Дело № 2-194/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 января 2012 года село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Христолюбова Ю.Л., при секретаре Чернышевой Т.В., с участием представителей ФКУ «Исправительная колония №» УФСИН России по Удмуртской Республике по доверенности - Е.С.В. и Н.Ж.Р., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе С.И.А. на заключение врачебной комиссии Центральной больницы ФКУ «Исправительная колония №» УФСИН России по Удмуртской Республике об отказе в выдаче ему направления на медико-социальную экспертизу, У С Т А Н О В И Л: С.И.А. обратился в суд с указанным заявлением, в котором просит признать заключение врачебной комиссии Центральной больницы ФКУ «Исправительная колония №» УФСИН России по Удмуртской Республике об отказе направить его на медико-социальную экспертизу незаконным и необоснованным. В обоснование заявления С.И.А. ссылается на то, что -дата- он, отбывая наказание по приговору суда в ФКУ «Исправительная колония №» УФСИН России, получил тяжелую травму на производстве. После операции проведенной ему в Центральной больнице ФКУ «ИК-№» УФСИН России Удмуртской Республике им было подано заявление на имя клинико-экспертной комиссии данного медицинского учреждения для решения вопроса о направлении его на медико-социальную экспертизу. Однако в этом ему было отказано по причине того, что после травмы у него нет нарушений функций организма. Однако после операционного вмешательства ему был предоставлен адаптационно-реабилитационный период. В судебное заседание С.И.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании надлежащим образом уведомлен, поэтому суд рассмотрел дело в его отсутствие. Представители ФКУ «Исправительная колония №» УФСИН России по Удмуртской Республике просили суд оставить заявление С.И.А. без удовлетворения. В обоснование возражений относительно жалобы заявителя сослались на то, что условия для признания заявителя инвалидом, предусмотренные действующим законодательством, отсутствуют. Выслушав представителей ФКУ «Исправительная колония №» УФСИН России по Удмуртской Республике, изучив другие доказательства дела, суд пришел к следующему. В судебном заседании достоверно установлены следующие фактические обстоятельства дела. -дата- заявитель, отбывая наказание по приговору суда в ФКУ «Исправительная колония №» УФСИН России по Удмуртской Республике получил производственную травму. В связи с полученной травмой хирургами Центральной Больницы ФКУ «Исправительная колония №» произведено оперативное вмешательство (спленомегалия, нефрэктомия (слева)). Лечебно-профилактическим учреждением Центральная Больница «Исправительная колония №» УФСИН России по Удмуртской Республике направлялся по заявлению С.И.А. с последствиями выполненной ему хирургической операции в Бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике. -дата- филиалом бюро № ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике» вынесено экспертное решение: «осужденный С.И.А. инвалидом не является, процент утраты профессиональной трудоспособности не установлен». Данное решение филиалом бюро № ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике принято на основании предоставленных медицинских документов, данных дополнительного обследования с учетом консультации 1 состава Главного бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике согласно действующим нормативным документам. Степень (проценты) утраты профессиональной трудоспособности была оценена во время освидетельствования специалистами МСЭ С.И.А. и указана в заключении экспертного решения от -дата-. Главное бюро МСЭ находится в ведении Министерства социальной защиты населения и не подчиняется УФСИН России по Удмуртской Республике. При обращении в медицинскую часть ФКУ «ИК-№» УФСИН С.И.А. получает амбулаторное лечение в полном объеме, от получения листка нетрудоспособности отказывается (зафиксировано в амбулаторной карте). С -дата- по -дата- С.И.А. находился на лечении в Центральной больнице ФКУ «ИК-№» УФСИН Российской Федерации в Удмуртской Республике, медицинским персоналом которого выполнены: клинические анализы, УЗИ внутренних органов. От дальнейшего обследования и лечения в центральной больнице ФКУ «ИК-№» УФСИН России по Удмуртской Республике заявитель отказался, имеется запись в истории болезни. Выписан с улучшением. После этого С.И.А. вновь обратился с заявлением адресованном главному врачу лечебно-профилактического учреждения, в котором вновь просил его оформить ему направление на медико-социальную экспертизу. -дата- проведено заседание врачебной комиссии (ВК) центральной больницы ФКУ ИК-№ УФСИН № по поводу решения вопроса о предоставлении С.И.А. на медико-социальную экспертизу повторно, вынесено решение: «Признаков стойких нарушений функций организма нет. Нарушение жизнедеятельности не определяется» и отказала заявителю в оформлении указанного направления. Данное обстоятельство и послужило поводом для обращения заявителя в суд. Вышеназванные обстоятельства следуют из материалов дела и лицами, участвующими в деле, по существу не оспариваются. Проанализировав фактические обстоятельства дела, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу об отказе заявителю в удовлетворении заявления. Данный вывод суда основан на следующей правовой позиции. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом. Предметом регулирования Правил признания лица инвалидом являются отношения, возникающие в области социальной защиты инвалидов. Правила определяют порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу, ее проведение, условия признания лица инвалидом, переосвидетельствование инвалида. Согласно статье 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей свидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В пункте 3 Правил указано, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала. В данном пункте содержится механизм реализации статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, поскольку без установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала невозможно принять решение о его нуждаемости и потребностях в мерах социальной защиты. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Пункт 6 Правил предусматривает, что наличие одного из указанных в пункте 5 Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом. Согласно пункту 17 Правил орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. Форма соответствующего направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В соответствии с пунктом 17 Правил орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, травм или дефектов. Следовательно, данная норма устанавливает конкретное условие, при наличии которого уполномоченный орган вправе направить гражданина на медико-социальную экспертизу. При этом Правилами предусмотрено право гражданина, в случае если орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали ему в направлении на медико-социальную экспертизу, самостоятельно обратиться в бюро, так как в этом случае ему выдается соответствующая справка (пункт 19 Правил). В соответствии с пунктом 3 Инструкции о порядке освидетельствования подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях медико-социальной экспертизы на медико-социальную экспертизу направляются лица, содержащиеся в учреждениях УИС, в случаях расстройства здоровья со стойкими нарушениями функций организма или последствиями травм, приведшим к ограничению жизнедеятельности, и нуждающиеся в мерах социальной защиты. Поскольку отсутствуют все условия для признания заявителя инвалидом, врачебной комиссией Центральной больницы ФКУ «ИК-№» УФСИН России по Удмуртской Республике обоснованно отказано в оформлении направления на медико-социальную экспертизу заявителя. Предоставление заявителю реабилитационно-адаптационного периода материалами дела не подтверждено и наличие-отсутствие данного обстоятельства не имеет какого-либо значения для разрешения жалобы заявителя. Отказ оформить указанное направление не нарушает права заявителя. Как уже отмечалось с указанным заключением врачебной комиссии заявитель вправе обратиться в бюро медико-социальной экспертизы. С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявления С.И.А. не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление С.И.А. о признании заключения врачебной комиссии «Исправительная колония №» УФСИН России по Удмуртской Республике об отказе направить его на медико-социальную экспертизу незаконным и необоснованным, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательном виде. Мотивированное решение по делу изготовлено судьей -дата-. Председательствующий: судья Ю.Л. Христолюбов