О предоставлении з/у. Вст. в силу 16.05.2011.



Дело № 2-680/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 апреля 2011 года

Заволжский районный суд г.Ярославля в составе:

председательствующего судьи Мостовой Т.Ю.,

при секретаре Масловой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лымарева В.Ф. к УЗР мэрии г.Ярославля, мэрии г.Ярославля о предоставлении земельного участка,

у с т а н о в и л :

Лымарев В.Ф. обратился в суд с иском, в котором просил обязать ответчиков предоставить ему на праве аренды земельный участок ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. В обосновании иска сослался на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в УЗР мэрии г.Ярославля о предоставлении в аренду без проведения торгов для жилищного строительства вышеуказанного земельного участка, поскольку является инвалидом <данные изъяты> группы. Однако до настоящего времени ответ им не получен.

В судебном заседании представитель истца по доверенности У.В.В. исковые требования поддержал.

Ответчики УЗР мэрии г.Ярославля, мэрия г.Ярославля в письменном отзыве просили рассмотреть дело в отсутствии представителей, по требованиям возражали.

ДАРТГ в письменном отзыве просил рассмотреть дело в отсутствии представителя, ссылался на невозможность предоставления запрашиваемого земельного участка, так как он располагается на сложившейся территории с зелеными насаждениями общего пользования – ландшафтно-рекреационной территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Выслушав представителя истца по доверенности У.В.В., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Таким образом, истец имеет право на предоставление во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку имеет бессрочную инвалидность <данные изъяты> группы, что подтверждено справкой МСЭ (л.д.8).

Вместе с тем, судом установлено, что запрашиваемый земельный участок располагается на сложившейся территории общего пользования и при проектировании коттеджной застройки необходимо соблюдать принципы планировочной организации – участки коттеджной застройки объединять территориями общего пользования (озеленения, спортивная, разворотная площадка).

В соответствии с п.п.4.1, 4.2 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г.Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории г.Ярославля утвержденного постановлением мэра г.Ярославля от 23.04.2007 года № 1227, гражданин вправе обратиться в УЗР мэрии г.Ярославля с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. На основании копии заявления ДАРТГ определяет возможность размещения предполагаемого объекта строительства. В случае если размещение объекта возможно ДАРТГ включает земельный участок в реестр земельных участков для последующего предоставления без предварительного согласования места размещения объекта (путем проведения аукциона) и обеспечивает его утверждение в пятидневный срок после определения возможности размещения объекта. В случае невозможности размещения объекта направляет в УЗР соответствующее заключение.

На земельные участки, предназначенные для включения в реестр, ДАРТГ составляет топографические планы земельного участка в масштабах 1:500 и 1:5000 с указанием границ ориентировочной площади и видов разрешенного использования, а также заключения о принадлежности земельных участков либо отсутствии прав на них.

В заключении ДАРТГ указано, что размещение объекта ИЖС на запрашиваемом земельном участке невозможно, так как запрашиваемый земельный участок располагается на сложившейся территории общего пользования. При проектировании коттеджной застройки необходимо соблюдать принципы планировочной организации – участки коттеджной застройки объединять территориями общего пользования (озеленения, спортивная, разворотная площадка).

В соответствии со ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст.30.1 Земельного кодекса РФ.

В силу ст.31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст.29 настоящего кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Статья 2 Градостроительного кодекса РФ гласит о том, что законодательство о градостроительной деятельности основывается на принципе обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и территориального зонирования.

В соответствии со ст.9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения интересов граждан и объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования подразделяются на документы: территориального планирования субъектов Российской Федерации, территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В соответствии с фрагментом карты градостроительного зонирования г.Ярославля (границы территориальных зон) в составе Правил землепользования и застройки г.Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г.Ярославля от 17.09.2009 года № 201, видно, что запрашиваемый земельный участок располагается в зоне застройки индивидуальными жилыми домами ((Ж4). До принятия настоящих Правил с жителями города Ярославля в соответствии с требованиями ст.39 Градостроительного кодекса РФ проводились публичные слушания (заключение о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ).

