о признании права на получение жилищного сертификата. Вст. в силу 14.08.2010.



Дело № 2-1641/10 изготовлено 03.08.2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Заволжский районный суд города Ярославля в составе:

судьи Павловой М.Н.

при секретаре Буцылиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле

29 июля 2010 года

гражданское дело по иску Полковниковой Л.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Главному финансово-экономическому управлению Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «Ярославская квартирно-эксплуатационная часть района», войсковой части 77043 о признании права на получение на безвозмездной основе социальной выплаты на приобретение жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата и возложении обязанности по выдаче государственного жилищного сертификата

у с т а н о в и л:

Полковникова Л.В. обратилась в суд с иском о признании за ней права на получение на безвозмездной основе социальной выплаты на приобретение жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата. В качестве оснований иска Полковникова Л.В. указала, что имеет выслугу 12 лет 8 месяцев и при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в соответствии с п.14 ст.15, а также ч.1 ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» имеет право на обеспечение жилым помещением, в том числе на обеспечение ее государственным жилищным сертификатом на строительство или приобретение такого помещения. Однако, свое право истец не имеет возможности реализовать в связи тем, что ответчиком Ярославская КЭЧ района не предоставлено соответствующее согласование в отношении Полковниковой Л.В. как получателя сертификата, что препятствует дальнейшему направлению необходимых документов в ГлавФЭУ МО РФ и оформлении государственного жилищного сертификата.

В судебном заседании истец Полковникова Л.В. уточнила исковые требования, просила признать за ней право на получение на безвозмездной основе социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения, обязать Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации выдать получателю Полковниковой Л.В. за счет средств федерального бюджета государственный жилищный сертификат, из расчета не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения, исходя из норматива общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Ярославской области.

Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации и Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили.

Представитель ответчика Войсковой части 77043 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без своего участия. По существу принятых командиром и жилищной комиссией части решений дал письменное пояснение, в представленном отзыве указал, что с заявленными исковыми требованиями истицы согласен полностью, считает их правомерными и подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Ярославская квартирно-эксплуатационная часть района» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, заявленное ходатайство об отложении судебного разбирательства по причине болезни представителя судом оставлено без удовлетворения в связи с непредставлением доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки в судебное заседание, одновременно с этим суд учитывает наличие в данном учреждении нескольких специалистов, в полномочия которых входит представление интересов Ярославской КЭЧ в судебных заседаниях. В представленном в материалы дела отзыве на исковое заявление Ярославская КЭЧ района указала, что не согласна с заявленными требованиями, так как согласно принятых сведений по базе компьютерного учета войсковых частей, расположенных на территории ... и находящихся на учете в ГУ Костромская КЭЧ района истец Полковникова Л.В. не значилась в списках нуждающихся военнослужащих в обеспечении жилой площадью по состоянию на Дата обезличена В Дата обезличена руководство войсковой части 77043 представило в Ярославскую КЭЧ района учетное дело Полковниковой Л.В., в котором имелся рапорт о постановке истца на учет очередников части на получение ГЖС датированный Дата обезличена Рапорт о постановке истца на учет написан после ее увольнения, которое состоялось Дата обезличена При этом, рапорт об увольнении, написанный Полковниковой Л.В. собственноручно, а также лист беседы не содержат каких-либо претензий к Министерству обороны о необеспеченности ее жилым помещением при увольнении. Таким образом, по мнению ФГКЭУ Ярославской КЭЧ района, при увольнении Полковниковой Л.В. с военной службы она считалась обеспеченной жилым помещением. Кроме того, в представленном отзыве содержится информация об исполнении перед Полковниковой Л.В. обязанности по предоставлению жилого помещения, когда ей, как военнослужащей, в Дата обезличена была предоставлена двухкомнатная квартира адрес 1 на состав семьи 3 человека, по норме предоставления. Однако, указанная квартира в дальнейшем была передана в личную собственность дочери истицы, в Дата обезличена Полковникова Л.В. снялась с регистрационного учета по указанному адресу, тем самым, по мнению Ярославской КЭЧ района, Полковникова Л.В. совершила намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий с целью повторного приобретения права на обеспечение ее жилым помещением, которое она может реализовать исключительно не ранее чем через пять лет, в настоящий момент указанный срок не истек и она не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель ФГКЭУ Ярославская КЭЧ района в представленном отзыве на иск просила в удовлетворении исковых требований Полковниковой Л.В. отказать.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные Полковниковой Л.В. исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с положениями ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В случае, если такой срок не истек, то в соответствии с п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ таким гражданам должно быть отказано в принятии на учет.

По смыслу ст.53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданин совершил умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органа государственной власти в обеспечении такого гражданина жильем, а в данном случае – социальной выплатой.

