о признании незвконным действий и решений начальника учреждения ФКУ ИК-8



Дело № 2-1265/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 ноября 2011 года                                                    село Завьялово

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Христолюбова Ю.Л.,

при секретаре судебного заседания Чернышевой Т.В.,

с участием представителя ФКУ «Исправительная колония » по доверенности - Н.Ж.Р.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе И.К.В. на действия начальника ФКУ «ИК-» УФСИН России по Удмуртской Республике»,

У С Т А Н О В И Л:

И.К.В. обратился в суд с жалобой на действия Администрации ФКУ «Исправительная колония » УФСИН России по Удмуртской Республике, в которой просит:

- признать незаконными и необоснованными действия начальника ФБУ «Исправительная колония » в отношении него.

- отменить постановление от -дата- о наложении взыскания в виде водворения в ШИЗО сроком на 15 суток, вынесенное начальником ФКУ ИК-.

- возложить на начальника ФКУ ИК- устранить допущенные нарушения при наложении взыскания по постановлению от -дата-.

- признать незаконными действия начальника ФКУ ИК- в части неознакомления с материалами, на основании которых применена мера взыскания по постановлению от -дата-.

- признать незаконными действия начальника ФКУ ИК- в части вынесения постановления от -дата- заочно, т.е. в отсутствие заявителя.

В обоснование жалобы ссылается на то, что рапорты о совершении им дисциплинарных правонарушений составлены на него по надуманным основаниям. С содержанием рапортов он не ознакомлен, на дисциплинарную комиссию он не приглашался в связи с чем, был лишен права высказаться в свое оправдание. Нарушен порядок и условия привлечения его к дисциплинарной ответственности.

На основании приказа ФСИН России от -дата- «Об изменении типа федеральных бюджетных учреждений, подчиненных Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике, и утверждении уставов федеральных казенных учреждений, подчиненных Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике» федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике» изменило свою организационную форму и в настоящее время является федеральным казенным учреждением «Исправительная колония      Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике» (далее - ФКУ ИК- УФСИН России по Удмуртской Республике).

И.К.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании извещен надлежащим образом. В обязанности суда не входит обеспечение личного участия при рассмотрении в суде гражданского дела по заявлению осужденного, находящегося в местах лишения свободы. В связи с этим, суд рассмотрел дело в отсутствие И.К.В..

Н.Ж.Р. в судебном заседании просила оставить заявления И.К.В. без удовлетворения, настаивая на том, что постановления о применении мер дисциплинарного взыскания к И.К.В. являются законными и обоснованными, порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности не нарушен.

Выслушав объяснения Н.Ж.Р., изучив другие доказательства настоящего гражданского дела, суд пришел к следующему.

В судебном заседании достоверно установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Осужденный И.К.В., <данные изъяты>, прибыл в ФБУ (ныне ФКУ) ИК- УФСИН России по Удмуртской Республике для отбывания наказания, назначенного ему приговором суда, -дата- из следственного изолятора города Ижевска Удмуртской Республики.

По прибытию в учреждение трудоустроен не был в связи с собственным нежеланием работать. Мероприятия индивидуально-воспитательного характера посещает по принуждению, правильных выводов не делает, допускает нарушения установленного порядка отбывания наказания. В жизни отряда в колонии участия не принимает в связи с собственным нежеланием работать. Мероприятия индивидуально-воспитательного характера посещает по принуждению, правильных выводов не делает, допускает нарушения установленного порядка отбывания наказания. В общественной жизни отряда и колонии участия также не принимает, имеет на день рассмотрения заявления ряд не снятых взысканий.

-дата- И.К.В. прибыл в ФКУ «ИК-» УФСИН России Удмуртской Республики этапом из следственного изолятора города Ижевска, куда ранее был ранее этапирован для участия в судебных заседаниях.

Во время личного (полного обыска), прибывшего этапом с СИ-, И.К.В. проявлял недовольство действиями сотрудников администрации, был груб, невежлив, обращался к сотрудникам ФКУ «ИК-» УФСИН России по Удмуртской Республике на «ты». Данное обстоятельство нашло в судебном заседании фактическими данными, содержащимися в рапорте младшего инспектора отдела безопасности, в письменных объяснениях осужденных, присутствующих при полном обыске И.К.В.. Копии рапорта и объяснения осужденных приобщены к материалам дела и исследованы в судебном заседании.

