О признании незаконным действия Администрации МО `Якшурское` и понуждении к организации сбора и вывоза отходов с несанкционированной свалки, расположенной в д. Якшур



дело № 2-1497/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 декабря 2011 года                                                               село Завьялово

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Христолюбова Ю.Л., при секретаре судебного заседания Чернышевой Т.В.,

с участием:

- помощника Удмуртского природоохранного прокурора Воронцовой О.А.,

- представителя заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики А.Д.И,

- представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике Л.А.В, Г.К.Н,

- Главы Муниципального образования «Якшурское» С.Н.Н,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «Якшурское» и понуждении к организации сбора и вывоза отходов с несанкционированной свалки, расположенной в д.Якшур,

у с т а н о в и л:

Удмуртский природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «Якшурское» обязать организовать сбор и вывоз отходов с несанкционированной свалки, расположенной в д.Якшур.

Требования мотивированы тем, что Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой, в результате проведенной проверки, установлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Администрации муниципального образования «Якшурское» ... Удмуртской Республики. Дата совместно со специалистами Управления Росреестра по УР, Управления Роспотребнадзора по УР, Министертсва природных ресурсов и охраны окружающей среды УР проведена выездная проверка свалки, расположенной на выезде с ... д. Якшур, расположенной около высоковольтной линии электропередач. В ходе проверки установлено следующее.

В справке о результатах совместного выезда на место расположения свалки от Дата со специалистом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики содержится информация о том, что на территории муниципального образования «Якшурское», на земельном участке на выезде с ... д. ... Удмуртской Республики около высоковольтной линии электропередач на почве размещены различные виды отходов - отходы ботвы от корнеплодов, другие подобные растительные остатки при выращивании овощей, загрязненные землей (код отхода 111202 00 01 99 5); отходы упаковочной бумаги незагрязненные (187 102 01 01 00 5); отходы стеклянного боя незагрязненные (код отхода 314 008 02 01 99 5); пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства (код отхода 571 018 00 13 00 5); полиэтиленовая тара, поврежденная (код отхода 571 029 03 13 99 5); обрезки резины (код отхода 575 001 02 01 00 5); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код отхода 911 001 00 01 00 4); мусор строительный (код отхода 912 006 00 01 00 0) и другие виды отходов.

По информации, представленной Управлением Роспотребнадзора по УР на территории МО «Якшурское» не организован рациональный сбор, быстрое удаление бытовых отходов, скапливающихся на территории МО «Якшурское», что подтверждается образованием несанкционированных свалок бытовых отходов, в том числе на выезде с ... в д. Якшур и является нарушением п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

По сведениям, представленным Управлением Росреестра по УР свалка на выезде с ... д. Якшур, расположенная около высоковольтной линии электропередач, ориентировочной площадью 531 кв. м находится в границах кадастровых кварталов и 18:08:026001 земли населенных пунктов.

Администрация муниципального образования «Якшурское» обязана организовать и финансировать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов от населения на территории сельского поселения, обеспечив выполнение этих мероприятий в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Однако указанные требования федерального законодательства Администрацией муниципального образования «Якшурское» не выполняются. Следовательно, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с земельного участка, находящегося на территории деревни Якшур на земельном участке на выезде с ... д. ... Удмуртской Республики около высоковольтной линии электропередач возложена на Администрацию МО «Якшурское».

В нарушение вышеназванных требований законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Администрацией муниципального образования «Якшурское» не организован сбор и вывоз отходов с данного земельного участка. Ситуация, при которой бытовые отходы не вывозятся, складируются на территории муниципального поселения, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний. Указанная ситуация является результатом невыполнения Администрацией муниципального образования «Якшурское» возложенных на нее законом полномочий в области обращения с отходами.

Установлено наличие бездействия Администрации муниципального образования «Якшурское», выражающееся в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора земельном участке на выезде с ... д. ... Удмуртской Республики около высоковольтной линии электропередач. Данные нарушения создают угрозу причинения ущерба окружающей среде и может повлечь за собой причинение вреда здоровью человека и влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора на удовлетворении заявления настаивала, в его обоснование сослалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в судебном заседании пояснили, что считают заявление прокурора законным и обоснованным.

Главы Муниципального образования «Якшурское» С.Н.Н в судебном заседании также по существу признал законность и обоснованность заявления прокурора. При этом, обратил внимание суда на то, что им неоднократно на заседания глав сельских поселений поднимался вопрос, связанный с проблемой утилизации мусора, выдвигал конкретные предложения по их решению.

Выслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении требований.

В судебном заседании установлено следующее.

В результате проведенной Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой проверки, установлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Администрации муниципального образования «Якшурское» ... Удмуртской Республики. Дата совместно со специалистами Управления Росреестра по УР, Управления Роспотребнадзора по УР, Министертсва природных ресурсов и охраны окружающей среды УР проведена выездная проверка свалки, расположенной на выезде с ... д. Якшур, расположенной около высоковольтной линии электропередач. В ходе проверки установлено следующее. В справке о результатах совместного выезда на место расположения свалки от Дата со специалистом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики содержится информация о том, что на территории муниципального образования «Якшурское», на земельном участке на выезде с ... д. ... Удмуртской Республики около высоковольтной линии электропередач на почве размещены различные виды отходов - отходы ботвы от корнеплодов, другие подобные растительные остатки при выращивании овощей, загрязненные землей (код отхода 111202 00 01 99 5); отходы упаковочной бумаги незагрязненные (187 102 01 01 00 5); отходы стеклянного боя незагрязненные (код отхода 314 008 02 01 99 5); пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства (код отхода 571 018 00 13 00 5); полиэтиленовая тара, поврежденная (код отхода 571 029 03 13 99 5); обрезки резины (код отхода 575 001 02 01 00 5); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код отхода 911 001 00 01 00 4); мусор строительный (код отхода 912 006 00 01 00 0) и другие виды отходов.

