дело № 2-1366/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 03 ноября 2011 года село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Гущиной С.Д., при секретаре судебного заседания Гуковой С.А. с участием: - представителя истца - прокурора Вихарева Е.И. - представителя ответчика - Набокова М.В. (по доверенности) рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Крестьянскому хозяйству «З» о признании деятельности по использованию лесного участка противоречащей требованиям закона и запрещении деятельности до получения положительного заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов, у с т а н о в и л: Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Крестьянскому хозяйству «З» о признании деятельности по использованию лесного участка противоречащей требованиям закона и запрещении деятельности до получения положительного заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов. Требования прокурором мотивированы тем, что Запись о внесении Крестьянского хозяйства «З» (далее - КХ «З») в единый государственный реестр юридических лиц внесена -дата- за основным государственным регистрационным номером № Межрайонной инспекцией МНС России № по Удмуртской Республике. В соответствии с Уставом КХ «З» целями деятельности Хозяйства являются получение доходов и извлечение прибыли от собственной деятельности, повышение благосостояния его членов и работников (п.3.1). Виды деятельности КХ «З» перечислены в п. 3.2 Устава. -дата- Управлением охраны фауны Удмуртской Республики КХ «З» выдана долгосрочная лицензия (серия №) на пользование объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, срок действия которой до -дата-. КХ «З» является арендатором лесного участка площадью 7377,9 га, расположенного в Удмуртской Республике, ГУ УР «Я»: кварталы №, №, №, №, №, №, №, №, № (выдел №), №, № (выдел №), № (выдел №), №, №, для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты на основании договора аренды лесного участка № от -дата-, заключенного с Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики. Указанный договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике -дата-, срок его действия договора с момента государственной регистрации. На указанном лесном участке КХ «З» осуществляет деятельность по ведению охотничьего хозяйства. Из объяснений главы КХ «З» Л.М.В. от -дата- следует, что лесной участок используется в целях охотхозяйственной деятельности, а именно для прикормки диких животных, их защиты и охраны, в основном участок используется как воспроизводственный. На лесном участке расположены подкормочные участки, имеется информация о его границах для охотников и посетителей леса. На территории лесного участка постоянно находятся егеря, осуществляющие контроль за порядком. Данная деятельность ведется с момента заключения договора аренды на лесной участок и получения лицензии на осуществление охотхозяйственной деятельности. Факт использования лесного участка КХ подтверждается материалами дела о совершении главой КХ «З» Л.М.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ (протокол от -дата- № в отношении должностного лица - Л.М.В., постановление Министерства лесного хозяйства УР от -дата- о назначении административного наказания главе КХ Л.М.В. по ст. 8.25 ч. 4 КоАП РФ). Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой в ходе проверки установлено, что КХ «З» осуществляет пользование лесным участком по договору аренды № от -дата- без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, что является нарушением требований лесного законодательства Российской Федерации. В соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ на арендованных участках леса обеспечение противопожарной и санитарной безопасности, проведение мер по воспроизводству лесов возложено на арендатора лесного участка, который должен осуществлять их в соответствии с утвержденным проектом освоения лесов, имеющим положительное заключение экспертизы. В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Набокова М.В. исковые требования признала в полном объеме. Пояснила, что все обстоятельства, на которых прокурор основывает свои требования, имеют место. Представителем третьего лица Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики представлено заявление с просьбой рассмотреть дело без участия представителей третьих лиц. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело без участия третьих лиц. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с Уставом КХ «З» целями деятельности Хозяйства являются получение доходов и извлечение прибыли от собственной деятельности, повышение благосостояния его членов и работников (п.3.1). Виды деятельности КХ «З» перечислены в п. 3.2 Устава. -дата- Управлением охраны фауны Удмуртской Республики КХ «З» выдана долгосрочная лицензия (серия №) на пользование объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, срок действия которой до -дата-. КХ «З» является арендатором лесного участка площадью 7377,9 га, расположенного в Удмуртской Республике, ГУ УР «Я»: кварталы №, №, №, №, №, №, №, №, № (выдел №), №, № (выдел №), № (выдел №), №, №, для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты на основании договора аренды лесного участка № от -дата-, заключенного с Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики. Указанный договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике -дата-, срок его действия договора с момента государственной регистрации. На указанном лесном участке КХ «З» осуществляет деятельность по ведению охотничьего хозяйства. Из объяснений главы КХ «З» Л.М.В. от -дата- следует, что лесной участок используется в целях охотхозяйственной деятельности, а именно для прикормки диких животных, их защиты и охраны, в основном участок используется как воспроизводственный. На лесном участке расположены подкормочные участки, имеется информация о его границах для охотников и посетителей леса. На территории лесного участка постоянно находятся егеря, осуществляющие контроль за порядком. Данная деятельность ведется с момента заключения договора аренды на лесной участок и получения лицензии на осуществление охотхозяйственной деятельности. Факт использования лесного участка КХ подтверждается материалами дела о совершении главой КХ «З» Л.М.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ (протокол от -дата- № в отношении должностного лица - Л.М.В., постановление Министерства лесного хозяйства УР от -дата- о назначении административного наказания главе КХ Л.М.В. по ст. 8.25 ч. 4 КоАП РФ). Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой в ходе проверки установлено, что КХ «З» осуществляет пользование лесным участком по договору аренды № от -дата- без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, что является нарушением требований лесного законодательства Российской Федерации. В соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ на арендованных участках леса обеспечение противопожарной и санитарной безопасности, проведение мер по воспроизводству лесов возложено на арендатора лесного участка, который должен осуществлять их в соответствии с утвержденным проектом освоения лесов, имеющим положительное заключение экспертизы. