Дело № 2-2754\11 М.Р.29.11.11г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИ 28 ноября 2011 г. Заволжский районный суда г. Ярославля в составе: судьи Бухаловой А.А., при секретаре Балакиной Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савиновой А.В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Савинова П.А.1 к территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля и Управлению по молодежной политике мэрии г.Ярославля о признании распоряжения незаконным и восстановлении в списке претендентов на получение социальной выплаты, у с т а н о в и л: Савинова А.В. обратилась в суд с иском и просит признать распоряжение главы территориальной Администрации Заволжского района мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, обязать администрацию восстановить ее семью в списке семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание получить социальную выплату по программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле», с присвоением порядкового номера в очереди, исходя из данных первоначальной регистрации. В обоснование требований указала, что решением комиссии по жилищным вопросам администрации Заволжского района от ДД.ММ.ГГГГ. ее семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в программу «Обеспечение жильем молодых семей в г.Ярославле», в связи с чем ей полагается социальная выплата для улучшения жилищных условий. Семья заявительницы проживает в жилом помещении по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, собственником которого является ее отец ФИО 1 В вышеуказанной квартире зарегистрированы она с сыном, и ее брат Скляренко Е.В. Распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района от ДД.ММ.ГГГГ № семья Савиновой А.В. исключена из числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание получить социальную выплату по программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле». Основанием к исключению из вышеуказанной программы послужил тот факт, что брат заявительницы ДД.ММ.ГГГГ приобрел в собственность жилой дом Адрес 2 и обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи стала составлять более учетной нормы. Считая распоряжение главы администрации незаконным, ссылалась на то, что приобретенный ее братом дом является непригодным для проживания, находится в разрушенном состоянии и единственным его местом жительства является квартира по <адрес>. При подготовке к судебному разбирательству судом в качестве 3-го лица по делу было привлечено Управление по молодежной политике мэрии г.Ярославля. В судебном заседании представитель истицы, действующий на основании доверенности Климов И.В., уточнил исковые требования, а именно, просил признать распоряжение Главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля об исключении семьи Савиновой А.В. из числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и обязать Управление по молодежной политике мэрии г.Ярославля восстановить семью Савиновой А.В. в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2011году на приобретение (строительство) жилья в Ярославской области на дату исключения из списка претендентов. В обоснование исковых требований привел доводы, содержащиеся в исковом заявлении. Представитель территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля Фролова Е.А. считала, что на момент вынесения распоряжения об исключении семьи Савиновой А.В. из числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, у администрации были законные основания для принятия такого решения, поскольку истицей не было представлено надлежащего заключения о признании непригодным для проживания дома, приобретенного ее братом Скляренко Е.В. в собственность в Адрес 2 Вместе с тем, не возражала при наличии заключения межведомственной комиссии о признании указанного дома непригодным для проживания признать семью Савиновой А.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий по программе «Обеспечение жильем молодых семей», решение оставила на усмотрение суда. Представитель 3-го лица Скляренко Е.В. по доверенности Ушаков С.В. полностью поддержал исковые требования, считал, что территориальная администрация Заволжского района преждевременно исключила семью Савиновой из числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не приняв всех необходимых мер для установления пригодности проживания в доме Адрес 2 при наличии информации в технических документах о разрушенном состоянии дома. Представитель Управления по молодежной политике мэрии г.Ярославля Камалеева Е.К. оставила решение на усмотрение суда, подтвердила, что семья Савиновой А.В. исключена из списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2011году на приобретение (строительство) жилья в Ярославской области на основании распоряжения территориальной администрации Заволжского района. Выслушав участников процесса, изучив представленные документы, суд приходит к следующему. Согласно выписке из протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам администрации Заволжского района от ДД.ММ.ГГГГ семья Савиновой А.В., состоящая из двух человек (она и сын) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников вышеуказанной программы (занимают <данные изъяты> кв.м общей площади на одного члена семьи –менее учетной нормы <данные изъяты> кв.м). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Заволжского района уведомила Савинову А.В. о том, что ее семья вошла в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2011году на приобретение (строительство) жилья по Ярославской области (л.д.63-64). Распоряжением Главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № семья Савиновой А.В. исключена из числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ярославле» на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ (л.д.13). Причиной исключения Савиновой А.В. из программы обеспечения жильем молодых семей послужило приобретение ее братом Скляренко Е.В. жилого дома Адрес 2 общей площадью <данные изъяты> кв.м. Из объяснений представителя территориальной администрации Заволжского района следует, что исходя из суммарной площади обоих помещений, обеспеченность на одного члена семьи Савиновой стала с приобретением дома Адрес 2 более учетной нормы, т.е. более 12 кв.м м на одного человека, что явилось основанием для издания вышеназванного распоряжения Главы администрации. Действительно, пунктом 1.5. Положения о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утвержденного Постановлением Правительства ЯО от 17.03.2011 N 171-п, предусмотрено, что при наличии у молодой семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений. Аналогичное положение закреплено в ч.2 ст. 51 ЖК РФ в качестве оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отсылка на которую (ст. 51 ЖК РФ) имеется также в вышеназванном Положении. Таким образом, исходя из смысла и содержания указанных правовых положений, при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения принимается во внимание наличие у молодой семьи жилых помещений. Согласно ч.2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования). Между тем, дом Адрес 2, приобретенный братом истицы по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.65), нельзя рассматривать как объект жилого помещения в плане обеспеченности жильем, поскольку данный дом является непригодным для проживания, о чем свидетельствует заключение надлежащего органа – межведомственной комиссии, назначенной Главой Пригородного сельского поселения Переславского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25-27). Согласно данного заключения от ДД.ММ.ГГГГ и акта обследования дом находится в аварийном состоянии, является не пригодным для проживания и рекомендуется к сносу; отопление печное, печи снесены из-за ветхости, шифер полностью изношен и наблюдаются многочисленные протечки, имеется значительный прогиб балок, местами перекрытия полностью отсутствуют, пол частично разобран, состояние электропроводки – неудовлетворительное, общий износ здания составляет <данные изъяты> Выводы о непригодности дома для проживания содержатся также в заключении Строительная организация от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36-43). Следовательно, суммирование площади непригодного для проживания дома при решении исключения Савиновой А.В. из программы обеспечения жильем молодых семей является незаконным. Доводы представителя территориальной администрации Заволжского района о том, что на момент исключения Савиновой А.В. из числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ярославле» истицей не было предоставлено заключение межведомственной комиссии о непригодности дома для проживания, судом не принимаются, поскольку администрация располагала справкой ГУПТИ от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано, что строение находится в стадии разрушения (л.д.44), что не отрицалось представителем администрации, доказательств того, что Савиновой А.В. разъяснялось о необходимости представления заключения надлежащего органа о состоянии дома, суду ответчиком не представлено. Между тем, Савинова А.В., как менее квалифицированная сторона, могла и не знать или не успеть предоставить соответствующее заключение о состоянии приобретенного ее братом дома в деревне. Тогда как Положением о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья (п. 2.3) на соответствующий орган местного самоуправления возложена организация работ по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 2.1 либо 2.1<1> данного раздела Положения, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принять решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограмм. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд р е ш и л: Признать распоряжение Главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля об исключении семьи Савиновой А.В. из числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным. Обязать Управление по молодежной политике мэрии г.Ярославля восстановить семью Савиновой А.В. в списке молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2011году на приобретение (строительство) жилья в Ярославской области на дату исключения из списка претендентов. На решение может быть подана жалоба в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья