дело № 2-982/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 июля 2011 года село Завьялово Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.., при секретаре судебного заседания Денисовой Л.А.., с участием: - Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Вихарева Е.И., - представителя заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР Агеева Д.И. (доверенность от 26 апреля 2011 года), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, обратившегося в защиту неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Завьяловское»» Удмуртской Республики (далее - Администрация МО «Завьяловское») и понуждении к организации сбора и вывоза отходов с несанкционированной свалки, расположенной в д.Башур, У С Т А Н О В И Л: Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным заявлением. Требования мотивирует тем, что заявителем установлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Администрации МО «Завьяловское». На основании ч. 1 ст. 34, ч.ч.1 и 2 ст. 51ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 12, часть 1 ст. 13, ст.9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 2 ст.21 и ч. 1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2 Санитарных правил и норм 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных приказом Минздрава СССР от 05.08.1988 №4690-88, п. 74 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», с ч. 1 ст.8 и ч. 2 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды», подпунктом 18 части 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 6 ч.1 и ч. 2 ст.1 Закона Удмуртской Республики «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Завьяловского района Удмуртской Республики», ч. 2 ст.1, п. 18 ч.1 ст.7, статьями 34 и 35 (п. 18) Устава МО «Завьяловское», принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Завьяловское» от 08 декабря 2005 года №6, Администрация МО «Завьяловское» обязана организовать и финансировать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов от населения на территории сельского поселения, обеспечив выполнение этих мероприятий в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Однако указанные требования федерального законодательства администрацией МО «Завьяловское» не выполняются.На территории д.Башур, находящейся на территории МО «Завьяловское», на земельном участке в 15 метрах к западу от дома №40 ул.Центральная и южнее перекрестка ул.Центральная и пер.Прудового на почве размещены: отходы упаковочной бумаги незагрязненные; отходы упаковочного картона незагрязненные; прочие отходы бумаги незагрязненные; керамические изделия, потерявшие потребительские свойства; стеклянный бой незагрязненный; бой строительного кирпича; тара и упаковка из луженой стали незагрязненная, потерявшая потребительские свойства; отходы клеенки на тканевой основе; отходы жесткого пенопласта; и прочие отходы. Данное обстоятельство подтверждается справкой о результатах совместного выезда на место расположения свалки 08 июня 2011 года. Указанный земельный участок расположен в границах МО «Завьяловское». Следовательно, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с названного земельного участка возложена на Администрацию МО «Завьяловское». В нарушение вышеназванных требований законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Администрацией муниципального образования «Завьяловское» не организован сбор вывоз отходов производства и потребления с данного земельного участка. Ситуация, при которой бытовые отходы не вывозятся, складируются на территории муниципального поселения, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний. Указанная ситуация является результатом невыполнения Администрацией муниципального образования «Завьяловское» возложенных на нее законом полномочий в области обращения с отходами. Названное бездействие Администрации МО «Завьяловское» нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, что создаёт угрозу причинения ущерба окружающей среде и может повлечь за собой причинение вреда здоровью человека и влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В судебном заседании Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор Вихарев Е.И. заявленные требования поддержал в полном объеме, в их обоснование сослался на доводы, изложенные в заявлении. Дополнительно суду пояснил 22 июля 2011 года был осуществлен выезд со специалистами Росреестра УР на место свалки в д.Башур. На части свалки была произведена отсыпка грунта. Возможно, это сделано для установки мусорных мульд. Из устных пояснений жителей ясно, что мусор на сегодняшний день вывозится. Но свалка не ликвидирована. Верхняя часть мусора была сгружена ближе к пруду, часть отходов завалены почвой. Из пояснений заместителя Главы МО «Завьяловское» усматривается, что земельный участок, на котором размещена свалка, является муниципальной собственностью. Отходы на этой свалке, являются отходами жителей д.Башур. Орган, бездействие которого обжалуется - Администрация МО «Завьяловское», извещена надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечила. В соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ, суд определил, рассмотреть дело без участия Администрации МО «Завьяловское». Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Агеев Д.И. поддержал требования и доводы заявления прокурора, суду пояснил, что в соответствии с федеральным законом в обязанности Администрации муниципального образования «Завьяловское» входит сбор и вывоз бытовых отходов. В настоящее время данная обязанность Администрацией не исполняется. Заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР представило заявление, с просьбой рассмотреть дело без участия представителей данного заинтересованного лица. В соответствии с с.2 ст.257 ГПК РФ, суд определил, рассмотреть дело без участия представителя Управления Роспотребнадзора по УР. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам. На земельном участке, расположенном в Завьяловском районе, д.Башур, в 15 метрах к западу от дома №40 ул.Центральная и южнее перекрестка ул.Центральная и пер.Прудового на почве размещены отходы упаковочной бумаги, картона, стеклянный бой, керамические изделия, потерявшие потребительские свойства, отходы клеенки, отходы жесткого пенопласт, обрезки резины, покрышки отработанные, обрезки и обрывки тканей, отходы из жилищ, строительный мусор от разборки зданий. Указанное обстоятельство подтверждается справкой Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР по результатам проверки несанкционированной свалки 08 июня 2011 года. В судебном заседании установлено, что участок местности, где расположена данная свалка, входит в границы земель муниципального образования «Завьяловское». Из сообщения руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР Осипова В.С. от 27.07.2011 года усматривается, что 22 июля 2011 года был осуществлен выезд по факту несанкционированной свалки отходов производства и потребления в Завьяловском районе на территории д.Башур, ул.Центральная,40, были проведены полевые измерения. При камеральной обработке установлено, что основной очаг свалки располагается в границах участка в кадастровом квартале <номер>, категория - земли населенных пунктов, сведения о правах отсутствуют. Общая площадь очага свалки составляет 220 кв.м. Муниципальное образование «Завьяловское» расположено в Завьяловском районе Удмуртской Республики, действует на основании Устава, принятого Решением Совета депутатов МО «Завьяловское» 08 декабря 2005 года №6. Решением Совета депутатов МО «Завьяловское» от 11 марта 2008 года №2 Главой муниципального образование «Завьяловское» избран Тронин Г.Г.. Решением Совета депутатов МО «Завьяловское» № 135 от 17 июня 2011 года Главой муниципального образования «Завьяловское» избран Горлов Н.П.. Данные обстоятельства следуют из материалов дела и лицами, участвующими в деле по существу не оспариваются. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, обеспечению экологической безопасности. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 56 Водного Кодекса РФ отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные водные объекты, на водосборные площади и на почву запрещен. В силу ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, способы и условиях которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами. Из пункта 3.2 Санитарных правил и норм 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных приказом Минздрава СССР от 05.08.1988 №4690-88, усматривается, что твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального Закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В пункте 1 статьи 8 Федерального Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращений с отходами. В соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством. Статья 2 (Основные термины и понятия) ФЗ №131 определяет, что вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. По смыслу ряда статей ФЗ №131 (например, статьи 1, 2, 10, 14, 15, 34, 35, 36, 37 и другие) органы местного самоуправления муниципального образования полномочны и обязаны решать вопросы местного значения в пределах границ, т.е. на территории конкретного муниципального образования, органами местного самоуправления которого они являются. Согласно Закону УР от 13 мая 2005 года №18-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований и наделения соответствующим статусом муниципальных образований на территории Завьяловского района УР» МО «Завьяловское» наделено статусом сельского поселения. В п.1 ст.2 ФЗ №131 раскрыто понятие «сельское поселение»: сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Согласно приложению №6 Закона УР от 13 мая 2005 года №18-РЗ в состав МО «Завьяловское» входят десять населенных пунктов (село Завьялово (административный центр муниципального образования), деревня Пычанки, деревня Башур, деревня Старое Мартьяново, деревня Новое Мартьяново, деревня Кашабеги, деревня Красный Кустарь, деревня Березка, деревня Кабаниха, починок Шурдымка). Статья 11 ФЗ №131 говорит, что границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями: - территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; - в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Таким образом, поскольку несанкционированная свалка находится на территории МО «Завьяловское», то именно данное муниципальное образование должно заниматься организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с