о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды в стаж



дело № 2-1595/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2011 года                                                                                 село Завьялово

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Гущиной С.Д.,

при секретаре судебного заседания Гуковой С.А.,

с участием:

- истицы Ш.Л.П.,

- представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики Д.М.А. (по доверенности от -дата-),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.Л.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловском районе Удмуртской Республики (далее - Управление Пенсионного фонда):

- о признании незаконным решение Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) от -дата-,

- об обязании Управления Пенсионного фонда включить в льготный стаж периоды -дата- по -дата- и с -дата- по -дата-,

- о назначении и выплате пенсии со дня обращения за ее назначением,

- о взыскании с ответчика расходов по оплате госпошлины в размере 200 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Ш.Л.П. обратилась в суд с вышеуказанными требованиями к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Завьяловском района УР (далее - Управление Пенсионного фонда).

Свои требования истица мотивировала тем, что, полагая, что она выработала необходимый двадцатипятилетний педагогический стаж, истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Однако решением Управления Пенсионного фонда в этом ей было отказано. С данным решением истица не согласна, поскольку ответчиком не были включены периоды учебы истицы в Ижевском педагогическом училище и период отпуска по уходу за ребенком. Истица считает, что указанный период подлежит зачету в ее специальный педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии.

Истица Ш.Л.П. исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика Д.М.А. исковые требования не признала, решение об отказе в назначении истице досрочного пенсионного обеспечения считает обоснованным, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Представила письменный отзыв на исковое заявление Ш.Л.П., согласно которому все виды пенсий педагогическим работникам в Российской Федерации назначаются на основании федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и подзаконных актов - Постановлений Правительства 1991 года, 1999 года и 2002 года «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом названным законом урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения: виды профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет. Период учебы истицы в И педагогическом училище с -дата- по -дата- не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, на основании Постановления Совета министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. В Постановлении № 953 от 22 сентября 1993г. указано, что постановление № 1397 не применяется на территории РФ и может быть применено только в случае, если на момент отмены выработан специальный стаж в размере 2/3 от предусмотренного законом (16 лет 8 месяцев). Истица данный стаж не выработала, поэтому законодательство 1959 года к ней не применимо. Отметила, что в период учебы истицы действовали Перечень должностей и Положение от 17.12.1959г. № 1397. Данным Постановлением засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Однако в соответствии с данным Постановлением назначались пенсии за выслугу лет при стаже работы по специальности не менее 25 лет. Заявитель обращается за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, которая введена с 01.01.2002 года новым Законом № 173-ФЗ. Досрочная трудовая пенсия по старости и пенсия за выслугу лет не равнозначные понятия, поскольку различны условия назначения - для досрочной пенсии по старости необходимы 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей в строго определенных должностях и учреждениях, для пенсии за выслугу лет 25 лет стажа работы по специальности. Следует также отметить, что постановление № 1397 не применяется на территории РФ на основании Постановления СМ РСФСР № 953 от 22.09.1993г. Порядок применения ранее действовавших нормативных актов при реализации положений Закона от 17.12.2001г. нашел отражение в Постановлении Правительства РФ от 21.01.2002г. № 30, согласно которому нормативно-правовые акты, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Закона № 173-ФЗ применяются в части, не противоречащей данному федеральному закону.

В соответствии с Определением Конституционного суда РФ от -дата- : «В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда.» Зачет в льготном исчислении периодов отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком поставит истицу в неравное положение с остальными гражданами, которые тоже имеют право на указанный вид отпуска, но остальным его засчитывают в одинарном размере при назначении пенсии. И любая женщина испытывает в этот период те же самые нагрузки на свой организм, хотя и не является педагогом. Какого-то неблагоприятного воздействия на организм, какое бы она испытывала, находясь она в этот момент на рабочем месте, истица не получала. Учитывая изложенное, период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком зачтен в календарном исчислении.

Выслушав доводы истицы, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что -дата- истица обратилась в Управление Пенсионного фонда с просьбой о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от -дата- № 319-ФЗ), определяющего основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, который в качестве условий назначения трудовой пенсии закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее 5 лет (ст.7) и одновременно предусматривает право отдельных граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (ст.ст. 27 и 28).

Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Решением Управления Пенсионного фонда от -дата- Ш.Л.П. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано, поскольку Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда было установлено, что стаж Ш.Л.П., дающий ей право на досрочное пенсионное обеспечение, на момент ее обращения в Управление Пенсионного фонда составил 22 года 06 месяцев, то есть менее требуемых 25 лет.

В стаж работы истицы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не были включены периоды учебы в педагогическом училище - с -дата- по -дата- и период отпуска по уходу за ребенком - с -дата- по -дата-.

Проверив законность отказа Управления Пенсионного фонда в назначении истице трудовой пенсии по старости, суд признает его незаконным по следующим основаниям.

Согласно диплому серии ЛТ истица поступила в -дата- в И педагогическое училище и -дата- окончила полный курс училища по специальности преподавание в начальных классах общеобразовательной школы, истице присвоена квалификация учитель начальных классов. Сведения о прохождении обучения истицы в университете при решении вопроса о назначении ей досрочной трудовой пенсии Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда были известны, копия диплома об окончании университета имелась в материалах пенсионного дела Ш.Л.П.

