О государственной регистрации перехода права собственности



Дело № 2-1186

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 ноября 2011 года                                                        село Завьялово

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Христолюбова Ю.Л.,

при секретаре судебного заседания Чернышевой Т.В.,

с участием:

- представителей истцов - К.И.А (доверенность от Дата), Ф.Д.Р (доверенность от Дата),

- представителя ответчика - Администрации МО «Завьяловский район» по доверенности П.В.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Евграфовой Г.Р, Стерховой З.И, Стерхова А.Т, Петрова А.П к Администрации МО «Завьяловский район» УР о государственной регистрации сделок и перехода права собственности на жилые помещения в муниципальную собственность,

у с т а н о в и л:

Евграфова Г.Р обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в котором просит:

- вынести решение:

  • о государственной регистрации сделки - муниципального контракта , заключенного между Администрацией МО «Завьяловский район», с одной стороны, и Евграфовой Г.Р, с другой стороны, Дата
  • о государственной регистрации перехода права собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: ... в муниципальную собственность МО «Завьяловский район»;

Стерхова З.И, Стерхов А.Т и Петров А.П обратились в суд с аналогичным иском к Администрации МО «Завьяловский район, в котором просят:

- вынести решение о регистрации:

  • сделки - муниципального контракта , заключенного между Администрацией МО «Завьяловский район», с одной стороны, и Стерховой З.И, Стерховым А.Т и Петровым А.П, с другой стороны;
  • перехода права собственности на двухкомнатную квартиру, назначение: жилое, общей площадью 48,9 кв.м., расположенную по адресу: ... кадастровый (или условный) номер: в муниципальную собственность МО «Завьяловский район»;

В обоснование своих исковых требований Г.Р. Евграфова в исковом заявлении указала, что Администрация МО «Завьяловский район» объявила о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить муниципальный контракт на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей по лоту 6 в соответствии с ФЗ от Дата № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В соответствии с требованиями указанного ФЗ ответчиком была разработана, утверждена и опубликована Документация об открытом аукционе в электронной форме. Для участия в данном открытом аукционе в электронной форме Г.Р. Евграфова через своего представителя Ф.Д.Р подала заявку оператору электронной площадки - ЗАО «<данные изъяты>». По результатам заседания Единой комиссии по рассмотрению заявок, состоявшейся Дата, победителем вышеуказанного аукциона в электронной форме был признан Ф.Д.Р. На основании данного протокола Дата между Г.Р. Евграфовой (Продавец) и Администрацией МО «Завьяловский район» (Муниципальный заказчик) был подписан муниципальный контракт , в соответствии с условиями которого, истец продает, а ответчик приобретает в муниципальную собственность двухкомнатную квартиру общей площадью 49,6 кв.м, расположенную по адресу: .... Истец свои обязательства по указанному муниципальному контракту выполнил надлежащим образом. Дата истец направил ответчику уведомление, в котором пригласил последнего Дата в 11 часов 20 минут в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР для государственной регистрации указанного муниципального контракта, а также перехода права собственности на жилое помещение. Однако, ответчик в указанное в уведомлении время и место в Управление Росреестра не явился, тем самым уклонившись от государственной регистрации как муниципального контракта от Дата, так и перехода права собственности на жилое помещение.

В обоснование своих исковых требований З.И. Стерхова, А.Т. Стерхов, А.П. Петров в исковом заявлении указали, что Администрация МО «Завьяловский район» объявила о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить муниципальный контракт на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей по лоту 5 в соответствии с ФЗ от Дата № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В соответствии с требованиями указанного ФЗ ответчиком была разработана, утверждена и опубликована Документация об открытом аукционе в электронной форме. Для участия в данном открытом аукционе в электронной форме истцы через своего представителя Ф.Д.Р подала заявку оператору электронной площадки - ЗАО «<данные изъяты>». По результатам заседания Единой комиссии по рассмотрению заявок, состоявшейся Дата, победителем вышеуказанного аукциона в электронной форме был признан Ф.Д.Р На основании данного протокола Дата между Евграфовой Г.Р. (Продавец) и Администрацией МО «Завьяловский район» (Муниципальный заказчик) был подписан муниципальный контракт , в соответствии с условиями которого, истец продает, а ответчик приобретает в муниципальную собственность двухкомнатную квартиру общей площадью 48,9 кв.м, расположенную по адресу: ... Истцы свои обязательства по указанному муниципальному контракту выполнил надлежащим образом. Дата истец направил ответчику уведомление, в котором пригласил последнего Дата в 11 часов 20 минут в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР для государственной регистрации указанного муниципального контракта, а также перехода права собственности на жилое помещение. Однако, ответчик в указанное в уведомлении время и место в Управление Росреестра не явился, тем самым уклонившись от государственной регистрации как муниципального контракта от Дата, так и перехода права собственности на жилое помещение.

