Дело № 12-371/2010 Р Е Ш Е Н И Е 27 декабря 2011 года село Завьялово Судья Завьяловского районного суда Удмуртской Республики Христолюбов Ю.Л., с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, рассмотрел жалобу В.А.М., -данные изъяты- ранее не судимого, -данные изъяты- на постановление государственного инспектора ОГИБДД ОВД по -адрес- по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», в отношении него, У С Т А Н О В И Л: Постановлением государственным инспектора ОГИБДД ОВД по -адрес- № от -дата- В.А.М. привлечен к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса РФ «Об административном правонарушении». Как следует из теста постановления административное правонарушение В.А.М. совершено при следующих обстоятельствах. -дата- в 09-45 на 12 км автодороги -адрес-, В.А.М., являясь должностным лицом, в нарушение пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, нарушил правила содержания автодороги, а именно, вследствие выпадения осадков в виде снега на проезжей части образовался снежный накат. За совершение указанного административного правонарушения В.А.М. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей 00 коп. В своей жалобе В.А.М. просит отменить указанное постановление госинспектора ГИБДД, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В ходе рассмотрения жалобы В.А.М. на ее удовлетворении настаивал, сославшись в обоснование жалобы на доводы, изложенные в ней. Дополнительно пояснил, что работает в указанной должности пять лет. -дата- начался снегопад, который длился почте целые сутки. Он довел утром до своих подчиненных о дорожной обстановке и они выехали на обслуживаемый участок дороги. Дорога -адрес- относится к той категории дорог, которую он должен обслуживать во вторую очередью. В первую очередь снегоуборочные машины выехали на очистку дороги до -адрес-, а затем около 10 часов дня приступили к очистке дороги -адрес-. Когда они очистили примерно 10 км данной дороги, на 13 км произошло ДТП со смертельным исходом. Водитель попал на участок дороги со снежным накатом и не справился с рулевым управлением. У него есть время пять часов на очистку дороги от снега со дня окончания снега. Во время него, в его обязанность входить обеспечение возможности проезда по данной дороге. Водители в указанный период вместо того, чтобы воздержаться от поездок, на неприспособленных для езды в условиях снежного наката шинах, выезжают на дорогу. Снежный накат должен быть Выслушав объяснения В.А.М., изучив другие доказательства настоящего дела об административном правонарушении, суд пришел к следующему. Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет административную ответственности по статье 12.34 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях». Санкция данной статьи предусматривает административное наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. В соответствии со статьей 23.3 дела данной категории рассматривают органы внутренних дел (полиция) От имени полиции дела данной категории вправе рассматривать начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель, государственные инспектора дорожной службыю. Как следует из материалов дела постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» в отношении П.А.П. вынесено государственным инспектором ОГИБДД ОВД по -адрес- О.В.П.. Он не вправе был рассматривать от имени полиции данное дело, поскольку данных о том, что он в этот период занимал должность начальника или заместителя начальника государственной инспекции безопасности дорожного дела, либо государственного инспектора дорожной службы, в материалах дела не содержится. Наказание В.А.М. назначено в пределах санкции статьи 12.34 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях». Содержание автодороги -адрес- осуществляется ОАО "Д" на основании договора субподряда № от -дата-, которым предусмотрены конкретные виды и объемы работ (приложение № к договору), выполняемые в соответствии с техническими заданиями, указанными в приложениях № и № к договору, в частности, ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к железнодорожному состоянию», ВСН - 24-88 «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог», ОДМ «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, применяемых при содержании дороги в зимний период». Пунктом 13 Основных Положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от -дата- №, который гласит: Должностные и иные лица, ответственные за состояние дороги, железнодорожных и других дорожных сооружений, обязаны: - содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил…». Перечень данных стандартов, норм и правил в качестве приложения № содержится в вышеуказанном договоре субподряда, заключенному ОАО "Д" с генподрядчиком ООО "У". Согласно приложению № к указанному договору автодорога -адрес- включена в список республиканских автодорог группы Б. В пункте 1.2. Договора указывается, что конкретные виды и объемы работ, сроки их выполнения, а также требуемый уровень содержания определяются Техническим заданием (Приложение №,3 к договору) и выполняются они согласно пункту 4.4. Договора в соответствии с нормативными требованиями (ГОСТ, ВСН, СНиП и др.), перечисленные в приложении № к договору. В соответствии с ОДН «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденных распоряжением Минтранса России от -дата- № ОС - 548-р, работы по борьбе с зимней скользкостью должны обеспечивать транспортно-эксплуатационное состояние дорог, удовлетворяющее требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, и соответствовать заданному уровню содержания (пункт 1.2.). Для выполнения этих требований осуществляют мероприятия: - профилактические, цель которых не допустить образование зимней скользкости на дорожном покрытии или максимально снизить прочностные характеристики снежно-ледяных образований при возникновении на покрытии, ослабить сцепление слоя снежно-ледовых отложений, уплотненного снега или гололедной пленки за счет создания искусственной шероховатости или расплавления снежно-ледяных отложений или гололедных пленок. Снежный накат представляет собой слой снега, уплотненного колесами проходящего автотранспорта и может