о предоставлении земельного участка для строительства, в силу 12.11.10 г.



Дело 2-2369/10

м.р. 01.11.2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2010 года

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Русинова Д.М.,

при секретаре Слепцовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле гражданское дело по иску Аббасовой З.А.К. к Управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля, мэрии г. Ярославля, Департаменту архитектуры и развития территории города мэрии г. Ярославля об обязании предоставить в первоочередном порядке земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства,

у с т а н о в и л:

Аббасова З.А.К, обратилась в суд с указанным иском. В обоснование указала, что является инвалидом ... группы, в Дата обезличена подала в УЗР мэрии г. Ярославля заявление о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства ориентировочной площадью 800 кв.м., расположенного по АДРЕС, без проведения аукциона. Решение по данному заявлению УЗР мэрии г. Ярославля принято не было. Считая указанное бездействие незаконным, ссылаясь на положения ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», просит обязать мэрию г. Ярославля в лице УЗР обязать предоставить земельный участок в аренду в судебном порядке.

Истица в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще, при выяснении причин неявки телефонограммой просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчиков мэрии г. Ярославля, УЗР мэрии г. Ярославля (по доверенностям) Сорокина Ю.С. просила в удовлетворении исковых требований отказать. Ответчик Департамент архитектуры и развития территории города мэрии г. Ярославля просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в иске отказать. Доводы стороны ответчиков сводятся к следующему:

- Земельным кодексом РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда предоставление земельного участка для жилищного строительства осуществляется без проведения аукциона, наличие инвалидности таким случаем не является;

- испрашиваемый участок расположен в границах территории, на которую решением исполкома Ярославского горсовета народных депутатов от 15.05.1991г. №361 утвержден проект детальной планировки жилого района «Тверицы», указанным проектом на спорном участке предусмотрена трехэтажная многоквартирная/сблокированная жилая застройка;

- часть истребуемого земельного участка находится в границах общего участка ориентировочной площадью 10450 кв.м., который распоряжением заместителя мэра г. Ярославля от 20.07.2010г. №108-рз включен в реестр земельных участков, предоставляемых для строительства без предварительного согласования места размещения объекта;

- истцом не представлено доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий;

- не соблюдается нормативное расстояние 5 м от предполагаемого к размещению объекта до сети инженерно-технического обеспечения – водопровода d = 100мм, предусмотренное СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;

- часть запрашиваемого земельного участка расположена в охранной зоне (2м) сети инженерно-технического обеспечения – ВЛ- 1 кВ, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 24.02.2009г. №160.

С учетом мнения представителя УЗР мэрии г. Ярославля, мэрии г. Ярославля суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав представителя ответчиков, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Аббасова З.А.К. является инвалидом ... группы по общему заболеванию, инвалидность установлена на срок до Дата обезличена л.д. 5\. Истица Дата обезличена. обратилась в УЗР мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке по АДРЕС л.д. 8, 22\. Согласно приложенной схемы истицей фактически испрашивался участок по АДРЕС л.д. 23\. Приказом начальника Управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля от Дата обезличена. Номер обезличен в предоставлении участка ей было отказано л.д. 33\.

Согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Особенности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности содержатся в ст.30.1 ЗК РФ.

Согласно ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договора аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных ЗК РФ, и какие-либо льготы, для лиц, участвующих в аукционе, указанной нормой не предусмотрены. Аукцион представляет собой продажу, в том числе, имущества с публичных торгов, при которых продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Следовательно, в рамках аукциона невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков и при предоставлении инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства торги не проводятся.

Суд считает, что нормы ЗК РФ не противоречат положениям Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», поскольку земельное законодательство не содержит ограничений на первоочередное предоставление земельных участков при наличии определенных условий (инвалидности).

Вместе с тем, суд считает, что требование гражданина - инвалида о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства не является безусловным, то есть оно должно согласовываться с нормами других федеральных законов, в частности, с нормами градостроительного законодательства, правилами землепользования и застройки в городе, соответствовать градостроительным регламентам. Обратное может привести к нарушению одного из основных принципов земельного законодательства – баланса сочетания интересов общества и законных интересов граждан.

Согласно п. 8, 9 ст. 1, ст. 30 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты разрабатываются и устанавливаются путем подготовки правил землепользования и застройки. В силу ст.41 Градостроительного кодекса РФ в целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов) органом местного самоуправления принимается решение о разработке документации по планировке территории.

Согласно проекту детальной планировки жилого района «Тверицы» в прибрежной части Заволжского планировочного района г. Ярославля, утвержденному решением исполкома Ярославского горсовета народных депутатов от 15.05.1991г. №361, на запрашиваемой истицей территории предусмотрена многоквартирная трехэтажная сблокированная жилая застройка и межквартальный проезд, индивидуального жилищного строительства по указанному адресу не предусмотрено л.д. 26, 27\.

Таким образом, город Ярославль как муниципальное образование в пределах имеющихся полномочий планирует размещение в границах спорного участка иных объектов. В связи с изложенным, земельный участок не может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства ни Аббасовой З.А.К., как инвалиду, ни иному лицу.

В силу ст. 2 Градостроительного кодекса РФ основным принципом законодательства о градостроительной деятельности, а следовательно, и осуществления градостроительной деятельности, является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что предоставление спорного земельного участка Аббасовой З.А.К. будет противоречить документации по планировке территории в г. Ярославле, а также нарушать принцип обеспечения устойчивого развития территорий.

Кроме того, 20.07.2010г. распоряжением заместителя мэра г. Ярославля №108-рз утвержден реестр № 14 земельных участков, предоставляемых для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, в данный реестр включен участок ориентировочной площадью 10450 кв.м. в целях проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды указанного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, в границы данного участка включен участок испрашиваемым истицей местоположением л.д. 29, 32, 32 оборот\.

Обращение Аббасовой З.А.К. в суд имело место Дата обезличена л.д. 4\, на момент возникновения судебного спора органом местного самоуправления в отношении испрашиваемого земельного участка уже были совершены распорядительные действия, начата процедура аукциона, прекращение которой без проведения торгов посредством предоставления земельного участка истице во внеочередном порядке означало бы нарушение права неопределенного круга лиц – потенциальных участников аукциона. Таким образом, возбуждение спора в суде имело место в отношении несвободного земельного участка.

Кроме того, из топографического плана участка усматривается, что участок в заявленных истицей границах непосредственно пересекается водопроводом d=100мм, что существенно затрудняет строительство на нем индивидуального жилого дома с соблюдением требований п. 7.23* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», предусматривающих соблюдение нормативного расстояния 5 метров от указанной сети инженерно-технического снабжения до фундамента здания. Также, часть запрашиваемого земельного участка расположена в охранной зоне сети инженерно-технического обеспечения – ВЛ - 1 кВ, которая согласно постановлению Правительства РФ от 24.02.2009г. №160 составляет для линий данной категории 2 метра л.д. 29\.

Вместе с тем, доводы стороны ответчиков о том, что вопрос предоставления инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен разрешаться в совокупности с условием его нуждаемости в улучшении жилищных условий не могут быть приняты судом во внимание, поскольку положениями ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» реализация инвалидами права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства не поставлена в зависимость от наличия данной нуждаемости.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд считает, что истица не предоставила суду доказательств законности и обоснованности своих требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1 ЗК РФ, ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст.ст.56, 193-198 ГПК РФ суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Аббасовой З.А.К. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Русинов Д.М.