Определением суда от Дата гражданские дела по указанным искам Г.Р. Евграфовой и З.И. Стерховой, А.Т. Стерхова, А.П. Петрова объединены в одно производство.

Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявление с просьбой рассмотреть дело без их участия, третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено судом надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд рассмотрел дело без участия истцов и представителя указанного третьего лица.

В судебном заседании представители соистцов Ф.Д.Р и К.И.А заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковых заявлениях. К.И.А дополнительно суду пояснил, что в СМИ было объявление о торгах на жилое помещение, объявлен аукцион. Условия разрабатывались самим ответчиком. Для участия в аукционе были две разные квартиры, истцы уполномочили своего представителя Ф.Д.Р разместить заявку в аукционе, подать необходимые документы и участвовать в аукционе. Победителем аукциона был объявлен Ф.Д.Р, который и представлял интересы истцов. Протокол был подписан электронной подписью и размещен на сайте. Были заключены контракты, по условиям которого, истцы передают в муниципальную собственность квартиры, а ответчик принимает их и обязуется произвести оплату. Муниципальные контракты были подписаны как в электронном, так и письменном виде. По условиям этих контрактов собственники обязаны представить документы, что помещения соответствуют санитарным нормам, соответствуют требованиям и пригодны для проживания, что и было сделано. В последующем представители истца направили уведомления о необходимости явки для оформления перехода права собственности в регистрационной палате. Однако они своего представителя не направили. По муниципальным контрактам истцы свои обязательства выполнили полностью. Ответчик же уклоняется от исполнения контрактов, в связи, с чем истцы и обратились в суд. В опубликованном объявлении указаны лишь размер площади квартиры, а количество комнат не указывалось. Комиссия проверила всю документацию, все соответствовало требованиям, был объявлен победитель. Что касается цены, то она установлена в документации самим ответчиком, в договоре есть условие, что цена изменению не подлежит. Цена указывается на основании нормативно-правовых актов. Цены регламентированы и соответствуют постановлению правительства. ФЗ регламентирует порядок проведения электронных торгов. Заключили акт приема передачи, регистрация прошла. Денежные средства перечислены. Жилое помещение полностью соответствует требованиям аукциона. Все характеристики соответствовали, был подписан протокол о допуске к аукциону. Договор может быть признан недействительным, только если торги будут признаны недействительными. Сделки заключены, со стороны продавцов полностью исполнены. Оснований для отказа в государственной регистрации ответчик не представил.

Представитель ответчика Администрации МО «Завьяловский район» П.В.В исковые требования не признала, представила отзыв на исковое заявление в письменном виде. Суду пояснила, что заказчиком были допущены многочисленные нарушения. Аукцион должен быть признан несостоявшимся. Заказчиком при формировании заявки не учтены законы Удмуртской Республики. Жилье должно быть площадью не более 36 кв.м, средства выделяются в виде субвенций и в случае регистрации данного контракта, на него не выделят денежные средства. Администрация может сама приобрести данные квартиры для иного назначения, но денежных средств на это нет. Программа предоставления жилья для детей сирот является программой в рамках федерального и регионального закона. Исков о признании торгов несостоявшимися или недействительными по данным лотам не имеется, заявлять данные иска Администрация МО «Завьяловский район не намерена. Нельзя кому-то предоставить лучше жилье, а кому-то хуже. Приобретение двухкомнатных квартир допускается законодательством, но нет возможности приобрести данное жилье. Согласно оценке, стоимость квартир намного меньше, чем заявлено в аукционе, мы должны бюджетные средства экономить. Кроме того, может быть приобретена лишь однокомнатная квартира. Данная сделка ничтожна, нарушено действующее законодательство. Цена аукциона не обоснована, оценки проведено не было. Нарушен принцип эффективности, в результате чего идет нерациональное использование бюджетных средств.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.

