Дело № 2-1514/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 ноября 2011 года село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Христолюбова Ю.Л., при секретаре Чернышевой Т.В., с участием прокурора, заявителя, представителя территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики по доверенности - Нагаевой З.Р., рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Шангареева Т.Т. о защите избирательных прав, У С Т А Н О В И Л: Шангареев Т.Т. обратился в Завьяловский районный суд Удмуртской Республики с вышеуказанной жалобой, в которой просит: - постановление территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики №.7 от -дата- «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу № отменить; - зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования «Завьяловского района» пятого созыва по -адрес- избирательному округу №. В обоснование заявления заявитель ссылается отсутствие в подписных листах расшифровки имени и отчества избирателей не является законным основанием для признания подписи данного избирателя недействительной. Считает, что избиратели сделали свое волеизъявление поставив свои подписи в подписных листах, и отказ в регистрации его как кандидата негативным образом скажется на праве избирателей избирать того кандидата за которого они отдали свои голоса, подписывая подписные листы, что явно скажется на непосредственном выражении воли избирателя. В качестве правовых оснований иска заявитель сослался в заявлении на следующие нормы права: - пункт 11 Федерального Закона № 259-ФЗ от -дата-; - часть 1 статьи 89 Федерального конституционного закона от -дата- №-ФКЗ, - пункт 1 статьи 31, пункт2 статьи 75 Федерального Закона от -дата- № 67-ФЗ, - пункт 7 статьи 3 Федерального Закона от -дата- № 138-ФЗ; часть 17 статьи 15, части 7-10,12 статьи 91 Федерального Закона от -дата- № 51-ФЗ, - пунктами 4,5 и 6 статьи 84 Федерального Закона от -дата- № 19-ФЗ. Шангареев Т.Т. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании надлежащим образом уведомлен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Председатель территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республика З.Р. Нагаева в судебном заседании просила оставить заявление заявителя без удовлетворения, ссылаясь на то, что обжалуемое постановление территориальной избирательной комиссии является законным и обоснованным. Выслушав объяснения З.Р. Нагаевой, изучив другие доказательства дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить заявление Шангареева Т.Т. без удовлетворения, суд пришел к следующему. В судебном заседании достоверно установлены следующие фактические обстоятельства дела. Решением Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» от -дата- № утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва. Решением Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики от -дата- № на -дата- назначены выборы Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва, текст решения опубликован в газете «П» от -дата- №. Постановлением Территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики от -дата- №.10 создана рабочая группа по приему проверки документов, представляемых в территориальную избирательную комиссию кандидатами, избирательными объединениями при проведении выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва. Согласно положению о Рабочей группе по приему и проверке документов, представляемых в территориальную избирательную комиссию кандидатами, избирательными объединениями при проведении выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» рабочая группа организует работу по приему и проверке документов, поступивших от избирательных объединений, кандидатов в территориальную избирательную комиссию. По результатам работы Рабочей группы и на основании проверки представленных документов готовится и вносится на рассмотрение территориальной избирательной комиссии проекты постановлений о заверении либо об отказе в заверении муниципальных списков и (или) списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями по одномандатным избирательным округам, о регистрации либо об отказе в регистрации муниципальных списков кандидатов и кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями по одномандатным избирательным округам, а также по другим вопросам, предусмотренным Законом Удмуртской Республики «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике». На -дата- в 10-00 было в помещении территориальной избирательной комиссии Завьяловского района назначено заседание территориальной избирательной комиссии для рассмотрения вопроса о регистрации кандидата в депутаты Шангареева Т.Т. -дата- составлен протокол об итогах проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты по -адрес- избирательному округу № Шангареева Т.Т., подписанного руководителем рабочей группы З.Р. Нагаевой, а также членами рабочей группы Б.И.И. и П.Л.К.. Согласно данному протоколу признаны недействительными все -данные изъяты- заявленных, представленных и проверенных подписей избирателей по следующим основаниям: - -данные изъяты- подписи избирателей, в связи с тем, что в них имелись исправления в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей; - -данные изъяты- подписей в подписном листе сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены ими собственноручно. В тот же день Территориальная избирательная комиссия Завьяловского района Удмуртской Республики вынесла постановление от -дата- №.7, которым отказала Шангарееву Т.