В письменных объяснениях от -дата- по поводу составленного в отношении него рапорта И.К.В. пояснил, что при обыске у него сотрудники ФКУ «ИК-» отобрали передачу. С сотрудниками ФКУ «ИК-» УФСИН России по Удмуртской Республике он не пререкался, а только лишь просил объяснить основания, по которым у него забрали его передачку (личное имущество), и интересовался, когда ему ее вернут. Получив отрицательный ответ, он лишь предупредил их, что в случае невозврата ему передачи он будет вынужден обратиться с жалобой на их направомерные действия. Передачу ему не вернули. С рапортом он не согласен, его грабили сотрудники ФКУ ИК-, в частности, Х.З.С., под руководством которого вчера, то есть -дата- у него была отобрана его передача. Копия объяснительной записки И.К.В. приобщена к материалам дела и исследована в судебном заседании.

Комиссия ФКУ ИК- рассмотрев материалы в отношении осужденного И.К.В. по вышеуказанному факту и проведя с ним профилактическую беседу решила назначить ему дисциплинарное взыскание в виде ШИЗО на 15 суток. Данное обстоятельство подтверждается копией справки.

Постановлением начальника ФКУ «ИК-» УФСИН России по Удмуртской Республике от -дата- И.К.В. подвергнут административному взысканию в виде водворения в штрафной изолятор на 15 суток. Время фактического водворения его в штрафной изолятор -дата- в 16-00. Копия постановления и камерная карточка приобщены к материалам дела и исследованы в судебном заседании.

Согласно журналу учета выдачи передач, посылок и бандеролей последняя бандероль в учреждении И.К.В. была получена -дата-, каких-либо сведения об изъятии у него бандеролей в деле не имеется.

Проанализировав фактические обстоятельства дела, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу о необходимости отказа И.К.В. в удовлетворении заявления. Данный вывод суда основан на следующей правовой позиции

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Согласно части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 года N 205 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.

Таким образом, оспариваемые Правила приняты Министерством юстиции РФ в соответствии с предоставленными полномочиями.

Согласно статье 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (п. 2), выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (п. 3).

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" устанавливает обязанность учреждений, исполняющих наказания, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 13), а также право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания (п. 3 ст. 14).

В соответствии с пунктом 14 вышеназванных Правил, осужденные обязаны, в том числе:

- выполнять требования законов и настоящих Правил;

- соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ;

- являться по вызову администрации и давать письменные объяснения по вопросам исполнения требований приговора;

- быть вежливыми между собой и в обращении с персоналом ИУ и иными лицами, выполнять их законные требования;

- …по установленному образцу заправлять постель… (приложение N 2)…;

- носить одежду установленного образца с нагрудными и нарукавными знаками;

В целях обеспечения основных обязанностей осужденных, выполнения норм законодательства Российской Федерации по исполнению наказаний на администрацию учреждений возлагается право требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205.

Пункт 21 Правил возлагает на начальника исправительного учреждения обязанность утверждать своим приказом распорядок дня, разработанный на основе примерного распорядка, который доводится до сведения персонала и осужденных. Данная норма корреспондируется с частью 3 статьи 82 УИК РФ, определяющей право Минюста России регламентировать и конкретизировать соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений. Необходимость обеспечения режимных требований вытекает и из пункта 19 Правил, предусматривающего, что в каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств.

Водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор является мерой взыскания, применяемой к осужденным к лишению свободы за нарушение установленного порядка отбывания наказания и условия содержания в штрафных изоляторах взыскания предполагают дополнительную изоляцию осужденных, ограничение конкретных прав, усиление в отношении их режимных требований (часть 1 статьи 118 УИК РФ).

Водворение осужденных в штрафной изолятор относится к наиболее суровым видам дисциплинарных наказаний, существенно ограничивающих их правовой статус, приносящих дополнительные лишения за дисциплинарные проступки, совершенные в местах отбывания наказания.

Требование, предъявляемое пунктом 161 Правил, к осужденным поочередно дежурить в камерах штрафных изоляторов, помещениях камерного типа, ЕПКТ, и перечисленные в пункте 162 Правил обязанности дежурного по камере являются законными.

Исходя из изложенного, доводы заявителя о нарушении оспариваемыми положениями требований норм международного права и действующего законодательства об унижении человеческого достоинства лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и ущемлении их прав не соответствуют действительности.

Осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель, исходя из статьи 71 (пункты "в" и "о") Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 22, 49 (часть 1) и 50 (часть 3), вправе предусмотреть лишение свободы как меру наказания, назначаемую осужденному за преступление по приговору суда, а также установить как порядок и условия ее отбывания в соответствии с вытекающими из Конституции Российской Федерации принципами справедливости, гуманизма, законности и охраны государством достоинства личности, так и механизмы защиты прав осужденных от необоснованных и несоразмерных ограничений, в том числе права на доступ к суду.

Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только данным Кодексом (часть первая статьи 3), в нем же перечисляются виды исправительных учреждений, назначаемых осужденным к лишению свободы (статья 58), а именно колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого и особого режимов, воспитательные колонии, тюрьмы. Права и обязанности осужденных к лишению свободы определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации исходя из порядка и условий отбывания этого вида наказания в соответствующем исправительном учреждении (статья 10), конкретный вид которого наряду со сроком наказания устанавливается, как следует из части первой статьи 308 УПК Российской Федерации, судом в постановляемом им приговоре.

Регламентируя на основе Уголовного кодекса Российской Федерации порядок отбывания наказания в исправительных учреждениях, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации предусматривает, в частности, что осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии, тюрьме или воспитательной колонии; перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении (статья 81).

Вместе с тем Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации позволяет - в зависимости от поведения осужденного и его отношения к труду во время пребывания в исправительном учреждении - по решению суда, принятому в порядке главы 47 УПК Российской Федерации, изменить назначенный приговором вид исправительного учреждения (статья 78), а по решению комиссии исправительного учреждения - изменить условия отбывания наказания, как правило, в пределах одного исправительного учреждения (статья 87). При этом не исключается, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, право самого осужденного ходатайствовать перед судом о рассмотрении вопросов, связанных с изменением условий отбывания наказания, и обязанность суда рассмотреть данное ходатайство по существу (Постановление от 26 ноября 2002 года N 16-П, Определение от 20 октября 2005 года N 388-О).

По смыслу приведенной правовой позиции, осужденный не может быть лишен возможности обращаться к суду за защитой своих прав и в случае изменения условий отбывания наказания в связи с применением к нему по постановлению начальника исправительного учреждения (часть первая статьи 119 УИК Российской Федерации) мер взыскания за нарушение установленного порядка отбывания наказания, включая такую, как водворение в ШИЗО, При этом налагаемое взыскание, как указано в части первой его статьи 117, должно соответствовать тяжести и характеру нарушения, применяться с учетом обстоятельств совершения нарушения, личности осужденного и его предыдущего поведения, т.е. в соответствии с такими же критериями, которыми руководствуется при выборе и назначении меры, вида и режима отбывания наказания суд.

Регламентирующие водворение в ШИЗО законоположения в их взаимосвязи не могут предполагать принятие администрацией исправительной колонии произвольного решения - без указания на предусмотренные законом основания, подтвержденные соответствующими фактическими обстоятельствами, и, следовательно, не могут исключать судебную проверку обоснованности налагаемого взыскания. В системе действующих правовых норм - исходя, в том числе из регламентации изменений в порядке отбывания и режиме наказания в стадии его исполнения в соответствии с предписаниями как статьи 46 Конституции Российской Федерации, так и согласно нормам Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 125 и 126, глава 47) - такая судебная проверка, во всяком случае, выступает и в качестве необходимой гарантии прав и законных интересов осужденных. Иное означало бы неправомерное ущемление этих прав, умаляло бы достоинство личности, признаваемое основой уважения и защиты ее прав и свобод государством (статья 21 Конституции Российской Федерации), и противоречило бы общепризнанным международно-правовым принципам справедливого правосудия.

Таким образом, предоставленное осужденным уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством право обращаться с жалобами по вопросам, касающимся их прав и законных интересов, не только в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, органы прокуратуры, но и непосредственно в суд служит гарантией защиты их нарушенных прав (часть четвертая статьи 12, части первая и шестая статьи 15 УИК Российской Федерации) и не предполагает каких-либо изъятий и ограничений для осужденных, подвергнутых дисциплинарным взысканиям, в том числе осужденных, к которым на основании пункта "д" части первой статьи 115 УИК Российской Федерации решением должностных лиц исправительных учреждений применено взыскание в виде перевода в единое помещение камерного типа.

Предусмотренный уголовно-исполнительным законодательством статус осужденных предполагает, в частности, необходимость соблюдения ими принятых в обществе правил, создающих основу для установления обязанности осужденных по обеспечению надлежащего порядка, в том числе по соблюдению правил санитарии и гигиены, в местах их проживания и работы.

