальную избирательную комиссию Завьяловского района Удмуртской Республики должно было быть представлено -данные изъяты- достоверных подписи (3654/100*2=73,08).

     Отсутствие указанного количества достоверных подписей избирателей в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.

     Тем не менее, в нарушение вышеуказанных положений, а также пункта 1 части 1 статьи 28, частей 1 и 2 статьи 29 Закона Удмуртской Республики от -дата- -РЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» территориальная избирательная комиссия Завьяловского района Удмуртской Республики приняла решение о регистрации Чернова С.Б. кандидатом в депутаты при недостаточном количестве достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

     Указанное обстоятельство подтверждается следующим.

     В соответствии с протоколом об итогах проверки подписных листов в поддержку Чернова С.Б. количество подписей, признанных избирательной комиссией достоверными составляет -данные изъяты- (пункт 6 протокола), что уже меньше, чем 2 процента от 3654 (73,08).

     В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4-9 к данному Федеральному закону. Все представленные Черновым С.Б. подписные листы не соответствуют форме, приведённой в приложении 8 к Федеральному закону от -дата- № 67-ФЗ, в частности, во всех представленных им подписных листах в конце подписного листа отсутствуют слова «Кандидат» и место для удостоверительной подписи кандидата в депутаты, а имеются слова «Уполномоченный представитель избирательного объединения», наличие которого при оформлении подписных листов кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, Федеральным законом от -дата- № 67-ФЗ не предусмотрено.

     Кроме того, в представленных Черновым С.Б. подписных листах вместо фразы «Мы нижеподписавшиеся поддерживаем самовыдвижение кандидата», как это должно быть в соответствии с формой, приведённой в приложении 8 к
Федеральному закону от -дата- № 67-ФЗ (в соответствии с уведомительным письмом от -дата- Чернов С.Б. выдвинут кандидатом в депутаты в порядке самовыдвижения), содержится фраза «Мы нижеподписавшиеся поддерживаем самовыдвижение выдвижение от избирательного объединения _________ кандидата». Таким образом, все подписные листы, представленные Черновым С.Б. не соответствуют форме, в связи с чем все содержащиеся в подписных листах подписи избирателей признаются недействительными.

     Кроме того, во всех подписных листах, представленных Черновым С.Б., в данных о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, отсутствует наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт, в завершительной надписи кандидата в депутаты отсутствует его имя и отчество, отсутствует место для нанесения удостоверительной надписи кандидата, что в соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ является основанием для признания всех содержащихся в этих подписных листах подписей недействительными.

     В нарушение требований пункта 11 статьи 37, пункта 5 статьи 2 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ все подписи в подписных листах, представленных Черновым С.Б., не содержат информацию о наименовании района, где находится место жительства избирателя, в 70 подписях отсутствует информация о субъекте Российской Федерации, где находится место жительства избирателя, в 18 подписях указан населённый пункт, который не включен в территорию избирательного округа, в 2 подписях отсутствует информация о субъекте Российской Федерации, районе и населённом пункте, где находится место жительства избирателя, в 1 подписи отсутствуют сведения о дне рождения избирателя, которому на день голосования будет 18 лет. Следовательно, в соответствии с подпунктом «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ все указанные подписи избирателей должны быть признаны недействительными.

     Таки образом, Черновым С.Б. для регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по -адрес- одномандатному избирательному округу не было представлено необходимое для регистрации количество достоверных подписей избирателей, что в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты. Следовательно, территориальная избирательная комиссия Завьяловского района, зарегистрировав Чернова С.Б. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по -адрес- одномандатному избирательному округу , нарушила вышеуказанные положения.

     В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

     На основании изложенного пункт 1 постановления территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики от -дата- .1 «О регистрации кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по одномандатным избирательным» подлежит отмене, как принятый с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

     Пункт 1 рассматриваемого постановления территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики и регистрация данной избирательной комиссией Чернова С.Б. нарушает его (С.Ю.Е.) избирательные права, так как кандидату в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» Чернову С.Б., зарегистрированному вместе с ним по одному избирательному округу, необоснованно и незаконно были предоставлены преимущества, а именно возможность зарегистрироваться без соблюдения процедуры, предусмотренной федеральным законодательством и законодательством Удмуртской Республики, и участвовать в избирательной компании с нарушением федерального законодательства и законодательства Удмуртской Республики, в то время как он (С.Ю.А.), должен соответствующие законодательные акты соблюдать.

