Дело № 2-1265/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 ноября 2011 года село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Христолюбова Ю.Л., при секретаре судебного заседания Чернышевой Т.В., с участием представителя ФКУ «Исправительная колония №» по доверенности - Н.Ж.Р., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе И.К.В. на действия начальника ФКУ «ИК-№» УФСИН России по Удмуртской Республике», У С Т А Н О В И Л: И.К.В. обратился в суд с жалобой на действия Администрации ФКУ «Исправительная колония №» УФСИН России по Удмуртской Республике, в которой просит: - признать незаконными и необоснованными действия начальника ФБУ «Исправительная колония №» в отношении него. - отменить постановление от -дата- о наложении взыскания в виде водворения в ШИЗО сроком на 15 суток, вынесенное начальником ФКУ ИК-№. - возложить на начальника ФКУ ИК-№ устранить допущенные нарушения при наложении взыскания по постановлению от -дата-. - признать незаконными действия начальника ФКУ ИК-№ в части неознакомления с материалами, на основании которых применена мера взыскания по постановлению от -дата-. - признать незаконными действия начальника ФКУ ИК-№ в части вынесения постановления от -дата- заочно, т.е. в отсутствие заявителя. В обоснование жалобы ссылается на то, что рапорты о совершении им дисциплинарных правонарушений составлены на него по надуманным основаниям. С содержанием рапортов он не ознакомлен, на дисциплинарную комиссию он не приглашался в связи с чем, был лишен права высказаться в свое оправдание. Нарушен порядок и условия привлечения его к дисциплинарной ответственности. На основании приказа ФСИН России от -дата- № «Об изменении типа федеральных бюджетных учреждений, подчиненных Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике, и утверждении уставов федеральных казенных учреждений, подчиненных Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике» федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике» изменило свою организационную форму и в настоящее время является федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике» (далее - ФКУ ИК-№ УФСИН России по Удмуртской Республике). И.К.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании извещен надлежащим образом. В обязанности суда не входит обеспечение личного участия при рассмотрении в суде гражданского дела по заявлению осужденного, находящегося в местах лишения свободы. В связи с этим, суд рассмотрел дело в отсутствие И.К.В.. Н.Ж.Р. в судебном заседании просила оставить заявления И.К.В. без удовлетворения, настаивая на том, что постановления о применении мер дисциплинарного взыскания к И.К.В. являются законными и обоснованными, порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности не нарушен. Выслушав объяснения Н.Ж.Р., изучив другие доказательства настоящего гражданского дела, суд пришел к следующему. В судебном заседании достоверно установлены следующие фактические обстоятельства дела. Осужденный И.К.В., <данные изъяты>, прибыл в ФБУ (ныне ФКУ) ИК-№ УФСИН России по Удмуртской Республике для отбывания наказания, назначенного ему приговором суда, -дата- из следственного изолятора № города Ижевска Удмуртской Республики. По прибытию в учреждение трудоустроен не был в связи с собственным нежеланием работать. Мероприятия индивидуально-воспитательного характера посещает по принуждению, правильных выводов не делает, допускает нарушения установленного порядка отбывания наказания. В жизни отряда в колонии участия не принимает в связи с собственным нежеланием работать. Мероприятия индивидуально-воспитательного характера посещает по принуждению, правильных выводов не делает, допускает нарушения установленного порядка отбывания наказания. В общественной жизни отряда и колонии участия также не принимает, имеет на день рассмотрения заявления ряд не снятых взысканий. -дата- И.К.В. прибыл в ФКУ «ИК-№» УФСИН России Удмуртской Республики этапом из следственного изолятора № города Ижевска, куда ранее был ранее этапирован для участия в судебных заседаниях. Во время личного (полного обыска), прибывшего этапом с СИ-№, И.К.В. проявлял недовольство действиями сотрудников администрации, был груб, невежлив, обращался к сотрудникам ФКУ «ИК-№» УФСИН России по Удмуртской Республике на «ты». Данное обстоятельство нашло в судебном заседании фактическими данными, содержащимися в рапорте № младшего инспектора отдела безопасности, в письменных объяснениях осужденных, присутствующих при полном обыске И.К.В.. Копии рапорта и объяснения осужденных приобщены к материалам дела и исследованы в судебном заседании. В письменных объяснениях от -дата- по поводу составленного в отношении него рапорта И.К.В. пояснил, что при обыске у него сотрудники ФКУ «ИК-№» отобрали передачу. С сотрудниками ФКУ «ИК-№» УФСИН России по Удмуртской Республике он не пререкался, а только лишь просил объяснить основания, по которым у него забрали его передачку (личное имущество), и интересовался, когда ему ее вернут. Получив отрицательный ответ, он лишь предупредил их, что в случае невозврата ему передачи он будет вынужден обратиться с жалобой на их направомерные действия. Передачу ему не вернули. С рапортом он не согласен, его грабили сотрудники ФКУ ИК-№, в частности, Х.