Дело № 2-1479\11 М.Р.08.08.11г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 августа 2011 г. Заволжский районный суд г.Ярославля в составе: судьи Бухаловой А.А. при секретаре Масловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калевой Л.Н. к мэрии г.Ярославля и Управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля о понуждении к предоставлению во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, у с т а н о в и л: Калева Л.Н. обратилась в суд с указанными требованиями, ссылаясь на то, что является инвалидом <данные изъяты> группы, имеет право на первоочередное предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, однако в УЗР мэрии г.Ярославля ей было отказано в предоставлении земельного участка, расположенного по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. В ходе судебного разбирательства истица в лице представителя по доверенности Емелянова А.К. дважды уточняла исковые требования в части площади земельного участка и окончательно просила предоставить земельный участок по указанному адресу в размере <данные изъяты> кв.м Истица в суд не явилась, доверила представлять свои интересы по доверенности Емельянову А.К., который в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении (л.д.48), уменьшив площадь запрашиваемого земельного участка до <данные изъяты> кв.м в связи с тем, чтобы участок не попадал в санитарно-защитную зону артезианской скважины. Мэрия г.Ярославля, УЗР мэрии г.Ярославля и ДАРТГ представили в суд письменные возражения по иску, указав, что запрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне, поэтому не может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства никому. Выслушав представителя истца и исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.17 ФЗ-181 от 24.11.1995 г «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Особенности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности содержатся в ст.30.1 ЗК РФ. Согласно ст.30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договора аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных ЗК РФ, и какие либо льготы, для лиц, участвующих в аукционе, указанной нормой не предусмотрены. Аукцион представляет собой продажу, в том числе, имущества с публичных торгов, при которых продаваемое имущество приобретается лицом предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Следовательно, в рамках аукциона невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков и при предоставлении инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства торги не проводятся. Суд также считает, что нормы ЗК РФ не противоречат положениям ФЗ-181 от 24.11.1995 г «О социальной защите инвалидов в РФ», поскольку не содержит запрета на первоочередное предоставление земельных участков при наличии определенных условий. Однако суд считает, что требование гражданина инвалида о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства не является безусловным, т.е. оно должно согласовываться с нормами других федеральных законов, в частности, с нормами градостроительного законодательства, правилами землепользования и застройки в городе, соответствовать градостроительным регламентам. Согласно пунктам 8 и 9 статьи 1, статье 30 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты разрабатываются и устанавливаются путем подготовки правил землепользования и застройки. В силу ст. 2 Градостроительного кодекса РФ основным принципом законодательства о градостроительной деятельности, а, следовательно, и осуществления градостроительной деятельности, является обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. Согласно заключению ДАРТГ запрашиваемый земельный участок попадает в 100-метровую санитарно-защитную зону железной дороги, расположенной на землях Ярославского района Ярославской области и часть запрашиваемого земельного участка попадает в 50-метровую санитарно-защитную зону артезианской скважины, что исключает строительство в данном месте жилых домов (л.д.57). С учетом уточнений представителем истца площади земельного участка, подтвержденных расчетом площади объекта и схемой расположения запрашиваемого земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, данный земельный участок находится вне санитарно-защитной зоны артезианской скважины (л.д.65). Вместе с тем, из представленной им схемы усматривается, что запрашиваемый земельный участок находится в санитарно-защитной зоне железной дороги. Фрагментом топографической съемки в масштабе 1:500 также подтверждается, что запрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне железной дороги (л.д.58). В соответствии с п.4 ст.1 Градостроительного кодекса РФ санитарно-защитные зоны входят в число территорий с особыми условиями использования территорий. Согласно пунктам 3 ст.ст. 38, 39 Правил землепользования и застройки города Ярославля от 17.09.09г. № 201 (градостроительный регламент территориальной зоны застройки малоэтажными и индивидуальными жилыми домами) в случае, если земельный участок (его часть) и объект капитального строительства расположены в границах зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с Картой градостроительного зонирования (приложение к Правилам), использование участка (его части) и объекта капитального строительства осуществляется с учетом ограничений, установленных законодательством РФ, указанных в статье 64 Правил. В соответствии с п. 5.1 СанПин 2.2.1\2.1.1.1200-03, на которые имеется ссылка в ст. 64 Правил землепользования и застройки города Ярославля, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома. С 1 марта 2008г. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007г. введена новая редакция указанных СанПин «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», однако, в п.5.1 новой редакции СанПин также указано на запрет размещения жилой застройки в санитарно-защитной зоне. Согласно п.2.1. и 2.2. СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010г. № 64 (в ред. от 27.12.2010г.) жилые здания должны располагаться в соответствии с генеральным планом территории, функциональным зонированием территории города, поселка и других населенных пунктов; участок, отводимый для размещения жилых зданий должен находиться за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов. Доводы представителя истца о том, что в соответствии с п.6.8. СНиП 2.07.-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» ширина защитной зоны железной дороги может быть уменьшена до 50метров, т.к. запрашиваемый земельный участок разделяют от железной дороги лесонасаждения и результаты измерений шума на месте не показали отрицательных физических факторов (л.д.66-67), суд находит несостоятельными по следующим основаниям. Во-первых, в вышеупомянутой норме указано, что ширина защитной зоны железной дороги может быть уменьшена до 50 метров при размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СНиП 2-12 77. Во-вторых, уровень безопасности населения при эксплуатации объекта определяется не только шумовыми характеристиками, но и другими факторами. Согласно п.2.6. СанПин «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и\или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений. Таким образом, санитарно-защитная зона является защитным барьером от комплексных негативных воздействий на население. Суд полагает, что законное право инвалида требовать первоочередного предоставления земельного участка не означает, что участок может быть предоставлен абсолютно любой, без учета установленных законом ограничений либо запретов в его использовании. Обратное может привести к нарушению одного из основных принципов земельного законодательства – баланса сочетания интересов общества и законных интересов граждан. Санитарно-защитные зоны установлены в целях обеспечения экологической безопасности, безопасности населения и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности людей, недопущения причинения вреда объектам капительного строительства и иным хозяйственным объектам. Кроме того, Законом Ярославской области от 27.04.2007г. № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (в ред.от 22.02.2011г.) и Положением «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства», утвержденным постановлением мэра г.Ярославля от 14 июля 2011г., предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно в случаях, если граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют в соответствии с федеральным законодательством право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Указанная норма в совокупном толковании со ст.17 ФЗ-181 от 24.11.1995 г «О социальной защите инвалидов в РФ» и ст.56 ЖК РФ дает основание полагать, что предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства как мера социальной поддержки инвалидов направлена на удовлетворение потребности данной категории лиц в жилище. Между тем, истица никак не подтвердила, что она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Из выписки ЕГРП следует, что Калева Л.Н. владеет на праве личной собственности земельным участком в <данные изъяты> и <данные изъяты> долей в квартире Адрес 2 Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.56,193-198 ГПК РФ суд р е ш и л: Калевой Л.Н. в иске к мэрии г.Ярославля и Управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля о понуждении к предоставлению во внеочередном порядке в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по <адрес>, отказать. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения. Судья