В судебном заседании достоверно установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Администрация МО «Завьяловский район» объявила о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить муниципальный контракт на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по лоту 5 и по лоту 6 в соответствии с ФЗ от Дата № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Муниципальным заказчиком являлась Администрация МО «Завьяловский район». Адрес электронной площадки: www.sberbank-ast.ru. Муниципальным заказчиком являлась Администрация МО «Завьяловский район». Уполномоченным органом на размещение заказа являлось Управление финансов Завьяловского района Удмуртской Республики, адрес: ... Предмет муниципальных заказов: приобретение жилого помещения в муниципальную собственность для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Начальная (максимальная) цена контракта: 1026000 (один миллион двадцать шесть тысяч рублей 00 коп) - по лоту и лоту .

Извещение о проведении открытого конкурса размещено заказчиком, на официальном сайте более чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Для проведения аукциона Заказчиком разработана, утверждена и опубликована Документация об открытом аукционе в электронной форме, которая одновременно с извещением о проведении аукциона в электронном виде размещена на официальном сайте

Для участия в данном открытом аукционе в электронной форме соистцы через своего представителя Ф.Д.Р подали заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией, оператору электронной площадки - ЗАО «<данные изъяты>».

По результатам заседания Единой комиссии по рассмотрению заявок, состоявшейся Дата, победителем вышеуказанного аукциона в электронной форме был признан Ф.Д.Р, представлявший по доверенности интересы соистцов в данном аукционе

На основании данного протокола Дата между Евграфовой Г.Р. (Продавец) и Администрацией МО «Завьяловский район» (Муниципальный заказчик) был подписан муниципальный контракт , в соответствии с условиями которого истец продает, а ответчик приобретает в муниципальную собственность двухкомнатную квартиру общей площадью 49,6 кв.м, расположенную по адресу: ... между Стерховой З.И., Стерховым А.Т., Петровым А.П. (Продавцы) и Администрацией МО «Завьяловский район» (Муниципальный заказчик) был подписан муниципальный контракт , в соответствии с условиями которого истцы продают, а ответчик приобретает в муниципальную собственность двухкомнатную квартиру общей площадью 48,9 кв.м, расположенную по адресу: ...

Согласно п.1.1 Муниципального контракта от Дата продавец продает, а муниципальный заказчик приобретает в муниципальную собственность двухкомнатную квартиру общей площадью 48,9 кв.м, расположенную по адресу: ...

Имущество является собственностью «Продавца», о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Дата сделана запись регистрации , и , что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права , и , Муниципальный заказчик принимает в муниципальную собственность жилое помещение, указанное в п. 1.1 Контракта (пункт 1.2).

Сумма контракта составляет 1026000 (один миллион двадцать шесть тысяч) рублей, сформирована с учетом всех налогов, сборов, пошлин и обязательных платежей, связанных с выполнением данного контракта (пункт 1.3).

Согласно п. 1.4 Контракта, цена контракта устанавливается по результатам открытого конкурса, является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случая, указанного в п. 1.5 Контракта.

В соответствии с условиями Контракта Продавец обязуется передать Муниципальному заказчику имущество согласно техническому паспорту, отвечающее требованиям жилищного законодательства, СНиП и санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемых к жилым помещениям, по акту приема-передачи.

Муниципальный заказчик обязуется зарегистрировать сделку, заключенную между ним и «Продавцом», в соответствии с действующим законодательством; оплатить стоимость имущества в порядке, сроки и сумме, указанные в п. 3 Контракта; принять имущество от «Продавца» в муниципальную собственность муниципального образования «Завьяловский район».

Согласно п.1.1 Муниципального контракта от Дата продавец продает, а муниципальный заказчик приобретает в муниципальную собственность двухкомнатную квартиру общей площадью 49,6 кв.м, расположенную по адресу: ...

Имущество является собственностью «Продавца», о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Дата сделана запись регистрации , Муниципальный заказчик принимает в муниципальную собственность жилое помещение, указанное в п. 1.1 Контракта (пункт 1.2).

Сумма контракта составляет 1026000 (один миллион двадцать шесть тысяч) рублей, сформирована с учетом всех налогов, сборов, пошлин и обязательных платежей, связанных с выполнением данного контракта (пункт 1.3).