Несоблюдение вышеназванных обязанностей влечет за собой возможность применения Администрацией учреждения дисциплинарного взыскания к осужденному.

Начальник ФКУ «ИК-» УФСИН России по Удмуртской Республике имеет право на вынесение постановлений о привлечении к дисциплинарной ответственности в отношении И.К.В.. Порядок привлечения И.К.В. к дисциплинарной ответственности начальником учреждения соблюдены. Содержание оспариваемого постановления соответствует требованиям закона.

В соответствии с пунктом 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» осужденные обязаны:

выполнять требования законов и настоящих Правил;

соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ;

являться по вызову администрации и давать письменные объяснения по вопросам исполнения требований приговора;

проходить медицинские осмотры и необходимое обследование с целью своевременного обнаружения инфекционных заболеваний, а также медицинское освидетельствование для выявления фактов употребления алкогольных, наркотических и сильнодействующих (токсических) веществ, получения телесных повреждений;

бережно относиться к имуществу исправительного учреждения и другим видам имущества;

соблюдать требования пожарной безопасности;

добросовестно относиться к труду и учебе;

быть вежливыми между собой и в обращении с персоналом ИУ и иными лицами, выполнять их законные требования;

содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, рабочие места, одежду, по установленному образцу заправлять постель, следить за состоянием спальных мест, тумбочек и вещевых мешков в помещениях отрядов, где хранятся их личные вещи, наличием прикроватных табличек (приложение N 2), соблюдать правила личной гигиены, иметь короткую стрижку волос на голове, бороды и усов (для мужчин), хранить продукты питания и предметы индивидуального пользования в специально оборудованных местах и помещениях;

носить одежду установленного образца с нагрудными и нарукавными знаками (приложение N 3), в колониях-поселениях осужденные могут носить гражданскую одежду;

принимать участие в работах по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством.

-дата- при производстве личного обыска И.К.В. был груб и невежлив по отношению к сотрудникам ФКУ «ИК-», обращался к ним на «ты». Факт неправомерного изъятия у И.К.В. личного имущества какими-либо доказательствами, исследованными в судебном заседании своего подтверждения не нашел.

Таким образом, -дата- И.К.В. были допущены нарушения установленного порядка отбывания наказания, и администрация учреждения вправе была применить к нему дисциплинарные взыскания.

В соответствие со ст. 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий. Выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего. Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Как уже отмечалось выше, порядок привлечения к И.К.В. мер взыскания начальником ФКУ «ИК-» УФСИН России и лицами его замещающими соблюден. Данный порядок не требует личного присутствия И.К.В. при избрании начальником учреждения ему вида взыскания. Применение к нему меры взыскания в виде водворения в ШИЗО законно и справедливо. Ранее он уже привлекался к ответственности за нарушение режимных требований, выводов для себя не сделал. Вид взыскания также соответствует характеру и тяжести совершенных им правонарушений. Медицинских противопоказаний для применения к И.К.В. взыскания в виде водворения в ШИЗО не имелось.

Таким образом, действия ФБУ ИК- УФСИН России по Удмуртской Республике являются законными и обоснованными. Наложение взысканий на осужденного И.К.В. за нарушения установленного порядка отбывания наказания производилось в соответствии с требованиями Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В соответствии со статьей 254 главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно статье 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В связи с отказом заявителю в удовлетворении жалобы отсутствуют основания для взыскания с ФКУ «Исправительная колония » УФСИН России по Удмуртской Республике государственной пошлины в доход государства, от уплаты которой был освобожден заявитель при подаче жалобы в суд.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление И.К.В.:

- о признании незаконными и необоснованными действияйначальника ФБУ «Исправительная колония » в отношении него.

- об отмене постановление от -дата- о наложении взыскания в виде водворения в ШИЗО сроком на 15 суток, вынесенное начальником ФКУ ИК-.

- о возложении на начальника ФКУ ИК- устранить допущенные нарушения при наложении взыскания по постановлению от -дата-.

- о признании незаконными действий начальника ФКУ ИК- в части неознакомления с материалами, на основании которых применена мера взыскания по постановлению от -дата-;

- о признании незаконными действия начальника ФКУ ИК- в части вынесения постановления от -дата- заочно, т.е. в отсутствие заявителя, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательном виде.

Мотивированное решение по делу принято -дата-.

Председательствующий судья:                          Ю.Л. Христолюбов