решение об обжаловании действий и понуждении к выплате единовременной субсидии по программе `Жильё - молодой семье`



Дело № 2-936/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июля 2011 года                                                                    село Завьялово

     Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Сентяковой Н.Н., при секретаре судебного заседания Денисовой Л.А., с участием:

- заявителя Лопаткина Е.Н.

- заинтересованного лица - Администрации МО «Завьяловский район» в лице его представителя Петровой В.К., действующей по доверенности от 01 ноября 2010 года,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лопаткина Е.Н. о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Завьяловский район» (далее Администрация МО «Завьяловский район») по исполнению принятой в целях реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» подпрограммы «Жилье - молодой семье» районной целевой комплексной программы «Молодежь Завьяловского района» на 2009-2013 годы в отношении Лопаткина Е.Н.,

У С Т А Н О В И Л:

      Лопаткин Е.Н. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий Администрации МО «Завьяловский район» и понуждении к выплате единовременной субсидии по программе «Жилье - молодой семье», мотивируя тем, что в <дата> года семья заявителя приобрела двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес> с помощью кредитных средств. В настоящее время задолженности по ипотеке не имеет. <дата> в целях реализации программы «молодая семья» семья заявителя обратилась в отдел по субсидиям «молодых семей» при <адрес>, с тем, чтобы поставили на учет. В момент подачи заявления было сказано, что семья заявителя получит денежные средства в счет погашения ипотеки в <дата> году. <дата> семью истца поставили на учет на выделение безвозмездной субсидии в рамках подпрограммы «Жилье - молодой семье». В 2011 года выяснилось, что денежные средства поступили только для двух семей, хотя заявка была создана почти год назад и составлена на 4 человека. Заявителю сообщили, что на реализацию программных мероприятий в 2011 году предусмотрено 159,6 тыс.рублей. Заявитель обратился в Прокуратуру Завьяловского района. Проведенной проверкой установлено, что органами местного самоуправления МО «Завьяловский район» нарушаются требования муниципальных нормативных правовых актов. Постановлением Администрации МО «Завьяловский район» от 13 февраля 2009 года №366 в целях реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» утверждена подпрограмма «Молодежь Завьяловского района» на 2009 - 2013 годы. В соответствии с положениями данной программы для финансирования данных мероприятий ежегодно предусматриваются средства бюджета МО «Завьяловский район» не менее 1% собственных доходов. На период 2011 года собственные доходы бюджета МО «Завьяловский район» составляют 163767,9 тыс.рублей. Однако на реализацию программных мероприятий в 2011 году предусмотрено менее 1% собственных доходов МО «Завьяловский район». В результате ненадлежащего финансирования программных мероприятий в 2011 году Лопаткин Е.Н. не получил средства финансовой поддержки. Данные нарушения стали возможными в результате ненадлежащей работы сотрудников органов местного самоуправления МО «Завьяловский арйон», а также в результате ненадлежащего контроля со стороны Главы Администрации. Лопаткин Е.Н. просит:

- признать действия органов местного самоуправления МО «Завьяловский район» при реализации муниципальной программы «Жилье - молодой семье» неправомерными;

- признать за заявителем право и обязать Администрацию МО «Завьяловский район» выплатить единовременную субсидию в 2011 году;

- возместить расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей с Администрации МО «Завьяловский район».

