427000, Удмуртская Республика, Завьяловский район, село Завьялово, ул. Речная, д. 17. по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 4 мая 2011 г. село Завьялово Судья Завьяловского районного суда Удмуртской Республики Сентякова Наталья Николаевна, - с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Главы муниципального образования «Шабердинское» К.Б.А. - защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Медведева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главы муниципального образования «Шабердинское» Завьяловского района Удмуртской Республики (далее - Глава МО «Шабердинское») К.Б.А. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынесенное в отношении него Государственным инспектором Удмуртской Республики по охране природы В.В.В. -дата-, УСТАНОВИЛ: -дата- Государственным инспектором Удмуртской Республики по охране природы В.В.В.. вынесено постановление, которым Глава МО «Шабердинское» К.Б.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Данным постановлением К.Б.А.. признан виновным в том, что он в нарушение п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от -дата-, ч.2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды», Устава МО «Шабердинское» не организовал сбор и вывоз жидких бытовых отходов с населения -адрес-, из-за чего произошел сброс ЖБО на почву 50 кв.м. на участке № по -адрес-, чем нарушил ч.2 ст.51 ФЗ “Об охране окружающей природной среды», где регулируются условия и способы обращения с отходами, которые должны быть безопасными для окружающей среды, а именно: запрещается сброс отходов производства и потребления на почву. Главе МО «Шабердинское» К.Б.А. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. К.Б.А. обратился в суд с жалобой на данное постановление, в которой просит его отменить, производство по делу - прекратить. В обоснование своих требований в своей жалобе указал, что при проведении плановой выездной проверки по соблюдению требований земельного законодательства РФ, охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения в составе земель населенных пунктов, выявлен факт нарушения в области обращения с жидкими бытовыми отходами на территории МО «Шабердинское». К.Б.А. указывает, что он, как Глава МО «Шабердинское» не несет ответственность за содержание жилых домов в частном секторе. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания жилого помещения. На территории -адрес- централизованного водоотведения нет. В связи с чем собственники частных жилых домов пользуются выгребными ямами. Согласно п.4 ст.17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства. Собственники жилых участков не учли нормы данной статьи и без согласования с Администрацией МО «Шабердинское» организовано отведение жидких бытовых отходов в лог, тем самым нарушив экологическое законодательство. Полагает, что эти граждане должны нести ответственность самостоятельно за свои неправомерные действия. Полагает данное постановление необоснованным. В судебном заседании Глава МО «Шабердинское» К.Б.А. доводы своей жалобы поддержал. Защитник Главы МО «Шабердинское» Медведев А.А. суду пояснил, что Утверждено Положение об организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов на территории МО «Шабердинское». На основании п.п. 3.14 3.15., 5.18 и 5.20 право собственности на отходы принадлежит гражданину, он же несет ответственность за бремя содержания и размещения данных отходов. Вывоз отходов осуществляется по договору между владельцем дома и специализированной организацией. Свидетель М.В.Б. суду пояснил, что основанием для вынесения постановления послужил протокол сотрудника экологической милиции. Рассмотрев представленный материал государственный инспектор В.В.В. вынес постановление на основании требований закона и имеющихся документов. Местом совершения правонарушения являлся уч.№ по -адрес-. Независимо от того, в собственности или нет данный участок, в соответствии с ФЗ-131 и Уставом МО «Шабердинское» организация вывоза ЖБО возложена на Администрацию. Должно быть организовано место для сбора и вывоза бытовых отходов, т.е. Администрация должна указать место, где данные отходы должны собираться, поскольку центральная канализация отсутствует. Свидетель К.Н.А. суду пояснил, что канализационнымистоками затапливается усадьба по адресу -адрес-. Дом находится в стадии строительства, в нем никто не проживает. Канализационные стоки на данный участок идут с -адрес-, а также от домов №,№,№,№ по -адрес-. Все дома связаны канализационными трубами, диаметр трубы - 120-150 мм. Случается, что в трубы попадает мусор, тряпки, происходит засор и канализация идет наверх, через канализационные колодцы. 2 колодца находятся на участке -адрес-, через них идут отходы. В выходные дни канализация фонтанирует. С -дата- директор Завьяловского водоканала отказался заключать договора на обслуживание канализации. Глава Администрации должен был передать канализацию на обслуживание, либо согласовать вопрос по передаче на обслуживание. До -дата- водоканал приезжал по вызовам, брал плату за обслуживание сетей. С -дата- канализацией никто не занимается. Канализация (очистные сооружения) была заложена вместе со строящимися домами. Строительство быстро закончилось, а очистные сооружения не достроены. Вся канализация бежала на улицу и в пруд. Раньше канализация принадлежала совхозу, который её чистил. Сейчас никто этим не занимается. Очистные сооружения до настоящего времени не достроены. Свидетель К.Е.Н. суду пояснила, что её отец К.Н.А. в начале -дата- позвонил ей и сказал, что из канализационного люка потекли канализационные стоки на земельный участок, сначала бежали тонкой струей через огород, а сей час и через проулок к соседям. Её участок граничит с участком по адресу: -адрес-, с другой стороны - проулок, а позади совхозные земли. Канализационные стоки бегут через проулок и на соседний участок. Была протянута канализация на -адрес-, отходы уходили в трубы, а куда выходили - не знает. Полагает, что канализационные отходы произведены всеми жителями -адрес-. Выслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, показания свидетелей, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам. Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, обеспечению экологической безопасности. