Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 ноября 2011 года село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Сентяковой Н.Н., при секретаре судебного заседания Денисовой Л.А., с участием: - прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики в лице помощника прокурора Гареевой Н.Р., - заинтересованного лица - территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики в лице председателя комиссии Н.З.Р. (удостоверение №, выдано -дата- ЦИК УР, действительно до -дата-), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Загитова З.З. о защите избирательных прав, У С Т А Н О В И Л: Загитов З.З. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, в котором просит признать незаконным постановление территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики № от -дата- об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу № и возложении на территориальную избирательную комиссию Завьяловского района Удмуртской Республики обязанности по регистрации Загитова З.З. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу №. Требования мотивированы тем, что -дата- он был выдвинут в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики по -адрес- одномандатному избирательному округу №. После его выдвижения, он в соответствии со ст. 24 ч. 2, 26, 28 Закона Удмуртской Республики №-рз от -дата- «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» и ст. 33 ч. 2, 34 и 37 ФЗ №-фз «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» приобрёл статус кандидата в депутаты и начал сбор подписей избирателей в поддержку своего выдвижения, необходимых для последующей регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики по -адрес- одномандатному избирательному округу № согласно ст. 29 ч. 2 Закона Удмуртской Республики №-рз от -дата- и ст. 38 ч. 1 ФЗ №-фз. -дата- подписные листы с подписями избирателей в общем количестве -данные изъяты- были представлены им в территориальную избирательную комиссию Завьяловского района Удмуртской Республики. -дата- в результате проверки представленных подписных листов были признанными недействительными все -данные изъяты- подписи (о чём был составлен протокол), из которых: - -данные изъяты- подписей признаны недействительными как подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, несоответствующие действительности на основании пункта 3 части 12 ст. 29 Закона Удмуртской Республики №-рз от -дата-; - -данные изъяты- подписи признаны недействительными как подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, на основании пункта 6 части 11 ст. 29 Закона Удмуртской Республики №-рз от -дата-; - все -данные изъяты- подписи признаны недействительными как подписи избирателей в подписных листах, форма которых не соответствует требованиям приложения 8 к ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», и (или) в которые не внесены сведения, предусмотренные частью 6 ст. 28 Закона УР №-рз от -дата- В этот же день на заседании избирательной комиссии при проверке порядка его (Загитова З.З.) выдвижения было вынесено Постановление за №.28 об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по -адрес- одномандатному избирательному округу №, которое он считает незаконным по следующим основаниям: Что касается сведений, предусмотренных частью 6 ст. 28 Закона Удмуртской республики №-рз от -дата-, то в его подписных листах все сведения о нём, как о кандидате имеются. При этом закон не содержит требования о внесении в подписные листы сведений об адресе места жительства самого кандидата в соответствии с пунктом 5 статьи 2 ФЗ №-фз «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ...», не предписывает указывать полностью адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому кандидат зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учёта граждан по месту жительства в пределах Российской Федерации). Такие требования о сведениях в подписных листах законом предусмотрены только в отношении избирателей.В его (Загитова З.З.) подписных листах место его проживания указано как: -адрес-. Данные сведения позволяют чётко установить место его проживания, поскольку в -адрес- только одно. Данные сведения не способны каким-либо образом ввести избирателей в заблуждение относительно места его проживания. Они не позволяют толковать его иначе и не допускают его неоднозначного восприятия. То есть, эти данные не способны каким-либо образом нарушить действительную волю избирателей, поставивших свои подписи за его выдвижение кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по -адрес- одномандатному избирательному округу № или воспрепятствовать их действительной воле иным образом. Из-за неправильного признания указанных подписей недействительными установленный законом (пунктом 7 части 21 статьи 29 Закона УР №-рз от -дата-) допустимый предел недействительных подписей, составляющий в его случае -данные изъяты- подписей, был превышен, что и явилось в конечном итоге основанием для отказа ему в регистрации кандидатом в депутаты. Считает, что территориальная избирательная комиссия Завьяловского района Удмуртской Республики при осуществлении действий по проверке подписных листов и порядка его выдвижения ошибочно признал все подписи избирателей в представленных им подписных листах недействительными и, нарушив пункт 1 статьи 38 ФЗ №-фз «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ...», вынес незаконное постановление от -дата- за №.28 «Об отказе в регистрации Загитову З.З. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу №», которым нарушается его избирательное право на равных основаниях с другими лицами участвовать в выборах и быть избранным в представительные органы муниципального образования Удмуртской Республики, гарантированное частью 2 ст. 32 Конституции РФ; статьями 4 и 5 ФЗ №-фз «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»; статьей 5 Закона УР №-рз от -дата- «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике». В настоящее судебное заседание заявитель Загитов З.