о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, решение вступило в законную силу 07.06.2011 г.



Дело № 2-1110/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2011 года

Заволжский районный суд г.Ярославля в составе:

председательствующего судьи Мостовой Т.Ю.,

при секретаре Масловой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровой А.Ю. к УЗР мэрии г.Ярославля, мэрии г.Ярославля о предоставлении земельного участка,

у с т а н о в и л :

Хабарова А.Ю. обратилась в суд с иском, в котором просила обязать ответчиков предоставить ей на праве аренды земельный участок ориентировочной площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. В обосновании иска сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в УЗР мэрии г.Ярославля о предоставлении в аренду без проведения торгов для жилищного строительства вышеуказанного земельного участка, поскольку является инвалидом ... группы. Однако до настоящего времени ответ ей не получен, в связи с чем просит признать незаконным бездействия ответчиков по предоставлению ей спорного земельного участка.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Г.М.Д. исковые требования поддержала.

Представитель ответчиков УЗР мэрии г.Ярославля, мэрии г.Ярославля по доверенности С.Ю.С. по требованиям возражала, поддержала отзыв ДАРТГ и пояснила, что на основании заключения ДАРТГ полученного УЗР ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен приказ начальника УЗР от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении спорного земельного участка.

ДАРТГ в письменном отзыв просил рассмотреть дело в отсутствии представителя, по иску возражал.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Таким образом, истец имеет право на предоставление во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку имеет бессрочную инвалидность ... группы, что подтверждено справкой МСЭ (л.д.9).

В соответствии с п.п.4.1, 4.2 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г.Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории г.Ярославля утвержденного постановлением мэра г.Ярославля от 23.04.2007 года № 1227, гражданин вправе обратиться в УЗР мэрии г.Ярославля с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. На основании копии заявления ДАРТГ определяет возможность размещения предполагаемого объекта строительства. В случае если размещение объекта возможно ДАРТГ включает земельный участок в реестр земельных участков для последующего предоставления без предварительного согласования места размещения объекта (путем проведения аукциона) и обеспечивает его утверждение в пятидневный срок после определения возможности размещения объекта. В случае невозможности размещения объекта направляет в УЗР соответствующее заключение.

На земельные участки, предназначенные для включения в реестр, ДАРТГ составляет топографические планы земельного участка в масштабах 1:500 и 1:5000 с указанием границ ориентировочной площади и видов разрешенного использования, а также заключения о принадлежности земельных участков либо отсутствии прав на них.

Судом установлено, что в соответствии со схемой городских магистралей и транспорта в составе Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г.Ярославля 4-го созыва от 06.04.2006 года № 226 (в редакции решения муниципалитета города Ярославля 5-го созыва от 17.12.2009 года № 247, от 04.02.2011 года № 418), запрашиваемый земельный участок частично попадает на территорию общего пользования улицы местного значения – <адрес>.

Предоставление спорного земельного участка приведет к нарушению права закрепленного в п.1 ст.262 ГК РФ, в соответствии с которым граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Согласно схеме планируемого размещения объектов капитального строительства (объекты газоснабжения) местного значения в составе Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета от 06.04.2006 года № 226 (в редакции от 04.04.2008 года № 671, от 17.12.2009 года № 247, от 04.02.2011 года № 418), по запрашиваемому земельному участку проходит существующий газопровод высокого давления d-426 мм с охранной зоной 7 м (согласно СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»).

Запрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, на которую разработан проект детальной планировки жилого района <адрес> (решение исполнительного комитета Ярославского городского совета народных депутатов от 15.05.1991 года № 361). Согласно проекту на запрашиваемой территории капитального строительства не предусмотрено.

В соответствии со ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст.30.1 Земельного кодекса РФ.

В силу ст.31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст.29 настоящего кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Статья 2 Градостроительного кодекса РФ гласит о том, что законодательство о градостроительной деятельности основывается на принципе обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и территориального зонирования.

В соответствии со ст.9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения интересов граждан и объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования подразделяются на документы: территориального планирования субъектов Российской Федерации, территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В соответствии со ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков при выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

На основании ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Суд считает, что законное право инвалида требовать первоочередного предоставления земельного участка не означает, что участок может быть предоставлен любой, без учета установленных законом ограничений либо запретов в его использовании. Обратное может привести к нарушению одного из основных принципов земельного законодательства – сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащего ему земельного участка (ч.11 ст.1 ЗК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Хабаровой А.Ю. отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней через Заволжский районный суд г.Ярославля.

Судья Т.Ю.Мостовая

м.р.ДД.ММ.ГГГГ.