З.С., под руководством которого вчера, то есть -дата- у него была отобрана его передача. Копия объяснительной записки И.К.В. приобщена к материалам дела и исследована в судебном заседании. Комиссия ФКУ ИК-№ рассмотрев материалы в отношении осужденного И.К.В. по вышеуказанному факту и проведя с ним профилактическую беседу решила назначить ему дисциплинарное взыскание в виде ШИЗО на 15 суток. Данное обстоятельство подтверждается копией справки. Постановлением начальника ФКУ «ИК-№» УФСИН России по Удмуртской Республике от -дата- И.К.В. подвергнут административному взысканию в виде водворения в штрафной изолятор на 15 суток. Время фактического водворения его в штрафной изолятор -дата- в 16-00. Копия постановления и камерная карточка приобщены к материалам дела и исследованы в судебном заседании. Согласно журналу учета выдачи передач, посылок и бандеролей последняя бандероль в учреждении И.К.В. была получена -дата-, каких-либо сведения об изъятии у него бандеролей в деле не имеется. Проанализировав фактические обстоятельства дела, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу о необходимости отказа И.К.В. в удовлетворении заявления. Данный вывод суда основан на следующей правовой позиции В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Согласно части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 года N 205 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений. Таким образом, оспариваемые Правила приняты Министерством юстиции РФ в соответствии с предоставленными полномочиями. Согласно статье 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (п. 2), выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (п. 3). Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" устанавливает обязанность учреждений, исполняющих наказания, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 13), а также право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания (п. 3 ст. 14). В соответствии с пунктом 14 вышеназванных Правил, осужденные обязаны, в том числе: - выполнять требования законов и настоящих Правил; - соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ; - являться по вызову администрации и давать письменные объяснения по вопросам исполнения требований приговора; - быть вежливыми между собой и в обращении с персоналом ИУ и иными лицами, выполнять их законные требования; - …по установленному образцу заправлять постель… (приложение N 2)…; - носить одежду установленного образца с нагрудными и нарукавными знаками; В целях обеспечения основных обязанностей осужденных, выполнения норм законодательства Российской Федерации по исполнению наказаний на администрацию учреждений возлагается право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205. Пункт 21 Правил возлагает на начальника исправительного учреждения обязанность утверждать своим приказом распорядок дня, разработанный на основе примерного распорядка, который доводится до сведения персонала и осужденных. Данная норма корреспондируется с частью 3 статьи 82 УИК РФ, определяющей право Минюста России регламентировать и конкретизировать соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений. Необходимость обеспечения режимных требований вытекает и из пункта 19 Правил, предусматривающего, что в каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств. Водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор является мерой взыскания, применяемой к осужденным к лишению свободы за нарушение установленного порядка отбывания наказания и условия содержания в штрафных изоляторах взыскания предполагают дополнительную изоляцию осужденных, ограничение конкретных прав, усиление в отношении их режимных требований (часть 1 статьи 118 УИК РФ). Водворение осужденных в штрафной изолятор относится к наиболее суровым видам дисциплинарных наказаний, существенно ограничивающих их правовой статус, приносящих дополнительные лишения за дисциплинарные проступки, совершенные в местах отбывания наказания. Требование, предъявляемое пунктом 161 Правил, к осужденным поочередно дежурить в камерах штрафных изоляторов, помещениях камерного типа, ЕПКТ, и перечисленные в пункте 162 Правил обязанности дежурного по камере являются законными. Исходя из изложенного, доводы заявителя о нарушении оспариваемыми положениями требований норм международного права и действующего законодательства об унижении человеческого достоинства лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и ущемлении их прав не соответствуют действительности. Осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель, исходя из статьи 71 (пункты "в" и "о") Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 22, 49 (часть 1) и 50 (часть 3), вправе предусмотреть лишение свободы как меру наказания, назначаемую осужденному за преступление по приговору суда, а также установить как порядок и условия ее отбывания в соответствии с вытекающими из Конституции Российской Федерации принципами справедливости, гуманизма, законности и охраны государством достоинства личности, так и механизмы защиты прав осужденных от необоснованных и несоразмерных ограничений, в том числе права на доступ к суду. Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только данным Кодексом (часть первая статьи 3), в нем же перечисляются виды исправительных учреждений, назначаемых осужденным к лишению свободы (статья 58), а именно колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого и особого режимов, воспитательные колонии, тюрьмы. Права и обязанности осужденных к лишению свободы определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации исходя из порядка и условий отбывания этого вида наказания в соответствующем исправительном учреждении (статья 10), конкретный вид которого наряду со сроком наказания устанавливается, как следует из части первой статьи 308 УПК Российской Федерации, судом в постановляемом им приговоре. Регламентируя на основе Уголовного кодекса Российской Федерации порядок отбывания наказания в исправительных учреждениях, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации предусматривает, в частности, что осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии, тюрьме или воспитательной колонии; перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении (статья 81). Вместе с тем Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации позволяет - в зависимости от поведения осужденного и его отношения к труду во время пребывания в исправительном учреждении - по решению суда, принятому в порядке главы 47 УПК Российской Федерации, изменить назначенный приговором вид исправительного учреждения (статья 78), а по решению комиссии исправительного учреждения - изменить условия отбывания наказания, как правило, в пределах одного исправительного учреждения (статья 87). При этом не исключается, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, право самого осужденного ходатайствовать перед судом о рассмотрении вопросов, связанных с изменением условий отбывания наказания, и обязанность суда рассмотреть данное ходатайство по существу (Постановление от 26 ноября 2002 года N 16-П, Определение от 20 октября 2005 года N 388-О). По смыслу приведенной правовой позиции, осужденный не может быть лишен возможности обращаться к суду за защитой своих прав и в случае изменения условий отбывания наказания в связи с применением к нему по постановлению начальника исправительного учреждения (часть первая статьи 119 УИК Российской Федерации) мер взыскания за нарушение установленного порядка отбывания наказания, включая такую, как водворение в ШИЗО, При этом налагаемое взыскание, как указано в части первой его статьи 117, должно соответствовать тяжести и характеру нарушения, применяться с учетом обстоятельств совершения нарушения, личности осужденного и его предыдущего поведения, т.е. в соответствии с такими же критериями, которыми руководствуется при выборе и назначении меры, вида и режима отбывания наказания суд. Регламентирующие водворение в ШИЗО законоположения в их взаимосвязи не могут предполагать принятие администрацией исправительной колонии произвольного решения - без указания на предусмотренные законом основания, подтвержденные соответствующими фактическими обстоятельствами, и, следовательно, не могут исключать судебную проверку обоснованности налагаемого взыскания. В системе действующих правовых норм - исходя, в том числе из регламентации изменений в порядке отбывания и режиме наказания в стадии его исполнения в соответствии с предписаниями как статьи 46 Конституции Российской Федерации, так и согласно нормам Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 125 и 126, глава 47) - такая судебная проверка, во всяком случае, выступает и в качестве необходимой гарантии прав и законных интересов осужденных. Иное означало бы неправомерное ущемление этих прав, умаляло бы достоинство личности, признаваемое основой уважения и защиты ее прав и свобод государством (статья 21 Конституции Российской Федерации), и противоречило бы общепризнанным международно-правовым принципам справедливого правосудия. Таким образом, предоставленное осужденным уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством право обращаться с жалобами по вопросам, касающимся их прав и законных интересов, не только в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, органы прокуратуры, но и непосредственно в суд служит гарантией защиты их нарушенных прав (часть четвертая статьи 12, части первая и шестая статьи 15 УИК Российской Федерации) и не предполагает каких-либо изъятий и ограничений для осужденных, подвергнутых дисциплинарным взысканиям, в том числе осужденных, к которым на основании пункта "д" части первой статьи 115 УИК Российской Федерации решением должностных лиц исправительных учреждений применено взыскание в виде перевода в единое помещение камерного типа. Предусмотренный уголовно-исполнительным законодательством статус осужденных предполагает, в частности, необходимость соблюдения ими принятых в обществе правил, создающих основу для установления обязанности осужденных по обеспечению надлежащего порядка, в том числе по соблюдению правил санитарии и гигиены, в местах их проживания и работы. Несоблюдение вышеназванных обязанностей влечет за собой возможность применения Администрацией учреждения дисциплинарного взыскания к осужденному. Начальник ФКУ «ИК-№» УФСИН России по Удмуртской Республике имеет право на вынесение постановлений о привлечении к дисциплинарной ответственности в отношении И.