дело № 2-840/11 Именем Российской Федерации 7 октября 2011 года село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Гущиной С.Д., при секретаре судебного заседания Гуковой С.А., с участием: - помощника прокурора Завьяловского района Нуркаева З.М., - представителя ответчика Администрации муниципального образования «Завьяловский район» - Петровой В.К. (по доверенности от -дата- сроком на 1 год), - представителя третьего лица - директора ООО «Ф» Карповой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исковому заявлению Прокурора Завьяловского района, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Завьяловский район» об обязании провести ремонтные работы по устранению недостатков гидротехнических сооружений (далее по тексту - ГТС) у пруда «М» -адрес- на ручье без названия правого притока Б в срок до -дата-. У С Т А Н О В И Л: Прокурор Завьяловского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным заявлением. Свои требования мотивирует тем, что в ходе прокурорской проверки соблюдения органами местного самоуправления Завьяловского района требований ФЗ от -дата- «О безопасности гидротехнических сооружений», проведенной -дата- с привлечением специалистов Западно-Уральского Управления Ростехнадзора, выявлены значительные недостатки в состоянии ГТС у пруда в «М» -адрес- на ручье без названия правого притока Б. В частности было установлено, что по периметру входного оголовка ГТС растет древесно-кустарниковая растительность, донный водовыпуск находится в неисправном состоянии. Наличие указанных недостатков не позволяет при необходимости производить понижения уровня воды в пруду, наличие древесно-кустарниковой растительности по периметру входного оголовка способствует образованию мусора, т.е. затруднению поступления воды во входной оголовок. Данные ГТС находятся в собственности муниципального образования «Завьяловский район», что подтверждается письмом Администрации МО «Завьяловский район» от -дата- за № и постановлением Главы Администрации Завьяловского района УР от -дата- №. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от -дата- № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник ГТС и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации. В силу ч.1 ст.15 ФЗ от -дата- «131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Соответственно, непринятие Администрацией МО «Завьяловский район», как органом местного самоуправления, мер по надлежащему содержанию ГТС, нарушает права граждан, проживающих в непосредственной близости от указанного пруда в зоне возможного подтопления, существует угроза причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, а также подтоплению автомобильной дороги и объектов промышленности в случае возникновения в случае возникновения паводка. Прокурор просит обязать Администрацию МО «Завьяловский район» в срок до -дата- провести работы по устранению недостатков ГТС у пруда «М» -адрес- на ручье без названия правого притока Б, а именно, устранить наличие древесно-кустарниковой растительности по периметру входного оголовка указанны ГТС, привести в исправное состояние донный водовыпуск указанных ГТС. К участию в деле, в качестве третьих лиц, были привлечены Камское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов - отдел водных ресурсов по УР, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом - Территориальное управление Росимущества в УР, Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по УР, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, Главное Управление МЧС России по УР и ООО «Ф». Помощник прокурора Завьяловского района Нуркаев З.М. поддержал заявленные требования, в своих объяснениях ссылался на доводы, изложенные в иске. В судебном заседании представитель ответчика Петрова В.К. исковые требования Прокурора Завьяловского района УР не признала, просила в удовлетворении требований отказать.Ранее в судебном заседании представитель ответчика по доверенности Сычугов А.А. представил отзыв по заявленным требованиям, согласно которым считает, что требования прокурора незаконные и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Прокурором неверно определено лицо, обязанное провести ремонтные работы ГТС у пруда «М» на ручье без названия правого притока Б. Согласно ст.5 ФЗ от -дата- № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности ГТС относится решение вопросов безопасности ГТС на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности ГТС, находящихся в муниципальной собственности. Указанное гидротехническое сооружение не зарегистрировано на праве собственности за МО «Завьяловский район». Так, при обнаружении ГТС, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает о нем в органы местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения. Таким образом, законодатель связывает обязанность по решению вопросов безопасности ГТС с правом собственности и возлагает на органы исполнительной власти субъектов РФ обязанность решать вопросы безопасности ГТС на соответствующих территориях, в том числе и по бесхозяйственным объектам, за исключением нахождения ГТС в муниципальной собственности. Представитель третьего лица ООО «Ф» Карпова Е.А. суду пояснила, что является арендатором земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения, собственником ГТС расположенных на данном земельной участке не является. Третье лицо Федеральное агентство по управлению государственным имуществом - Территориальное управление Росимущества в УР представило заявление о рассмотрении настоящего дело без участия его представителя. Дополнительно представило пояснения на заявление Прокурора Завьяловского района УР, в которых пояснило, что согласно положению о Территориальном управлении, утвержденному приказом Росимущества от -дата- №, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника имущества федеральных государственных предприятий и учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории УР, и иного федерального имущества, расположенного на территории УР, в том числе полномочия по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам. В реестре федерального имущества ГТС, расположенное у пруда «М» -адрес- на ручье без названия правого притока Б, не учитываются и к объектам федеральной собственности не относятся. Как указано в заявлении прокурора. Данные ГТС находятся в собственности МО «Завьяловский район», что подтверждается письмом от -дата- № и постановлением от -дата- №. Согласно гражданскому законодательству, а так же Федерального закону «О безопасности гидротехнических сооружений», на собственника возлагаются обязанности по обеспечению соблюдения норм и правил безопасности ГТС при их эксплуатации, в связи с чем, Территориальное управление исковые требования Прокурора Завьяловского района УР поддерживает. Третье лицо Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, представило письменные пояснения по заявленным требованиям, в которых указало, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона от -дата- № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник ГТС и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации. Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, утвержденному Указом Президента УР № от -дата-, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР обеспечивает осуществление функций балансодержателя ГТС, находящихся в собственности УР и закрепленных за ним на праве оперативного управления. ГТС у пруда «М» -адрес- на ручье без названия правого притока Б на балансе Минприроды УР не состоят, в оперативном управлении не находятся. Решение вопроса об обоснованности заявленных требований зависит от факта установления собственника и балансодержателя данных ГТС или организации, эксплуатирующей данные ГТС, либо факта постановка на учет объекта в качестве бесхозяйного на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Третье лицо Главное Управление МЧС России по УР, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, представило письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Третье лицо Камское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов - отдел водных ресурсов по УР, о времени и месте судебного заседания извещенное надлежащим образом, явку своего представителя в суд не обеспечило. Третье лицо Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по УР представило заявление, с просьбой рассмотреть дело без участия его представителя. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд определил, рассмотреть дело без участия не явившихся в судебное заседание лиц. Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании было установлено, что в границах муниципального образования «Завьяловское» располагается пруд «М». Согласно письму Главы Администрации муниципального образования «Завьяловский район» № от -дата- и Постановлению Главы Администрации Завьяловского района УР № от -дата-, в муниципальную собственность в -дата- был передан пруд «М», площадью 14,28 га, объем 42 840 куб.м., с водозаборными и гидротехническими сооружениями, однако, право собственности на плотину не зарегистрировано. При этом было установлено, что ГТС у пруда «М» находится в неисправном состоянии. По результатам проверки ГТС, проведенной -дата- помощником прокурора района Завьяловского района, с привлечением государственного инспектора Ростехнадзора было выявлено, что по периметру входного оголовка ГТС растет древесно-кустарниковая растительность, донный водовыпуск находится в неисправном состоянии, что не позволит при необходимости производить понижение уровня воды в пруду, наличие древесно-кустарниковой растительности по периметру входного оголовка способствует образованию мусора, т.е. затруднению поступления воды во входной оголовок. Таким образом, гидротехническое сооружение у пруда «М» на ручье без названия правого притока Б, является сооружением, создающим угрозу причинения вреда жизни, здоровью, имуществу граждан, а также подтоплению автомобильной дороги и объектов промышленности в случае возникновения паводка. В соответствии со ст. ст. 3 и 9 ФЗ от -дата- "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др. Указанные меры не могут быть реализованы по причине установленной судом неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. Согласно п.7, 21, 24 ч. 1 ст. 15 ФЗ от -дата- "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: 7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; 21) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 24) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; Аналогичные положения закреплены в ст.7 ч.1 п.п.7, 21, 23 Устава МО «Завьяловский район». В соответствии с п.п.26 ст.32Устава МО «Завьяловский район» к компетенции администрации относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. В соответствии со ст.1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от -дата-, под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Из ч.2 ст.11 вышеназванного федерального закона усматривается, что органы местного самоуправления самостоятельно: а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; (в ред. Федерального закона от -дата- N 206-ФЗ) г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и пр. Как указано выше, гидротехническое сооружение, представляющее определенную опасность для населения Завьяловского района, не имеет собственника и эксплуатирующей организации, которые бы несли надлежащую ответственность за техническое и безопасное состояние названного объекта. Отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления - Администрации МО «Завьяловский район» - по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования «Завьяловский район», а также с учетом приведенных выше положений закона, суд считает, что Прокурором Завьяловского района верно определено лицо, обязанное провести ремонтные работы гидротехнических сооружений у пруда «М» -адрес- на ручье без названия правого притока Б, а именно, Администрации МО «Завьяловский район» необходимо устранить наличие древесно-кустарниковой растительности по периметру входного оголовка указанных ГТС и привести в исправное состояние донный водовыпуск указанных ГТС. Непроведение администрацией МО «Завьяловский район» ремонта гидротехнического сооружения создаст угрозу причинения вреда жизни, здоровью, имуществу граждан, а также подтоплению автомобильной дороги и объектов промышленности в случае возникновения паводка. Определяя срок, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения закона, прав и законных интересов граждан, суд считает необходимым установить его до -дата-, находя этот срок разумным. При этом суд исходит из характера имеющихся нарушений, времени, необходимого для их устранения (в том числе судом учитываются погодные условия и объем проводимых работ), а также возможности органов местного самоуправления предусмотреть средства на указанные цели в бюджете муниципального района на -дата-. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора Завьяловского района, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Завьяловский район» об обязании провести ремонтные работы по устранению недостатков гидротехнических сооружений у пруда «М» -адрес- на ручье без названия правого притока Б в срок до -дата- удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики в целях устранения нарушения прав неопределенного круга лиц в срок до -дата- провести работы по устранению недостатков гидротехнических сооружений у пруда «М» -адрес- на ручье без названия правого притока Б, а именно: - устранить наличие древесно-кустарниковой растительности по периметру входного оголовка указанных ГТС, - привести в исправное состояние донный водовыпуск указанных ГТС. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд вынесший решение. Мотивированное решение изготовлено -дата-. Председательствующий судья Гущина С.Д.