     В настоящем судебном заседании заявитель С.Ю.Е. и его представитель Григорьевых Р.П. требования заявителя поддержали, ссылаясь на основания и доводы, изложенные в заявлении. Дополнительно суду пояснили, что подписные листы, представленные Черновым С.Б., не соответствуют установленной законодательством форме, они не содержат всей требуемой информации. После предварительного судебного заседания они пытались вручить Чернову С.Б. пакет документов, поданных С.Ю.Е. в суд, и повестку на сегодняшнее судебное заседание, но Чернов С.Б. отказывается их получать. О дне судебного заседания, времени и месте они его известили устно.

     Ответчик Чернов С.Б. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте разбирательства дела извещён телефонограммой, от получения судебных документов отказывается.

     Согласно части 1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

     В связи с сокращёнными сроками рассмотрения заявлений о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и невозможностью получения заинтересованными лицами вовремя судебных извещений почтовой связью, участники процесса были извещены о дне и времени судебного заседания телефонограммой.

     Как следует из докладной, составленной помощником судьи К.Н.Н., ею был осуществлён телефонный звонок Чернову С.Б.. В ходе разговора Чернов С.Б. был проинформирован о наличии в производстве суда заявления С.Ю.Е. об оспаривании регистрации Чернова С.Б. кандидатом в депутаты, а также о дне, времени и месте судебного разбирательства. Чернов С.Б. отказался воспринять данную информацию.

     До настоящего судебного заседания судом неоднократно предпринимались попытки известить Чернова С.Б. как по адресу его регистрации, так и по адресу его проживания, в том числе телеграммами с уведомлением, доставкой пакета документов и судебной повестки нарочными, а также через заявителя. Однако вручить Чернову С.Б. судебные документы не представилось возможным.

     Согласно статье 117 Гражданского процессуального кодекса РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещённым о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

     На основании части 1 ст. 260.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассмотрел дело в отсутствие заинтересованного лица Чернова С.Б.

     Представитель заинтересованного лица - территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики, Н.З.Р. с требованиями С.Ю.Е. не согласна, считает, что постановление о регистрации кандидата в депутаты Чернова С.Б. было вынесено на законных основаниях.

     

      Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся письменные материалы, заключение помощника прокурора Шадрина Ф.В. полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, поскольку при сборе подписей были нарушены нормы Федерального закона, суд приходит к следующему.

     Согласно статье 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

     Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом от -дата- № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с последующими внесёнными в него изменениями и дополнениями (далее по тексту также - Федеральный закон, ФЗ от -дата- № 67-ФЗ), который имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

     Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные данным Федеральным законом, могут устанавливаться Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

     Порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике регулируется Законом Удмуртской Республики от -дата- -РЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» (далее по тексту также - Закон УР, Закон УР от -дата- -РЗ).

     Как установлено в судебном заседании, решением Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики от -дата- на -дата- назначены выборы Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва, текст решения опубликован в газете «П» от -дата- .

     Постановлением территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики от -дата- .2 (пункт 3) заявитель С.Ю.Е. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 16, частями 2, 16, 17, 18, 19 статьи 29 Закона Удмуртской Республики «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике»

     Постановлением территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики от -дата- .1 (пункт 1) по этим же основаниям кандидатом в депутаты по этому же избирательному округу зарегистрирован Чернов С.Б..

     Оспаривая законность данного постановления в части регистрации Чернова С.Б. кандидатом в депутаты, заявитель С.Ю.Е. ссылается на нарушение территориальной избирательной комиссией Завьяловского района Удмуртской Республики требований закона при принятии такого решения. Нарушение состоит в том, что Чернову С.Б. была предоставлена возможности зарегистрироваться кандидатом без соблюдения им процедуры, предусмотренной федеральным законодательством и законодательством Удмуртской Республики, выразившееся в признании достоверными подписей избирателей в подписных листах, представленных Черновым С.Б., которые собраны с нарушением законодательства, и отсутствии необходимого количества подписей для регистрации кандидата Чернова С.Б.

     Анализируя доводы заявителя о незаконности вынесенного постановления, суд приходит к следующим выводам.

     -дата- в территориальную избирательную комиссию -адрес- Удмуртской Республики (далее по тексту также - ТИК Завьяловского района, Комиссия) в соответствии со ст. 33, 34 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ и ст. 26, 26 Закон УР от -дата- -РЗ поступило уведомительное письмо о самовыдвижении гражданина Российской Федерации Чернова С.Б. и его заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу .

     Не позднее -дата- Черновым С.Б. в ТИК Завьяловского района представлены -данные изъяты- подписных листов с -данные изъяты- подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу .

     -дата- состоялось заседание ТИК Завьяловского района по вопросу проверки подписей в подписных листах, представленных Черновым С.Б. В результате проверки было установлено, что -данные изъяты- подпись избирателя собрана до дня, следующего за днём уведомления комиссии о выдвижении кандидата, 6 подписей принадлежат избирателям, указавшим в подписном листе сведения, не соответствующие действительности.

     По итогам проверки комиссией составлен протокол, в котором указано, что -данные изъяты- подписей избирателей (подписной лист строки подписной лист строки , подписной лист подпись ), собранных в поддержку выдвижения Чернова С.Б. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу , являются недействительными, количество подписей, признанных достоверными - -данные изъяты-.

     Посчитав достаточным количество подписей избирателей, поддержавших Чернова С.Б., территориальная избирательная комиссия зарегистрировала его в качестве кандидата в депутаты, о чём вынесла оспариваемое заявителем в части пункта 1 постановление.

     В силу пункта 1 статьи 38 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).

     Согласно схеме одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва число избирателей по Пригородному одномандатному избирательному округу составляет 3 654.

     Количество подписей в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу, которое необходимо для регистрации кандидата - 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее 10 подписей (пункт 1 части 1 статьи 28 Закона УР от -дата- -РЗ).

     Двухпроцентный порог от числа избирателей, зарегистрированных на территории -адрес- избирательного округа , составляет 73,08 (3 654 * 2 % = 73,08).

     По общему математическому правилу округления чисел в случае, если первая из отбрасываемых цифр больше или равна 5, то последняя из сохраняющихся цифр увеличивается на единицу. Если же первая из отбрасываемых цифр меньше 5, то последняя из сохраняемых цифр остаётся неизменной.

     Таким образом, количество подписей, достаточных для регистрации кандидата в депутаты по -адрес- одномандатному избирательному округу , составит -данные изъяты- (0,08 > 0,05, поэтому округляется до 0,1, а 0,1 < 0,5, поэтому округляется до 0), в связи с чем довод заявителя о необходимости представления кандидатом в депутаты по -адрес- одномандатному избирательному округу Черновым С.Б. -данные изъяты- подписей представляется ошибочным.

     Итак, кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу Черновым С.Б. в территориальную избирательную комиссию Завьяловского района Удмуртской Республики представлено и комиссией признано достоверными -данные изъяты- подписи избирателей, собранных в поддержку кандидата.

     Процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными должна предусматриваться Законом (пункт 3 статьи 38 Федерального закона).

     Исходя из положений статьи 29 Закона УР от -дата- -РЗ в части, не противоречащей действующему федеральному законодательству, соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, привлечённых специалистов (экспертов). Заключения специалистов (экспертов) могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах (пункт 6).

     Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного частью 1 статьи 28 (2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее 10 подписей) настоящего Закона необходимого для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). При этом количество подписей, отобранных для проверки, должно быть одинаковым для всех кандидатов по соответствующему избирательному округу, для всех муниципальных списков кандидатов. Процедура проведения случайной выборки (жребия) по одномандатному избирательному округу определяется соответствующей территориальной избирательной комиссией, по муниципальному избирательному округу - избирательной комиссией муниципального образования (пункт 7).

     К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов (пункт 3 статьи 38 Федерального закона).

     По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Федерального закона).

     Перечень оснований для признания подписи недействительной изложен в пункте 6.4 статьи 38 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ.

     Как указывалось выше, Черновым С.Б. в ТИК Завьяловского района представлены -данные изъяты- подписных листов с -данные изъяты- подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу , из которых -данные изъяты- подписи признаны достоверными.

     Основанием для признания -данные изъяты- подписей избирателей в представленных подписных листах недействительными явилось указание в них сведений, не соответствующих действительности, что противоречии подпункту «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона. В таких случаях подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. В данном случае вывод комиссии о недействительности -данные изъяты- подписей основан на информации, представленной Управлением Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республики (отделение в Завьяловском районе) -дата- за , в результате чего признаны недействительными подписи, имеющиеся в подписных листах (записи ), (записи ), (запись ), и является законным и обоснованным.

     С.Ю.Е. в своём заявлении указывает на то, что все подписи, собранные в поддержку Чернова С.Б., должны быть признаны недействительными, поскольку подписные листы не соответствуют установленной законом форме.

     По требованию пунктов 5 и 8 статьи 37 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ, подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются за счёт средств соответствующего избирательного фонда и оформляются по формам в соответствии с приложениями 7 и 8 к данному Федеральному закону.