    В письменном отзыве Администрация МО «Завьяловский район» указывает, что заявленные требования Администрация МО «Завьяловский район» считает необоснованными, незаконными. Согласно ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 20 Устава МО «Завьяловский район» МО «Завьяловский район» не является органом местного самоуправления. В связи с чем, МО «Завьяловский район» не может выступать заинтересованным лицом по делам согласно главы 25 ГПК РФ. Согласно ст.20 Устава МО «Завьяловский район» структуру органов местного самоуправления МО «Завьяловский район» составляют: представительный орган муниципального района - Совет депутатов МО «Завьяловский район, Глава МО «Завьяловский район», исполнительно-распорядительный орган МО - Администрация МО «Завьяловский район», контрольный орган местного самоуправления - Контрольно-ревизионное управление МО «Завьяловский район». В силу Устава МО «Завьяловский район» указанные органы местного самоуправления обладают самостоятельной компетенцией в решении вопросов местного значения. Заявителем не указано действия каких органов местного самоуправления     являются     неправомерными,     в     чем     заключаются     такие неправомерные действия, какой размер субсидии обязана выплатить ему Администрация МО «Завьяловский район». Заявителем не указано, какие конкретные нормы закона или иного нормативного правового акта нарушены, а также какие права и свободы Заявителя нарушены, в чем созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод. Согласно имеющейся в деле копии заявления о включении в состав участников программы «Жилье - молодой семье» от <дата> (поступило <дата>), Заявитель обращался в адрес Главы МО «Завьяловский район», а не к главе Администрации МО «Завьяловский район», как это установлено пунктом 4.3 Подпрограммы. Вместе с тем, заявитель на основании решения Комиссии по признанию граждан нуждающимися в получении жилищных займов и субсидий от <дата> был поставлен на учет в качестве участника Подпрограммы. Управлением экономического развития Администрации МО «Завьяловский район» в соответствии с пунктом 4.2.1. Подпрограммы была подготовлена бюджетная заявка на ассигнования из бюджета МО «Завьяловский район» на реализацию Подпрограммы в 2011 году на сумму 418 919 руб. 00 коп. на предоставление субсидий 4 молодым семьям. Соответственно, уполномоченным органом муниципального образования -Управлением экономического развития Администрации МО «Завьяловский район» выполнены все требования Подпрограммы. Вместе с тем, в соответствии с решением Совета депутатов МО «Завьяловский район» от 24.11.2010 № 525 «О бюджете муниципального образования «Завьяловский район» на 2011 год и плановый период 2012-2013 годы» на финансирование Подпрограммы в 2011 году предусмотрено 159,6 тыс. руб. Решение Совета депутатов МО «Завьяловский район» от 24.11.2010 № 525 официально опубликовано в приложении к газете «Пригородные вести» от 30.11.2010 № 97, является действующим. Утверждение бюджета относится к исключительной компетенции Совета депутатов МО «Завьяловский район» и осуществляется им самостоятельно. Согласно выписки из реестра молодых семей - претендентов на получение субсидии по Подпрограмме на 01.01.2011 Заявитель согласно очередности подачи заявления стоит под номером <номер>. Сумма субсидии, на которую имеют право первые двое претендентов, стоящие в реестре, составляет 159.6 тыс. руб. Соответственно в бюджете муниципального образования «Завьяловский район» на 2011 год предусмотрено финансирование выделения субсидии только первым двум претендентам, стоящим в реестре. Согласно абзаца 12 пункта 4.3 Подпрограммы в случае отсутствия финансовых средств в бюджете МО «Завьяловский район» на осуществление программы заявитель имеет право получить субсидию в следующем году. Администрация МО «Завьяловский район», может принять правовой акт о выделении субсидии молодой семьи только в пределах денежных средств, предусмотренных на эти цели решением о бюджете муниципального образования «Завьяловский район».

На основании чего в действиях Администрации МО «Завьяловский район» отсутствует нарушение нормативных правовых актов, а также прав и свобод Заявителя, поскольку бюджетом муниципального образования «Завьяловский район» не предусмотрено финансирование в 2011 году выделения субсидии более чем двум молодым семьям. Прокуратурой Завьяловского района актов прокурорского реагирования главе Администрации МО «Завьяловский район»" не вносилось, действия Администрации МО «Завьяловский район» не признавались незаконными. В связи с чем, довод Заявителя о том, что до настоящего времени требование к Администрации МО «Завьяловский район» о выплате субсидии по представлению прокуратуры Завьяловского района УР не исполнено является необоснованным и не подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Лопаткиным Е.Н. представлено заявление об уточнении заявленных требований в порядке ст.39 ГПК РФ. В данном заявлении Лопаткин Е.Н. просит:

- признать бездействия Администрации муниципального образования «Завьяловский район» по исполнению принятой в целях реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» подпрограммы «Жилье - молодой семье» районной целевой комплексной программы «Молодежь Завьяловского района» на 2009-2013 годы незаконным в отношении Лопаткина Е.Н.;

- обязать на Администрацию Муниципального образования «Завьяловский район» совершить действия, направленные на выдачу Лопаткину Е.Н. субсидии в 2011 году, для чего обязать в течение 5 рабочих дней с отчетной даты подготовить проект постановления о выделении молодой семье субсидии и в течение десяти рабочих дней с даты подписания постановления выдать свидетельство о предоставлении субсидии по форме согласно приложения №2 подпрограммы, перечислив <данные изъяты> тыс. рублей на расчетный счет банка <данные изъяты> (ЗАО), для последующего погашения ипотеки.