К.В.. Порядок привлечения И.К.В. к дисциплинарной ответственности начальником учреждения соблюдены. Содержание оспариваемого постановления соответствует требованиям закона. В соответствии с пунктом 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» осужденные обязаны: выполнять требования законов и настоящих Правил; соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ; являться по вызову администрации и давать письменные объяснения по вопросам исполнения требований приговора; проходить медицинские осмотры и необходимое обследование с целью своевременного обнаружения инфекционных заболеваний, а также медицинское освидетельствование для выявления фактов употребления алкогольных, наркотических и сильнодействующих (токсических) веществ, получения телесных повреждений; бережно относиться к имуществу исправительного учреждения и другим видам имущества; соблюдать требования пожарной безопасности; добросовестно относиться к труду и учебе; быть вежливыми между собой и в обращении с персоналом ИУ и иными лицами, выполнять их законные требования; содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, рабочие места, одежду, по установленному образцу заправлять постель, следить за состоянием спальных мест, тумбочек и вещевых мешков в помещениях отрядов, где хранятся их личные вещи, наличием прикроватных табличек (приложение N 2), соблюдать правила личной гигиены, иметь короткую стрижку волос на голове, бороды и усов (для мужчин), хранить продукты питания и предметы индивидуального пользования в специально оборудованных местах и помещениях; носить одежду установленного образца с нагрудными и нарукавными знаками (приложение N 3), в колониях-поселениях осужденные могут носить гражданскую одежду; принимать участие в работах по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством. -дата- при производстве личного обыска И.К.В. был груб и невежлив по отношению к сотрудникам ФКУ «ИК-№», обращался к ним на «ты». Факт неправомерного изъятия у И.К.В. личного имущества какими-либо доказательствами, исследованными в судебном заседании своего подтверждения не нашел. Таким образом, -дата- И.К.В. были допущены нарушения установленного порядка отбывания наказания, и администрация учреждения вправе была применить к нему дисциплинарные взыскания. В соответствие со ст. 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий. Выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего. Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Как уже отмечалось выше, порядок привлечения к И.К.В. мер взыскания начальником ФКУ «ИК-№» УФСИН России и лицами его замещающими соблюден. Данный порядок не требует личного присутствия И.К.В. при избрании начальником учреждения ему вида взыскания. Применение к нему меры взыскания в виде водворения в ШИЗО законно и справедливо. Ранее он уже привлекался к ответственности за нарушение режимных требований, выводов для себя не сделал. Вид взыскания также соответствует характеру и тяжести совершенных им правонарушений. Медицинских противопоказаний для применения к И.К.В. взыскания в виде водворения в ШИЗО не имелось. Таким образом, действия ФБУ ИК-№ УФСИН России по Удмуртской Республике являются законными и обоснованными. Наложение взысканий на осужденного И.К.В. за нарушения установленного порядка отбывания наказания производилось в соответствии с требованиями Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. В соответствии со статьей 254 главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно статье 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В связи с отказом заявителю в удовлетворении жалобы отсутствуют основания для взыскания с ФКУ «Исправительная колония №» УФСИН России по Удмуртской Республике государственной пошлины в доход государства, от уплаты которой был освобожден заявитель при подаче жалобы в суд. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление И.К.В.: - о признании незаконными и необоснованными действияйначальника ФБУ «Исправительная колония №» в отношении него. - об отмене постановление от -дата- о наложении взыскания в виде водворения в ШИЗО сроком на 15 суток, вынесенное начальником ФКУ ИК-№. - о возложении на начальника ФКУ ИК-№ устранить допущенные нарушения при наложении взыскания по постановлению от -дата-. - о признании незаконными действий начальника ФКУ ИК-№ в части неознакомления с материалами, на основании которых применена мера взыскания по постановлению от -дата-; - о признании незаконными действия начальника ФКУ ИК-№ в части вынесения постановления от -дата- заочно, т.е. в отсутствие заявителя, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательном виде. Мотивированное решение по делу принято -дата-. Председательствующий судья: Ю.Л. Христолюбов