ФЗ №131 Устав МО «Завьяловское» закрепляет, что полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения данного МО и возложены на исполнительно-распорядительный орган - Администрацию МО «Завьяловское». В судебном заседании достоверно установлено, что Администрацией муниципального образования «Завьяловское» возложенные на неё законодательством об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории несанкционированной свалки не выполняются. На момент рассмотрения настоящего дела сбор и вывоз бытовых отходов не организован. Бездействие Администрации муниципального образования «Завьяловское», выражающееся в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка, находящегося на территории деревни Башур муниципального образования «Завьяловское» в 15 метрах к западу от дома №40 ул.Центральная и южнее перекрестка ул.Центральная и пер.Прудового, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11), Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 8) права граждан на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия, на благоприятные условия жизнедеятельности и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со статьями 14, 72 Бюджетного кодекса РФ, ст. 12 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, являются расходным обязательством муниципальных образований и включаются в расходную часть местных бюджетов. В силу абз. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Согласно ст. 15 Бюджетного Кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Отсутствие в бюджете денежных средств не освобождает их от решения вопросов местного значения. Бюджет муниципального образования является лишь составной частью бюджетной системы Российской Федерации и включён в механизм выравнивания его обеспеченности средствами бюджетов различных уровней. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов (дотации и субвенции местным бюджетам, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки). В этом отношении соответствует Бюджетному Кодексу и Закон УР «О регулировании межбюджетных отношений в Удмуртской Республике» от 21 ноября 2006 года №52-РЗ. При таких обстоятельствах суд находит требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора о признании указанного бездействия Администрации муниципального образования «Завьяловское» обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Как отмечено выше, на свалке размещены отходы - бытовой мусор, пластиковые и стеклянные бутылки, бой кирпича, резиновые покрышки, строительный мусор и пр. В соответствии со ст. ст. 1, 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы, в соответствии с критериями, утвержденными приказом МПР РФ от 15.06.2001 №511. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786, твердые и жидкие бытовые (непромышленные) отходы относятся к отходам 4-5 класса опасности, в частности, «отходы от жилищ», которые включают в себя отходы 4-5 класса опасности: «отходы из жилищ несортированные» (код 911 001 00 01 00 4, четвертый класс опасности), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (код 912 004 00 01 00 4, четвертый класс опасности), отходы древесных строительных лесоматериалов, в том числе от сноса и разборки строений (код 17120500 01 00 4, четвертый класс опасности), покрышки отработанные (код 57500202 13 00 4, четвертый класс опасности), мусор строительный от разборки зданий (код 91200601 01 00 4, четвертый класс опасности) и т.п. Из вышеуказанного следует, что бытовые отходы, находящиеся на территории данной свалки составляют 1-4 класс опасности и должны быть вывезены на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Определяя срок, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения закона и прав и законных интересов граждан, суд считает необходимым установить его до 01 сентября 2011 года, находя этот срок разумным. При этом суд исходит из характера установленного судом бездействия, нарушения прав и свобод граждан, а также времени, необходимого для их устранения (в том числе суд учитывает погодные условия и площадь несанкционированной свалки). На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Заявление Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Завьяловское» Завьяловского района Удмуртской Республики, выразившегося в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка, находящегося на территории деревни Башур муниципального образования «Завьяловское» в 15 метрах к западу от дома №40 ул.Центральная и южнее перекрестка ул.Центральная и пер.Прудового. Обязать Администрацию муниципального образования «Завьяловское» Завьяловского района Удмуртской Республики в целях устранения нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в срок до 01 сентября 2011 года организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка, находящегося на территории деревни Башур муниципального образования «Завьяловское» в 15 метрах к западу от дома №40 ул.Центральная и южнее перекрестка ул.Центральная и пер.Прудового на полигон твердых бытовых отходов, эксплуатируемый юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд вынесший решение. Мотивированное решение изготовлено <дата>. Председательствующий судья Н.Н. Сентякова