дело № 2-1169/2011 Именем Российской Федерации 25 октября 2011 года село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики председательствующий судья Кутергина Т.Ю. при секретаре судебного заседания Лужбиной А.В. с участием помощника прокурора Завьяловского района УР Нуркаева З.М. представителя Оргалькиной М.Я. - лица, в защиту интересов которого подано заявление - Д.И.М ( доверенность от19 ноября 2010 года выдана на срок три года) представителя органа, чьи решения обжалуются - Администрации муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики П.В.К (доверенность от Дата выдана на срок один год)., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Завьяловского района УР в интересах Оргалькина М.Я о признании незаконным заключения Межведомственной комиссии от Дата № о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания в отношении дома, расположенного по адресу ... У С Т А Н О В И Л: Прокурор Завьяловского района УР обратился в суд с вышеуказанным заявлением в интересах Оргалькиной М.Я. Заявление мотивировано тем, что Межведомственной комиссией, назначенной Главой Администрации МО «Завьяловский район» дано заключение о признании одноэтажного кирпичного дома, расположенного по адресу ... пригодным для проживания. Заключением Межведомственной комиссии нарушаются жилищные права Оргалькиной М.Я., так как заключение не мотивировано, не соответствует фактическим обстоятельствам ( по результатам независимого обследования техническое состояние не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям), в нарушение п.7 Положения о составе Межведомственной комиссии отсутствовали представители органов, уполномоченных на проведение эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической безопасности, защиты прав потребителей и иной безопасности. В судебном заседании помощник прокурора Нуркаев З.М. на удовлетворении заявленных требований настаивали по основанию, указанному в заявлении. Представитель Оргалькиной М.Я., Д.И.М требования поддержала, пояснила, что считает жилье непригодным, на проведении экспертизы не настаивала. Представитель администрации МО «Завьяловский район» УР П.В.К с заявленными требованиями не согласна, суду пояснила, что Межведомственная комиссия Дата повторно обследовала жилое помещение, вновь признала его пригодным, доказательств того, что при проведении обследования, по которому выдано заключение комиссии от Дата извещались органы, уполномоченные на проведение эпидемиологической, пожарной, экологической безопасности, защиты прав потребителей, а также собственник жилого помещения Оргалькина М.Я. не имеется. Заинтересованное лицо - администрация МО «Пироговское» Завьяловского района УР своего представителя не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, на основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно обжалуемому заявителем заключению Межведомственной комиссии, назначенной Главой Администрации МО «Завьяловский раойн» от Дата1 года № жилое помещение по адресу ... пригодно для проживания. Указанное жилое помещение зарегистрировано на праве собственности за Оргалькиной М.Я,, что подтверждено сведениями, представленными Завьяловским филиалом ГУП «Удмурттехинвентаризация». Обжалуя указанное заключение, заявитель просит признать его незаконным, поскольку в состав комиссии не включены представители органов, уполномоченных на проведение эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической безопасности, защиты прав потребителей и иной безопасности. Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ). Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правительством Российской Федерации принято постановление от Дата N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. В соответствии с пунктом 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке. Из анализа указанных выше норм следует, что решение межведомственной комиссии может быть оспорено в суде по правилам главы 25 ГПК РФ. Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в ред. постановления Правительства РФ от Дата N 494), орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Согласно п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. (п. 43 Положения). Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией). Как следует из материалов дела, Дата состоялось заседание межведомственной комиссии, в процессе которого было принято заключение N <218 "О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания. Суд приходит к выводу о нарушении предусмотренного законом порядка признания жилого дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания, в связи с чем, заключение межведомственной комиссии не может быть признано законным. Из дела видно, что в основу заключения межведомственной комиссии положено обследование жилого помещения по адресу ... Заявителями представлен технический отчет по результатам обследования строительных конструкций, согласно которому общий износ дома на момент исследовании я составляет 60%. Данное заключение заинтересованной стороной не опровергнуто. Более того, как установлено судом, к участию в заседании комиссии не были привлечены собственник жилого помещения дома, в также представители органов, уполномоченных на проведение эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической безопасности, защиты прав потребителей и иной безопасности, что является нарушением п. 7 Положения. Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что заключение межведомственной комиссии от 28.02 2011 года №. о признании спорного жилого помещения пригодным для постоянного проживания является незаконным и нарушает права Оргалькиной М.Я.. В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от Дата N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). При таких обстоятельствах суд признает, что заключение Межведомственной комиссии противоречит закону. В судебном заседании достоверно установлено, что собственник жилого помещения Оргалькина М.Я. к участию не привлекалась, также отсутствуют доказательства привлечения к участию в комиссии представители органов, уполномоченных на проведение эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической безопасности, защиты прав потребителей и иной безопасности. Доводы представителя администрации муниципального образования «Завьяловский район» о том, что впоследствии межведомственной комиссией дано заключение с привлечением надлежащих лиц о признании спорного жилого помещения пригодным не свидетельствуют о законности заключения от Дата. При таких обстоятельствах суд признает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Прокурора Завьяловского района УР удовлетворить в полном объеме. Признать заключение Межведомственной комиссии № от Дата о признании жилого помещения, расположенного по адресу ... пригодным для проживания незаконным. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, вынесший решение. Мотивированное решение изготовлено судьей 31 октября 2011 года. Председательствующий судья Т.Ю.Кутергина