о предоставлении земельного участка для строительства, в силу 24.11.10 г.



Дело 2-2409/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 ноября 2010 года

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Русинова Д.М.,

при секретаре Кулешовой Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле гражданское дело по иску Калмыковой А.А. к мэрии г. Ярославля, третьим лицам об обязании предоставить земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов,

у с т а н о в и л:

Калмыкова А.А. обратилась в суд с указанным иском. В обоснование указала, что является инвалидом ... группы, в июле 2010 года подала в УЗР мэрии г. Ярославля заявление о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства ориентировочной площадью ... кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, без проведения аукциона. Решение по данному заявлению УЗР мэрии г. Ярославля не принято, в связи чем, ссылаясь на положения ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», просит обязать мэрию г. Ярославля предоставить указанный земельный участок в аренду в судебном порядке.

В судебном заседании представитель истицы (по доверенности) Украинцева С.А. поддержала исковые требования в полном объеме, дала пояснения согласно заявленного.

Ответчик мэрия г. Ярославля, третьи лица УЗР мэрии г. Ярославля, Департамент архитектуры и развития территории города мэрии г. Ярославля предоставили письменные отзывы, согласно которым просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей, в иске отказать. Изложенные в отзывах доводы о необоснованности иска сводятся к следующему:

- Земельным кодексом РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда предоставление земельного участка для жилищного строительства осуществляется без проведения аукциона, наличие инвалидности таким случаем не является;

- испрашиваемый участок расположен в границах территории, на которую решением исполкома Ярославского горсовета народных депутатов от 15.05.1991г. №361 утвержден проект детальной планировки жилого района «Тверицы», указанным проектом на спорном участке предусмотрена двухэтажная многоквартирная/сблокированная жилая застройка;

- спорный земельный участок находится в границах общего участка ориентировочной площадью 45100 кв.м., который распоряжением заместителя мэра г. Ярославля от 07.07.2010г. №102-рз включен в реестр земельных участков, предоставляемых для строительства без предварительного согласования места размещения объекта;

- истцом не представлено доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий;

- не соблюдаются нормативные расстояния от предполагаемого к размещению объекта до сетей инженерно-технического обеспечения – водопровода d-500мм, самотечного коллектора d-1500мм, предусмотренные СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;

- часть запрашиваемого земельного участка расположена в охранной зоне газопровода низкого давления d-108мм, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 20.11.2000г. №878.

С учетом мнения представителя истицы суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав представителя Украинцеву С.А., изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Калмыкова А.А. является инвалидом ... группы, Дата обезличена направила в УЗР мэрии г. Ярославля заявление о предоставлении земельного участка примерным размером ... кв.м в аренду для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке по адресу: АДРЕС л.д. 5-7\. Приказом начальника УЗР мэрии г. Ярославля от Дата обезличена. Номер обезличен в предоставлении участка истице отказано л.д. 34\.

Согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Особенности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности содержатся в ст. 30.1 ЗК РФ.

Согласно ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договора аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных ЗК РФ, и какие-либо льготы, для лиц, участвующих в аукционе, указанной нормой не предусмотрены. Аукцион представляет собой продажу, в том числе, имущества с публичных торгов, при которых продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Следовательно, в рамках аукциона невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков и при предоставлении инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства торги не проводятся.

Суд считает, что нормы ЗК РФ не противоречат положениям Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», поскольку земельное законодательство не содержит ограничений на первоочередное предоставление земельных участков при наличии определенных условий (инвалидности).

Вместе с тем, суд считает, что требование гражданина - инвалида о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства не является безусловным, то есть оно должно согласовываться с нормами других федеральных законов, в частности, с нормами градостроительного законодательства, правилами землепользования и застройки в городе, соответствовать градостроительным регламентам. Обратное может привести к нарушению одного из основных принципов земельного законодательства – баланса сочетания интересов общества и законных интересов граждан.