    В судебном заседании Лопаткин Е.Н. заявленные требования поддержал, в своих объяснениях ссылался на доводы, изложенные в заявлении.

    Представитель Администрации МО «Завьяловский район» Петрова В.К. заявленные требования считает необоснованными. В своих объяснениях ссылалась на доводы, изложенные в письменных возражениях. Дополнительно суду пояснила, что для реализации подпрограммы Администрация МО «Завьяловский район» должна принять правовой акт. Для принятия правового акта необходимо два условия: гражданин должен быть поставлен на учет и наличие денежных средств в бюджете, достаточных для финансирования. В бюджете на 2011 год заложено 160 тыс.рублей, которых достаточно только для двух первых семей стоящих в списке. Представительный орган: Совет депутатов, обладает самостоятельной компетенцией.

     Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

    Лопаткин Е.Н. полагает, что бездействием Администрации МО «Завьяловский район» нарушены его права и законные интересы, так как в 2011 году в отношении него не была реализована подпрограмма «Жилье - молодой семье» районной целевой комплексной программы «Молодежь Завьяловского района» на 2009-2013 годы, поскольку для её реализации в бюджете МО «Завьяловский район» было предусмотрено менее 1% собственных доходом муниципального образования.

Постановлением Главы Администрации МО «Завьяловский район» от 13 февраля 2009 года утверждена подпрограмма «Жилье - молодой семье» районной целевой комплексной программы «Молодежь Завьяловского района» на 2009-2013 годы (далее Подпрограмма).

    В соответствии с положениями данной Подпрограммы для финансирования программных мероприятий ежегодно предусматриваются средства бюджета муниципального образования «Завьяловский район» (не менее 1% собственных доходов).

    На основании решения комиссии по признанию граждан нуждающимися в получении жилищных займов и субсидий Администрации МО «Завьяловский район» от <дата> Лопаткин Е.Н. был поставлен на учет в качестве участника Подпрограммы. Согласно выписки из реестра молодых семей - претендентов на получение субсидии по Подпрограмме «Жилье - молодой семье» районной целевой комплексной программы «Молодежь Завьяловского района на 2009-2012 годы» на 01 января 2011 года, заявитель Лопаткин Е,Н. согласно очередности подачи заявления стоит под номером <номер>.

16 июля 2010 года Управлением экономического развития Администрации МО «Завьяловский район» в соответствии с п.4.2.1 Подпрограммы в адрес начальника Управления финансов Завьяловского района направлена информация о необходимости ассигнований из бюджета муниципального образования «Завьяловский район» на 2011 год в рамках реализации Подпрограммы для четырех молодых семей на сумму 418 909 рублей.

    В соответствии с решением Совета депутатов МО «Завьяловский район» от 24 ноября 2010 года № 525 «О бюджете муниципального образования «Завьяловский район» на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годы» на финансирование подпрограммы в 2011 году предусмотрено 159,6 тыс. рублей (приложение 12 к решению Совета депутатов МО «Завьяловский район»). Таким образом, в бюджете муниципального образования «Завьяловский район» на 2011 год предусмотрено финансирование для выделения субсидии на реализацию Подпрограммы первым двум претендентам, стоящим в реестре.

     Вышеназванные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями участников процесса, представленными ими письменными доказательствами и участниками процесса не оспариваются.

    Согласно ст.20 Устава МО «Завьяловский район» Структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют:

Представительный орган муниципального района - Совет депутатов муниципального образования "Завьяловский район";

Глава муниципального образования - Глава муниципального образования "Завьяловский район";

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - Администрация муниципального образования "Завьяловский район";

Контрольный орган местного самоуправления - Контрольно-ревизионное управление муниципального образования "Завьяловский район". В силу Устава, указанные органы местного самоуправления обладают самостоятельной компетенцией в решении вопросов местного значения.

Согласно п.4.2 Подпрограммы - организация реализации программы осуществляется главным исполнителем - Администрацией муниципального образования "Завьяловский район" в лице Управления стратегического менеджмента Администрации муниципального образования "Завьяловский район", Управления финансов МФ УР в Завьяловском районе, кредитной организацией.

