Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ



Дело № 12-215

Р Е Ш Е Н И Е

12 октября 2010 года                                                      село Завьялово

Судья Завьяловского районного суда Удмуртской Республики Христолюбов Ю.Л., с участием прокурора Шадрина Ф.В., лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, - А.Р.Н, его представителя по доверенности - С.Б. Гобозева, рассмотрев жалобу А.Р.Н, -данные изъяты- на постановления мирового судьи судебного участка № 4 Завьяловского района Удмуртской Республики по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», в отношении него,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка от -дата- А.Р.Н привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях». За совершение данного административного правонарушения ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей 00 коп.

Как следует из текста постановления административное правонарушение совершено А.Р.А при следующих обстоятельствах.

А.Р.Р, являясь представителем У не выполнил требования статьи 4, статьи 5, пункт 4 статьи 7 Федерального Закона ФЗ от -дата- «О собраниях, митингах, шествиях и демонстрациях», не обеспечив установленного порядка организации собрания -дата-, на земельном участке, расположенном по адресу: -адрес-, организовал массовое собрание религиозной организации С религиозное богослужение, в котором присутствовало более 1000 человек.

А.Р.Н в своих жалобах просит вышеуказанные постановления мирового судьи судебного участка № 4 Завьяловского района Удмуртской Республики от -дата- отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях». В обоснование жалобы ссылается на то, что мировой судья не установил фактические обстоятельства, свидетельствующие о проведении публичного мероприятия. Обстоятельства правонарушения, указанные в постановлении не соответствует объективной стороне данного вида правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», поскольку данной нормой не установлена ответственность за нарушение порядка организации религиозного объединения, а только собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Мировой судья необоснованно отнес А.Р.Н к организаторам религиозного мероприятия. Мировой судья неправильно применил закон, так как религиозное богослужение не является формой публичного мероприятия. Судья не исследовал фактические обстоятельства дела и характер проведенного религиозного образования. Никаких мнений и требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики на проведенном религиозном богослужении не выдвигалось. Даже если предположить, что религиозное богослужение Свидетелей Иеговы было проведено в форме собрания, то в силу закона также не требовалось уведомлять власти. Религиозные богослужения могут проводиться в любых местах и без ограничений. Властями созданы ограничения прав на свободу совести и вероисповедания. Он не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. Его уведомили о времени и месте рассмотрения дела сотрудники без поручения соответствующего мирового судьи о совершении данного процессуального действия.

А.Р.Н в ходе рассмотрения его жалобы на указанное постановление мирового судьи на ее удовлетворении настаивал. Не отрицая то обстоятельство, что он является членом региональной религиозной организации С и принял участие в религиозном богослужении, заявил, что не является организатором данного мероприятия.

Представитель А.Р.Н по доверенности - С.Б. Гобозев на удовлетворении жалоб своего доверителя настаивал, сославшись в ее обоснование на доводы, изложенные в заявлении, судебные прецеденты по аналогичным делам.

Прокурор Шадрин Ф.В. в ходе рассмотрения жалобы просил постановление мирового судьи по административному делу, предусмотренным частью 1 статьи 20.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» в отношении А.Р.Н оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 20.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях». Санкция данной статьи предусматривает административное наказание - наложение административного штрафа на организаторов в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

В соответствии со статьей 23.1 Кодекса РФ дела данной категории рассматривают мировые судьи.

Таким образом, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» в отношении А.Р.Н рассмотрено уполномоченным на то должностным лицом, наказание за совершение административного правонарушения назначено ему в пределах санкции части 1 статьи 20.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».

Постановление о привлечении А.Р.Н к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей в пределах двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Из материалов дела усматриваются следующие фактические обстоятельства данного дела.

Управленческий С в России является централизованной религиозной организацией, объединяющей входящие в нее на добровольной основе религиозные объединения С, образованные для совместного исповедания и распространения веры. На территории РФ указанная организация зарегистрирована и действует в установленном законом порядке.

Согласно разделу 2 Устава указанной религиозной организации основными целями, задачами и формами ее деятельности (пункт 2.2.3 Устава) являются подготовка и проведение христианских богослужений, религиозных собраний (в том числе районных, областных, международных конгрессов).

В соответствии с решением Руководящего комитета от -дата- Религиозная организация У (далее - У в целях удовлетворения духовных потребностей граждан запланировал проведение на территории Удмуртской Республики традиционного ежегодного богослужения (3-дневного областного конгресса) С на тему Д

Программа областного конгресса разработана и утверждена Руководящим С и является единой частью программы духовного просвещения проповеднической деятельности С.

-дата- председателем руководящего комитета Управленческого С в России Д.А.А выдана доверенность , в соответствии с которой ему было предоставлено право представлять У перед всеми государственными, правоохранительными и другими органами, юридическими и физическими лицами, вести все необходимые переговоры с их представителями, заключать договоры аренды и подписывать их от имени религиозной организации без печати, подписывать счета-фактуры, справки и другие документы, а также получать их.

-дата- Д.А.А приходил в А и интересовался возможностью проведения богослужения в деревне -адрес- Удмуртской Республики в период с 20 по -дата-.

