О возложении обязанности отремонтировать дорогу



дело № 2-1166\11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 ноября 2011 года                                                   село Завьялово УР

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Христолюбова Ю.Л., при секретаре Чернышевой Т.В.,

с участием:

- помощника прокурора Завьяловского района Ильина С.М.,

- представителя ответчика Петровой В.К., действующей на основании доверенности от -дата-, сроком на 1 год,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Завьяловского района УР к Администрации МО «Завьяловский район» о понуждении к исполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения,

У С Т А Н О В И Л:

-адрес- УР обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Завьяловский район», в котором просит:

- признать бездействие Администрации МО «Завьяловский район», выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги, расположенной в границах муниципального образования «Завьяловский район» находящейся в собственности МО «Завьяловский район» по адресу: -адрес- незаконным;

- обязать Администрацию МО «Завьяловский район» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по приведению вышеуказанной дороги в соответствие с ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения», а именно:

- 0+010 км. остановка общественного транспорта- произвести ремонт выбоин, превышающих предельно;

- 1+200 км. напротив АЗС- произвести ремонт выбоин, превышающих предельно допустимые размеры;

- 1+100 км., 1+400км.- вырубить древесно- кустарниковую растительность, затрудняющую видимость дорожных знаков и примыкание с второстепенной дорогой;

- 1+500 км. произвести ремонт обочины путем выравнивания заниженных обочин относительно прилегающей кромки проезжей части или установки бордюра.

- 1+500 км. произвести ремонт выбоин, превышающих предельно допустимые размеры;

- 1+550 км.- вырубить древесно- кустарниковую растительность, затрудняющую видимость дорожных знаков, произвести ремонт обочины путем выравнивания заниженных обочин относительно прилегающей кромки проезжей части или установки бордюра;

- 1+600 км.- произвести ремонт выбоин, превышающих предельно допустимые размеры;

- 1+650 км.- произвести ремонт обочины путем выравнивания заниженных обочин относительно прилегающей кромки проезжей части или установки бордюра, ремонт разрушенной кромки дорожного полотна;

- 1+650, 1+670 км - произвести ремонт выбоин, превышающих предельно допустимые размеры;

- 1+800 км.- установить дорожные знаки 5.19.2, 3.24, 1.17 в соответствии с требованиями ГОСТ Р52289-2004.

- 1+850- произвести ремонт обочины путем выравнивания заниженных обочин относительно прилегающей кромки проезжей части или установки бордюра;

- 1+900 км. - вырубить древесно- кустарниковую растительность, затрудняющую видимость примыкания с второстепенной дорогой;

- 2+200 км.- произвести ремонт выбоин, превышающих предельно допустимые размеры.

Свои требования прокурор Завьяловского района УР мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка по вопросу ненадлежащего содержания автомобильной дороги, расположенной в границах МО «Завьяловский район».

В ходе проверки установлено, что автомобильная дорога от -адрес- до -адрес-, проходящая через -адрес- не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, недостатки дороги имеют параметры, превышающие предельно допустимые значения ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а также на указанной дороге нарушаются требования ГОСТа Р52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения».

В соответствии с Постановлением Главы Администрации Завьяловского района УР от -дата- «О приеме в муниципальную собственность Завьяловского района УР от -дата- «О приеме в муниципальную собственность Завьяловского района УР бесхозяйной дороги, проходящей через -адрес- автодорога расположенная по адресу: -адрес- принята в муниципальную собственность Завьяловского района и включена в реестр муниципального имущества Завьяловского района. -дата- в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации указанной автодороги на праве собственности за МО «Завьяловский район» в лице муниципального учреждения «Управление собственности Администрации Завьяловского района УР» о чем -дата- выдано свидетельство о государственной регистрации права.

Согласно акту контрольной проверки автодороги, проходящей через -адрес- от -адрес- до объездной -адрес-, проведенной -дата- сотрудниками отдела ДИ ОД УГИБДД ОВД по УР совместно с помощником прокурора Завьяловского района Ивановым К.Р., установлены следующие недостатки:

- 0+010 км. остановка общественного транспорта- повреждение дорожного покрытия (выбоины),

- 1+200 км. напротив АЗС- повреждение дорожного покрытия (выбоины),

- 1+100 км., 1+400км.- наличие древесно- кустарниковой растительности, на обочинах и откосах ограничивающих видимость дорожных знаков и примыкание с второстепенной дорогой;

- 1+500 км. занижение обочины относительно прилегающей кромки проезжей части или установки бордюра.