Т., -дата- года рождения, выдвинутого путем самовыдвижения в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу № в связи с недостаточным количеством подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Проанализировав фактические обстоятельства дела, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу об отказе заявителю в удовлетворении заявления. Данный вывод суда основан на следующей правовой позиции. Согласно статье 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом от -дата- № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с последующими внесёнными в него изменениями и дополнениями (далее по тексту также - Федеральный закон, ФЗ от -дата- № 67-ФЗ), который имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные данным Федеральным законом, могут устанавливаться Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. При этом в пункте 6 статьи 1 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ указано, что федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону, а в случае наличия таковых применяются нормы настоящего Федерального закона. Порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике регулируется Законом Удмуртской Республики от -дата- №-РЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» (далее по тексту также - Закон УР от -дата- №-РЗ). Правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона от -дата- N 67-ФЗ. В соответствии со статьей 37 Федерального Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона; количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, устанавливается законом и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 25 подписей (в ред. Федерального закона от -дата- N 93-ФЗ) (пункт 1). Установленное законом количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может быть менее 10 подписей.(в ред. Федерального закона от -дата- N 93-ФЗ) (пункт 2). Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.. На выборах в органы местного самоуправления, подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Установленный законом субъекта Российской Федерации период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, должен составлять не менее 30 дней. (п. 5 в ред. Федерального закона от -дата- N 225-ФЗ). Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.(в ред. Федеральных законов от -дата- N 93-ФЗ, от -дата- N 225-ФЗ) (пункт 6). Право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Кандидат, избирательное объединение, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума.(в ред. Федеральных законов от -дата- N 93-ФЗ, от -дата- N 259-ФЗ) (пункт 7). Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7 и 8 к настоящему Федеральному закону. Подписные листы для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 9 к настоящему Федеральному закону. Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. (п. 8 в ред. Федерального закона от -дата- N 259-ФЗ) В соответствии со статьей 29 РЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» регистрация кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, осуществляется соответствующей территориальной избирательной комиссией. Регистрация муниципального списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, осуществляется избирательной комиссией муниципального образования. (пункт 1). Регистрация кандидата, муниципального списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2, 3 и 5 статьи 24, частях 13, 16.1 и 16.3 статьи 27 настоящего Закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, муниципального списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в частях 16, 16.1 или 16.3 настоящей статьи.(в ред. Законов УР от -дата- N 65-РЗ, от -дата- N 24-РЗ) (пункт 2). Количество представляемых для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, но не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на четыре подписи.(пункт 5). Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, привлеченных специалистов (экспертов). Заключения специалистов (экспертов) могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах.(пункт 6). Проверке могут подлежать все представленные подписи(пункт 7). По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной (пункт 9). Недействительными считаются: 1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе; 2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 6 настоящей статьи; (п. 2 в ред. Закона УР от -дата- N 24-РЗ) 3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи; 4) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом; 5) подписи избирателей с исправлением в дате их внесения в подписной лист, если это исправление специально не оговорено избирателем; 6) подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с частью 6 настоящей статьи; 7) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы; (п. 7 в ред. Закона УР от -дата- N 24-РЗ) 8) все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей, кандидатом, уполномоченным представителем политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения) имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, кандидатом, уполномоченным представителем политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения). Недостоверность подписи лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения) устанавливается на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 6 настоящей статьи; 9) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления территориальной избирательной комиссии о выдвижении кандидата, заверения избирательной комиссией муниципального образования списка кандидатов; 10) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, по месту учебы, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи; 11) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с частью 6 настоящей статьи; 12) подписи избирателей, внесенные в подписной лист после даты заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей и (или) кандидатом, в поддержку выдвижения которого собирались подписи, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, в поддержку выдвижения которого собирались подписи; (в ред. Закона УР от -дата- N 65-РЗ) 13) все подписи в подписном листе, если он заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей, не достигшим 18-летнего возраста, либо подписи в подписном листе, внесенные после заверения данного подписного листа кандидатом, уполномоченным представителем политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения); (п. 13 в ред. Закона УР от -дата- N 24-РЗ) 14) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных в соответствии с приложением 1 к настоящему Закону (пункт 11). Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с частью 11 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений (пункт 13). При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, муниципальные списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей (пункт 14). По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения) не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, муниципального списка кандидатов. В случае если проведенная избирательной комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 7 части 21, пунктом 6 части 22 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения) вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов. Повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и только в пределах подписей, подлежавших проверке. Исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от -дата- N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов). Согласно пункта 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 2 статьи 29 Закона УР «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» (далее- Закон УР) регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. В соответствии с подпунктом «д» пунктом 24 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Аналогичная норма содержится п. 7 ч. 21 статьи 29 Закона УР. В силу пункта 6.1. статьи 38 ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. В соответствии с пунктом 7 статьи 38 ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п. ст. Закона УР по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. В силу данного пункта, ведомости проверки подписных листов содержат указания на основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата. Аналогичная норма содержится в ч. 15 статьи 29 Закона УР. Таким образом, протокол рабочей группы об итогах проверки подписных листов кандидата, это документ в котором указывается количество заявленных, представленных, проверенных, признанных недействительными подписей, основания (причины) признания недействительными общего количества подписей. Можно сделать вывод, что основаниями признания подписей недействительными- являются нормы закона, а причины - фактическое обстоятельство признания таковой. Следовательно, для того, чтобы установить законность или незаконность принятого решения территориальной избирательной комиссией необходимо установить действительность или недействительность подписей избирателей в подписных листах кандидата в депутаты. Это не повторная проверка подписных листов, это установление фактов признания подписей недействительными. Для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по -адрес- избирательному округу № необходимое число подписей избирателей данного округа составляет -данные изъяты- подписей. Как уже было отмечено выше, кандидат Шангареев Т.Т. представил согласно протоколу об итогах сбора подписей от -дата- подписи избирателей в количестве -данные изъяты-. Согласно пункту 12 статьи 37«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Согласно подпункта з п. 6-4 статьи 38 ФЗ, все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей не внесены им собственноручно. Согласно п. 13 статьи 37 ФЗ № 67-ФЗ каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения. В подписных листах № в заверительной надписи кандидата напротив фамилии указаны инициалы, а не полное имя и отчество, более того в подписном листе № не указана дата заверения кандидатом подписного листа. Недействительными признаются -данные изъяты- подписей избирателей согласно п. 13 ст. 37, п.п. з п. 6-4 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ; Согласно п.п.е п. 6-4 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума признаются недействительными Подписной лист № запись № имеется исправления, не оговоренные избирателем или лицом, осуществлявшим сбор подписей - -данные изъяты- подпись признать недействительной. Согласно п.п. н п. 6-4 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей признаются недействительными. В подписном листе № записи № произведены позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей- -данные изъяты- подписи недействительные. Рассмотрев представленные кандидатом в депутаты Шангареевым Т.Т., документы для регистрации и подписные листы, протокол и ведомость рабочей группы от -дата-, протокол заседания рабочей группы комиссия обоснованно признала недействительными все -данные изъяты- подписей, действительными - -данные изъяты- подписей избирателей. Таким образом, суд приходит к выводу, что для регистрации кандидата Шангареева Т.Т. по -адрес- избирательному округу № действительных подписей недостаточно. Действующее избирательное законодательство не содержит норм, обязывающих суд выяснять, не препятствует ли однозначному восприятию указанные в подписных листах сведения о кандидате, избирателе или сборщике подписей, исключается ли иное толкование данных, указанных в подписном листе. Выяснение степени восприятия и толкование таких сведений нарушило бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом. На основании изложенного суд считает, что все имеющиеся в подписных листах -данные изъяты- подписи избирателей в силу п.п. «з» п.6.4. ст.38 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ правомерно признаны ТИК Завьяловского района недействительными. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что результаты проверки рабочей группы подписей избирателей соответствуют данным, изложенным в ведомостях проверки подписных листов и итоговом протоколе рабочей группы, а также выявленные недостатки подписных листов в ходе рассмотрения заявления и отказывает в удовлетворении заявления на этом основании. Основания, по которым подписи были признаны недействительными, предусмотрены и соответствуют положениям статьи 29 указанного Закона Удмуртской Республики. Постановление территориальной избирательной комиссии, которым отказано Шангарееву Т.Т., выдвинутого путем самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу №, в связи с недостаточным количеством действительных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является законным и обоснованным. Оснований для его отмены суд по делу не усматривает. В связи с отказом заявителю в удовлетворении заявления отсутствуют основания для возмещения ему судебных расходов понесенных по делу. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Жалобу Шангареева Т.Т. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики №.7 от -дата- «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу № и возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию Завьяловского района Удмуртской Республики обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования «Завьяловского района» пятого созыва по -адрес- избирательному округу №. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение пяти дней со дня его оглашения. Решение в окончательном виде изготовлено -дата-. Председательствующий: судья Христолюбов Ю.Л.