     Исходя из формы подписного листа, имеющегося в приложении 8 к Федеральному закону, его преамбула должна содержать информацию о наименовании представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования, а также дату голосования. Подписной лист начинается фразой «Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем…..», далее законодателем предлагается указать способ выдвижения кандидата: «самовыдвижение» или «выдвижение избирательным объединением», затем указывается наименование или номер избирательного округа, гражданство, фамилия, имя и отчество кандидата, дата его рождения, место жительства, основное место работы или службы и занимаемую должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

     При визуальном исследовании копий подписных листов, представленных Черновым С.Б. в ТИК Завьяловского района, усматривается следующее.

     Во всех подписных листах имеется преамбула, соответствующая форме подписного листа («выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва -дата-»), имеется указание на способ выдвижения кандидата («самовыдвижение»), наименование избирательного округа («-адрес- одномандатный избирательный округ »), указано гражданство («гражданин РФ»), фамилия, имя, отчество кандидата («Чернов С.Б.»), дата его рождения («-дата-.»), место его работы («-данные изъяты-», -данные изъяты-»), и место его жительства («проживает: -адрес-, зарегистрирован: -адрес-»). Таким образом, преамбула и начало подписных листов заполнены лицом, осуществлявшим сбор подписей в поддержку кандидата, в соответствии с требованиями законодательства, каких-либо нарушений в этой части судом не установлено. Наличие в подписном листе «лишней» фразы - «выдвижение от избирательного объединения», на что ссылается заявитель, не может вводить в заблуждение избирателей, поскольку в этой строке поставлен прочерк, и не может являться основанием для признания подписей недействительными.

     Что касается доводов заявителя о несоответствии подписных листов требованиям законодательства в части указания сведений об избирателях, суд исходит из следующего.

     В соответствии с пунктом 11 статьи 37 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ избиратели в подписном листе ставят свою подпись и дату её внесения. В качестве обязательных реквизитов подписной лист содержит указание на фамилию, имя, отчество избирателя, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

     Понятие адреса места жительства содержится в пункте 5 статьи 2 Федерального закона: «Адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учёта граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».

     В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от -дата- «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав, права на участие в референдуме граждан РФ» разъяснено, что адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учётом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населённых пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населённого пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.

     В представленных Черновым С.Б. подписных листах в сведениях об избирателях отсутствует информация о наименовании субъекта Российской Федерации (во всех подписных листах, кроме записей в подписном листе ), наименование района, в котором проживает избиратель (во всех записях всех без исключения подписных листов), наименование населённого пункта (записи в подписном листе ). В подписных листах (записи ) и (записи ) в сведениях об адресе места жительства избирателей указано «-адрес-», при этом не определено, к какому из адресных реквизитов относится данное наименование, что не позволяет однозначно сделать вывод о принадлежности избирателя к числу избирателей -адрес- одномандатного избирательного округа . Не позволяет однозначно сделать такой вывод и обозначение населённого пункта «-адрес-» или «-адрес-» без указания района и субъекта Российской Федерации в сведениях о месте жительства других избирателей, поскольку данное наименование является распространённым даже в пределах Удмуртской Республики. Данное обстоятельство не обеспечивает достоверность выполнения требований пункта 6 статьи 37 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ, согласно которому подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат.

     Кроме того, суд отмечает, что в подписном листе нарушена нумерация порядковых номеров: начинается с и заканчивается , однако данное обстоятельство не может влиять на принятие комиссией решения по существу.

     Подпунктом «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, подписи избирателей должны быть признаны недействительными.

     При таких обстоятельствах, вывод избирательной территориальной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики о достоверности -данные изъяты- подписей, имеющихся в -данные изъяты- подписных листах, ошибочны и не основаны на законе.

     Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами заявителя о недействительности -данные изъяты- подписей по причине указания в сведениях об адресе места жительства избирателей населённого пункта, не включённого в территорию избирательного округа - «-адрес-», «-адрес-», поскольку в -адрес- одномандатный избирательный округ входит территория -адрес-, по следующим основаниям.

     Как указывалось выше, адрес места жительства - это адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учёта граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».

     Определением Конституционного Суда РФ от -дата- по жалобе гражданина Б.А.П. на нарушение его конституционных прав подпунктом 5 статьи 2 и пунктом 1.1 статьи 38 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определена следующая правовая позиция.

     Исходя из буквального смысла приведённой нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражён в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства.

     В силу пункта 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от -дата- ) такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации и, в отдельных случаях, свидетельство о регистрации по месту жительства. Закрепленный в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Содержащееся в нём законоположение не означает, что избирательные комиссии, на которые данным Федеральным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан (пункт 3 статьи 20), должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве о регистрации по месту жительства).

     Иное понимание данного законоположения допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя, тем самым приводя к нарушению конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования.