иметь различную толщину - от нескольких мм до нескольких десятков мм и плотность от 0,3 до 0,6 г/см3. Образуется он при наличии влажного снега на дорожном покрытии под действием автотранспорта при определенных метерологических условиях: - выпадение снега при температуре воздуха от 0 до - 6 градусов Цельсия; - при температуре воздуха от - 6 до - 10 градусов Цельсия при влажности воздуха выше 90 %. Для предупреждения образования или ликвидации зимней скользкости проводят следующие мероприятия: - профилактическую обработку покрытий противогололедными материалами до появления зимней скользкости или в начале снегопада, чтобы предотвратить образование снежного наката; - ликвидацию снежно-ледяных отложений с помощью химических или комбинированных ПГМ; - обработку снежно-ледяных отложений фрикционными материалами. Технология работ с целью предупреждения образования снежного наката в период снегопада предусматривает распределение химических или комбинированных ПГМ непосредственно во время снегопада, пока свежевыпавший снег еще не уплотнился в результате движения автомобилей. К распределению ПГМ (твердых или жидких) приступают после того, как на проезжей части образуется слой снега, достаточный для закрепления в нем химическим ПГМ (то есть соли). Это позволяет сохранить выпавший на покрытие снег в рыхлом состоянии. После прекращения снегопада необходимо полностью удалить снег с проезжей части с помощью снегоуборочных машин. В случае обнаружения снежного наката его ликвидируют следующим образом. Сначала распределяют ПГМ по поверхности образовавшегося наката. После распределения делают выдержку до тех пор, пока отложения вследствие их частичного плавления не разрыхляются под действием колес автотранспорта. Образовавшаяся разрыхленная масса затем убирается с проезжей части (пункт 4.4.3 ОДМ). В соответствии с пунктом 3.1.6. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянии», допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада до момента завершения работ. Для автодороги категории Б срок ликвидации зимней скользкости, а именно снежного наката согласно протоколу, составляет 05 часов. Выполняемые -дата- работы полностью соответствовали технологии работ, предусмотренной нормативными документами. До -дата- асфальт был сухой и чистый из-за отсутствия осадков и плюсовой температуры. Согласно журнала производства работ по россыпи противогололедных средств (в -адрес- применяют комбинированную смесь химических и твердых материалов - пескосоляную смесь) выпадение снега -дата- началось в 8 часов утра при температуре воздуха - 4 градуса Цельсия. Вследствие предупреждения образования снежного наката, а также для дальнейшего его плавления в места образования работы по россыпи ПСС на всем протяжении дороги производились дважды: с 08 - 40 до 11 часов, далее с 14-00 до 15-00. По окончании россыпи и очистке проезжей части дорожное полотно было чистое. Эти работы отражены в журнале производства работ по содержанию автодороги -адрес- и в журнале производства работ по россыпи ПСС и соответствуют нормативным требованиям и правилам, предъявляемым к эксплуатационному состоянию дороги, необходимому для обеспечения безопасности дорожного движения. В вину В.А.М. вменяется то, что -дата- в указанное время на 12 км автодороги -адрес- образовался снежный накат. Согласно ВСН 24-88 зимнее содержание представляет собой комплекс работ, включающий защиту дорог от снежных заносов, очистку дорог от снега, борьбу с зимней скользкостью, защиту дорог от лавин, борьбу с наледями. Эти работы направлены на обеспечение бесперебойного и безопасного движения автомобилей (пункт 6.1.1). Основными показателями уровня зимнего содержания являются: ширина чистой от снега и льда поверхности дороги, накапливающегося с момента от начала снегопада или метели до начала снегоочистки и в перерывах между проходами снегоочистительных машин, толщина уплотненного слоя снега на проезжей части и обочинах, сроки окончания очистки дороги от снега и ликвидации зимней скользкости (пункт 6.1.4). В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а также согласно Приложению № к договору субподряда срок ликвидации зимней скользкости с момента образования (и уборки снега с момента окончания снегопада) до полного устранения составляет не более 5-часов. Согласно пункту 4.4.2.8 ОДМ «Руководство по борьбе с зимней скользскостью на автомобильных дорогах», утвержденных распоряжением Минтранса России от -дата- № ОС-548 -р, очистка проезжей части от снега и шуги должна производиться с таким расчетом, чтобы снегоочистка осуществлялась на высокой скорости на ширину покрытия, предусмотренную принятым уровнем содержания дороги. После окончания снегопада необходимо произвести удаление оставшихся снежно-ледяных отложений или завершающее подметание. В журнале производства работ по содержанию федеральной автомобильной дороги -адрес- км 0+000 - км 26+000 зафиксирован снегопад, планировка обочин с 8-20 до 16-2 и россыпь ПСС с 08-40 до 11-00, и с 14 -00 до 15-20. Снег на дорожном покрытии слегка прикатан. Вышеуказанные обстоятельства следуют из материалов дела. При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что не доказана вина В.А.М. в несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на 12 км автодороги -адрес- и то обстоятельство, что именно данное нарушение, а не иные причины, угрожали безопасности дорожного движения. В связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено оспариваемое постановление от -дата-, а также в связи с существенными нарушениями процессуальных требований, последнее на основании ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене. Руководствуясь ст. 30.8 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», Р Е Ш И Л: Постановление государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОВД по -адрес- по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса РФ «Об административном правонарушении» от -дата- в отношении В.А.М. отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях В.А.М. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях». Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья Ю.Л. Христолюбов