о признании заключения комиссии КЭК незаконным



Дело № 2-194/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 января 2012 года                                                             село Завьялово

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Христолюбова Ю.Л.,

при секретаре Чернышевой Т.В.,

с участием представителей ФКУ «Исправительная колония » УФСИН России по Удмуртской Республике по доверенности - Е.С.В. и Н.Ж.Р.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе С.И.А. на заключение врачебной комиссии Центральной больницы ФКУ «Исправительная колония » УФСИН России по Удмуртской Республике об отказе в выдаче ему направления на медико-социальную экспертизу,

У С Т А Н О В И Л:

С.И.А. обратился в суд с указанным заявлением, в котором просит признать заключение врачебной комиссии Центральной больницы ФКУ «Исправительная колония » УФСИН России по Удмуртской Республике об отказе направить его на медико-социальную экспертизу незаконным и необоснованным. В обоснование заявления С.И.А. ссылается на то, что -дата- он, отбывая наказание по приговору суда в ФКУ «Исправительная колония » УФСИН России, получил тяжелую травму на производстве. После операции проведенной ему в Центральной больнице ФКУ «ИК-» УФСИН России Удмуртской Республике им было подано заявление на имя клинико-экспертной комиссии данного медицинского учреждения для решения вопроса о направлении его на медико-социальную экспертизу. Однако в этом ему было отказано по причине того, что после травмы у него нет нарушений функций организма. Однако после операционного вмешательства ему был предоставлен адаптационно-реабилитационный период.

В судебное заседание С.И.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании надлежащим образом уведомлен, поэтому суд рассмотрел дело в его отсутствие.

Представители ФКУ «Исправительная колония » УФСИН России по Удмуртской Республике просили суд оставить заявление С.И.А. без удовлетворения. В обоснование возражений относительно жалобы заявителя сослались на то, что условия для признания заявителя инвалидом, предусмотренные действующим законодательством, отсутствуют.

Выслушав представителей ФКУ «Исправительная колония » УФСИН России по Удмуртской Республике, изучив другие доказательства дела, суд пришел к следующему.

В судебном заседании достоверно установлены следующие фактические обстоятельства дела.

-дата- заявитель, отбывая наказание по приговору суда в ФКУ «Исправительная колония » УФСИН России по Удмуртской Республике получил производственную травму.

В связи с полученной травмой хирургами Центральной Больницы ФКУ «Исправительная колония » произведено оперативное вмешательство (спленомегалия, нефрэктомия (слева)).

Лечебно-профилактическим учреждением Центральная Больница «Исправительная колония » УФСИН России по Удмуртской Республике направлялся по заявлению С.И.А. с последствиями выполненной ему хирургической операции в Бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике.

-дата- филиалом бюро ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике» вынесено экспертное решение: «осужденный С.И.А. инвалидом не является, процент утраты профессиональной трудоспособности не установлен».

Данное решение филиалом бюро ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике принято на основании предоставленных медицинских документов, данных дополнительного обследования с учетом консультации 1 состава Главного бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике согласно действующим нормативным документам.

Степень (проценты) утраты профессиональной трудоспособности была оценена во время освидетельствования специалистами МСЭ С.И.А. и указана в заключении экспертного решения от -дата-.

Главное бюро МСЭ находится в ведении Министерства социальной защиты населения и не подчиняется УФСИН России по Удмуртской Республике.

При обращении в медицинскую часть ФКУ «ИК-» УФСИН С.И.А. получает амбулаторное лечение в полном объеме, от получения листка нетрудоспособности отказывается (зафиксировано в амбулаторной карте).

С -дата- по -дата- С.И.А. находился на лечении в Центральной больнице ФКУ «ИК-» УФСИН Российской Федерации в Удмуртской Республике, медицинским персоналом которого выполнены: клинические анализы, УЗИ внутренних органов. От дальнейшего обследования и лечения в центральной больнице ФКУ «ИК-» УФСИН России по Удмуртской Республике заявитель отказался, имеется запись в истории болезни. Выписан с улучшением.

После этого С.И.А. вновь обратился с заявлением адресованном главному врачу лечебно-профилактического учреждения, в котором вновь просил его оформить ему направление на медико-социальную экспертизу.

-дата- проведено заседание врачебной комиссии (ВК) центральной больницы ФКУ ИК- УФСИН по поводу решения вопроса о предоставлении С.И.А. на медико-социальную экспертизу повторно, вынесено решение: «Признаков стойких нарушений функций организма нет. Нарушение жизнедеятельности не определяется» и отказала заявителю в оформлении указанного направления.

Данное обстоятельство и послужило поводом для обращения заявителя в суд.

Вышеназванные обстоятельства следуют из материалов дела и лицами, участвующими в деле, по существу не оспариваются.

Проанализировав фактические обстоятельства дела, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу об отказе заявителю в удовлетворении заявления. Данный вывод суда основан на следующей правовой позиции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом.

Предметом регулирования Правил признания лица инвалидом являются отношения, возникающие в области социальной защиты инвалидов.

Правила определяют порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу, ее проведение, условия признания лица инвалидом, переосвидетельствование инвалида.

Согласно статье 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей свидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В пункте 3 Правил указано, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала. В данном пункте содержится механизм реализации статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, поскольку без установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала невозможно принять решение о его нуждаемости и потребностях в мерах социальной защиты.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Пункт 6 Правил предусматривает, что наличие одного из указанных в пункте 5 Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Согласно пункту 17 Правил орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.

Форма соответствующего направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 17 Правил орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, травм или дефектов.

Следовательно, данная норма устанавливает конкретное условие, при наличии которого уполномоченный орган вправе направить гражданина на медико-социальную экспертизу. При этом Правилами предусмотрено право гражданина, в случае если орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали ему в направлении на медико-социальную экспертизу, самостоятельно обратиться в бюро, так как в этом случае ему выдается соответствующая справка (пункт 19 Правил).

В соответствии с пунктом 3 Инструкции о порядке освидетельствования подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях медико-социальной экспертизы на медико-социальную экспертизу направляются лица, содержащиеся в учреждениях УИС, в случаях расстройства здоровья со стойкими нарушениями функций организма или последствиями травм, приведшим к ограничению жизнедеятельности, и нуждающиеся в мерах социальной защиты.

Поскольку отсутствуют все условия для признания заявителя инвалидом, врачебной комиссией Центральной больницы ФКУ «ИК-» УФСИН России по Удмуртской Республике обоснованно отказано в оформлении направления на медико-социальную экспертизу заявителя. Предоставление заявителю реабилитационно-адаптационного периода материалами дела не подтверждено и наличие-отсутствие данного обстоятельства не имеет какого-либо значения для разрешения жалобы заявителя.

Отказ оформить указанное направление не нарушает права заявителя. Как уже отмечалось с указанным заключением врачебной комиссии заявитель вправе обратиться в бюро медико-социальной экспертизы.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявления С.И.А. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление С.И.А. о признании заключения врачебной комиссии «Исправительная колония » УФСИН России по Удмуртской Республике об отказе направить его на медико-социальную экспертизу незаконным и необоснованным, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательном виде.

Мотивированное решение по делу изготовлено судьей -дата-.

Председательствующий:                         судья Ю.Л. Христолюбов