Согласно информации, представленной Управлением Роспотребнадзора по УР на территории МО «Якшурское» не организован рациональный сбор, быстрое удаление бытовых отходов, скапливающихся на территории МО «Якшурское», что подтверждается образованием несанкционированных свалок бытовых отходов, в том числе на выезде с ... в д. Якшур и является нарушением п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

По сведениям, представленным Управлением Росреестра по УР свалка на выезде с ... д. Якшур, расположенная около высоковольтной линии электропередач, ориентировочной площадью 531 кв. м находится в границах кадастровых кварталов 18:08:172001 и 18:08:026001 земли населенных пунктов.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, обеспечению экологической безопасности.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (часть 1 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и      захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.

В соответствии с ч. 2 ст.21 и ч. 1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, способы и условия, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами.

Так, согласно п. 3.2 Санитарных правил и норм 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных приказом Минздрава СССР от Дата , твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» размещение отходов включает в себя хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В силу ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 74 ч. 1 ст. 17 ФЗ«О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности подлежит лицензированию.

В соответствии с ч. 1 ст.8 и ч. 2 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды», подпунктом 18 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 19 ч.1 и ч.2 ст.1 Закона Удмуртской Республики «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории ... Удмуртской Республики», ч. 2 ст. 1 Устава муниципального образования «Якшурское», принятого решением Совета депутатов Муниципального образования «Якшурское» от Дата , Муниципальное образование «Якшурское» наделено статусом сельского поселения.

В соответствии с п. 18 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования «Якшурское» к вопросам местного значения муниципального образования отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 33 Устава МО «Якшурское» администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения поселения.

В силу абзаца 3 ч.2 ст.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Обеспечиваемые за счет средств местного бюджета потребности муниципального образования в работах и услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальным нуждам (часть 2 ст.3 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

Размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в порядке, установленном вышеуказанным законом.

В соответствии со ст. ст. 1, 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс -малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы, в соответствии с критериями, утвержденными приказом МПР РФ от Дата .

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от Дата , твердые и жидкие бытовые (непромышленные) отходы относятся к отходам 4-5 класса опасности, в частности, «отходы от жилищ», которые включают в себя отходы 4-5 класса опасности: «отходы из жилищ несортированные» (код 911 001 00 01 00 4, четвертый класс опасности), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (код 912 004 00 01 00 4, четвертый класс опасности), отходы древесных строительных лесоматериалов, в том числе от сноса и разборки строений (код 17120500 01 00 4, четвертый класс опасности), покрышки отработанные (код 57500202 13 00 4, четвертый класс опасности), мусор строительный от разборки зданий (код 91200601 01 00 4, четвертый класс опасности) и т.п.

Указанный земельный участок расположен в границах МО «Якшурское» (п. 19 ч.1 ст.1 Закона Удмуртской Республики «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории ... Удмуртской Республики» в ред. от Дата -РЗ, а также Приложение к названному закону).

Ситуация, при которой бытовые отходы не вывозятся, складируются на территории муниципального поселения, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний. Указанная ситуация является результатом невыполнения Администрацией муниципального образования «Якшурское» возложенных на нее законом полномочий в области обращения с отходами.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, абзацами 1, 2 и 3 ст.З, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду

Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления, установленных экологических и санитарно-гигиенических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека.

Администрация муниципального образования «Якшурское» обязана организовать и финансировать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов от населения на территории сельского поселения, обеспечив выполнение этих мероприятий в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Однако указанные требования федерального законодательства Администрацией муниципального образования «Якшурское» не выполняются.

Следовательно, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с земельного участка, находящегося на территории деревни Якшур на земельном участке на выезде с ... д. ... Удмуртской Республики около высоковольтной линии электропередач возложена на Администрацию МО «Якшурское».

В нарушение вышеназванных требований законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Администрацией муниципального образования «Якшурское» не организован сбор и вывоз отходов с данного земельного участка.

Ситуация, при которой бытовые отходы не вывозятся, складируются на территории муниципального поселения, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний. Указанная ситуация является результатом невыполнения Администрацией муниципального образования «Якшурское» возложенных на нее законом полномочий в области обращения с отходами.

В соответствии с ч. 1 ст.254 ГПК РФ в случае нарушения прав и свобод граждан бездействием органа местного самоуправления, такое бездействие оспаривается в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. В таких делах приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «Якшурское» и понуждении к организации сбора и вывоза отходов с несанкционированной свалки, расположенной в д.Якшур удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Якшурское» ... Удмуртской Республики, выразившееся в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка на выезде с ... д. ... Удмуртской Республики, расположенного около высоковольтной линии электропередач, ориентировочной площадью 531 кв. м находится в границах кадастровых кварталов 18:08:172001 и 18:08:026001 земли населенных пунктов.

Возложить на Администрацию муниципального образования «Якшурское» ... Удмуртской Республики организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка на выезде с ... д. ... Удмуртской Республики, расположенного около высоковольтной линии электропередач, ориентировочной площадью 531 кв. м находится в границах кадастровых кварталов 18:08:172001 и 18:08:026001 земли населенных пунктов на полигон твердых бытовых отходов, эксплуатируемый юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено судьей Дата.

Председательствующий судья                                Ю.Л.Христолюбов.