Дело № 2-377\11
М.Р.21.02.11г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации18 февраля 2011 г.
Заволжский районный суд г.Ярославля в составе:
судьи Бухаловой А.А.
при секретаре Шишмаревой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кукинова А.В. к Управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля об отмене приказа начальника УЗР и о понуждении к предоставлению во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
у с т а н о в и л:
Кукинов А.В. обратился в суд с указанными требованиями, ссылаясь на то, что является инвалидом <данные изъяты> группы, имеет право на первоочередное предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, однако в УЗР мэрии г.Ярославля ему было отказано в предоставлении земельного участка, расположенного по <адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м.
Истец в суд не явился, доверил представлять свои интересы по доверенности Великанову А.А., который в судебном заседании исковые требования поддержал полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик УЗР мэрии г.Ярославля в письменном отзыве на иск ходатайствовал рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, по требованиям возражал, ссылаясь на то, что запрашиваемый земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта (л.д.26).
Представитель Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г.Ярославля (ДАРТГ), действующая на основании доверенности Степанова И.Л., возражая против иска, пояснила, что спорный земельный участок в соответствии с Картой градостроительного зонирования расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий, а именно, в санитарно-защитной зоне завода № 50, поэтому запрашиваемый земельный участок в силу градостроительных условий использования территории не может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства никому.
Выслушав участников процесса и исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.17 ФЗ-181 от 24.11.1995 г «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Особенности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности содержатся в ст.30.1 ЗК РФ.
Согласно ст.30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договора аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных ЗК РФ, и какие либо льготы, для лиц, участвующих в аукционе, указанной нормой не предусмотрены. Аукцион представляет собой продажу, в том числе, имущества с публичных торгов, при которых продаваемое имущество приобретается лицом предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Следовательно, в рамках аукциона невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков и при предоставлении инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства торги не проводятся.
Суд также считает, что нормы ЗК РФ не противоречат положениям ФЗ-181 от 24.11.1995 г «О социальной защите инвалидов в РФ». ЗК РФ не содержит запрета на первоочередное предоставление земельных участков при наличии определенных условий (инвалидности).
Однако суд считает, что требование гражданина инвалида о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства не является безусловным, т.е. оно должно согласовываться с нормами других федеральных законов, в частности, с нормами градостроительного законодательства, правилами землепользования и застройки в городе, соответствовать градостроительным регламентам.
Согласно пунктам 8 и 9 статьи 1, статье 30 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты разрабатываются и устанавливаются путем подготовки правил землепользования и застройки.
В силу ст. 2 Градостроительного кодекса РФ основным принципом законодательства о градостроительной деятельности, а, следовательно, и осуществления градостроительной деятельности, является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.
Фрагментами карты градостроительного зонирования и границ с особыми условиями использования территорий в составе Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля 17.09.09г. № 201 подтверждается, что запрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне (л.д.50-51).
В соответствии с п.4 ст.1 Градостроительного кодекса РФ санитарно-защитные зоны входят в число территорий с особыми условиями использования территорий.
Согласно пунктам 3 ст.ст. 38, 39 Правил землепользования и застройки города Ярославля от 17.09.09г. № 201 (градостроительный регламент территориальной зоны застройки малоэтажными и индивидуальными жилыми домами) в случае, если земельный участок (его часть) и объект капитального строительства расположены в границах зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с Картой градостроительного зонирования (приложение к Правилам), использование участка (его части) и объекта капитального строительства осуществляется с учетом ограничений, установленных законодательством РФ, указанных в статье 64 Правил.
В соответствии с пунктами 5.1- 5.4 СанПин 2.2.1\2.1.1.1200-03, на которые имеется ссылка в п.64 Правил землепользования и застройки города Ярославля, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
Суд полагает, что законное право инвалида требовать первоочередного предоставления земельного участка не означает, что участок может быть предоставлен абсолютно любой, без учета установленных законом ограничений либо запретов в его использовании. Обратное может привести к нарушению одного из основных принципов земельного законодательства – баланса сочетания интересов общества и законных интересов граждан.
Санитарно-защитные зоны установлены в целях обеспечения экологической безопасности, безопасности населения и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности людей, недопущения причинения вреда объектам капительного строительства и иным хозяйственным объектам.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.56, 193-198 ГПК РФ суд
р е ш и л:
Кукинову А.В. в иске к Управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля об отмене приказа начальника УЗР от ДД.ММ.ГГГГ № и о понуждении к предоставлению во внеочередном порядке для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения.
Судья