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Лесной участок, используемый Крестьянским хозяйством «З» по договору аренды № от -дата- находится в собственности Российской Федерации на основании свидетельства о государственной регистрации права от -дата- №. В соответствии с ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ к видам использования лесов отнесено осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства (п. 5). Согласно ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, обязаны составлять проект освоения лесов. В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются (ч. 5 ст. 12 Лесного кодекса РФ): 1) организация использования лесов; 2) создание и эксплуатация объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других объектов); 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира. Согласно ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден приказом Министерства сельского хозяйства от -дата- №. В соответствии с п. 12 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки в проекте освоения лесов при осуществлении деятельности в сфере охотничьего хозяйства должны содержаться: основные параметры и нормативы использования лесов для ведения охотничьего хозяйства в соответствии с лесохозяйственным регламентом; характеристика охотничьих угодий, численность объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (тематическая лесная карта); сведения о видах животного мира, отнесенных к объектам охоты, допустимый объем добычи и проектируемые мероприятия по их охране; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется проведение биотехнических мероприятий, и их пространственное размещение (тематическая лесная карта). Проект освоения лесов включает такие разделы как: организация использования лесов; мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов; мероприятия по охране объектов животного мира. В соответствии с требованиями ст.ст. 51-55 Лесного кодекса РФ к мероприятиям по охране и защите лесов относятся мероприятия по охране лесов от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Противопожарное обустройство лесов, а также меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. В соответствии с требованиями ст.ст. 61, 64 Лесного кодекса РФ воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами. Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов. Таким образом, в соответствии с указанными требованиями Лесного кодекса РФ на арендованных участках леса обеспечение противопожарной и санитарной безопасности, проведение мер по воспроизводству лесов возложено на арендатора лесного участка, который должен осуществлять их в соответствии с утвержденным проектом освоения лесов, имеющим положительное заключение экспертизы. Проект освоения лесов является документом, устанавливающим состав и порядок проведения мероприятий по охране и защите лесов, их воспроизводству для конкретного лесного участка с учетом его целевого использования. В силу ч. 6 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от -дата- №РЗ «О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства» после государственной регистрации договора аренды лесного участка, подписания передаточного акта и представления арендодателю разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы арендаторы приобретают право осуществлять использование лесов в соответствии с условиями договора аренды лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Согласно ст. 3 указанного Закона юридические лица, которым предоставлены лесные участки в аренду для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, обязаны: представлять арендодателю в установленные сроки проект освоения лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на переданном в аренду лесном участке, осуществлять использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в строгом соответствии с проектом освоения лесов. Требования о необходимости разработки проекта освоения лесов установлены и договором аренды лесного участка. В соответствии с п. «в» п. 13 договора аренды от -дата-, заключенного между Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики (арендодатель) и КХ «З» (арендатор), Арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Согласно п. п. «а», «г» п. 12 договора аренды лесного участка № КХ «З» имеет право: после государственной регистрации договора и предоставления Арендодателю разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора; возводить временные постройки и осуществлять благоустройство лесного участка в соответствии с проектом освоения лесов. Однако в нарушение указанных требований закона и договора аренды лесного участка КХ «З» осуществляет пользование лесным участком без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. К одним из принципов лесного законодательства относятся обеспечение охраны и защиты лесов, а также использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека (п.п. 6, 8 ст. 1 Лесного кодекса РФ). В силу ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» леса являются объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения и иного воздействия хозяйственной и иной деятельности. По требованию ст. 3 (абз.5) Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов являются необходимыми условиями обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Исходя из п. 4 ст. 1 Лесного кодекса РФ обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах является одним из основных принципов лесного законодательства. В свою очередь охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов являются необходимыми условиями обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности закреплен в ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Использование лесного участка без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, и, соответственно, без соблюдения установленных требований по охране и защите лесов, являются нерациональным использованием природных ресурсов, создает угрозу негативного воздействия на лес, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации как собственника лесных ресурсов и неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды. КХ «З» осуществляет использование лесного участка без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, что влечет прямое нарушение интересов Российской Федерации как собственника лесного участка, а также неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды. Таким образом, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (ст. 173 ГПК РФ). Как видно из материалов гражданского дела, признание иска ответчиком не противоречит требованию закона, не нарушает прав и законных интересов других лиц. Поэтому считает возможным принять признание иска ответчиком. На основании ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В силу ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежит взысканию в доход бюджет муниципального района по месту рассмотрения дела. Прокурор в силу подп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ при подаче настоящего иска в суд был освобожден от уплаты государственной пошлины. В связи с чем государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики в размере 4000 рублей. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Крестьянскому хозяйству «З» о признании деятельности по использованию лесного участка противоречащей требованиям закона и запрещении деятельности до получения положительного заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов удовлетворить в полном объеме. Признать деятельность Крестьянского хозяйства «Заречное» по использованию лесного участка площадью 7377,9 га, расположенного в Удмуртской Республике, ГУ УР «Я»: кварталы №,№, №, №, №, №, №, №, № (выдел №), № (выдел №), №, № для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты на основании договора аренды лесного участка № от -дата- с Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы противоречащей требованиям ч.1 ст.88 Лесного кодекса. Запретить деятельность Крестьянского хозяйства «З» по использованию участка без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы с -дата- до получения положительного заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов. Взыскать с Крестьянского хозяйства «З» в доход бюджета муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики государственную пошлину в размере 4000 (четырех тысяч) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, вынесший решение. Мотивированное решение изготовлено судьей -дата-. Председательствующий судья С.Д.Гущина