дело № 2-170/2012 Именем Российской Федерации 13 января 2012 года село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Гущиной С.Д. при секретаре судебного заседания Гуковой С.А., с участием: - истца К.В.А., - представителя Управления Пенсионного фонда (ГУ) в Завьяловском районе УР Д.М.А., действующей по доверенности от -дата- №, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.В.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловском районе Удмуртской Республики (далее - Управление Пенсионного фонда) о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда № от -дата-, о возложении на Управление Пенсионного фонда обязанностей включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода его службы в Вооруженных Силах СССР с -дата- по -дата-, назначить и выплачивать ему досрочную трудовую пенсию с момента возникновения такого права, у с т а н о в и л: К.В.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к Управлению Пенсионного фонда. Также просил взыскать с Управления Пенсионного фонда расходы по оплате государственной пошлины в размере в размере 200 рублей. В обоснование своих требований в исковом заявлении указал, что считает отказ Управления Пенсионного фонда в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, поскольку в стаж, дающий право на досрочное назначение такой пенсии, необоснованно не включен период его службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с -дата- по -дата-. Полагает, что период службы в армии должен быть включен в его педагогический стаж на основании подп. «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от -дата- №. В судебном заседании истец К.В.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Д.М.А. исковые требования не признала, в обоснование своих возражений сослалась на доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление. Выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам. В судебном заседании установлено, что истец К.В.А., -дата- года рождения, -дата- обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от -дата- № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предоставив необходимые для этого документы. Решением Управления Пенсионного фонда от -дата- № К.В.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по указанному основанию было отказано, поскольку, по мнению Управления Пенсионного фонда, на момент обращения К.В.А. в Управление Пенсионного фонда его стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, составлял 24 года 1 месяц 15 дней, то есть менее требуемых 25 лет. Данные обстоятельства установлены в судебном заседании объяснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами не оспариваются. Проанализировав установленные в судебном заседании обстоятельства, суд считает необходимым признать решение Управления Пенсионного фонда об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. Управлением Пенсионного фонда при рассмотрении заявления истца о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости не рассматривался и не был включен в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, период службы истца по призыву в Советской армии с -дата- по -дата-. Служба истца в Советской армии в указанный период подтверждается справкой Отдела Военного комиссариата УР по Завьяловскому району № от -дата- и ответчиком не оспаривается. Суд считает необходимым включить этот период в стаж, дающий право истцу на досрочное назначение пенсии по старости по следующим основаниям. К.В.А. обратился в Управление Пенсионного фонда в период действия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от -дата- № 173-ФЗ, который определяет основания и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 данного федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости. Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список должностей и учреждений 2002 года), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила 2002 года), утверждены Постановлением Правительства РФ от -дата- № (в редакции Постановления Правительства РФ от -дата- №). Данное постановление действовало на момент рассмотрения Управлением Пенсионного фонда заявления К.В.А. о назначении ему пенсии и действует на момент рассмотрения дела в суде. В соответствии со Списком должностей и учреждений 2002 года служба в армии не дает права на досрочное назначение пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлениях от -дата- №-П, от -дата- №-П, определениях от -дата- №-О, от -дата- №-О, от -дата- №-О, суд полагает возможным применить к спорным правоотношениям действовавшее в спорный период Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от -дата- № (далее - Положение 1959 года). Как указал Конституционный Суд РФ права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий. То обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве истца на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Положением 1959 года установлено, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, засчитывается служба в рядах советской армии (подпункт «г» пункта 1). Период службы в армии составляет менее 1/3 стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии. Таким образом, К.В.А. имел право на зачет указанного периода в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. То обстоятельство, что на момент решения вопроса об его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право. Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства прав будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды работы С.Е.С. в вышеуказанной должности подлежали включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени её обращения за назначением пенсии и времени возникновения у неё права на досрочное назначение пенсии по старости. Период службы истца в Советской армии с -дата- по -дата- составляет 2 года. С учетом спорного периода, а также признанных ответчиком периодов работы, подлежащих включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение (24 года 1 месяц 15 дней), общий стаж работы К.В.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на момент обращения в Управление Пенсионного фонда составлял более 25 лет (26 лет 1 месяц 15 дней). При таких обстоятельствах у Управления Пенсионного фонда не было оснований для отказа в назначении и выплате К.В.А. досрочной трудовой пенсии по старости. Нарушенное право истца на досрочное пенсионное обеспечение подлежит восстановлению. В связи с чем, суд считает необходимым на основании ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обязать ответчика назначить и выплатить К.В.А. трудовую пенсию по старости со дня его обращения за данной пенсией - с -дата-. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в сумме 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования К.В.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Завьяловском районе Удмуртской Республики удовлетворить. Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики № от -дата- об отказе в досрочном назначении К.В.А. трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от -дата- № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики включить в стаж работы К.В.А., дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от -дата- № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период его службы в Советской армии с -дата- по -дата-. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Завьяловском районе Удмуртской Республики назначить и выплачивать К.В.А. трудовую пенсию по старости со дня обращения за назначением данной пенсии - с -дата-. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Завьяловском районе Удмуртской Республики в пользу К.В.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двухсот) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Завьяловский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения. Председательствующий судья Гущина С.Д.