Административное правонарушение предусмотренное ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ



Завьяловский районный суд Удмуртской Республики

427000, Удмуртская Республика, Завьяловский район, село Завьялово, ул. Речная, д. 17.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

13 декабря 2010 г.                                                                                    село Завьялово

Судья Завьяловского районного суда Удмуртской Республики Гулящих Андрей Владимирович,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главы муниципального образования «Каменское» Завьяловского района Удмуртской Республики (далее - Глава МО «Каменское») Ч.В.Н. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынесенное в отношении него Заместителем начальника отдела земельного контроля Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республике (далее - Управление Россельхознадзора по УР) Ч.А.Ю. -дата-,

у с т а н о в и л:

-дата- Заместителем начальника отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора по УР Ч.А.Ю. вынесено постановление, которым Глава МО «Каменское» Ч.В.Н. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Данным постановлением Ч.В.Н. признан виновным в том, что он не выполнил установленные требования и обязательные мероприятия по охране почв и предотвращению захламления земель твердыми бытовыми отходами, ухудшающими качественное состояние земель, что было выявлено при проверке в 12 часов 30 минут -дата-. Факт захламления земель сельскохозяйственного назначения произошел в результате размещения несанкционированных свалок отходов производства и потребления на земельном участке общей площадью 2,98 га, расположенном в границах МО «Каменское». Правоустанавливающие документы, разрешающие отвод данного земельного участка под размещение свалки отходов производства и потребления, у Администрации МО «Каменское» отсутствуют. На земельном участке, где размещена свалка, отсутствуют трафареты и ограждения, знаки, запрещающие вывоз мусора. Главой МО «Каменское» не налажена работа по сбору мусора, нет объектов размещения отходов, свалка является несанкционированной. Санкционированные свалки на территории МО «Каменское» отсутствуют, договоры о вывозе мусора с территории МО «Каменское» не заключены. Таким образом, не организованы сбор и вывоз мусора с территории МО «Каменское». В результате захламления воздушная и водная проницаемость земель сельскохозяйственного назначения нарушается, использовать земельный участок по назначению (для сельскохозяйственного производства) без предварительных работ по его восстановлению не представляется возможным, то есть качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения ухудшается.

Главе МО «Каменское» Ч.В.Н. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Ч.В.Н. обратился в суд с жалобой на данное постановление, в которой просит его отменить, производство по делу - прекратить. В обоснование своих требований в своей жалобе указал, что в ходе проверки были выявлены факты размещения мусора на земельных участках, принадлежащих на праве собственности физическим лицам. Он, как Глава МО «Каменское», никаких указаний по поводу складирования мусора на этих землях не давал. На территории МО «Каменское» организован официальный полигон по утилизации твердых бытовых отходов, работает ООО "У", осуществляющая сбор, вывоз и захоронение отходов от населения. Организация сбора, вывоза и захоронения твердых бытовых отходов от населения осуществляется надлежащим образом. Содержание и охрану земель в соответствии со ст. 210 ГК РФ и ст. 13 Земельного кодекса РФ должен осуществлять собственник земельного участка.

Глава МО «Каменское» Ч.В.Н. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. На основании ст.ст. 25.1 и 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Рассмотрев доводы заявителя, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья находит постановление по делу подлежащим отмене, а производство по делу - подлежащим прекращению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья, не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель (в том числе почв) является обязанностью правообладателей земельных участков (собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков). Именно они обязаны проводить мероприятия по охране земель, которые включает в себя мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Отсутствие надлежащей организации работы органа местного самоуправления (должностного лица) по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории муниципального образования не является основанием для привлечения ответственного за эту работу лица за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по охране почв от захламления.

