о признании незаконным бездействия и понуждении к организации сбора и вывоза отходов



дело № 2-171/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 января 2012 года                                                                    село Завьялово

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Гущиной С.Д., при секретаре судебного заседания Денисовой Л.А.,

с участием:

- Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора В.О.А. (служебное удостоверение ТО ),

- представителя третьего лица - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР Агеева Д.И. (доверенность от -дата- ),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, обратившегося в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, о признании бездействия открытого акционерного общества «И» незаконным и понуждении к организации сбора и вывоза отходов и мусора, находящегося на земельном участке, расположенном за объездной дорогой сообщением -адрес-, напротив -адрес- за железнодорожным полотном, ориентировочной площадью 8 958 кв.м.,

У С Т А Н О В И Л:

Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с вышеназванным заявлением.

Требования свои мотивировал тем, что Удмуртской природоохранной прокуратурой установлены нарушения требований земельного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности открытого акционерного общества «И» (далее ОАО «И»). Основными видами деятельности ОАО «И» являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции. В собственности ОАО «И» имеется земельный участок, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 21247404 кв.м., расположенные в -адрес-. В ходе проверки установлено, что на земельном участке объездной дорогой сообщением -адрес-, напротив -адрес- за железнодорожным полотном, в границах земельного участка с кадастровым номером , категория земель - земли сельскохозяйственного назначения размещена несанкционированная свалка бытовых отходов ориентировочной площадью 8958 кв. м. Земельный участок с кадастровым номером входит в состав единого землепользования под кадастровым номером (св-во о государственной регистрации права ) и принадлежит на праве собственности ОАО «И». На основании ч.1 ст.13, ст.42, Земельного кодекса РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ, абзацами 1,2 и 3 ст.3, ст.11, ч.ч.1 и 2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8, ч. 2 ст.21 и ч. 1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2 Санитарных правил и норм 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных приказом Минздрава СССР от 05.08.1988 №4690-88, ст.1, ст.9, ч.1 ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 74 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст.42, ст. 58 Конституции РФ, ОАО «И» обязано принять меры по ликвидации последствий загрязнений земельного участка, поскольку оно отвечает за состояние данного земельного участка, например, посредством привлечения организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности по сбору и вывозу отходов. Однако ОАО «И» не проводит обязательные мероприятия по охране почв, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, а также ликвидации последствий загрязнения и захламления земель, что может привести к нарушению и загрязнению земель и невозможности их дальнейшего использования. Бездействие ОАО «И» выражающееся в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка с кадастровым номером , нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, что создаёт угрозу причинения ущерба окружающей среде и может повлечь за собой причинение вреда здоровью человека и влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор В.О.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, в их обоснование сослалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.

В судебное заседание ответчик ОАО «И» явку своего представителя не обеспечило, о времени и месте судебного заседания было извещено надлежащим образом, об уважительности причин не сообщило.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя ответчика.

Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды А.Д.И поддержал требования и доводы заявления прокурора, суду пояснил, что в соответствии с федеральным законом в обязанности ОАО «И» входит сбор и вывоз бытовых отходов. В настоящее время данная обязанность ответчиком не исполняется.

Третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР представило заявление, с просьбой рассмотреть дело без участия его представителя.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил, рассмотреть дело без участия ответчика и представителя Управления Роспотребнадзора по УР.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

На земельном участке, расположенном за объездной дорогой сообщением -адрес-, напротив -адрес- за железнодорожным полотном на почве размещены отходы, в состав которых входят растительные остатки при выращивании, очистки овощного сырья, отходы упаковочной бумаги, картона, рубероида, стеклянный бой, отходы клеенки, шланги пластмассовые, потерявшие потребительские свойства, пластмассовая тара, отходы полиэтилена, обрезки резины, обрезки и обрывки тканей, отходы из жилищ, строительный мусор. Указанное обстоятельство подтверждается справкой Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР по результатам проверки несанкционированной свалки твердых бытовых отходов проведенной -дата-.

В судебном заседании установлено, что участок местности, где расположена данная свалка, находится в границах земельного участка с кадастровым номером , категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащего на праве собственности ОАО «И».

ОАО «И» находится в Завьяловском районе Удмуртской Республики, действует на основании Устава, Утвержденного Решением общего собрания учредителей от -дата-. Согласно выписке из протокола общего годового отчетно-перевыборного собрания акционеров ОАО «И» от -дата- директором ОАО «И» избран Ч.П.В.. В ходе проведенной проверки по факту размещения несанкционированных свалок твердых бытовых отходов у Ч.П.В. были отобраны объяснения, из которых следует, что земельный участок, на котором расположена свалка, действительно находится в собственности ОАО «И», по назначению не используется, в связи с тем, что на основании Постановления Главы Администрации Завьяловского района УР от -дата- он был предоставлен колхозу «И» под размещение свалки. В последующем ОАО «И» стал правопреемником колхоза «И». Таким образом, по сложившейся привычке жители везут туда мусор. В своих показаниях Ч.П.В. также пояснил, что каждую весну мусор убирают, путем сталкивания его в обрыв.

Данные обстоятельства следуют из материалов проеденной проверки и лицами, участвующими в деле по существу не оспариваются.

Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности относятся, в том числе земли, недра, почвы.

Земельным законодательством установлен особый правовой режим использования земель сельскохозяйственного назначения.

В п.2 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ установлен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

Согласно п.8 ч.1 ст.1, ч.ч. 1,2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделяются на категории по целевому назначению и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В силу ч. 1 ст. 12 Земельного Кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

К целям охраны земель на основании ч. 2 ст. 12 Земельного Кодекса РФ относятся предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, а также обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В силу ч. 1 ст. 13 Земельного Кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, ликвидации последствий загрязнения и захламления земель и др.

