решение об оспаривании отказа в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении



Дело №2-1025/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 августа 2011 года                                                                        село Завьялово

    Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Сентяковой Н.Н., при секретаре Денисовой Л.А.,

с участием

- заявителя Павловой С.Ф.,

- заинтересованного лица Администрации МО «Первомайское», в лице его представителя - Главы Муниципального образования «Первомайское» Дмитриевой Л.Л. (решение Совета депутатов муниципального образования «Первомайское» №2 от 14 марта 2008 года)

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Павловой С.Ф., действующей в интересах Ч.О.Г., об оспаривании отказа администрации муниципального образования «Первомайское» (далее - Администрация МО «Первомайское») в постановке Ч.О.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении

У С Т А Н О В И Л:

    Павлова С.Ф. обращается в суд в интересах недееспособной Ч.О.Г. с вышеуказанным заявлением. Свои требования мотивирует тем, что она является опекуном своей бабушки Ч.О.Г.. Ч.О.Г. зарегистрирована и проживает по адресу: УР, <адрес>, где помимо нее зарегистрированы и проживают еще пять человек. Данная квартира имеет жилую площадь 30,8 кв.м., состоит из двух жилых комнат. В соответствии с заключением клинико-экспертной комиссии Ч.О.Г. страдает тяжелой формой хронического заболевания и нуждается в отдельном жилом помещении на основании Приказа № 143 от 15 апреля 1996 года. Согласно акту обследования от <дата>, составленного МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Завьяловский район», совместное проживание пенсионерки, инвалида 1 группы, состоящей на учете у психиатра Ч.О.Г. с членами семьи невозможно. <дата> заявитель обратилась к Главе администрации МО «Первомайское» с заявлением о постановке Ч.О.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с предоставлением всех необходимых документов. Был получен ответ от <дата> <номер> об отказе в постановке на учет в связи с отсутствием документов о признании Ч.О.Г. малоимущей. Заявитель полагает, что данным отказом нарушены права Ч.О.Г. о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и реализации её права в получении вне очереди жилого помещения на основании договора социального найма. Заявление о постановке Ч.О.Г. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что она страдает тяжелой формой хронического заболевания, и совместное проживание в одной квартире с ней другой семьи невозможно, подано с соблюдением норм действующего законодательства, с приложением всех необходимых документов, в т.ч. подтверждающих отсутствие жилых помещений в собственности и на праве аренды. Заявитель просит признать отказ Администрации МО «Первомайское» Завьяловского района УР в постановке Ч.О.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и обязать предоставить Ч.О.Г. вне очереди отдельное жилое помещение на условиях договора социального найма, состоящую не менее чем из одной комнаты, площадью не менее 23 кв.м., в доме капитального типа, благоустроенную, отвечающую установленным санитарным и техническим требованиям в с.Завьялово или с.Первомайский.

    В процессе рассмотрения дела Павлова С.Ф. увеличила заявленные требования. Дополнительно Павлова С.Ф. просит: Обязать Администрацию МО «Первомайское» поставить Ч.О.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вне очереди.

    В судебном заседании Павлова С.Ф. свои требования поддержала, суду пояснила, что ст.52 ЖК РФ предусмотрены две категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилом помещении, это - малоимущие и другая категория, которая предусмотрена федеральными законами. В Удмуртской Республике порядок постановки на учет в качестве нуждающихся граждан, относящихся к другой категории, не регламентирован.

     Администрация МО «Первомайское» направило письменные объяснения на заявление Павловой С.Ф., в которых указано, что в соответствии со ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится только обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан. ЖК РФ порядок обращения граждан за предоставлением им жилых помещений по договору социального найма вне очереди не установлен. Таким образом, подлежит применению общий порядок обращения граждан за предоставлением им жилых помещений по договору социального найма с учетом особенности предоставления жилых помещений вне очереди. Ст.49 ЖК РФ установлено, что жилое помещение по договору социального найма предоставляется в порядке, установленном ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Перечень документов для постановки гражданина на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, определен Законом УР №58-РЗ от 19.10.2005 г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Порядок признания граждан малоимущими определен Законом УР от 13.10.2005 года №27-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях применения Жилищного кодекса РФ».

    Глава МО «Первомайское» Дмитриева Л.Л. заявление Павловой С.В. полагает необоснованным. В судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на заявление.

    Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

     Ч.О.Г. <дата> года рождения, проживающая по адресу: <адрес>, является инвалидом первой группы по общему заболеванию бессрочно. Решением Завьяловского районного суда УР от 10 сентября 2009 года Ч.О.Г. признана недееспособной. Согласно справке клинико-экспертной комиссии <номер> от <дата> Ч.О.Г. инвалид 1 группы по состоянию здоровья нуждается в получении дополнительной жилой площади в виде отдельной комнаты.

В жилом помещении по адресу: УР, <адрес>, зарегистрированы семь человек, фактически проживают пять человек, что подтверждается выпиской из домовой (похозяйственной) книги, выданной управделам Администрации МО «Первомайское».

