Дело N 2- 1436\2011 " 04 " июля 2011 Заволжский районный суд г. Ярославля в составе: Председательствующего судьи Добровольской Л.Л., при секретаре Зуевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Наумовой А.И. к территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля об обязании постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, у с т а н о в и л: ФИО1 и ФИО2 являются сособственниками (по 1\10 каждая, что является квартирой №) жилого дома № по ул. <адрес> г. Ярославля. В квартире № д.№ по ул. <адрес> зарегистрированы и проживают: ФИО2 – сособственница доли и ее мать – Наумова А.И.. Распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля за № от ДД.ММ.ГГГГ заявление Наумовой А.И. о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий оставлено без удовлетворения. Наумова А.И. обратилась в суд с иском к территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля об обязании постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении мер социальной поддержки на обеспечение жильем. В судебном заседании представитель истицы ФИО1 требования уточнила. Просила иск удовлетворить, обязать ответчика поставить истицу на учет нуждающихся в улучшении жилищный условий, что само по себе и позволит истице получить меры социальной поддержки на обеспечение жильем. Иск обосновывала положениями ЖК РФ и Указа Президента РФ за № 714 от 07.05.2008. Представитель ответчика территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля – ФИО3 иск не признала, т.к. считает его не обоснованным и не подлежащим удовлетворению. Заслушав представителя истицы, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению. В судебном заседании нашли свое подтверждение, а сторонами не оспаривались, следующие факты: - дочери истицы - ФИО1 и ФИО2 являются сособственниками (по 1\10 каждая, что является квартирой №) жилого дома № по ул. <адрес> г. Ярославля (л.д. 8, 9); - истица с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в спорной жилой квартире №, д. №, по ул. <адрес> г. Ярославля, совместно с дочерью ФИО2 (л.д. 7); - истица, как супруга умершего участника Великой Отечественной Войны, ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о постановки на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 12, 13). Согласно положениям Указа Президента РФ за № 714 от 07.05.2008 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов», в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан. К ним относятся: - малоимущие; - иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; - иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора. Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе и граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с положениями ч.2 ст. 16 Закона ЯО за № 40-З от 28.06.2005 (в редакции от 06.04.2009) «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма», учетная норма площади жилого помещения в Ярославской области устанавливается в размере 12 кв.м. общей площади. Представитель истицы пояснила, что истица, как супруга умершего участника Великой Отечественной Войны, ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В удовлетворении требования истице было отказано, т.к. представленные ею документы не подтверждают ее прав состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении (обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы – 17, 85 кв.м.). Представитель истицы пояснила, что сторона ответчика не обоснованно зачла в общую площадь квартиры площадь веранды в виде тесового не отапливаемого пристроя с двумя оконными проемами. Указанное утверждение не нашло своего подтверждения в судебном заседании. Согласно сведениям технического паспорта (инвентарный номер №) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14 - 42), квартира № общей площадью 35, 7 кв.м. состоит из следующих основных и вспомогательных помещений: жилая комната – помещение № 1 размером 15,7 кв.м., кухня – помещение № 2 размером 8,6 кв.м.; прочее – помещение № 3 размером 11, 4 кв.м.. Согласно плану-экспликации (л.д. 21), помещение квартиры № под наименованием «прочее» за № 3 размером 11,4 кв.м., расположено внутри контура капитальных наружных стен. Указанное помещение расположено в бревенчатом строении под литером А и не обозначено как «веранда». Спорный жилой дом имеет иные тесовые пристройки под литерами а, а1, а3, которые пристроены к зданию. Суд не находит оснований для критической оценки вышеуказанного письменного доказательства – технического паспорта спорного жилого дома. Согласно СНиП 2.08.01-89 и СНиП 2.08.01-89*, а также «Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации», утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.98 N 37, понятие «веранда» - это застекленное не отапливаемое помещение, пристроенное к зданию или встроенное в него. Веранда - это пристройка, то есть часть здания, которая расположена вне контура его капитальных наружных стен, является вспомогательной по отношению к зданию и имеет с ним одну (или более) общую капитальную стену. Веранда, как правило, имеет внутреннее сообщение с основным зданием. Суд приходит к выводу о том, что общая площадь спорной квартиры составляет 35,7 кв.м.. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истицы более учетной нормы – 17, 85 кв.м.. Сторона истицы в обоснование иска указывала на тот факт, что спорное жилое помещение не имеет всех видов благоустройства. В жилом доме отсутствует горячее и холодное водоснабжение, канализация. Спорное жилое помещение обеспечивается хозяйственно-питьевым водоснабжением посредством привоза по установленному графику. Указанные факты стороной ответчика не оспаривались. Действительно, жилое помещение, где зарегистрирована и проживает истица, не является полностью благоустроенным, однако такой критерий, как степень благоустроенности, не установлен жилищным законодательством в качестве основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Согласно п. 12 раздела 2, п. 41 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 за № 47), жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами. Отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно и двух этажном доме не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания. При указанных обстоятельствах следует признать отказ ответчика в постановке истицы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условиях, законным и обоснованным. Требования истицы следует признать не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.ст. 49, 51 ЖК РФ, с п. 1 Указа Президента РФ за № 714 от 07.05.2008 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов», руководствуясь ст.ст. 98, 194 - 199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск Наумовой А.И. к территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля об обязании постановки на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд. Судья Л.Л.Добровольская