Согласно п. 1.4 Контракта, цена контракта устанавливается по результатам открытого конкурса, является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случая, указанного в п. 1.5 Контракта.

В соответствии с условиями Контракта Продавец обязуется передать Муниципальному заказчику имущество согласно техническому паспорту, отвечающее требованиям жилищного законодательства, СНиП и санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемых к жилым помещениям, по акту приема-передачи.

Муниципальный заказчик обязуется зарегистрировать сделку, заключенную между ним и «Продавцом», в соответствии с действующим законодательством; оплатить стоимость имущества в порядке, сроки и сумме, указанные в п. 3 Контракта; принять имущество от «Продавца» в муниципальную собственность муниципального образования «Завьяловский район».

Контракты заключены на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении контракта цена такого контракта не превысила начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса.

Истцы свои обязательства по указанному муниципальному контракту выполнили надлежащим образом.

В соответствии с п. 6.2. Муниципальных контрактов и предоставили ответчику экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы соответственно и от Дата, выполненное ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в УР» о соответствии жилого помещения действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Согласно п. 2.1. указанных муниципальных контрактов направили ответчику для подписания подписанный со своей стороны акт приема-передачи жилого помещения, являющегося предметом муниципального контракта, с приложением технического и кадастрового паспорта на жилое помещение.

Дата истцы направили ответчику уведомление, в котором пригласили последнего Дата в 11 часов 20 минут в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР для государственной регистрации указанных муниципальных контрактов, а также перехода права собственности на жилые помещения.

Однако, ответчик в указанное в уведомлении время и место в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР не явился, тем самым уклонившись от государственной регистрации как муниципальных контрактов №№ , от июня 2011 года, так и перехода права собственности на жилые помещения.

Уклонение ответчика от государственной регистрации контрактов и перехода права собственности жилых помещений в муниципальную собственность послужило основанием для обращения соистцов в суд.

Проанализировав фактические обстоятельства дела, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к следующему

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от Дата N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).

Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от Дата N 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от Дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.

В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления.

Частью 1 статьи 3 Закона УР от Дата N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договорусоциального найма детям вышеуказанной категории.

Статьей 15 указанного закона органы местного самоуправления наделены, в том числе полномочиями, по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также в патронатной семье и по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, воспитывающихся в государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Республиканский детский дом" и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Таким полномочиями в частности наделено МО «Завьяловский район»

Федеральным Законом № 94-ФЗ от Дата «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» предусмотрено, что данный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. (статья 1)

Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд ( часть 1 статья 9).

Заказ признается размещенным со дня заключения контракта, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, со дня заключения иных гражданско-правовых договоров.

Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 настоящей статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом, за исключением случаев заключения контракта на энергосервис на основании статьи 56.1 настоящего Федерального закона. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта (части 4 и 4.1 статьи 9

В соответствии с Федеральным законом от Дата N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 г., о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> все открытые аукционы в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт с Дата должны проводиться с соблюдением требований гл. 3.1 "Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме" Закона о размещении заказов, которая введена этим же Законом 2009 г. N 93-ФЗ и ключевыми новеллами которой являются обеспечение проведения открытого аукциона в электронной форме оператором электронной площадки и отсутствие ограничения по начальной (максимальной) цене для проведения открытого аукциона в электронной форме (с указанной даты - Дата - утратила силу ст. 41 Закона о размещении заказов, определявшая прежний порядок проведения открытого аукциона в электронной форме).

Законом 2009 г. N 93-ФЗ в ст. 65 "Переходные положения" Закона о размещении заказов также включены ч. 31 и 32, предусматривающие (в ред. Федерального закона от Дата N 144-ФЗ), что:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (т.е. Минэкономразвития России), совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов (т.е. ФАС России), осуществляет отбор электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (т.е. Минэкономразвития России). При отборе электронных площадок определяются условия функционирования и количество электронных площадок (ч. 31);

до отбора операторов электронных площадок в соответствии с ч. 31 данной статьи Правительство РФ вправе определить операторов электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме на право заключения государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в соответствии с гл. 3.1 названного Закона. Функционирование указанных электронных площадок осуществляется до начала функционирования электронных площадок операторов электронных площадок, отобранных в соответствии с ч. 31 данной статьи(ч. 32).