- 1+500 км. повреждение дорожного покрытия (выбоины),

- 1+550 км.- наличие древесно- кустарниковой растительности на обочинах и откосах ограничивающих видимость дорожных знаков, занижение обочин относительно прилегающей кромки проезжей части при отсутствии бордюра.

- 1+600 км.- повреждение дорожного покрытия (выбоины),

- 1+650 км.- занижение обочин относительно прилегающей кромки проезжей части при отсутствии бордюра, разрушение кромки дорожного полотна;

- 1+650, 1+670 км - повреждение дорожного покрытия (выбоины),

- 1+800 км.- дорожные знаки 5.19.2, 3.24, 1.17 установлены с нарушением требований ГОСТ Р52289-2004.

- 1+850- занижение обочин относительно прилегающей кромки проезжей части при отсутствии бордюра,

- 1+900 км. - наличие древесно- кустарниковой растительности на обочинах и откосах ограничивающие видимость примыкания с второстепенной дорогой;

- 2+200 км.- повреждение дорожного покрытия (выбоины).

Кроме того на всем протяжении автодороги отсутствует осевая горизонтальная разметка 1.5, 1.6, 1.1.

Выявленные нарушения затрудняют движение транспорта, способствуют созданию аварийных ситуаций на дороге.

Обращение в суд прокурором мотивировано тем, что им заявлены требования в защиту неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Завьяловского района УР Ильин С.М. от исковых требований о признании бездействия Администрации МО «Завьяловский район» отказался. Отказ от исковых требований заявлен в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства. Последствия принятия судом отказа от исковых требований, предусмотренные ст. ст. 173, 220, 221 ГПК РФ помощнику прокурора понятны. В остальной части исковых требований помощник прокурора исковые требования уточнил, изложив их следующим образом: возложить обязанность на Администрацию МО «Завьяловский район» в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу устранить следующие нарушения:

. -0+010 км (отсчет КМ от -адрес-) остановка общественного транспорта- повреждение дорожного покрытия (выбоины), застой воды на проезжей части,

- 0+700 км.- повреждение кромки дорожного плотна (выбоина),

- 0+850 км (остановка общественного транспорта)- необходимо установить дорожный знака 5.19.1(2) (справой стороны дороги), установить дорожный знак 5.19.2 в соответствии с требованиями ГОСТа Р52289-2004,

- 0+880 км- необходимо установить дорожный знак 5.19.1(2) с соответствие с требованиями ГОСТа Р 52289-2004,

- 1+500 км, 1+550 км., 1+650 км., 1+680 км., 1+750 км.- занижение обочин относительно прилегающей кромки проезжей части при отсутствии бордюра,

- 1+550 км.- необходимо установить дорожные знаки 3.24, 1.17 в соответствие с требованиями ГОСТа Р52289-2004,

- 1+750 км.- необходимо привести в соответствие с требованиями ГОСТа Р52289-2004 зону пешеходного перехода в части требований о протяженности,

- 1+770 км.- необходимо установить дорожные знаки 5.19.2, 3.24, 1.17 с учетом требований ГОСТа Р 52289-2004 по способу установки.

- на всем протяжении выполнить горизонтальную разметку 1.5, 1.6, 1.1.

Представитель ответчика Администрации МО «Завьяловский район» Петрова В.К. исковые требования не признала. Суду пояснила, что Администрацией МО «Завьяловский район» проводится работа по устранения нарушений, что подтверждают заключенные муниципальные контракты, акты о приемке выполненных работ, в связи с чем, требования нельзя признать обоснованными.

Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, изучив письменные доказательства настоящего гражданского дела, суд пришел к следующему.

В судебном заседании достоверно установлены следующие фактические обстоятельств дела.

Согласно Постановлению Администрации Завьяловского района УР от -дата- автодорога от -адрес- через -адрес- до окружной дороги -адрес- принята в муниципальную собственность Завьяловского района. -дата- МО «Завьяловский район» выдано свидетельство о государственной регистрации права на вышеуказанную автодорогу. Данные обстоятельства подтверждаются также сообщением Управления имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район» от -дата-, в котором указано, что участок автодороги от -адрес- до -адрес- числится в реестре муниципального образования «Завьяловский район».

-дата- в результате контрольной проверки дорожных условий на автодороге -адрес- были выявлены недостатки не соответствующие требованиям ГОСТа Р50597-93. На основании акта главным государственным инспектором ГИБДД ОВД по Завьяловскому району -дата- в адрес главы Администрации МО «Завьяловский район» направлено предписание, в котором указано на необходимость проведения работ по указанным в акте недостаткам, в соответствие с требованиями ГОСТ Р50597-93.