Согласно п. 8, 9 ст. 1, ст. 30 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты разрабатываются и устанавливаются путем подготовки правил землепользования и застройки. В силу ст.41 Градостроительного кодекса РФ в целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов) органом местного самоуправления принимается решение о разработке документации по планировке территории.

Согласно проекту детальной планировки жилого района «Тверицы» в прибрежной части Заволжского планировочного района г. Ярославля, утвержденному решением исполкома Ярославского горсовета народных депутатов от 15.05.1991г. №361, на испрашиваемом участке предусмотрена двухэтажная многоквартирная/сблокированная жилая застройка л.д. 21-25\.

Таким образом, город Ярославль как муниципальное образование в пределах имеющихся полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, к категории которых относится спорный участок, планирует размещение в его границах иного объекта. В связи с изложенным, спорный земельный участок не может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства ни Калмыковой А.А., как инвалиду, ни иным лицам.

Ссылки представителя истицы на несоблюдение в случае реализации данного проекта детальной планировки требований Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009г. №201, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку согласно п. 4 ст. 1 данных Правил в случаях, когда застройщиком осуществляется проектирование и (или) строительство объекта капитального строительства в соответствии с решением исполкома Ярославского горсовета народных депутатов, принятым до дня вступления в силу Правил, предусмотренные параметры которого не соответствуют предельным параметрам, установленным градостроительным регламентом, данное несоответствие не является препятствием для завершения проектирования и строительства объекта, за исключением размещения объекта капитального строительства в зоне городских парков, садов, скверов.

В силу ст. 2 Градостроительного кодекса РФ основным принципом законодательства о градостроительной деятельности, а следовательно, и осуществления градостроительной деятельности, является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что предоставление спорного земельного участка по указанному адресу Калмыковой А.А. будет противоречить документации по планировке территории в г. Ярославле, а также нарушать принцип обеспечения устойчивого развития территорий.

Кроме того, 07.07.2010г. распоряжением заместителя мэра г. Ярославля №102-рз утвержден реестр № 12 земельных участков, предоставляемых для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, в данный реестр включен участок ориентировочной площадью 45100 кв.м. в целях проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды указанного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, в границах данного участка находится участок, испрашиваемый истицей л.д. 28, 36, 37\.

Обращение Калмыковой А.А. в УЗР мэрии г. Ярославля имело место Дата обезличена., то есть на тот период времени органом местного самоуправления в отношении испрашиваемого земельного участка уже были совершены распорядительные действия, начата процедура аукциона, прекращение которой без проведения торгов посредством предоставления земельного участка истице во внеочередном порядке означало бы нарушение права неопределенного круга лиц – потенциальных участников аукциона.

Кроме того, из топографического плана участка усматривается, что участок в заявленных истицей границах непосредственно пересекается водопроводом d-500мм, самотечным коллектором d-1500мм, что практически исключает строительство на нем индивидуального жилого дома с соблюдением требований п. 7.23* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», предусматривающих нормативное расстояние (5 и 3 метра соответственно) от указанных сетей инженерно-технического обеспечения до фундамента здания. Также, часть запрашиваемого земельного участка расположена в охранной зоне газопровода низкого давления d-108мм, составляющей согласно постановлению Правительства РФ от 20.11.2000г. №878 для линий данной категории 2 метра л.д. 27\.

Вместе с тем, доводы стороны ответчика о том, что вопрос предоставления инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен разрешаться в совокупности с условием его нуждаемости в улучшении жилищных условий не могут быть приняты судом во внимание, поскольку положениями ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» реализация инвалидами права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства не поставлена в зависимость от наличия данной нуждаемости.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд считает, что истица не предоставила суду доказательств законности и обоснованности своих требований.

Руководствуясь ст.ст.30.1 ЗК РФ, ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст.ст.56, 193-198 ГПК РФ суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Калмыковой А.А. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Русинов Д.М.

м.р. 13.11.2010г.