Суд считает, что снятие Полковниковой Л.В. Дата обезличена с регистрационного учета по адресу: адрес 1 не является намеренным ухудшением ее жилищных условий, так как снятие с регистрационного учета было вызвано необходимостью выполнения требований закона, который обязывал истца зарегистрироваться по месту жительства. Местом постоянного проживания истца с несовершеннолетней дочерью П., Дата обезличена была комната адрес 2, что подтверждается выпиской из домовой книги л.д. ). Обязанность зарегистрироваться по месту жительства предусмотрена статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Также суд не усматривает намеренных действий по ухудшению жилищных условий в части отказа истицы от участия в приватизации квартиры адрес 1, так как в силу ст.2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» правом на приватизацию обладают исключительно граждане, проживающие в жилом помещении. На момент передачи кв.адрес 1 в собственность Т. а именно Дата обезличена, истица не была зарегистрирована в указанной квартире, проживала по иному адресу, что подтверждается поквартирной карточкой л.д. ) и соответственно не могла являться участником приватизации спорного помещения, что подтверждается договором передачи квартиры л.д.).

Суд не может согласиться с мнением представителя Ярославской КЭЧ в той части, что на момент увольнения Полковникова Л.В. не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как рапорт истицы о признании ее таковой был написан уже после увольнения с военной службы. Такой вывод представителя ответчика основан на выписке из приказа об увольнении Полковниковой Л.В., представленный в материалы дела. Однако, суд приходит к обратному. В соответствии с ч.2 ст.2 указанного Закона граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. При этом, согласно ч.11 ст.38 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Представленная в материалы дела выписка из приказа командира войсковой части 77043 от 19.12.2008 года № 277 указывает дату исключения Полковниковой Л.В. из списков личного состава воинской части – Дата обезличена. Рапорт истицы о признании ее нуждающейся датирован Дата обезличена; Дата обезличена жилищная комиссия войсковой части приняла решение о признании ее нуждающейся в получении жилого помещения с включением в список очередников по дате подачи рапорта, то есть все действия по признанию истицы нуждающейся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) были совершены до утраты ею статуса военнослужащего. Одновременно с этим, утратив статус военнослужащей, истица сохранила права на социальные гарантии и компенсации, установленные ФЗ «О статусе военнослужащих», в том числе право состоять в списках очередников воинской части, а также право на обеспечение ее жилым помещением через получение государственного жилищного сертификата (п.п.5,6,9 ст.2, п.13, п.14 ст.15, п.1 ст.23 Закона).

Кроме того, в соответствии с положениями ч.1 ст.15 (абз.1) Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно абз. 2 и абз.15 ч.1 ст. 15 указанного Закона военнослужащие–граждане, проходящие военную службу по контракту (заключившие первый контракт до 1998г.) и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на обеспечение жилыми помещениями по прибытии на новое место службы в общем порядке, а также имеют право на улучшение жилищных условий в период прохождения службы. Согласно абз.1 ч.14 ст.15, абз.2-3 ч.1 ст.23 Закона военнослужащие-граждане имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе имеют право при перемене места жительства на обеспечение жилым помещением, в том числе путем выдачи государственного жилищного сертификата. Из указанных норм следует, что право на обеспечение жилым помещением с учетом норм, очередности и социальных гарантий возникает у военнослужащих и по прибытии на новое место службы, и в период прохождения военной службы, и при увольнении по льготному основанию. Таким образом, обеспеченность Полковниковой Л.В. жилым помещением - кв.адрес 1 по прибытии ее к месту военной службы в воинскую часть 77043 не исключает в дальнейшем ее право на улучшение жилищных условий и обеспечение ее жильем при увольнении, в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством.

Также суд учитывает то обстоятельство, что предоставление истице в Дата обезличена двухкомнатной квартиры оставляло за ней право состоять на учете нуждающихся. Указанный вывод исходит из следующего. Согласно абзацу 1 и п.п. «а» абз.2 п.23 и п.41 Правил, утвержденных решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов и президиума Ярославского областного Совета профессиональных союзов от Дата обезличена Номер обезличен, действующих на момент предоставления, право состоять на учете нуждающихся сохраняется за гражданами до получения жилого помещения. Граждане снимаются с учета нуждающихся в случаях улучшения жилищных условий, если размер жилой площади на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (п.41). Предоставляемое гражданам жилое помещение для проживания должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и быть в пределах нормы жилой площади 12 кв.м., но не менее 9 кв.м. на одного члена семьи. Однако, согласно ордера Номер обезличен от Дата обезличена, плана описания объекта недвижимости л.д. 84) квартира предоставлялась истице на состав семьи 4 человека, жилой площадью 33,8 кв.м., то есть жилая площадь на каждого члена семьи составляла менее нормы предоставления, и соответственно истица продолжала сохранять право на улучшение жилищных условий.

