дело № 2-1522 /11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 ноября 2011 года село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Христолюбова Ю.Л., при секретаре судебного заседания Чернышевой Т.В., с участием: - помощника прокурора Шадрина Ф.В., - заявителя Дю Б.Б., и его представителя Данасиенко А.А., действующего на основании доверенности от -дата- сроком на один год, - представителя заинтересованного лица - Председателя Территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Нагаевой З.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дю Б.Б. о защите избирательных прав, У С Т А Н О В И Л: Решением Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» от -дата- № утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва. Решением Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики от -дата- № на -дата- назначены выборы Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва, текст решения опубликован в газете «П» от -дата- №. Дю Б.Б. обратился в установленном порядке в территориальную избирательную комиссию с заявлением о регистрации его в качестве депутата Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по -адрес- одномандатному избирательному округу №. Постановлением Территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики на основании части 17, пункта 7 статьи 21 статьи 29 Закона Удмуртской Республики «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, Дю Б.Б. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу №. Дю Б.Б. обратился в суд с требованиями об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Завьяловского района УР №.9 от -дата- «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу и обязании Территориальной избирательную комиссии Завьяловского района УР зарегистрировать его в в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования Завьяловский района пятого созыва по -адрес- избирательному округу. В обоснование заявленных требований Дю Б.Б. указал, что свои требования заявитель мотивирует тем, что сбор подписей им произведен с соблюдением требований пункта 8 статьи 37 Федерального Закона от -дата- № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 5 статьи 28 Закона Удмуртской Республики «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике». В связи с этим вывод о недействительности подписей, и как следствие их недостаточность для выдвижения кандидата в депутаты, не соответствует закону, нарушает его избирательные права, а следовательно, решение об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты являетя незаконным и подлежит отмене. В судебном заседании заявитель и его представитель А.А. Данасиенко на удовлетворении заявления настаивали, в его обоснование сослались на доводы, изложенные в заявлении. Дополнительно в обоснование заявления Дю Б.Б. сослался на то, что в подписном листе четко указан кандидат в депутаты. Не расшифрованная его собственноручная подпись не вводит людей в заблуждение. Сбор подписей он осуществлял лично, изготовил подписные листы по образцу, который был ему выдан избирательной комиссии, подписные листы изготовил в домашних условиях на личном принтере. В данных подписных листах не было указано о необходимости указания в них кода подразделения, выдавшего паспорт. А.А. Данасиенко также пояснил, что даже с учетом допущенных неоговоренных исправлений, заявление трактуется однозначно. Все подписавшиеся выразили свою волю на то, чтобы Дю Б.Б. был выдвинут в качестве кандидата в депутаты. Адрес проживания тоже однозначно понятен из подписного листца. Представитель заинтересованного лица - председатель Территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Нагаева З.Р. возражала против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях по представленным требованиям. Так представитель заинтересованного лица в возражениях указала, что Постановлением территориальной избирательной комиссии Завьяловского района №.9 от -дата- Дю Б.Б. кандидату в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по -адрес- одномандатному избирательному округу № отказано в регистрации в связи с недостаточным количеством достоверных и действительных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Считает обжалуемое постановление законным и обоснованным. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение помощника прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления в связи с невозможностью идентифицировать лиц по сокращенным данным, указанным в подписных листах, исследовав письменные доказательства настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему. Проанализировав фактические обстоятельства дела, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу об отказе заявителю в удовлетворении заявления. Данный вывод суда основан на следующей правовой позиции. Согласно статье 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом от -дата- № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с последующими внесёнными в него изменениями и дополнениями (далее по тексту также - Федеральный закон, ФЗ от -дата- № 67-ФЗ), который имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные данным Федеральным законом, могут устанавливаться Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. При этом в пункте 6 статьи 1 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ указано, что федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону, а в случае наличия таковых применяются нормы настоящего Федерального закона. Порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике регулируется Законом Удмуртской Республики от -дата- №-РЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» (далее по тексту также - Закон УР от -дата- №-РЗ). Правила оформления подписных листов (в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 Федерального закона от -дата- N 67-ФЗ. В соответствии со статьей 37 Федерального Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона; количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, устанавливается законом и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 25 подписей (в ред. Федерального закона от -дата- N 93-ФЗ) (пункт 1). Установленное законом количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может быть менее 10 подписей.