В соответствии с ч.1 ст.77, ст.78, ч.1 ст.79, ст.80 Земельного Кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли указанной категории могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. При этом сельскохозяйственные угодья (пашни) в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий и др.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В силу ч. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.

Однако указанные требования федерального законодательства ОАО «И» не выполняются.

В соответствии с ч. 2 ст.21 и ч. 1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, способы и условия, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами.

Так, согласно п. 3.2 Санитарных правил и норм 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных приказом Минздрава СССР от 05.08.1988 №4690-88, твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» размещение отходов включает в себя хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В силу ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 74 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности подлежит лицензированию.

-дата- совместно со специалистами Управления Росреестра по УР, и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР проведена выездная проверка свалки, расположенной на земельном участке за объездной дорогой сообщением -адрес-, напротив -адрес- за железнодорожным полотном. В ходе проверки установлено следующее.                                                                                                                                    

В справке о результатах совместного выезда на место расположения свалки от -дата- специалиста Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики содержится информация о том, что на территории муниципального образования «Якшурское», на земельном участке за объездной дорогой сообщением -адрес-, напротив -адрес- за железнодорожным полотном на почве размещены различные виды отходов - отходы ботвы от корнеплодов, другие подобные растительные остатки при выращивании овощей, загрязненные землей (код отхода 111 202 00 01 99 5); отходы упаковочного картона незагрязненные (187 102 02 01 00 5); отходы рубероида (код отхода 187 204 01 01 01 4); отходы стеклянного боя незагрязненные (код отхода 314 008 02 01 99 5); шланги пластмассовые, потерявшие потребительские свойства (код отхода 571 013 00 13 00 5); пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства (код отхода 571 018 00 13 00 5); полиэтиленовая тара, поврежденная (код отхода 571 029 03 13 99 5);обрезки резины (код отхода 575 001 02 01 00 5); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код отхода 911 001 00 01 00 4); отходы от жилищ крупногабаритные (код отхода 911 002 00 01 00 5); мусор строительный (код отхода 912 006 00 01 00 0); отходы древесных строительных лесоматериалов, в том числе от сноса и разборки строений (код отхода 171 205 00 01 00 4) и другие виды отходов.

В соответствии со ст. ст. 1, 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы, в соответствии с критериями, утвержденными приказом МПР РФ от 15.06.2001 № 511.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от -дата- , твердые и жидкие бытовые (непромышленные) отходы относятся к отходам 4-5 класса опасности.

По сведениям, представленным Управлением Росреестра по УР свалка на земельном участке за объездной дорогой сообщением Старое -адрес-, напротив -адрес- за железнодорожным полотном, ориентировочной площадью 8958 кв. м находится в границах земельного участка с кадастровым номером , входящий в состав земельного участка , категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, принадлежащий на праве собственности ОАО «И».

Следовательно, правообладателем земельного участка, на котором обнаружены отходы, является ОАО «И», который и обязан принять меры по ликвидации последствий загрязнений земельного участка, именно оно отвечает за состояние данного земельного участка. Не имеет правового значения в данном случае вследствие чего на почве образовались отходы - в результате непосредственной деятельности ответчика или нет. Учитывая положения приведенных выше правовых норм, меры по охране земельного участка осуществляет правообладатель ОАО «И», который обязан осуществить необходимые меры по сбору и вывозу находящихся на земельном участке отходов, например, посредством привлечения организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности по сбору и вывозу отходов.

Исходя из действующего законодательства, ОАО «И» обязано организовать и финансировать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов, обеспечив выполнение этих мероприятий в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

ОАО «И» не проводит обязательные мероприятия по охране почв, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, а также ликвидации последствий загрязнения и захламления земель, что может привести к нарушению и загрязнению земель и невозможности их дальнейшего использования.

Кроме того, ситуация, при которой бытовые отходы не вывозятся, складируются на земельном участке, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний. Указанная ситуация является результатом невыполнения ОАО «И» возложенных на него законом полномочий в области соблюдения земельного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, абзацами 1, 2 и 3 ст.3, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами установленных экологических и санитарно-гигиенических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека.

Бездействие ОАО «И» выражающееся в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка за объездной дорогой сообщением -адрес-, напротив -адрес- за железнодорожным полотном, ориентировочной площадью 8958 кв. м находится в границах земельного участка с кадастровым номером , категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, что создаёт угрозу причинения ущерба окружающей среде и может повлечь за собой причинение вреда здоровью человека и влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ сторонам судом было разъяснено бремя доказывания, однако возражений против иска ответчиком не представлено.

На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При таких обстоятельствах суд находит требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора о признании указанного бездействия ОАО «И» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Определяя срок, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения законодательства, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд устанавливает его по предложению прокурора - с момента вступления в законную силу решения суда. При этом суд исходит из характера установленного судом бездействия, а также нарушения прав и свобод граждан.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ОАО «И», выразившееся в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка с кадастровым номером , расположенного на земельном участке за объездной дорогой сообщением -адрес-, напротив -адрес- за железнодорожным полотном, ориентировочной площадью 8958 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного назначения.

Обязать ОАО «И» организовать мероприятия по охране земельного участка с кадастровым номером , расположенного на земельном участке за объездной дорогой сообщением -адрес-, напротив -адрес- за железнодорожным полотном, ориентировочной площадью 8958 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного назначения, путем осуществления сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, находящегося на указанном участке на полигон твердых бытовых отходов, эксплуатируемый юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 16 января 2012 года.

Председательствующий судья                                          С.Д. Гущина