З. не явился, о дне, времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела извещён надлежащим образом. В соответствии со ст.260.1 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя. Представитель заинтересованного лица - территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики, Н.З.Р. с требованиями не согласна. Представила суду письменные возражения по заявленным требованиям. В своих возражениях территориальная избирательная комиссия Завьяловского района Удмуртской Республики указывает, что необходимое количество подписей избирателей по -адрес- избирательному округу № составляет 67. В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Аналогичная норма содержится и в пункте 7 части 21 статьи 29 Закона Удмуртской Республики «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике». Из заявленных -данные изъяты- подписей кандидата в депутаты Загитова З.З. 74 подписи были проверены и все признаны недействительными. В сведениях о кандидате в подписных листах №,№,№,№,№,№,№,№,№,№ не указано наименование района, в котором находится место жительства кандидата («Завьяловский район») - неполные сведения о кандидате согласно утверждённой форме по приложению № к ФЗ, в соответствии с п.п. з п.6-4 ст.38, п.8 ст.37 ФЗ признаются недействительными все подписи. В сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в подписных листах №,№,№,№,№,№,№,№,№,№ не указана дата рождения этого лица, что является основанием для признания -данные изъяты- подписей недействительными в соответствии с п.п. з п.6.4 ст.38 ФЗ. В подписном листе № (запись №) не указан полностью адрес места жительства избирателя. Основание для признания подписи недействительной - п.п. г п.6.4 ст.38 ФЗ. В подписных листах № (запись №), № (запись №), № (запись №) имеются исправления в датах внесения, не оговорённые избирателями. В соответствии с п.п. е п.6.4 ст.38 ФЗ недействительны 3 подписи избирателей. В подписных листах № (записи №-№), № (записи №-№), № (записи №-№), № (записи №,№,№,№,№,№), № (записи №,№,№,№), № (записи №,№,№) имеются исправления в сведениях избирателей, не оговорённые избирателями или лицом, осуществившим сбор подписей, - в соответствии с п.п. ж п.6.4 ст.38 ФЗ недействительными признаются -данные изъяты- подписей. На основании справки ОУФМС в Завьяловском районе признаны недействительными 6 подписей избирателей: подписные листы № (запись №), № (запись №), № (запись №,№), № (запись №), № (запись №), в соответствии с п.п. в п.6.4 ст.38 ФЗ. Количество недействительных подписей превышает 10 % от общего количества проверенных подписей, достоверных и действительных подписей для регистрации не достаточно. Решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» по -адрес- одномандатному избирательному округу № Загитову З.З. принималось с учётом того, что подписи признавались недействительными согласно нормам Федерального закона. Основано решение избирательной комиссии на недостаточности достоверных подписей избирателей для регистрации, наличии более 10 % недействительных подписей. При принятии решения оценивался протокол и ведомость об итогах проверки подписей в совокупности с иными документами и материалами о недействительности подписей, представленных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Загитова З.З. Территориальная избирательная комиссия считает постановление об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва Загитова З.З. №.28 от -дата- законным и обоснованным. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся письменные материалы, заключение помощника прокурора Гареевой Н.Р. полагавшей, что в удовлетворения заявления Загитову З.З. следует отказать, поскольку при сборе подписей были нарушены нормы Федерального закона, суд приходит к следующему. Согласно статье 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом от -дата- № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с последующими внесёнными в него изменениями и дополнениями (далее по тексту также - Федеральный закон, ФЗ от -дата- № 67-ФЗ), который имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные данным Федеральным законом, могут устанавливаться Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике регулируется Законом Удмуртской Республики от -дата- №-РЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» (далее по тексту также - Закон УР, Закон УР от -дата- №-РЗ). Как установлено в судебном заседании, решением Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики от -дата- № на -дата- назначены выборы Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва, текст решения опубликован в газете «П» от -дата- №. -дата- в территориальную избирательную комиссию Завьяловского района Удмуртской Республики (далее по тексту также - ТИК Завьяловского района, Комиссия) в соответствии со ст. 33, 34 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ и ст. 26, 26 Закон УР от -дата- №-РЗ поступило уведомительное письмо о самовыдвижении гражданина Российской Федерации Загитова З.З. и его заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу №. -дата- Загитовым З.З. в ТИК Завьяловского района представлены -данные изъяты- подписных листов с -данные изъяты- подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу №. -дата- состоялось заседание ТИК Завьяловского района по вопросу проверки подписей в подписных листах, представленных Загитовым З.З. В результате проверки было установлено, что -данные изъяты- подписей принадлежат избирателям, указавшим в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, -данные изъяты- подписи избирателей имеют исправления в датах их внесения в подписной лист, все подписные листы изготовлены с несоблюдением требований, предусмотренных частью 2 статьи 28 Закона УР «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике». По итогам проверки комиссией составлен протокол, в котором все -данные изъяты- подписи избирателей, собранных в поддержку выдвижения Загитова З.З. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу №, признаны недействительными, копия протокола получена Загитовым З.З. в этот же день. Постановлением территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики от -дата- №.28 Загитову З.З. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу № в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, на основании части 17, пункта 7 части 21 статьи 29 Закона УР от -дата- №-РЗ. Оспаривая указанное постановление, заявитель ссылается на ошибочность выводов ТИК Завьяловского района при осуществлении действий по проверке подписных листов в части недействительности подписей, и несоответствие таких выводов пункту 1 статьи 38 Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ. Анализируя доводы заявителя о незаконности вынесенного постановления, суд исходит из следующего. Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, является одним из оснований для отказа в регистрации кандидата. Количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу №, составляет 67. Согласно ведомости проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты по -адрес- избирательному округу № Загитова З.З. от -дата- рабочей группой территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики были проверены -данные изъяты- подписных листов, содержащих -данные изъяты- подписи избирателей, и установлено, что: - в подписном листе № (-данные изъяты- подписей) подписи в строках № являются недействительными на основании ч.6 п.12 ст.28, ч.12 п.3 ст.29; - в подписном листе № (-данные изъяты- подписей) подписи в строках № являются недействительными на основании ч.6 п.12 ст.28, ч.12 п.3 ст.29; - в подписном листе № (-данные изъяты- подписей) подписи в строках № являются недействительными на основании ч.6 п.12 ст.28; - в подписном листе № (-данные изъяты- подписей) подписи в строках № являются недействительными на основании ч.6 п.12 ст.28, ч.12 п.3 ст.29; - в подписном листе № (-данные изъяты- подписей) подписи в строках № являются недействительными на основании ч.6 п.12 ст.28, ч.12 п.3 ст.29; - в подписном листе № (-данные изъяты- подписей) подписи в строках № являются недействительными на основании ч.6 п.12 ст.28; - в подписном листе № (-данные изъяты- подписи) подписи в строках № являются недействительными на основании ч.6 п.12 ст.28; - в подписном листе № (-данные изъяты- подписи) подписи в строках № являются недействительными на основании ч.6 п.12 ст.28, ч.12 п.3 ст.29; - в подписном листе № (-данные изъяты- подписи) подписи в строках № являются недействительными на основании ч.6 п.12 ст.28; - в подписном листе № (-данные изъяты- подписей) подписи в строках № являются недействительными на основании ч.6 п.12 ст.28. Комиссией все -данные изъяты- подписи признаны недействительными. Со слов председателя ТИК Завьяловского района Н.З.Р., рабочая группа, руководителем которой она является, при проверке подписных листов руководствовалась как нормами Федерального закона от -дата- № 67-ФЗ, так и нормами Закона Удмуртской Республики от -дата- №-РЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике», ссылки на которые имеются в ведомости. На сегодняшний день в этих двух нормативных актах имеются противоречия, однако постановление об отказе в регистрации кандидата в депутаты Загитова З.З. вынесено в соответствии с федеральным законодательством. Действительно, Федеральными законами от -дата- № 143-ФЗ, от -дата- № 200-ФЗ, от -дата- № 259-ФЗ, от -дата- № 262-ФЗ и от -дата- № 263-ФЗ в Федеральный закон от -дата- № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» внесены изменения, которые не нашли своего отражения в Законе Удмуртской Республики от -дата- №-РЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике». По требованию пункта 6 статьи 1 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона. Таким образом, при проверке законности вынесенного территориальной избирательной комиссией Завьяловского района Удмуртской Республики постановления от -дата- за №.28 «Об отказе в регистрации Загитову З.З. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу №», суд руководствуется прежде всего нормами федерального законодательства. В силу пункта 1 статьи 38 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи). Процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными должна предусматриваться Законом (пункт 3 статьи 38 Федерального закона). Исходя из положений статьи 29 Закона УР от -дата- №-РЗ в части, не противоречащей действующему федеральному законодательству, соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, привлечённых специалистов (экспертов). Заключения специалистов (экспертов) могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах (пункт 6). Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного частью 1 статьи 28 (2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее 10 подписей) настоящего Закона необходимого для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). При этом количество подписей, отобранных для проверки, должно быть одинаковым для всех кандидатов по соответствующему избирательному округу, для всех муниципальных списков кандидатов. Процедура проведения случайной выборки (жребия) по одномандатному избирательному округу определяется соответствующей территориальной избирательной комиссией, по муниципальному избирательному округу - избирательной комиссией муниципального образования (пункт 7). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов (пункт 3 статьи 38 Федерального закона). По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Федерального закона). Перечень оснований для признания подписи недействительной изложен в пункте 6.4 статьи 38 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ. Согласно представленной суду выписке из протокола заседания территориальной избирательной комиссии Завьяловского района от -дата- №, все подписи, имеющиеся в подписных листах признаны недействительными по причине отсутствия в них в сведениях о кандидате указания на наименование района, в котором находится место жительства кандидата - Завьяловский район, а также отсутствия указания в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, даты рождения этого лица. В соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объёме или не соответствуют действительности все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными. Возрастной ценз для лица, обладающего правом сбора подписей избирателей, - 18 лет, установлен пунктом 7 статьи 37 Федерального закона. По требованию пункта 12 этой же нормы каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно должно указать свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату её внесения. Из представленных суду копий листов с подписями избирателей в поддержку кандидата в депутаты Загитова З.З. усматривается, что подписи собраны самим кандидатом, сведения о дате его рождения в подписном листе имеются в преамбуле подписного листа, что определяет возможность установления возраста лица, осуществляющего сбор подписей и, соответственно, его правомочности в осуществлении сбора подписей. Отсутствие в подписных листах, представленных Загитовым З.З., сведений о дате рождения лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, не мешает с достоверностью его идентифицировать, в связи с чем все имеющиеся в этих листах подписи неправомерно признаны комиссией недействительными. Согласно действующему федеральному законодательству, подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам в соответствии с приложениями 7 и 8 Федеральному закону от -дата- № 67-ФЗ (пункт 8 ст. 37). Форма подписного листа, имеющегося в приложении 8 к Федеральному закону, в качестве обязательных реквизитов содержит указание на место жительства кандидата в депутаты и требует обозначения наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта. Однако суд не может согласиться с указанными доводами ТИК Завьяловского района по следующим основаниям. Пунктом 5 статьи 2 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ определено понятие «адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учёта граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от -дата- № «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав, права на участие в референдуме граждан РФ» указано, что адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума может не содержать всех указанных выше реквизитов с учётом фактических особенностей места жительства избирателя. Определением Конституционного Суда РФ от -дата- №-О-О по жалобе гражданина Б.А.П. на нарушение его конституционных прав подпунктом 5 статьи 2 и пунктом 1.1 статьи 38 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определена следующая правовая позиция. Согласно подпункту 5 статьи 2 ФЗ от -дата- № 67-ФЗ адрес места жительства - это тот адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учёта граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таким образом, исходя из буквального смысла приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражён в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства. В силу пункта 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от -дата- №) такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации и, в отдельных случаях, свидетельство о регистрации по месту жительства. Закрепленный в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Содержащееся в нем законоположение не означает, что избирательные комиссии, на которые данным Федеральным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан (пункт 3 статьи 20), должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве о регистрации по месту жительства). Иное понимание данного законоположения допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя, тем самым приводя к нарушению конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования. При выяснении анкетных данных заявителя в предварительном судебном заседании было установлено, что в паспорте Загитова З.З. в разделе «место жительства» указания на «Завьяловский район» не имеется, место жительства указано как «-адрес-». Следовательно, данные, имеющиеся в подписных листах о месте жительства Загитова З.З., соответствуют сведениям, указанным в его паспорте. Установленное в судебном заседании обстоятельство не может, по мнению суда, являться нарушением избирательного законодательства и не может служить основанием для признания недействительными -данные изъяты- подписей избирателей. Одним из оснований для отказа Загитову З.З. в регистрации кандидатом в депутаты явилось наличие исправлений в сведениях об избирателях, не оговорённых избирателями или лицом, осуществившим сбор подписей, в подписных листах № (записи №), № (записи №), № (записи №), № (записи №), № (записи №), № (записи №), что, по мнению комиссии, противоречит подпункту «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, в связи с чем признаны недействительными -данные изъяты- подписей. При визуальном исследовании вышеперечисленных записей в подписных листах усматривается, что в сведения избирателей внесены исправления в виде дописки наименования субъекта и района адреса места жительства избирателей. Вместе с тем, по смыслу пункта 11 статьи 37 Федерального закона избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату её внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату её внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату её внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. В этой связи, записи о наименовании субъекта и района адреса места жительства, имеющиеся в сведениях об избирателях в подписных листах № (записи №), № (записи №), № (записи №), № (записи №), № (записи №), № (записи №), не могут быть расценены как исправления, и, следовательно, не могут быть признаны недействительными, что, в свою очередь, не может являться основанием для признания подписей избирателей недействительными и, соответственно, основанием для отказа в регистрации Загитова З.З. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу №. Между тем, как указывает комиссия и усматривается из представленных суду копий подписных листов, представленных Загитовым З.З., в подписных листах № (запись №), № (запись №), № (запись №) имеются исправления в датах внесения подписей избирателей, не оговорённые самими избирателями, при этом какие-либо надписи, удостоверяющие подлинность внесённых исправлений, в подписных листах отсутствуют. Основание для признания таких подписей недействительными изложено в подпункте «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, в котором сказано, что подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, признаются недействительными, что свидетельствует о законности выводов комиссии. Суд отмечает, что закон предусматривает осуществление исправлений, но при условии, если они будут оговорены избирателем или лицом, осуществлявшим сбор подписей, чего не было сделано в отношении вышеназванных исправлений. Таким образом, выводы избирательной комиссии в этой части являются правомерными. Ещё одним основанием для признания -данные изъяты- подписей избирателей в представленных подписных листах недействительными явилось указание в них сведений, не соответствующих действительности, что противоречит подпункту «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона. В таких случаях подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. Исходя из информации, представленной Управлением Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республики (отделение в Завьяловском районе) -дата- за №, не соответствуют действительности сведения, внесённые в подписные листы в отношении следующих избирателей: Выводы избирательной комиссии о признании недействительными указанных выше подписей избирателей основаны на нормах закона и поэтому судом принимаются за основу. Таким образом, в судебном заседании установлены основания для признания -данные изъяты- подписей из -данные изъяты-, имеющихся в -данные изъяты- подписных листах, представленных Загитовым З.З. территориальной избирательной комиссии Завьяловского района, вследствие чего кандидат в депутаты Загитов З.З. располагает -данные изъяты- подписями, собранными в его поддержку. Как указывалось выше, необходимое количество подписей избирателей по -адрес- избирательному округу № по выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва, составляет -данные изъяты-. По смыслу действующего избирательного законодательства обязанность по надлежащему оформлению подписных листов, оформлению и составлению протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата и представлению названных документов в соответствующую избирательную комиссию для регистрации возлагается на кандидата, как на лицо, претендующее на замещение должности в представительном органе местного самоуправления посредством прямых выборов. Судом первой инстанции было установлено, что возложенная на заявителя обязанность в данном случае не была выполнена. Согласно части 17 статьи 29 Закона Удмуртской Республики от -дата- №-РЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» соответствующая избирательная комиссия обязана в течение 7 дней проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящего Закона и принять решение о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо об отказе в регистрации. В силу пункта 7 части 21 этой же статьи недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки являются в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу. Вышеназванные нормы Закона Удмуртской Республики являются действующими и не противоречат федеральному законодательству. При таких обстоятельствах, суд находит постановление территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики от -дата- №.28 «Об отказе в регистрации Загитову З.З. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу №» законным и обоснованным, а требования Загитова З.З. об отмене данного постановления и возложении на территориальную избирательную комиссию Завьяловского района Удмуртской Республики обязанности по регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу № подлежащими оставлению без удовлетворения. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Загитова З.З. о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики от -дата- №.28 «Об отказе в регистрации Загитову З.З. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- избирательному округу №» и возложении на территориальную избирательную комиссию Завьяловского района Удмуртской Республики обязанности по регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва по -адрес- одномандатному избирательному округу № оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение пяти дней со дня принятия судом решения путем подачи кассационной жалобы через Завьяловский районный суд УР. Мотивированное решение изготовлено -дата-. Председательствующий судья Сентякова Н.Н. Копия верна: Судья
Избирательной комиссией признаны недействительными все подписи Загитова З.З. в подписных листах №, поскольку не указано наименование района места жительства кандидата в депутаты. По мнению избирательной комиссии, данные сведения о кандидате обязательны для заполнения согласно утверждённой форме подписного листа (приложение № к ФЗ от -дата- № 67-ФЗ), что в силу подпункта «з» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона является основанием для признания всех имеющихся в них подписей недействительными.