-дата- проведена комплексная проверка дорожных условий на автодороге -адрес-. проверкой установлено что на перекрестке -адрес- отсутствуют знаки приоритета 2.1 «главная дорога», 2.4 «уступите дорогу», что не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-93. На -адрес- на проезжей части наличие отдельных выбоин, что не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-93. На проезжей части -адрес- у детского сада наличие искусственной неровности не обозначено соответствующими знаками, что не отвечает требованиям ГОСТ Р 52605-06. На проезжей части -адрес- у школы установлена искусственная неровность с нарушениями требований ГОСТ Р 52605-06, а именно отсутствуют все предусмотренные ГОСТом дорожные знаки. На -адрес- у школы отсутствуют обустроенные оголовки водопропускной трубы, происходит разрушение откосов насыпи и кромки асфальтобетонного покрытия, что не отвечает требованиям СНиП -дата--84 «Мосты и трубы». На -адрес- отсутствует наружное освещение, что не отвечает требованиям п.7.36 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение». На -адрес- выезд на -адрес- отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу», что не отвечает требованиям 4.1.1 ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги». На -адрес- на проезжей части наличие отдельных выбоин, посадок, что не отвечает требованиям ГОСТ Р50597-93. На -адрес- отсутствуют дорожные знаки 2.4 «уступите дорогу», что не отвечает требованиям ГОСТ Р50597-93. В связи с выявленными недостатками комиссия пришла к заключению, что выявленные на момент проверки недостатки не соответствуют допустимым требованиям, в связи с чем необходимо принятие неотложных мер по дальнейшей эксплуатации улично- дорожной сети д.Хохряки.

-дата- главным государственным инспектором ГИБДД ОВД по Завьяловскому району в адрес главы Администрации МО «Хохряковское» направлено предписание, в котором предложено провести работы по недостаткам, указанным в акте комплексной проверки от -дата-.

В связи с тем, что Администрацией Мо»Завьялвский район» и МО «Хохряковское» не были приняты соответствующие меры по устранению выявленных нарушений, в адрес Прокурора Завьяловского района УР Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по УР -дата- направлено письмо в котором Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения по УР просит принять необходимые меры правового воздействия в отношении Администрации МО «Завьяловский район» для понуждения к исполнению требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения.

-дата- прокуратурой Завьяловского района проведена проверка автодороги, проходящей через -адрес- от -адрес- до -адрес- и установлены следующие недостатки:

. - 0+010 км. остановка общественного транспорта- повреждение дорожного покрытия (выбоины),

- 1+200 км. напротив АЗС- повреждение дорожного покрытия (выбоины),

- 1+100 км., 1+400км.- наличие древесно- кустарниковой растительности, на обочинах и откосах ограничивающих видимость дорожных знаков и примыкание с второстепенной дорогой;

- 1+500 км. занижение обочины относительно прилегающей кромки проезжей части или установки бордюра.

- 1+500 км. повреждение дорожного покрытия (выбоины),

- 1+550 км.- наличие древесно- кустарниковой растительности на обочинах и откосах ограничивающих видимость дорожных знаков, занижение обочин относительно прилегающей кромки проезжей части при отсутствии бордюра.

- 1+600 км.- повреждение дорожного покрытия (выбоины),

- 1+650 км.- занижение обочин относительно прилегающей кромки проезжей части при отсутствии бордюра, разрушение кромки дорожного полотна;

- 1+650, 1+670 км - повреждение дорожного покрытия (выбоины),

- 1+800 км.- дорожные знаки 5.19.2, 3.24, 1.17 установлены с нарушением требований ГОСТ Р52289-2004.

- 1+850- занижение обочин относительно прилегающей кромки проезжей части при отсутствии бордюра,

- 1+900 км. - наличие древесно- кустарниковой растительности на обочинах и откосах ограничивающие видимость примыкания с второстепенной дорогой;

- 2+200 км.- повреждение дорожного покрытия (выбоины).

Кроме того на всем протяжении автодороги отсутствует осевая горизонтальная разметка 1.5, 1.6, 1.1.

Проанализировав фактические обстоятельства дела, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора. Данный вывод суда основан на следующей правовой позиции.

В соответствие со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества. В судебном заседании достоверно установлено и сторонами не оспаривается, что спорный участок дороги принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию «Завьяловский район».