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 56 Водного Кодекса РФ отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные водные объекты, на водосборные площади и на почву запрещен. В силу ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, способы и условия которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами. Под твердыми и жидкими бытовыми отходами в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от -дата- N 155 <21>, следует понимать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (отходы после приготовления пищи, упаковки товаров, уборки и текущего ремонта жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.). Хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок запрещаются. Согласно статье 13 Федерального Закона от -дата- N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. В силу названных норм администрация, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования. В соответствии с ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от -дата- № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Согласно п. 18 ч. 1, ч. 2 ст. 1 Закона Удмуртской Республики «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Завьяловского района Удмуртской Республики», ч. 2 ст.1 Устава муниципального образования «Шабердинское», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Шабердинское» Завьяловского района от -дата- №, муниципальное образование «Шабердинское» наделено статусом сельского поселения. Пунктом 18 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования «Шабердинское» установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов. Статьями 21, 33 (ч. 1), 34 (п. 18) Устава муниципального образования «Шабердинское» полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов возложены на исполнительно-распорядительный орган - Администрацию муниципального образования «Шабердинское». В соответствии с ч. 6.1 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения. Глава МО «Шабердинское» в силу ст.ст. 29, 30, 32 Устава МО «Шабердинское» является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе осуществляет руководство Администрацией МО «Шабердинское» и организацию её работы. Согласно решению Совета депутатов МО «Шабердинское» № от -дата- Главой МО «Шабердинское» был избран К.Б.А. Исходя из вышеизложенного, Глава Администрации муниципального образования «Шабердинское» обязан организовать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов от населения на территории сельского поселения, обеспечив выполнение этих мероприятий в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Из материалов дела усматривается, что земельный участок № по -адрес- затапливается канализационными стоками притекающими на данный участок от других домов, расположенных на данной улице, а также с другой улицы -адрес-. Канализационные стоки вытекают на данный участок из канализационных люков, расположенных на земельном участке по -адрес-. Довод К.Б.А. и его защитника о неправомерности привлечения его к административной ответственности по указанной статье, в связи с отсутствием доказательств того, что сброс жидких бытовых отходов на участок № по -адрес- произошел по вине Главы МО «Шабердинское», также несостоятелен, поскольку в данном случае он, как руководитель Администрации МО «Шабердинское», был привлечен к административной ответственности за ненадлежащую организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения. Несостоятельным также является довод защитника К.Б.А. о том, что собственники земельных участков должны самостоятельно вывозить жидкие бытовые отходы. В судебном заседании установлено, что канализационные стоки (жидкие бытовые отходы) от населения поступают по канализационным трубам, которые были установлены при строительстве жилых домов. В результате засорения данных канализационных труб произошел выброс жидких бытовых отходов из канализационных люков на земельном участке № по -адрес-. В настоящее время с территории данного земельного участка жидкие бытовые отходы растекаются по территории -адрес-. Данная ситуация стала возможной в том числе и в результате невыполнения Администрацией муниципального образования «Шабердинское» возложенных на нее законом полномочий в области обращения с отходами. В судебном заседании установлено, что функции по сбору, складированию, транспортировке и захоронению отходов производства и потребления на территории муниципального образования администрацией МО «Шабердинское» не переданы лицам, которые должны непосредственно осуществлять вышеперечисленные действия на основании муниципальных контрактов. Ситуация, при которой жидкие бытовые отходы не вывозятся и не обезвреживаются, а растекаются по территории населенного пункта, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и представляет потенциальную опасность для здоровья населения. Из объяснений К.Б.А., его защитника и материалов дела следует, что Администрацией муниципального образования «Шабердинское» в настоящее время действия по организации сбора и вывоза не совершаются. Выводы административного органа о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и виновности в его совершении Главы МО «Шабердинское» К.Б.А. основаны на совокупности допустимых доказательств, всесторонне, полно, объективно исследованных при рассмотрении дела и получивших в обжалуемом постановлении мотивированную оценку, соответствующую требованиям ст.ст. 26.2 и 26.11 КоАП РФ. Факт совершения вмененного Главе МО «Шабердинское» К.Б.А. административного правонарушения подтверждается, в том числе, объяснениями самого К.Б.А. при составлении протокола об административных правонарушениях от -дата-, определением № от -дата- о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протоколом об административном правонарушении № от -дата-, рапортом ст.инспектора УБПОООС МВД по УР Ш.И.Р. от -дата-, письменным заявлением К.Н.А. от -дата-, а также объяснениями свидетелей К.Н.А., К.Е.Н. В содеянном правильно установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. В связи с изложенным обоснованность привлечения Главы МО «Шабердинское» К.Б.А. к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ сомнений не вызывает. Постановление о назначении административного наказания постановлено уполномоченным должностным лицом - Государственным инспектором Удмуртской Республики по охране природы Управления Росприроднадзора по УР В.В.В., что согласуется с п. 9 ч. 2 ст. 23.29 КоАП РФ. Наказание Главе МО «Шабердинское» назначено в пределах санкции, с учетом характера и тяжести административного правонарушения, его личности. При этом наказание ему назначено в минимальных пределах санкции. При таких обстоятельствах судья признает постановление по делу законным и обоснованным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 30.1, 30.6-30.8 КоАП РФ, судья р е ш и л: Жалобу Главы МО «Шабердинское» К.Б.А. оставить без удовлетворения, постановление № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, вынесенное -дата- в отношении Главы МО «Шабердинское» К.Б.А. государственным инспектором Удмуртской Республики по охране природы В.В.В., оставить без изменения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Завьяловский районный суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения. Судья Н.Н. Сентякова