о признании недйствительным решения пенсионного фонда, вступило в силу 21.09.10 г.



Дело № 2 – 1996\2010

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«03» сентября 2010

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:

Председательствующего судьи Добровольской Л.Л.,

При секретаре Зуевой О.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дедюлиной Л.И. о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе г. Ярославля,

установил:

Дедюлина Л.И. Дата обезличена обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии.

Решением УПФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ярославля за Номер обезличен от Дата обезличена в начислении досрочной трудовой пенсии было отказано.

Дедюлина Л.И. обратилась в суд с иском о признании недействительным решения УПФ РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ярославля.

В судебном заседании истица свои требования поддержала, иск про­сила удовлетворить, решение пенсионного органа признать незаконным, отменить и обязать досрочно начислить трудовую пенсию. Свои требования обосновывала тем, что работники пенсионного органа неправильно трактуют положения пенсионно­го законодательства.

Представитель заинтересованного лица Б требования не признала, т.к. не считает их обоснованны­ми и законными.

Заслушав стороны, свидетелей Ш, В, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями п. 19 ч.1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", досрочно назначается трудовая пенсия лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с решением пенсионного органа за Номер обезличен от Дата обезличена педагогический стаж истицы 12 лет 6 месяцев 13 дней не вызы­вает сомнений и учитывается и ответчиком, и истицей. Трудовой стаж за периоды с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена – в должности инструктора-методиста, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена - в должности тренера-преподавателя не учитывается по следующим основаниям:

- по периоду с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена согласно Списку соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, в том числе в связи с педагогической деятельностью, не предусмотрена педагогическая должность под наименованием «инструктор-методист»;

- на Дата обезличена у истицы отсутствует необходимый педагогический стаж в размере 16 лет 8 месяцев;

- по периоду с Дата обезличена по Дата обезличена не выполнена норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад)

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года N 392-О по запросу Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода).

Согласно ч. 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.

Аналогичным образом реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 80 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации").

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работу в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей.

С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.

Таким способом была установлена специальная гарантия для граждан, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, что обеспечивало необходимую стабильность в правовом регулировании, создавало возможность для граждан адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Основанное на анализе объективных данных исключение должности педагога дополнительного образования из категории должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, произведено Правительством Российской Федерации во исполнение возложенных на него законодателем полномочий.

Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П).

Истица пояснила, что в период с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена работала по основной должности инструктора-методиста с одновременным совместительством на неполную ставку в должности тренера-преподавателя. В указанный период истица вела каждый учебный год по три группы детей по спортивной специализации «метание копья».

Кроме показаний истицы данные факты нашли подтверждение в материалах дела – копиях приказов, тарификационных списков, списках групп детей, и показаниях свидетелей Ш, В.

Свидетель Ш, заместитель директора ГОУ ЯО ДСЮШОР, пояснила, что с Дата обезличена и по настоящее время работает в указанном учреждении дополнительного образования. С Дата обезличена годов знает истицу как коллегу. Истица, так же как и свидетель, вела группы детей по спортивной специализации «метание копья». Указанную педагогическую работу истица выполняла на неполную ставку по совместительству с основной должностью инструктора-методиста. Истица вела открытые уроки, участвовала в заседаниях педагогического совета, проходила курсы повышения квалификации.

Свидетель В также подтвердила показания истицы и свидетеля Ш.

Оценив все доказательства в их совокупности, суд считает доказанным, тот факт, что в период с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена истица работала на неполную ставку по совместительству в должности тренера-преподавателя.

Указанный период стажа является педагогическим и подлежит зачету при оценке права истицы на досрочное назначение пенсии по старости.

Вместе с тем, следует отметить, что при учете спорного трудового стажа за период с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена в специальный стаж, на Дата обезличена педагогический стаж истицы составит 16 лет 2 месяца 1 день.

С учетом изложенного выше, в соответствии с положениями п. 12 Правил, последующий (с Дата обезличена) стаж истицы в должности тренера-преподавателя учету в качестве педагогического стажа не подлежит.

Представитель ответчика пояснила, что в период с Дата обезличена по Дата обезличена работы истицы по совместительству в должности тренера-преподавателя в МОУ СОШ № Номер обезличен ею не выполнялась норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад)

Данный факт подтвержден материалами дела и не оспаривался истицей.

В соответствии с положениями п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях, периоды выполнявшееся до 01 сентября 2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Таким образом, стаж работы истицы в должности тренера-преподавателя в период с Дата обезличена по Дата обезличена в учет педагогического стажа не подлежит.

Иск Дедюлиной Л.И. подлежит частичному удовлетворению.

Решение УПФ РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ярославля за Номер обезличен от Дата обезличена признать незаконным в части, обязав зачесть в педагогический стаж время работы истицы по совместительству в период с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена в должности тренера-преподавателя Ярославской областной специализированной детско-юношеской спортивной школы.

В удовлетворении остальной части иска следует отказать.

На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Дедюлиной Л.И. о признании недействительным решения УПФ РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ярославля удовлетворить.

Решение УПФ РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ярославля за Номер обезличен от Дата обезличена признать незаконным в части.

Обязать УПФ РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ярославля зачесть Дедюлиной Л.И. в педагогический стаж время работы в период с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена в должности тренера-преподавателя Ярославской областной специализированной детско-юношеской спортивной школы.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд.

Судья Л.Л.Добровольская.