Запрашиваемый земельный участок располагается на сложившейся территории с зелеными насаждениями ценных пород – ландшафтно-рекреационная территория, а не в ландшафтно-рекреационной зоне.

Согласно п.2.2.9.5 и п.2.2.9.6 постановления Правительства Ярославской области от 13.02.2008 года № 33-а «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области» установлено, что рекреационные зоны предназначены для организации массового отдыха населения, улучшения экологической обстановки городских округов и поселений и включают парки, городские сады, скверы, городские леса, лесопарки, озелененные территории общего пользования, пляжи, водоемы и иные объекты.

Озелененные территории - объекты градостроительного нормирования представлены в виде парков, садов, скверов, бульваров, территорий зеленых насаждений в составе участков жилой, общественной, производственной застройки. Удельный вес территорий зеленых насаждений в составе участков жилой общественной, производственной застройки городских округов и поселений (уровень озелененности территории застройки) должен быть не менее 40 %, а в границах территории жилого района не менее 25 %, включая суммарную площадь озелененной территории микрорайона (квартала). Аналогичная норма установлена пунктом 4.1 СниП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных постановлением Госстроя от 16.05.1989 года № 78.

Из топографического плана М 1:500 следует, что на спорном участке находится сформировавшаяся озелененная территория жилого района. При строительстве индивидуального жилого дома на запрашиваемом земельном участке ряд насаждений если и не будет утрачен в натуре, то в любом случае будет исключен из состава общих насаждений жилого района. Согласно СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» не выдерживается нормативное расстояние 5 м от предполагаемого к размещению объекта до сетей инженерно-технического обеспечения – водопровода диаметром d=100 мм, водопровода диаметром d=150 мм., а также нормативное расстояние 5 м от наружных стен зданий и сооружений до стволов деревьев. Через запрашиваемый земельный участок проходит водопроводная канава, решающая водоотведение прилегающей территории малоэтажной застройки открытым способом.

В соответствии со ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков при выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

На основании ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Пункт 1.4.3.13 Постановления Администрации Ярославской области от 13.02.2008 года № 33-а «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области» предусматривает, что для территорий, подлежащих застройке, документацией по планировке территории устанавливаются линии застройки, определяющие размещение зданий и сооружений с отступом от красных линий или иных границ транспортной и инженерной инфраструктуры, границ прилегающих территориальных зон, а также границ внутриквартальных участков.

Из представленной выкопировки из плана застройки внутри квартала видно, что испрашиваемый истцом земельный участок находится за линией застройки внутри квартала, а также границ внутриквартальных участков.

Пункт 2.2.9.5 вышеуказанных нормативов также гласит о том, что при проектировании коттеджной застройки необходимо соблюдать следующие принципы планировочной организации:

- участки коттеджной застройки объединять учреждениями общего пользования (озелененная, спортивная, разворотная площадки);

- группы участков объединять территориями общего пользования (детские, общеобразовательные учреждения, объекты обслуживания);

- общественный центр структурного элемента коттеджной застройки совмещать с конечными остановками городского транспорта, формируя его объектами обслуживания и административно-деловыми учреждениями (офисы, деловой центр, банк и т.п.), парк, спортивный и развлекательный комплексы территориально могут быть включены в состав центра либо расположены отдельно, в системе озеленения территорий коттеджной застройки.

В соответствии с п.2.2.9.6 указанного Постановления комплекс коттеджной застройки следует проектировать как единый архитектурно-планировочный ансамбль, объединенный объектами и территориями общественного назначения.

Предоставление запрашиваемого земельного участка противоречит и указанным пунктам, так как утрачивается часть общей территории внутри уже застроенного жилыми домами квартала, что не допустимо, и на что имеется ссылка в заключении ДАРТГ.

Суд считает, что законное право инвалида требовать первоочередного предоставления земельного участка не означает, что участок может быть предоставлен любой, без учета установленных законом ограничений либо запретов в его использовании. Обратное может привести к нарушению одного из основных принципов земельного законодательства – сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащего ему земельного участка (ч.11 ст.1 ЗК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Лымареву В.Ф. отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней через Заволжский районный суд <адрес>.

Судья Т.Ю.Мостовая

м.р.ДД.ММ.ГГГГ г.