Как следует из постановления по делу и протокола об административном правонарушении, должностное лицо, рассмотревшее дело, вынося постановление о привлечении Главы МО «Каменское» Ч.В.Н., вышло за пределы обвинения, изложенного в протоколе об административном правонарушении. Так, производство по настоящему делу, как следует из протокола об административном правонарушении, возбуждено по фактам обнаружения -дата- в 12 часов 30 минут на территории муниципального образования «Каменское» шести несанкционированных свалок твердых бытовых отходов расположенных:

1) примерно в 1,5 км по направлению на северо-запад от -адрес- (площадью 0,07 га);

2) в южной части д. Мещеряки по направлению дороги к -адрес- (площадью 0,3 га);

3) в 1,3 км по направлению на северо-запад от -адрес- (площадью 0,01 га);

4) примерно в 300 м по направлению на запад от -адрес- (площадью 1,0 га);

5) в юго-западной части -адрес- (площадью 0,1га);

6) в юго-западной части -адрес- (площадью 1,5 га).

При этом в протоколе об административном правонарушении нарушение каких-либо требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, Главе МО «Каменское» Ч.В.Н. не вменено. В данном протоколе лишь указано, что в результате несанкционированных свалок происходит негативное воздействие на окружающую среду, ухудшающее качественное состояние почвы. Однако, какие именно требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, не выполнены Главой МО «Каменское» Ч.В.Н., не указано.

Данное описание вмененного Ч.В.Н. состава административного правонарушения нельзя признать надлежащим.

Часть 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Поскольку в указанной норме фактически содержится ссылка на установленные требования и обязательные мероприятия, при привлечении лица к административной ответственности в протоколе об административном правонарушении и в постановлении по делу должны быть указаны нормативный акт (наименование, кем и когда он принят), устанавливающий соответствующее требования и мероприятия, которые не выполнило лицо, привлекаемое к ответственности, и его конкретная норма.

Указанные в постановлении по делу нормативные акты, неисполнение которых вменено Главе МО «Каменское» Ч.В.Н., по мнению суда, не являются актами, устанавливающими такие требования и обязательные мероприятия, поскольку регулируют иные правоотношения.

В вынесенном по делу постановлении заместителем начальника отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора по УР Ч.А.Ю. Главе МО «Каменское» вменено:

- отсутствие у Администрации МО «Каменское» правоустанавливающих документов, разрешающих отвод данного земельного участка под размещение свалки отходов производства и потребления;

- отсутствие на земельном участке, где размещена свалка, трафаретов и ограждений, знаков, запрещающих вывоз мусора;

- ненадлежащая организация работы по сбору и вывозу мусора,

- отсутствие объектов размещения отходов, санкционированных свалок на территории МО «Каменское», договоров о вывозе мусора с территории МО «Каменское».

Данные обстоятельства при вынесении постановления по делу Главе МО «Каменское» Ч.В.Н. вменены незаконно, поскольку они не были указаны в протоколе об административном правонарушении.

Кроме того, данные выводы недостаточно мотивированы в постановлении, доказательства в подтверждение этих выводов в материалах дела отсутствуют.

В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, каким образом должностным лицом, осуществлявшим производство по делу, проверялась организация Главой МО «Каменское» Ч.В.Н. работы по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории муниципального образования, на основании каких доказательств сделан вывод о том, что такая работа не организована. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие предложения Ч.В.Н. представить такие сведения.

Основываясь на материалах дела, невозможно сделать вывод о том, что именно отсутствие организации данной работы или её ненадлежащая работа привели к последствиям, указанным в ч. 2 ст.8.7 КоАП РФ.

При производстве по настоящему делу об административном правонарушении также не устанавливалось, в чьей собственности находятся земельные участки. В то же время Главе МО «Каменское» Ч.В.Н. вменено: отсутствие правоустанавливающих документов под размещение свалки; отсутствие на земельном участке, где размещена свалка, трафаретов и ограждений, знаков, запрещающих вывоз мусора. При этом в постановлении не указано, чем установлена обязанность Главы МО «Каменское» выполнять данные действия.

Таким образом, материалами дела не доказано наличие в действиях Главы МО «Каменское» Ч.В.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах на основании ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 30.1, 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Жалобу Главы МО «Каменское» Ч.В.Н. удовлетворить.

Постановление делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, вынесенное в отношении Главы МО «Каменское» Ч.В.Н. заместителем начальника отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора по УР Ч.А.Ю. -дата-, отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Завьяловский районный суд.

Судья                                        А.В. Гулящих