(в ред. Федерального закона от -дата- N 93-ФЗ) (пункт 2). Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в органы местного самоуправления, подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Установленный законом субъекта Российской Федерации период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, должен составлять не менее 30 дней. (п. 5 в ред. Федерального закона от -дата- N 225-ФЗ). Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.(в ред. Федеральных законов от -дата- N 93-ФЗ, от -дата- N 225-ФЗ) (пункт 6). Право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Кандидат, избирательное объединение, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума.(в ред. Федеральных законов от -дата- N 93-ФЗ, от -дата- N 259-ФЗ) (пункт 7). Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7 и 8 к настоящему Федеральному закону. Подписные листы для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 9 к настоящему Федеральному закону. Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. (п. 8 в ред. Федерального закона от -дата- N 259-ФЗ) В соответствии со статьей 29 РЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» регистрация кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, осуществляется соответствующей территориальной избирательной комиссией. Регистрация муниципального списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, осуществляется избирательной комиссией муниципального образования. (пункт 1). Регистрация кандидата, муниципального списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2, 3 и 5 статьи 24, частях 13, 16.1 и 16.3 статьи 27 настоящего Закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, муниципального списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в частях 16, 16.1 или 16.3 настоящей статьи.(в ред. Законов УР от -дата- N 65-РЗ, от -дата- N 24-РЗ) (пункт 2). Количество представляемых для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, но не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на четыре подписи.(пункт 5). Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, привлеченных специалистов (экспертов). Заключения специалистов (экспертов) могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах.(пункт 6). Проверке могут подлежать все представленные подписи(пункт 7). По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной (пункт 9). Недействительными считаются: 1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе; 2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 6 настоящей статьи; (п. 2 в ред. Закона УР от -дата- N 24-РЗ) 3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи; 4) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом; 5) подписи избирателей с исправлением в дате их внесения в подписной лист, если это исправление специально не оговорено избирателем; 6) подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с частью 6 настоящей статьи; 7) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы; (п. 7 в ред. Закона УР от -дата- N 24-РЗ) 8) все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей, кандидатом, уполномоченным представителем политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения) имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, кандидатом, уполномоченным представителем политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения). Недостоверность подписи лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения) устанавливается на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 6 настоящей статьи; 9) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления территориальной избирательной комиссии о выдвижении кандидата, заверения избирательной комиссией муниципального образования списка кандидатов; 10) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, по месту учебы, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи; 11) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с частью 6 настоящей статьи; 12) подписи избирателей, внесенные в подписной лист после даты заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей и (или) кандидатом, в поддержку выдвижения которого собирались подписи, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, в поддержку выдвижения которого собирались подписи; (в ред. Закона УР от -дата- N 65-РЗ) 13) все подписи в подписном листе, если он заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей, не достигшим 18-летнего возраста, либо подписи в подписном листе, внесенные после заверения данного подписного листа кандидатом, уполномоченным представителем политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения); (п. 13 в ред. Закона УР от -дата- N 24-РЗ) 14) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных в соответствии с приложением 1 к настоящему Закону (пункт 11). Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с частью 11 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений (пункт 13). При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, муниципальные списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей (пункт 14). По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения) не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, муниципального списка кандидатов. В случае если проведенная избирательной комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 7 части 21, пунктом 6 части 22 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения) вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов. Повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и только в пределах подписей, подлежавших проверке. Исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от -дата- N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов). Согласно пункта 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 2 статьи 29 Закона УР «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» (далее- Закон УР) регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. В соответствии с подпунктом «д» пунктом 24 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Аналогичная норма содержится п. 7 ч. 21 статьи 29 Закона УР. В силу пункта 6.1. статьи 38 ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. В соответствии с пунктом 7 статьи 38 ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п. ст. Закона УР по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. В силу данного пункта, ведомости проверки подписных листов содержат указания на основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата. Аналогичная норма содержится в ч. 15 статьи 29 Закона УР. Таким образом, протокол рабочей группы об итогах проверки подписных листов кандидата, это документ в котором указывается количество заявленных, представленных, проверенных, признанных недействительными подписей, основания (причины) признания недействительными общего количества подписей. Можно сделать вывод, что основаниями признания подписей недействительными- являются нормы закона, а причины - фактическое обстоятельство признания таковой. Следовательно, для того, чтобы установить законность или незаконность принятого решения территориальной избирательной комиссией необходимо установить действительность или недействительность подписей избирателей в подписных листах кандидата в депутаты. Это не повторная проверка подписных листов, это установление фактов признания подписей недействительными. Для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по -адрес- избирательному округу № необходимое число подписей избирателей данного округа составляет -данные изъяты- подписей. Из представленного суду заявителем протокола об итогах проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты по -адрес- избирательному округу № Дю Б.Б. следует, что всего избирательной комиссии представлено -данные изъяты- подписи из них проверено -данные изъяты- подписи избирателей, признаны достоверными- ноль подписей. Заявитель был надлежащим образом уведомлен о дате и месте рассмотрения вопроса о регистрации кандидата в депутаты, о чем имеется соответствующая подпись заявителя. Согласно Постановлению №.9 Территориальной избирательной комиссии Завьяловского района УР от -дата- признаны действительными- -данные изъяты- подписей избирателей представленных кандидатом в депутаты Дю Б.Б.. Анализ федерального и регионального законодательства свидетельствует о том, что указание в подписном листе не полных сведений является нарушением закона. Действующее избирательное законодательство не содержит норм, обязывающих суд выяснять, не препятствуют ли однозначному восприятию представленные сведения, исключается ли иное толкование данных, указанных в подписных листах. В подписных листах № в заверительных надписях после фамилии лица, осуществлявшего сбор подписей и самого кандидата указаны инициалы, а не имя и отчество. В заверительной надписи лица, осуществлявшего сбор подписей не указан субъект РФ в адресе места жительства, дата рождения, наименование или код подразделения выдавшего паспорт. Недействительными признаются -данные изъяты- подписи согласно пп. 3 п. 6-4 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ. В подписном листе № записи № записи № содержатся сокращения, не позволяющие однозначно прочитать. Подписной лист №- имеется не оговоренное исправление в дате заверения лица, осуществившего сбор подписей, недействительными признаются -данные изъяты- подписей согласно п.п з п. 6-4 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ. Также в ходе судебного рассмотрения установлены другие пороки в подписных листах, позволяющие признать их согласно закону недействительными: в подписных листах имеются недопустимые сокращения в имени, отчестве, например в подписном листе №, записи № в подписном листе № - записи № в подписном листе №- записи №. В заверительном листе № в строке «год рождения» - дата -дата-, во всех подписных листах отсутствует код подразделения органа, выдавшего паспорт. Основанием для отказа Дю Б.Б. в регистрации в качестве кандидата в регистрации в качестве депутата Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по -адрес- избирательному округу № послужили обстоятельства, связанные с недействительностью (недостоверностью) представленных им подписей избирателей. Между тем, действующее законодательство (пункт 1.1. статьи 38 Федерального Закона от -дата- № 67-ФЗ) не предусматривает возможность внесения каких-либо изменений в подписные листы с подписями избирателей. При рассмотрении заявления Дю Б.Б. оснований для отмены решения территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по -адрес- избирательному округу Дю Б.Б. не усматривает. Приведенные в заявлении доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления. Руководствуясь ст. 194-198, 360,361,366 ГПК РФ, Завьяловский районный суд Удмуртской Республики, Р Е Ш И Л: Заявление заявлению Дю Б.Б.: - об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Завьяловского района УР №.9 от -дата- «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу, - о возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Завьяловского района УР зарегистрировать Дю Б.Б. в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования Завьяловский района пятого созыва по -адрес- избирательному округу, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение пяти дней со дня его оглашения. Мотивированное решение изготовлено судьей -дата-. Председательствующий судья Ю.Л.Христолюбов