На основании ч. 32 ст. 65 Закона о размещении заказов издано распоряжение Правительства РФ от Дата N 755-р "Об определении операторов для проведения открытых аукционов в электронной форме" <1>, которым определены операторами для проведения открытых аукционов в электронной форме ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", ОАО "<данные изъяты>" и ЗАО "<данные изъяты>".

Порядок отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме на основании ч. 32 ст. 65 Закона о размещении заказов утвержден Приказом Минэкономразвития России от Дата N 428 <1>. Как сообщено письмом Минэкономразвития России от Дата N ... "О проведении открытых аукционов в электронной форме при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <2>, Минэкономразвития России совместно с ФАС России по результатам конкурсного отбора определены следующие операторы электронных площадок:

ОАО "<данные изъяты>

ЗАО "<данные изъяты>

ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" - www.zakazrf.ru;

ЗАО "<данные изъяты>

ООО "<данные изъяты>

Там же указано, что в соответствии с условиями отбора указанные электронные площадки начнут функционирование после прохождения последними экспертизы на предмет соответствия требованиям законодательства РФ о размещении заказов, требованиям обеспечения информационной безопасности, требованиям Технического задания на отбор электронных площадок. Информация о начале функционирования отобранных электронных площадок будет опубликована на официальном сайте Минэкономразвития России: www.economy.gov.ru, а также на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов: www.zakupki.gov.ru. До начала функционирования отобранных электронных площадок открытые аукционы в электронной форме в соответствии с гл. 3.1 Закона о размещении заказов вправе проводить только федеральные государственные заказчики, что предусмотрено распоряжением Правительства РФ от Дата N 755-р. Региональные и муниципальные заказчики получат право проведения открытых аукционов в электронной форме в порядке, установленном гл. 3.1 Закона о размещении заказов, после начала функционирования отобранных электронных площадок в установленном порядке. До начала функционирования указанных площадок региональные и муниципальные заказчики вправе проводить открытые аукционы в электронной форме в соответствии со ст. 41 Закона о размещении заказов.

Изложенное продублировано в письме Минэкономразвития России, ФАС России и Федерального казначейства от Дата N 4736-АП/Д22/АЦ/7522/42-7.4-05/10.4-236 "О порядке проведения открытых аукционов в электронной форме, порядке заключения государственных контрактов по результатам открытых аукционов в электронной форме, порядке осуществления контроля за операторами электронных площадок"

Федеральным законом от Дата N 78-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 65 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в ст. 65 Закона о размещении заказов включена ч. 32.1, предусматривающая, что государственные и муниципальные заказчики вправе осуществлять размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов РФ или муниципальных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с гл. 3.1 Закона о размещении заказов на электронных площадках, операторы которых определены Правительством РФ в соответствии с ч. 32 указанной статьи.

Федеральным законом от Дата N 273-ФЗ "О внесении изменений в статью 3.2 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон 2009 г. N 273-ФЗ) внесено дополнение в последнее предложение ч. 4 ст. 10 "Способы размещения заказа" Закона о размещении заказов, в результате которого установлено, что в случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии с ч. 4.2 данной статьи. При этом Законом 2009 г. N 273-ФЗ в указанную статью введена ч. 4.2, предусматривающая, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, включенных в указанные в ч. 4 данной статьи перечни товаров, работ, услуг, осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

В соответствии с Законом 2009 г. N 273-ФЗ ст. 65 Закона о размещении заказов дополнена ч. 39 и 40, согласно которым:

Правительством РФ устанавливается перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых для федеральных нужд осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме с 1 января по Дата Проведение аукциона (за исключением открытого аукциона в электронной форме) или конкурса на размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для федеральных нужд не допускается (ч. 39); до Дата заказчик, уполномоченный орган при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в отношении которых ч. 4 ст. 10 Закона о размещении заказов предусмотрено проведение аукциона или ч. 4.1 ст. 10 данного Закона - открытого аукциона в электронной форме, для нужд субъектов РФ или муниципальных нужд вправе осуществлять размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения аукциона или открытого аукциона в электронной форме в соответствии с данным Законом (ч. 40).

Соответственно в письме Минэкономразвития России от Дата N 21121-АП/Д22 "О порядке размещения заказов на отдельные виды товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" <1> среди прочего сообщено, что с Дата федеральные государственные заказчики, а с Дата заказчики субъектов РФ и муниципальные заказчики будут обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме в соответствии с гл. 3.1 Закона о размещении заказов при размещении заказов на все виды товаров, работ, услуг, предусмотренные Перечнем, установленным распоряжением Правительства РФ от Дата N 236-р, на площадках, определенных по результатам отбора.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 ГК Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно пункту 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении данного имущества.