Решением Завьяловского районного суда УР от 30 марта 2011 года, оставленным без изменений кассационным определением Верховного Суда УР от 30 мая 2011 года, подтверждено право Ч.О.Г. на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Вместе с тем судом установлено, что заявителем не соблюден порядок обращения за предоставлением жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

    <дата> Павлова С.Ф., действующая в интересах Ч.О.Г., обратилась к Главе администрации муниципального образования «Первомайское» с заявлением о постановке Ч.О.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма. При этом Павловой С.Ф. к заявлению были приложены следующие документы: выписка из домовой книги, справка ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по УР» <номер> <номер>, заключение клинико-экспертной комиссии <номер>, справка МУЗ «Завьяловская районная больница» от <дата>, копия индивидуальной программы реабилитации, уведомление Управления Росреестра от <дата>, справка БТИ от <дата>, решение Завьяловского районного суда от <дата>, решение УСЗН в Завьяловском районе <номер> от <дата>, акт обследования социально-бытовых условий от <дата>, паспорта.

    <дата> Администрация МО «Первомайское» направила Павловой С.В. письменный ответ, в котором указано, что Администрация МО «Первомайское» отказывается поставить Ч.О.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, т.к. представлен неполный пакет документов, а именно, не представлен документ о признании Ч.О.Г. малоимущей.

    Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями участников процесса, подтверждаются письменными материалами и участниками процесса не оспариваются.

     В исковом заявлении заявитель указывает на то, что Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не требует от Павловой С.Ф. предоставления справки о признании Ч.О.Г. малоимущей.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен ст. 52 ЖК РФ.

Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (часть 3 ст.52 ЖК РФ).

С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4 ст.52 ЖК РФ).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (часть 5 ст.52 ЖК РФ).

При этом согласно ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.

В силу ч. 3 приведенной нормы права решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано в судебном порядке.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договору социального найма предоставляются иными федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ (в редакции от 01 декабря 2007 года с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01 апреля 2008 года) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Частью 7 ст. 52 ЖК РФ предусматривается, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством согласно п. 6 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения поселения.

Вместе с тем, суд отмечает, что порядок постановки на учет граждан, являющихся инвалидами, на законодательном уровне Удмуртской Республикой не определен. Однако это обстоятельство само по себе не может служить основанием нарушения права Ч.О.Г. на постановку её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для предоставления ей в дальнейшем жилого помещения по договору социального найма как лицу, которое является в силу п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимся в таком жилье.

Исходя из положений ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является орган местного самоуправления, обязанный в том числе осуществлять постановку на учет в качестве нуждающихся всех категорий граждан, указанных в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как указано выше, право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении предоставлено Ч.О.Г. в силу закона.

Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года №901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг. Пункт 4 Правил содержит перечень документов, которые должен предоставить инвалид для его постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В числе необходимых документов, решение о признании гражданина малоимущим не названо.

Отказ администрации в постановке на учет по мотивам непредоставления документов, подтверждающих статус Ч.О.Г. как малоимущей, в данном случае не может быть признан обоснованным в силу положений ст. 49, 51, 52 ЖК РФ, ФЗ N 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

По изложенным выше основаниям суд считает, что отказ Администрации МО «Первомайское» в постановке на учет Ч.О.Г. в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним других лиц невозможно, является незаконным.

Также суд отмечает, что отсутствует федеральный закон, либо закон субъекта Российской Федерации о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма иным (не малоимущим) категориям граждан.

Вместе с тем законодатель предусмотрел, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации (ч.6 ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов»).

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается в числе основных прав и свобод человека и гражданина.

Пунктом 10 части 1 статьи 14, частью 4 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 Кодекса, могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из смысла указанных норм в их взаимосвязи, следует, что нуждающимся в предоставлении жилых помещений инвалидам могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения органа местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение жильем указанной категории граждан.

Следовательно, вопросы обеспечения жильем инвалидов, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют и общегосударственное, и местное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления, которым фактически переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма инвалидам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания.

Поскольку на администрацию МО «Первомайское» возложена обязанность поставить Ч.О.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, право Ч.О.Г. на внеочередное получение жилого помещения по договору установлено вступившим в законную силу решением Завьяловского районного суда УР от 30 марта 2011 года, то именно на администрации МО «Первомайское» лежит обязанность обеспечить её жилым помещением, в связи с чем исковые требования о возложении обязанности на администрацию МО «Первомайское» предоставить Ч.О.Г. жилое помещение на условиях договора социального найма являются обоснованными.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 257, 258 ГПК РФ, суд

                                                 Р Е Ш И Л:

    Заявление Павловой С.Ф., действующей в интересах Ч.О.Г., об оспаривании отказа администрации муниципального образования «Первомайское» в постановке Ч.О.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении удовлетворить.

     Признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Первомайское» в постановке Ч.О.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

      Обязать Администрацию МО «Первомайское» поставить Ч.О.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вне очереди.

Обязать Администрацию МО «Первомайское» предоставить Ч.О.Г. вне очереди отдельное жилое помещение на условиях договора социального найма, состоящую не менее чем из одной комнаты, площадью не менее 23 кв.м., в доме капитального типа, благоустроенную, отвечающую установленным санитарным и техническим требованиям в с.Завьялово или с.Первомайский.

     Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

    Мотивированное решение изготовлено <дата>.

    Судья                                                                       Н.Н. Сентякова