В целях проведения организованного богослужения в период с -дата- по -дата- председатель руководящего комитета У предложил Д.А.А заключить от имени и в интересах юридического лица и неопределенного круга верующих соответствующий договор аренды земельного участка с гражданином К.В.И -адрес-

После этого Д.А.А заключил от имени У договор аренды земельного участка с К.В.И. В договоре указано, что земельный участок арендован на период с 20 по -дата- с целью проведения на нем богослужения религиозной организации С

-дата- А.А.Н от своего имени заключил договор с охранным предприятием П в соответствии с которым охранное предприятие взяло на себя обязательство по обеспечению общественного порядка массового мероприятия, которое состоится в деревне -адрес- Удмуртской Республики: с -дата- с 16-00 по -дата- до 16-00.

-дата- начальником ОВД по -адрес-му М.В.П гражданину А.Р.Н вручено предостережение о недопустимости проведения богослужения С в -адрес-, если оно не будет согласовано с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. При этом разъяснено, что за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания А.Р.Н может быть привлечен к административной ответственности по статье 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Все делегаты областного конгресса были приглашены на богослужение через религиозные группы С, входящие в структуру У.

Вышеуказанные обстоятельства следуют из материалов дела и лицами, участвующими в деле, по существу не оспариваются.

Проанализировав фактические обстоятельства дела, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях А.Р.Н состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях». Данный вывод основан на следующей правовой позиции.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 46 Конституции РФ гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Исходя из этого, а также из положений части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статьи 18 Конституции РФ права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств, и в целом отклонение от которых недопустимо.

В соответствии со статьей 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию и убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от -дата- N 125-ФЗ (в ред. от -дата-) "О свободе совести и религиозных объединениях" богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

В силу части 5 статьи 16 указанного Федерального закона в иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

Федеральным законом от -дата- N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 названного Федерального закона.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней со дня проведения публичного мероприятия (часть 1 статьи 7 указанного Федерального закона).

В целях установления наличия либо отсутствия в проведенном религиозным объединением У» мероприятии в деревне -адрес- Удмуртской Республики признаков его публичности в ходе рассмотрения жалобы устанавливался характер и цели данного мероприятия.

Согласно подпункту 1 статьи 2 Федерального Закона ФЗ от -дата- «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичным признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в аналогичных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Из представленного Гобозевым С.Б.. плана проведения мероприятия усматривается, что каких-либо митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, что могло бы затрагивать права и законные интересы других лиц в организационном плане конгресса, не предусматривалось. В ходе проведения богослужения лицами, принявшими участие в конгрессе, читались молитвы, пелись песни, заслушивались доклады единоверцев. Каких-либо целей свободного выражения и формирования мнений по вопросам политической экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики не преследовало, в связи, с чем оснований для признания вышеуказанного события публичным мероприятием. С является формой богослужения, в деревне -адрес- Удмуртской, он прошел на специально арендованном для этих целей земельном участке в форме собрания.

Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. В протоколе об административном правонарушении и в постановлении об административном правонарушении также отсутствуют даже ссылки на доказательства в подтверждение публичности проведенного в период с 20 по -дата- в деревне -адрес- Удмуртской Республики конгресса С.

Государство имеет право проверять, не наносит ли вред обществу деятельность каких-либо движений или ассоциаций, которые, предположительно, преследуют свои религиозные цели. Вместе с тем деятельность С не запрещена в Российской Федерации, является одной из форм религий. Д.А.А фактически уведомил за неделю орган местного самоуправления о планируемом проведении конгресса С в деревне -адрес- Удмуртской и полагаю, этого было достаточным для того, чтобы не привлекать Д.А.А А.Р.Н к административной ответственности за совершенное административное правонарушение. Меры административного воздействия к участникам конгресса, в том числе к Д.А.А, были применены не в связи с нарушениями общественного порядка, а в превентивных мерах. Данное вмешательство в богослужение религиозной организации считаю неоправданным, в связи с отсутствием оснований для этого.

В постановлении об административном правонарушении нет указания о том, какие именно организационные действия совершил А.Р.Н для проведения богослужения. Из материалов дела следует, что выводы мирового судьи о том, что А.Р.Н является организатором собрания С, основаны только на том основании, что он заключил договор с охранным предприятием П.

Заключение договора с охранным предприятием А.Р.Н является одним из видов организации и подготовки проведения конгресса С в деревне -адрес- Удмуртской, но при отсутствии публичности данного мероприятия, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».

Также мировым судьей безосновательно дело рассмотрено в отсутствии А.Р.Н Он не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела мировым судьей. Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, уведомляя А.Р.Н о времени и месте рассмотрения дела, действовало без поручения мирового судьи. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, в деле также не имеется.

При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка № 4 Завьяловского района Удмуртской Республики по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса РФ, в отношении А.Р.Н подлежит отмене. Производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».

Руководствуясь ст. 30.8 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», суд

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Завьяловского района Удмуртской Республики по делу об административных правонарушениях, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», от -дата- в отношении А.Р.Н отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решение окончательное, обжалованию не подлежит.

Председательствующий:                          судья Ю.Л. Христолюбов