о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, решение вступило в законную силу 26.04.2011 г.



Дело № 2-704\11

М.Р.14.04.11г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2011 г.

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:

судьи Бухаловой А.А.

при секретаре Анисимовой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вельтмана В.В. к мэрии г.Ярославля и Управлению земельных ресурсов мэрии г.Ярославля о понуждении к предоставлению земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства

у с т а н о в и л:

Вельтман В.В, являясь инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию, обратился в УЗР мэрии г.Ярославля с заявлением о предоставлении ему для индивидуального жилищного строительства в аренду земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по <адрес> Однако, его заявление отставлено без ответа.

Ссылаясь на нарушение ответчиками его права как инвалида на первоочередное предоставление запрашиваемого земельного участка, Вельтман обратился в суд с иском и просил обязать мэрию г.Ярославля и УЗР мэрии г.Ярославля предоставить ему запрашиваемый земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м в аренду для индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что хочет построить дом для своей семьи, т.к. в квартире, где они проживают впятером, им тесно.

При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства (л.д.68-69) ответчики мэрия г.Ярославля и Управление земельных ресурсов мэрии г.Ярославля явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, рассмотреть дело без их участия не просили.

При указанных обстоятельствах и в силу ст. 167 ГПК РФ их неявка не препятствует рассмотрению дела.

Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии г.Ярославля просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя и в иске отказать, указал, что запрашиваемый земельный участок в силу градостроительных условий использования территории не может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства ни инвалиду, ни иному лицу, т.к. расположен на территории существующего жилого квартала и используется жителями домов для отдыха и хозяйственных целей (л.д.72-74).

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст.17 ФЗ-181 от 24.11.1995 г « О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Особенности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности содержатся в ст.30.1 ЗК РФ.

Согласно ст.30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договора аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных ЗК РФ, и какие либо льготы, для лиц, участвующих в аукционе, указанной нормой не предусмотрены. Аукцион представляет собой продажу, в том числе, имущества с публичных торгов, при которых продаваемое имущество приобретается лицом предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Следовательно, в рамках аукциона невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков и при предоставлении инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства торги не проводятся.

Однако, суд считает, что требование гражданина инвалида о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства не является безусловным, т.е. оно должно согласовываться с нормами других федеральных законов, в частности, с нормами градостроительного законодательства, правилами землепользования и застройки в городе, соответствовать градостроительным регламентам.

В соответствии с п.п. 4.1, 4.2 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г.Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории г.Ярославля, утвержденного постановлением мэра г.Ярославля от 23.04.2007 года № 1227 (далее Положение), гражданин вправе обратиться в УЗР мэрии г.Ярославля с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. На основании копии заявления ДАРТГ определяет возможность размещения предполагаемого объекта строительства. В случае, если размещение объекта возможно, ДАРТГ включает земельный участок в реестр земельных участков для последующего предоставления без предварительного согласования места размещения объекта (путем проведения аукциона) и обеспечивает его утверждение в пятидневный срок после определения возможности размещения объекта. В случае невозможности размещения объекта направляет в УЗР соответствующее заключение.

В ходе согласования поступившей от истца заявки УЗР мэрии г.Ярославля было получено заключение ДАРТГ, в котором указано, что размещение объекта ИЖС на запрашиваемом земельном участке невозможно, так как запрашиваемый земельный участок располагается в границах ландшафтно-рекреационной территории в сложившейся малоэтажной застройке жилого района. В соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», а также требований раздела 2 «Региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области», утвержденных постановлением Администрации Ярославской области от 13.02.2008 года № 33-а, удельный вес озелененных территорий участков малоэтажной застройки в границах территории жилого района домами усадебного, коттеджного и блокированного типа составляет не менее 25 процентов. Не соблюдается нормативное расстояние от предполагаемого к размещению объекта до сетей инженерно-технического обеспечения: до водопровода Д- 1500мм – 5 м, до теплотрассы Д 76мм -2 м (л.д.34).

Из схемы расположения элемента планировочной структуры, являющейся приложением к постановлению мэра г.Ярославля от 15.01.2010г., которым принято решение о развитии застроенной территории, ориентировочной площадью 14952кв.м по <адрес> в г.Ярославле, усматривается, что запрашиваемый участок располагается на сложившейся территории жилого квартала (л.д.39-41, 53).

Статья 2 Градостроительного кодекса РФ гласит о том, что законодательство о градостроительной деятельности основывается на принципе обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и территориального зонирования.

В соответствии со ст.9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения интересов граждан и объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из фрагмента карты градостроительного зонирования г.Ярославля (границы территориальных зон) в составе Правил землепользования и застройки г.Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г.Ярославля от 17.09.2009 года № 201 и заключения ДАРТГ (л.д.34,54) следует, что запрашиваемый земельный участок располагается в зоне застройки малоэтажными жилыми домами ((Ж3).

Из топографического плана М 1:500 видно, что на спорном участке находится сформировавшаяся озелененная территория жилого района. Запрашиваемый земельный участок располагается на сложившейся территории с зелеными насаждениями – ландшафтно-рекреационной территории, а не в ландшафтно-рекреационной зоне (л.д.55).

Согласно п.2.2.9.5 и п.2.2.9.6 постановления Правительства Ярославской области от 13.02.2008 года № 33-а «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области» установлено, что рекреационные зоны предназначены для организации массового отдыха населения, улучшения экологической обстановки городских округов и поселений и включают парки, городские сады, скверы, городские леса, лесопарки, озелененные территории общего пользования, пляжи, водоемы и иные объекты.

Озелененные территории - объекты градостроительного нормирования представлены в виде парков, садов, скверов, бульваров, территорий зеленых насаждений в составе участков жилой, общественной, производственной застройки. Удельный вес территорий зеленых насаждений в составе участков жилой, общественной, производственной застройки городских округов и поселений (уровень озелененности территории застройки) должен быть не менее 40 %, а в границах территории жилого района не менее 25 %, включая суммарную площадь озелененной территории микрорайона (квартала). Аналогичная норма установлена пунктом 4.1 СниП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных постановлением Госстроя от 16.05.1989 года № 78.

При строительстве индивидуального жилого дома на запрашиваемом земельном участке ряд насаждений, если и не будет утрачен в натуре, то в любом случае будет исключен из состава общих насаждений жилого района.

В соответствии со ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков при выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

На основании ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Предоставление запрашиваемого земельного участка противоречит указанным требованиям, так как утрачивается часть общей территории внутри уже застроенного жилыми домами квартала, что не допустимо, и на что имеется ссылка в заключении ДАРТГ.

В связи с указанными обстоятельствами, спорный земельный участок не может быть предоставлен ни Вельтману как инвалиду, ни иному лицу.

Отказывая в удовлетворении иска, суд также учитывает, что истец имеет на праве личной собственности двухкомнатную квартиру в г. Ярославле, где согласно выписке из домовой книги проживает <данные изъяты> человека, т.е. обеспечен жильем (л.д.18, 42).

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.56, 193-198 ГПК РФ суд

р е ш и л:

Вельтману В.В. в иске к мэрии г.Ярославля и Управлению земельных ресурсов мэрии г.Ярославля о понуждении к предоставлению в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения.

Судья