Частью 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная пенсия по старости. Пунктом 2 этой же нормы предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в ряде его решений (Постановление от -дата- -П, Определение от -дата- и др.), при оценке пенсионных прав лица можно применять законодательство, действовавшее в соответствующий спорный период. В течение периода учебы истицы в университете действовали Закон СССР от -дата- «О государственных пенсиях» и Постановление Совета Министров СССР от -дата-. Указанным Постановлением были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее по тексту - Перечень) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее по тексту - Положение).

В соответствии с абзацем пятым пункта 2 Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитываются время обучения в педагогических учебных заведениях при условии, что обучению предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Данное условие выполнено, непосредственно перед спорным периодом обучения истицы с -дата- по -дата- она работала в должности воспитательницы К детского сада и была уволена в связи с поступлением на учебу. Данное обстоятельство подтверждается копией трудовой книжки истицы. После окончания обучения в университете, истица также приступила к педагогической деятельности - с -дата- она была принята на должность учителя в М начальную школу, что подтверждается записями ее трудовой книжки (запись ). Выполнение ею педагогической работы до и после обучения ответчиком не оспаривается - периоды работы воспитателем в детском саду и учителем в начальной школе зачтены решением Управления Пенсионного Фонда в специальный педагогический стаж истицы.

В силу п. 4 Положения периоды работы, указанные в пункте 2 Положения, засчитывались в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Указанное условие также выполнено, педагогический стаж истицы на момент обращения за назначением пенсии составил, по подсчетам Управления Пенсионного Фонда, 23 года 02 месяца 14 дней, что больше требуемых пунктом 4 Положения 16 лет 8 месяцев (2/3 от требуемых 25 лет).

Таким образом, Положение позволяет засчитать в специальный педагогический стаж истицы, необходимый для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости, период ее обучения в училище.

При таких обстоятельствах, суд считает, что период с -дата- по -дата- подлежит зачету в специальный педагогический стаж истицы. С его учетом ее педагогический стаж на день обращения за назначением пенсии составит 24 года 3 месяца и 29 дней.

Кроме этого, суд также находит обоснованным требование истицы включить в ее педагогический стаж период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком. При этом суд исходил из следующего.

В соответствии со ст.167 Кодека законов о труде РСФСР кроме отпуска по беременности и родам женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. За время отпуска сохраняется место работы (должность). Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Таким образом, статья 167 КЗоТ РФ в редакции, действовавшей до -дата- (то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от -дата- N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях), предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. При этом Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от -дата- N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", действовавшим во время отпуска истицы по уходу за ребенком, продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличивалась до достижения ребенком возраста трех лет. Постановлением было установлено, что указанный дополнительный отпуск подлежит зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности (абзац второй пункта 2 Постановления).

Истица вышла в отпуск по уходу за ребенком с -дата-, т.е. до вступления в силу вышеназванного Закона N 3543-1.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет) у истицы начался в период действия названных нормативных актов с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, которые по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с -дата- по -дата- подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Ш.Л.П., находясь в отпуске по уходу за ребенком, рассчитывала на включение всего периода такого отпуска в ее педагогический стаж, и не могла предвидеть дальнейшие изменения законодательства и исключение из ее стажа периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Несоблюдение законодателем конституционных принципов, установленных вышеуказанными статьями Конституции РФ, не может влиять на объем пенсионных прав истицы и ставить ее в неравное положение с теми лицами, которые реализовали свое право на досрочную пенсию до внесения соответствующих изменений в статью 167 КЗоТ.

Аналогичная позиция Верховного суда изложена в Определении Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от -дата- -В05-48, в обзоре судебной практики по трудовым и социальным делам Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ за 2005 год.

В связи с этим, суд признает незаконным решение об отказе в установлении пенсии от -дата-.

Согласно статье 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления.

Так, обязательными условиями досрочного назначения трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами.

Судом установлено, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истица обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, -дата-.

На день обращения истицы за назначением трудовой пенсии и приема ответчиком её заявления со всеми необходимыми документами стаж работы истицы, дающий ей право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, с учетом спорных период работы составлял более 25 лет (25 лет 1 месяц 23 дня).

В связи с чем, нарушенное право истицы на досрочное пенсионное обеспечение подлежит восстановлению. Так, суд считает необходимым на основании ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обязать ответчика назначить и выплатить Ш.Л.П. трудовую пенсию по старости с момента возникновения права истицы на данную пенсию. При этом моментом возникновения права истицы на данную пенсию суд считает -дата-.

На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку судом исковые требования истицы признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истицы все понесенные ею расходы, в том числе: уплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере 200 рублей (чек-ордер от -дата-).

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ш.Л.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловском районе Удмуртской Республики удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики от -дата-.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики досрочно назначить и выплатить Ш.Л.П. пенсию по старости как лицу, не менее 25 лет осуществляющему преподавательскую деятельностьв учреждениях для детей, независимо от их возраста со дня возникновения права на данную пенсию - с -дата-.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики в пользу Ш.Л.П. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня его оглашения, через суд вынесший решение.

Председательствующий судья                                            С.Д. Гущина