     Согласно постановлению Государственного совета Удмуртской Республики от -дата- -III (в редакции постановления Государственного Совета Удмуртской Республики от -дата- -III) «О преобразовании отдельных населённых пунктов Удмуртской Республики» -данные изъяты- в -дата- был преобразован в -данные изъяты-. В этой связи, суд допускает соответствие адреса места жительства избирателей «-адрес-», «-адрес-», проживающих на территории -адрес- одномандатного избирательного округа , сведениям о регистрации этих избирателей по месту жительства в органах регистрационного учёта, и не считает нарушением избирательного законодательства указание такого адреса в подписных листах.

     Не принимает суд за основу и довод заявителя о том, что подпись в записи , имеющееся в подписном листе , является недействительной по причине указания в ней только года и месяца рождения избирателя - -дата-, и отсутствия в записи даты рождения.

     По определению пункта 7 статьи 37 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным.

     Очевидно, что избиратель, родившийся в -дата-, на день проведения выборов -дата- имеет возраст полных 18 лет, и данное обстоятельство не может быть истолковано иначе.

     Ещё одним основанием для признания подписей, собранных в поддержку кандидата в депутаты Чернова С.Б., по мнению заявителя, является отсутствие во всех подписных листах обязательных, предусмотренных пунктами 12 и 13 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ, наименования или кода органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт, в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, а также отсутствие в завершительной надписи кандидата в депутаты его имени и отчества, отсутствие места для нанесения удостоверительной надписи кандидата.

     По правилам пункта 12 статьи 37 Федерального закона каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату её внесения.

     Кроме того, в конце каждого подписного листа кандидат указывает свои фамилию, имя, отчество, ставит свою подпись и дату её внесения (приложение 8 к Федеральному закону).

     Из представленных суду копий листов с подписями избирателей, поддержавших кандидата в депутаты Чернова С.Б., усматривается, что подписи собраны самим кандидатом, сведения о его имени и отчестве имеются на лицевой стороне в начале подписного листа, что позволяет с достоверностью идентифицировать лицо, осуществившее сбор подписей. По этим же основаниям судья полагает несущественным отсутствие в сведениях о сборщике подписей наименования или кода органа, выдавшего паспорт Чернову С.Б.

     Указанные выше обстоятельства, как и наличие в конце подписных листов «лишних» слов «Уполномоченный представитель избирательного объединения», не могут, по мнению суда, в данном конкретном случае являться нарушением избирательного законодательства и, соответственно, не могут служить основанием для признания недействительными подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата в депутаты Чернова С.Б.

     Как указывалось выше, количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу , составляет -данные изъяты-.

     В судебном заседании установлены основания для признания -данные изъяты- подписей избирателей из -данные изъяты-, имеющихся в -данные изъяты- подписных листах, представленных Черновым С.Б. территориальной избирательной комиссии Завьяловского района, недействительными в соответствии с подпунктом «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ: недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, а именно адреса места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта).

     Согласно части 17 статьи 29 Закона Удмуртской Республики от -дата- -РЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» соответствующая избирательная комиссия обязана в течение 7 дней проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящего Закона и принять решение о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

     В силу пункта 7 части 21 этой же статьи недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки являются в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу.

     Вышеназванные нормы Закона Удмуртской Республики согласуются с положениями подпункта «д» пункта 24 статьи 37 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ.

     При таких обстоятельствах, суд находит пункт 1 постановления территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики от -дата- № 33.1 «О регистрации кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по одномандатным избирательным», которым Чернов С.Б. зарегистрирован кандидатом в депутаты по -адрес- одномандатному избирательному округу , противоречащим действующему законодательству.

     В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

     На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

     Заявление С.Ю.Е. о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район», отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» удовлетворить.

     Признать пункт 1 постановления территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики от -дата- .1 «О регистрации кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по одномандатным избирательным», в соответствии с которым осуществлена регистрация Чернова С.Б. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по -адрес- одномандатному избирательному округу , незаконным.

     Отменить пункт 1 постановления территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики от -дата- .1 «О регистрации кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по одномандатным избирательным».

     Отменить регистрацию кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по -адрес- одномандатному избирательному округу Чернова С.Б., -данные изъяты- зарегистрированного в соответствии с пунктом -данные изъяты- постановления территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики от -дата- .1 «О регистрации кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по одномандатным избирательным».

     Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение в течение пяти дней со дня принятия судом решения через суд, вынесший решение.

     Мотивированное решение изготовлено -дата-.

Председательствующий судья                                          Сентякова Н.Н.