Из пункта 4.2.1 Подпрограммы усматривается, что Управление стратегического менеджмента ежегодно в срок до 1 августа формирует бюджетную заявку на ассигнования из бюджета муниципального образования "Завьяловский район" на реализацию Программы в предстоящем году и осуществляет мониторинг реализации программных мероприятий.

Указанное положение подпрограммы Администрацией МО «Завьяловский район» исполнено. На 2001 год бюджетная заявка была подготовлена, на 2011 год заявлены ассигнования из бюджета на предоставление субсидии 4 семьям, в том числе и семье Лопаткина Е.Н.

     Согласно пункта 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», статьи 24 Устава МО «Завьяловский район» утверждение бюджета МО «Завьяловский район» относится к исключительной компетенции Совета депутатов МО «Завьяловский район»и осуществляется им самостоятельно. Решение Совета депутатов МО «Завьяловский район» от 24 ноября 2010 года №525 «О бюджете муниципального образования «Завьяловский район» на 2011 год и плановый период 2012-2012 годы» опубликовано в официальном печатном издании, в настоящее время никем не оспорено и является действующим. На 2011 год в бюджете муниципального образования предусмотрено финансирование выделения субсидии только первым двум претендентам стоящим в реестре.

Согласно абзаца 9 пункта 4.3 Подпрограммы в случае наличия финансовых средств в бюджете муниципального образования "Завьяловский район" на осуществление Программы Управление стратегического менеджмента в течение пяти рабочих дней с отчетной даты подготавливает проект постановления Администрации муниципального образования "Завьяловский район" о выделении молодой семье субсидии.

В силу статьи 219 Бюджетного кодекса РФ, абзаца 9 пункта 4,3 Подпрограммы, Администрация МО «Завьяловский район», как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, может принять правовой акт о выделении субсидии молодой семье только в пределах денежных средств, предусмотренных на эти цели решением о бюджете муниципального образования «Завьяловский район».

Поскольку бюджетом муниципального образования «Завьяловский район» не предусмотрено финансирование в 2011 году выделение субсидий более чем двум молодым семьям, то у Администрации МО «Завьяловский район» не возникла обязанность закрепленная пунктом 4.3 Подпрограммы по

подготовке проекта постановления о выделении молодой семье субсидии и выдаче свидетельства о предоставлении субсидии.

    Кроме этого суд отмечает, что в соответствии с абзацем 12 пункта 4.3 Подпрограммы, в случае отсутствия финансовых средств в бюджете муниципального образования «Завьяловский район» на осуществление программы, заявитель имеет право получить субсидию в следующем году относительно года, в котором он не получил субсидию в связи с отсутствием финансовых средств в бюджете муниципального образования «Завьялвоский район» в порядке очереди включения в реестр молодых семей - претендентов на получение субсидии.

     Таким образом, в судебном заседании не нашло подтверждение бездействия Администрации муниципального образования «Завьяловский район» по исполнению принятой в целях реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» подпрограммы «Жилье - молодой семье» районной целевой комплексной программы «Молодежь Завьяловского района» на 2009-2013 годы в отношении Лопаткина Е.Н. Поэтому у суда отсутствуют основания для возложения обязанности на Администрацию Муниципального образования «Завьяловский район» совершить действия, направленные на выдачу Лопаткину Е.Н. субсидии в 2011 году.

Заявленные Лопаткиным Е.Н. требования не подлежат удовлетворению.

    На основании изложенного и     руководствуясь ст.ст.194-199, 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

      Заявление Лопаткина Е.Н. о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Завьяловский район» по исполнению принятой в целях реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» подпрограммы «Жилье - молодой семье» районной целевой комплексной программы «Молодежь Завьяловского района» на 2009-2013 годы в отношении Лопаткина Е.Н. и возложении обязанности на Администрацию Муниципального образования «Завьяловский район» совершить действия, направленные на выдачу Лопаткину Е.Н. субсидии в 2011 году, для чего обязать в течение 5 рабочих дней с отчетной даты подготовить проект постановления о выделении молодой семье субсидии и в течение десяти рабочих дней с даты подписания постановления выдать свидетельство о предоставлении субсидии по форме согласно приложения №2 подпрограммы, перечислив <данные изъяты> тыс. рублей на расчетный счет банка <данные изъяты> (ЗАО), для последующего погашения ипотеки, оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

    Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья                                                           Н.Н. Сентякова

Копия верна: Судья