В силу пункта 2 статьи 223 ГК Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Пунктом 1 статьи 164 ГК РФ установлено, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации и в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 данного Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда (пункт 3 статьи 165 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 432 ГК Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для данного вида договора, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Из материалов дела следует, и установлено судом, что между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям муниципального контракта. Обязательства по договору соистцами выполнены в полном объеме. Аукцион в электронной форме проведен в соответствии с требованиями закона, несостоявшимися торги не признаны, основания по которым представитель ответчика считает торги ничтожными, таковыми не являются.

На основании ст. 551 Гражданского кодекса РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Согласно п.2 ст. 558 ГК РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

На основании ч. 3 ст. 165 Гражданского Кодекса РФ в случае, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от государственной регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки.

В соответствии с положениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при рассмотрении требования о принятии решения о государственной регистрации перехода права собственности истцу надлежит доказать обстоятельства (1) заключения договора в соответствии с требованиями гражданского законодательства, (2) факт передачи имущества покупателю по акту приема-передачи и (3) факт уклонения ответчика от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость.

Как указано в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от Дата "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 ГК РФ).

Иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 556 ГК РФ в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.

Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 ГК РФ способами и иными способами, предусмотренными законом.

Порядок осуществления государственной регистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ними регламентированы Федеральным законом от Дата N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ФЗ N 122- ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 16 указанного Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления сторон договора или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно статье 16 Федерального закона N 122-ФЗ при уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны.

Решение суда о государственной регистрации перехода права собственности, по смыслу пункта 3 статьи 551 ГК РФ и статьи 16 Закона о регистрации направлено на защиту интересов стороны договора купли-продажи, не имеющей возможности обратиться в установленном Законом о регистрации порядке с заявлением о регистрации перехода права ввиду уклонения другой стороны при условии, что иных препятствий для совершения государственной регистрации не имеется.

В материалах дела имеется как Муниципальные контракты, так и Акт приема-передачи, подтверждающий исполнение обязательства истцов по передаче имущества. Также в материалах дела имеются доказательства обращений Истцов к Ответчику с просьбой исполнить условия Муниципального контракта.

Таким образом, в материалах дела имеются все доказательства, необходимые для удовлетворения требований истцов при избранном способе защиты права.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Истцом Евграфовой Г.Р. при подаче иска уплачена государственная пошлина в сумме 400 рублей 00 копеек, что подтверждается чек-ордером от Дата; Стерховой З.И. при подаче иска уплачена государственная пошлина в сумме 400 рублей 00 копеек, что подтверждается чек-ордером от Дата. С учетом полного удовлетворения иска суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу указанных истцов уплаченную ими при подаче иска государственную пошлину в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Евграфовой Г.Р, Стерховой З.И, Стерхова А.Т, Петрова А.П удовлетворить.

Зарегистрировать без участия ответчика:

- сделку - муниципальный контракт , заключенный между Администрацией МО «Завьяловский район», с одной стороны, и Стерховой З.И, Стерховым А.Т и Петровым А.П, с другой стороны;

- переход права собственности на двухкомнатную квартиру, назначение: жилое, общей площадью 48,9 кв.м., расположенную по адресу: ..., кадастровый (или условный) номер: в муниципальную собственность МО «Завьяловский район»;

- сделку - муниципальный контракт , заключенный между Администрацией МО «Завьяловский район», с одной стороны, и Евграфовой Г.Р с другой стороны Дата;

- переход права собственности на двухкомнатную квартиру, назначение: жилое, общей площадью 49,6 кв.м., расположенную по адресу: ... кадастровый (или условный номер): в муниципальную собственность муниципального образования «Завьяловский район».

Взыскать с Администрации МО «Завьяловский район»:

- в пользу Стерховой З.И 400 рублей 00 коп в возврат госпошлины, уплаченной при подаче искового заявления в суд;

- в пользу Евграфовой Г.Р - 400 рублей 00 коп в возврат госпошлины, уплаченной при подаче искового заявления в суд.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2011 года.

Председательствующий:                          судья Ю.Л. Христолюбов