Согласно ст.13 Федерального закона от -дата- - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления относятся полномочия по осуществлению контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дрог местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных законами субъекта РФ к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от -дата- № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст.13 Федерального закона от -дата- № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

1) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;

3) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения и о прекращении такого использования;

4) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;

6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

7) определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

8) установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

9) использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

10) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;

11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;

12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 10, 11 статьи 3 ФЗ N 257-ФЗ ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;

Согласно ст.12 Федерального закона от -дата- № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В силу ч.2 ст.12 закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Кроме того, ч.4 ст.6 Федерального закона от -дата- № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Выявленные нарушения при содержании автомобильной дороги и несоответствие ее состояния требованиям ГОСТ Р50597-93, ГОСТ 52289-2004 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» затрудняет движение транспорта, в том числе и осуществляющего регулярные пассажирские перевозки, способствует созданию аварийных ситуаций на данной дороге.

Муниципальные контракты, заключенные Администрацией МО «Завьяловский район» с ОАО «Д», а также извещения с электронной площадки о проведении открытого аукциона свидетельствуют о предпринятых ответчиком действий по устранению нарушений. Однако, согласно представленных суду доказательств, а именно сообщения прокуратуры Завьяловского района о том, что в ходе контрольной проверки, от -дата-, указанного соответствия указанной дороги действующему законодательству установлено, что нарушения в полной мере не устранены. Остаются не устраненными следующие нарушения:

-0+010 км (отсчет КМ от -адрес-) остановка общественного транспорта- повреждение дорожного покрытия (выбоины), застой воды на проезжей части,

- 0+700 км.- повреждение кромки дорожного плотна (выбоина),

- 0+850 км (остановка общественного транспорта)- необходимо установить дорожный знака 5.19.1(2) (справой стороны дороги), установить дорожный знак 5.19.2 в соответствии с требованиями ГОСТа Р52289-2004,

- 0+880 км- необходимо установить дорожный знак 5.19.1(2) с соответствие с требованиями ГОСТа Р 52289-2004,

- 1+500 км, 1+550 км., 1+650 км., 1+680 км., 1+750 км.- занижение обочин относительно прилегающей кромки проезжей части при отсутствии бордюра,

- 1+550 км.- необходимо установить дорожные знаки 3.24, 1.17 в соответствие с требованиями ГОСТа Р52289-2004,

- 1+750 км.- необходимо привести в соответствие с требованиями ГОСТа Р52289-2004 зону пешеходного перехода в части требований о протяженности,

- 1+770 км.- необходимо установить дорожные знаки 5.19.2, 3.24, 1.17 с учетом требований ГОСТа Р 52289-2004 по способу установки.

- на всем протяжении необходимо выполнить горизонтальную разметку 1.5, 1.6, 1.1.

Выявленные нарушения представляют не только неудобства при передвижении, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровью граждан именно в целях наступления такой опасности прокурором заявлены требования. Требования Государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе.

Определяя срок, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения закона и прав и законных интересов граждан, суд устанавливает его по предложению прокурора - месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, находя этот срок разумным. При этом суд исходит из времени, необходимого для их устранения.

С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора Завьяловского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Завьяловский район» о понуждении к исполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с Администрации МО «Завьяловский район» подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Завьяловского района УР к Администрации МО «Завьяловский район» о понуждении к исполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Завьяловский район» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по приведению вышеуказанной дороги в соответствие с ГОСТ Р50597-93, ГОСТ Р52289-2004 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно:

-0+010 км (отсчет КМ от -адрес-) остановка общественного транспорта- устранить повреждения дорожного покрытия (выбоины), застоя воды на проезжей части,

- 0+700 км.- устранить повреждение кромки дорожного плотна (выбоина),

- 0+850 км (остановка общественного транспорта)- установить дорожный знака 5.19.1(2) (справой стороны дороги), установить дорожный знак 5.19.2 в соответствии с требованиями ГОСТа Р52289-2004,

- 0+880 км- установить дорожный знак 5.19.1(2) с соответствие с требованиями ГОСТа Р 52289-2004,

- 1+500 км, 1+550 км., 1+650 км., 1+680 км., 1+750 км.- устранить занижение обочин относительно прилегающей кромки проезжей части при отсутствии бордюра,

- 1+550 км.- установить дорожные знаки 3.24, 1.17 в соответствие с требованиями ГОСТа Р52289-2004,

- 1+750 км.- привести в соответствие с требованиями ГОСТа Р52289-2004 зону пешеходного перехода в части требований о протяженности,

- 1+770 км.- установить дорожные знаки 5.19.2, 3.24, 1.17 с учетом требований ГОСТа Р 52289-2004 по способу установки.

- на всем протяжении автодороги выполнить горизонтальную разметку 1.5, 1.6, 1.1.

Взыскать с Администрации МО «Завьяловский район» госпошлину в доход государства в сумме 200 рублей 00 копеек.

Решение в окончательной форме изготовлено -дата-.

Председательствующий судья                                        Ю.Л.Христолюбов