Суд критически относится к позиции Ярославской КЭЧ в части отсутствия оснований для признания Полковниковой Л.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как в рапорте об увольнении, послужившим основанием для увольнения, и листе беседы она не выражала требований об обеспечении ее жильем. Такой вывод опровергается выпиской из приказа Министра обороны РФ от Дата обезличена Номер обезличен который не содержит сведений об обеспеченности истицы жилым помещением по установленным нормам при увольнении с военной службы, тем самым предполагает сохранение за ней права на обеспечение жилым помещением.

Суд не может согласиться с мнением представителя Ярославской КЭЧ в той части, что исключение майора запаса Полковниковой Л.В. из автоматизированной системы учета военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях на основании письменного сообщения начальника Ярославской КЭЧ района от Дата обезличена указывает на снятие Полковниковой Л.В. с учета нуждающихся в получении жилых помещений войсковой части 77043.

В соответствии с п.30 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от Дата обезличена Номер обезличен, КЭЧ района вправе возвратить представленные списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) для повторного рассмотрения жилищной комиссией воинской части, если в них включены военнослужащие с нарушением жилищного законодательства. В материалы дела не представлено доказательств того, что списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) войсковой части 77043 возвращались в воинскую часть для повторного рассмотрения, что подтверждается письменными пояснениями войсковой части л.д.95-96,99) Из содержания пояснений также следует, что войсковая часть 77043, рассмотрев письмо начальника Ярославской КЭЧ района от Дата обезличена. не нашла оснований для пересмотра ранее принятого решения и ходатайствовала исходящим письмом от Дата обезличена о включении майора запаса Полковниковой Л.В. в базу данных компьютерного учета, приложив карточку учета, поскольку действия начальника Ярославской КЭЧ района не соответствовали требованиям пунктов 30-31 Инструкции. Следовательно, учитывая, что жилищная комиссия войсковой части 77043 не принимала решения о снятии Полковниковой Л.В. с учета нуждающихся, то и Ярославская КЭЧ района не имела правовых оснований для исключения ее из базы данных компьютерного учета. Одновременно с этим, отсутствие военнослужащего в базе данных компьютерного учета по смыслу п.30 Инструкции не подтверждает факт снятия его с учета нуждающихся.

Право истицы на обеспечение жилым помещением через получение государственного жилищного сертификата подтверждается материалами дела, а именно : протоколом Номер обезличен заседания жилищной комиссии войсковой части 77043 от Дата обезличена., списком очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) войсковой части 77043 по состоянию на Дата обезличена карточкой учета военнослужащего, находящегося на квартирном обеспечении в Минобороны России, письменными пояснениями представителя ответчика войсковой части 77043 от Дата обезличена. Номер обезличен л.д.81,50,89-92,95-99,104-108). Сведения о признании истца нуждающейся в получении жилья и принятии на учет войсковой частью 77043 и КЭЧ района установленным порядком были внесены в базу данных компьютерного учета Ярославской КЭЧ района, что подтверждается списком нуждающихся в жилплощади военнослужащих в/ч 77043 выданным по состоянию на Дата обезличена., карточкой учета жилых помещений предоставляемых военнослужащему, обновленным списком очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) войсковой части 77043 по состоянию на Дата обезличена л.д.106-108) Указанные документы оформлены соответствующими органами (по отношению к Полковниковой Л.В. такими органами являются командир и жилищная комиссия войсковой части 77043, а так же Костромская КЭЧ района) в порядке, предусмотренном пунктами 25 - 30 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от Дата обезличенаг. Номер обезличен.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии у Полковниковой Л.В. на момент увольнения оснований для улучшения жилищных условий путем предоставления государственного жилищного сертификата.

Проанализировав п.п. 23-26 Порядка формирования списков состоящих на учете граждан-получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на их получение, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от Дата обезличена Номер обезличен, суд возлагает обязанность по выдаче государственного жилищного сертификата на Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации.

Возлагая обязанность по выдаче государственного жилищного сертификата, суд принимает во внимание право истца на получение социальной выплаты по избранному им после увольнения месту жительства – по Московской области ( ч.1 ст.23, ч.14 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты для граждан - участников подпрограммы, не имеющих жилых помещений и нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, составляет 33 кв. м - для одиноких граждан, что установлено разд.5 Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года № 675.

Руководствуясь ст.ст. 53 ЖК РФ, ФЗ « О статусе военнослужащих», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать за Полковниковой Л.В. право на получение на безвозмездной основе социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения.

Обязать Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации выдать получателю Полковниковой Л.В. за счет средств федерального бюджета государственный жилищный сертификат, из расчета не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения, исходя из норматива общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Ярославской области.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форе.

Судья М.Н.Павлова