о предоставлении земельного участка для строительства, вступило в силу 16.10.10 г.



Дело 2-2286/10

м.р. 05.10.2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 октября 2010 года

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Русинова Д.М.,

при секретаре Кулешовой Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле гражданское дело по иску Неделяева Р.Ю. к Управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля, мэрии г. Ярославля об обязании предоставить в первоочередном порядке земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства,

у с т а н о в и л:

Неделяев Р.Ю. обратился в суд с указанным иском. В обоснование указал, что является инвалидом ... группы, имеет право на первоочередное предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. В июне 2010 года обратился с заявлением в УЗР мэрии г. Ярославля о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства ориентировочной площадью 800 кв.м., расположенного по АДРЕС. Решение по данному заявлению УЗР мэрии г. Ярославля до настоящего времени не принято. Считая указанное бездействие незаконным, ссылаясь на положения ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», просит обязать УЗР мэрии г. Ярославля предоставить истцу земельный участок в аренду в первоочередном порядке.

В судебном заседании представитель истца (по доверенности) Сергеев О.В. исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения согласно заявленного.

Представитель ответчиков УЗР мэрии г. Ярославля, мэрии г.Ярославля (по доверенностям) Кофанова О.С. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. Третье лицо Департамент архитектуры и развития территории города мэрии г. Ярославля просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в иске отказать. Доводы ответчиков, третьего лица сводятся к следующему:

- истец является иногородним, меры социальной поддержки в силу действующих норм законодательства он вправе получать по месту своего жительства;

- испрашиваемый участок не является свободным, расположен в границах территории, на которую решением исполкома Ярославского горсовета народных депутатов от 15.05.1991г. №361 утвержден проект детальной планировки жилого района «Тверицы», указанным проектом на испрашиваемом участке предусмотрено строительство иного объекта;

- не соблюдается нормативный разрыв 5 м от имеющегося водопровода до фундаментов зданий, сооружений, предусмотренный п. 7.23* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;

- Земельным кодексом РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда предоставление земельного участка для жилищного строительства осуществляется без проведения аукциона, наличие инвалидности таким случаем не является;

- истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в 2009 году по программе «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета на территории Ярославской области» как инвалид получил субсидию.

С учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела Неделяев Р.Ю. является инвалидом ... группы л.д. 6\. Дата обезличена Неделяев Р.Ю. обратился в УЗР мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении ему как инвалиду земельного участка примерной площадью 800 кв.м. по АДРЕС, для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке л.д. 5\. Приказом УЗР мэрии г. Ярославля от Дата обезличена. Номер обезличен Неделяеву Р.Ю. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка л.д. 21\.

Согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Особенности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст.30.1 ЗК РФ.

Согласно ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договора аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных ЗК РФ, и какие-либо льготы, для лиц, участвующих в аукционе, указанной нормой не предусмотрены. Аукцион представляет собой продажу, в том числе, имущества с публичных торгов, при которых продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Следовательно, в рамках аукциона невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков и при предоставлении инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства торги не проводятся.

Суд считает, что нормы ЗК РФ не противоречат положениям Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», поскольку земельное законодательство не содержит ограничений на первоочередное предоставление земельных участков при наличии определенных условий (инвалидности).

Вместе с тем, суд считает, что требование гражданина - инвалида о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства не является безусловным, то есть оно должно согласовываться с нормами других федеральных законов, в частности, с нормами градостроительного законодательства, правилами землепользования и застройки в городе, соответствовать градостроительным регламентам. Обратное может привести к нарушению одного из основных принципов земельного законодательства – баланса сочетания интересов общества и законных интересов граждан.

Согласно п. 8, 9 ст. 1, ст. 30 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты разрабатываются и устанавливаются путем подготовки правил землепользования и застройки. В силу ст.41 Градостроительного кодекса РФ в целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов) органом местного самоуправления принимается решение о разработке документации по планировке территории.

Согласно проекту детальной планировки жилого района «Тверицы» в прибрежной части Заволжского планировочного района г. Ярославля, утвержденному решением исполкома Ярославского горсовета народных депутатов от 15.05.1991г. №361, на испрашиваемом участке предусмотрено размещение трехэтажных многоквартирных/сблокированных жилых домов. Индивидуального жилищного строительства на запрашиваемом земельном участке проектом не предусмотрено л.д. 17, 18\.

Таким образом, город Ярославль как муниципальное образование в пределах имеющихся полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, к категории которых относится спорный участок, планирует размещение в его границах иного объекта. В связи с изложенным, спорный земельный участок не может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства ни Неделяеву Р.Ю., как инвалиду, ни иному лицу.

В силу ст. 2 Градостроительного кодекса РФ основным принципом законодательства о градостроительной деятельности, а следовательно, и осуществления градостроительной деятельности, является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что предоставление спорного земельного участка по указанному адресу Неделяеву Р.Ю. будет противоречить документации по планировке территории в г. Ярославле, а также нарушать принцип обеспечения устойчивого развития территорий.

Кроме того, из топографического плана участка испрашиваемым истцом местоположением усматривается, что участок непосредственно пересекается водопроводом d=150мм, что существенно затрудняет строительство на нем индивидуального жилого дома с соблюдением требований п. 7.23* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», предусматривающих соблюдение нормативного расстояния 5 метров от указанной сети инженерно-технического снабжения до фундамента здания л.д. 16\.

Помимо изложенного, суд учитывает также и следующие обстоятельства.

Свои требования истец основывает на положениях ст.17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ». В его преамбуле указывается, что настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод…, ст.17 указанного ФЗ предусматривает, что инвалиды …, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, а также предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Во исполнение Федерального закона № 181-ФЗ постановлением Правительства РФ от 27.07.1996г. №901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате коммунальных жилья и коммунальных услуг.

Пункт 1 данных Правил устанавливает, что инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями Правил. Пункт 3 указанных Правил устанавливает, что учет … инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, осуществляется как по месту работы, так и по месту жительства.

Исходя из смысла и толкования указанных норм следует, что все социальные льготы инвалид получает по месту своего постоянного жительства либо месту работы. Местом жительства, по определению п. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, которое подтверждается фактом регистрации. Как следует из предоставленных документов и пояснений представителя, истец зарегистрирован и проживает по АДРЕС2. Следовательно, все социальные льготы, в том числе и право на первоочередное предоставление земельного участка, истец вправе получать по месту своего постоянного жительства.

Кроме того, суд учитывает, что, исходя из пояснений представителей сторон, Неделяев Р.Ю. на данный момент не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, в 2009 году как инвалид получил меры социальной поддержки в виде жилищной субсидии. Таким образом, бездействие ответчиков по непредоставлению испрашиваемого земельного участка не нарушило никаких прав истца.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд считает, что сторона истца не предоставила суду доказательств законности и обоснованности своих требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.1 ЗК РФ, ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст.ст. 56, 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Неделяеву Р.Ю. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Русинов Д.М.