Дело № 2-2363/11 изготовлено 30.12.2011 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 декабря 2011 года Заволжский районный суд г. Ярославля в составе: судьи Павловой М.Н. при секретаре Буцылиной А.В., с участием прокурора Созиновой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Ярославля в защиту интересов неопределенного круга лиц к мэрии г. Ярославля признании незаконным бездействие мэрии г.Ярославля по надлежащему содержанию дорог местного значения по <адрес>, обязании мэрии г.Ярославля по приведению автомобильной дороги местного значения по <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ в части дорожного покрытия проезжей части, автомобильных дорог по <адрес> переулку в соответствии с требованиями СНиП в части установления бордюров и уличного освещения, у с т а н о в и л: Прокурор города Ярославля обратился с указанным исковым заявлением (л.д.3-5), затем с уточненным исковым заявлением к ответчику ДГХ мэрии г. Ярославля (от ДД.ММ.ГГГГ на л.д.42-45) в защиту интересов неопределенного круга лиц. В обоснование уточненных требований указал, что в результате проведения прокурорской проверки, было установлено нарушение требований законодательства, действующих ГОСТ Р 50597-93,СП 52.13330.2011,СП 42.13330.2011, СНиП 2.05.02-85 состояние автомобильной дороги по <адрес> не соответствует транспортно-эксплуатационным характеристикам, обеспечивающим безопасность дорожного движения. В частности, проезжая часть улицы не имеет твердого покрытия, отсутствует освещение, отсутствуют бордюрные ограждения, ширина тротуара не отвечает расчетным параметрам улицы в жилой застройке. В нарушение требований законодательства состояние автомобильной дороги по <адрес> не соответствует транспортно-эксплуатационным характеристикам, обеспечивающим безопасность дорожного движения в части отсутствия освещения, бордюрного ограждения, ширина тротуара не отвечает расчетным параметрам в жилой застройке. Указанные нарушения создают препятствие в пользовании автомобильными дорогами общего пользования, создают угрозу жизни и здоровья владельцев транспортных средств, пассажиров и пешеходов. Постановлением мэра г.Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа г.Ярославль. Приказом председателя КУМИ мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ указанные автомобильные дороги включены в реестр муниципального имущества казаны г. Ярославля. Проект застройки микрорайона № жилого района ..., разработанный Организация 1, Организация 2 и согласованный, приказом главного архитектора г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривает конструкцию дорожной одежды, в том числе по <адрес>, с устройством горячего щебеночного плотного мелкозернистого асфальтобетона типа «В» марки ГОСТ 9128-84. В ходе рассмотрения дела в порядке ст.40 ГПК РФ в качестве соответчиков по делу были привлечены КУМИ мэрии г.Ярославля, Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля, территориальная администрация Заволжского района мэрии г. Ярославля. В порядке ст.43 ГПК РФ, в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных исковых требований были привлечены УЗР мэрии г. Ярославля, Организация3Организация4ДАиРГТ мэрии г. Ярославля. В судебном заседании помощник прокурора г. Ярославля Созинова Л.А. доводы уточненного искового заявления (л.д.42-45) поддержала в полном объеме. В его обоснование пояснила, доводы, изложенные в уточненном иске. Представитель ответчика Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля по доверенности ФИО1 в судебном заседании против удовлетворения уточненных исковых требований возражала, пояснив, что постановлением мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ исключен из Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Ярославль, относивший <адрес> и <адрес> к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, ранее данные улицы были включены в перечень автомобильных дорог ошибочно, как автомобильные дороги улица построена не была.. Также пояснила, что данные улицы являются улицами местного значения, а спорные дороги не являются автомобильными, и проходят не в границах муниципального образования. Спорные дороги расположены на земельном участке, собственником которого, является Организация4 следовательно, их ремонтом и содержанием должен заниматься собственник. Застройщиком на данном земельном участке является Организация3 Представитель КУМИ мэрии г. Ярославля по доверенности ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения уточненных исковых требований возражала, поддержала позицию ДГХ мэрии г. Ярославля. Представитель ответчика Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, просили дело рассмотреть в их отсутствие, в своем отзыве на иск, указали, что задания на проведение строительства, капитального ремонта автомобильных дорог по <адрес> ДОС мэрии г. Ярославля не получал, проведение данных мероприятий в отношении указанных улиц не осуществлялось и не планируется. В судебное заседание представитель ответчика территориальной Администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля не явился, надлежащим образом извещен. В ходе рассмотрения дела представитель третьего лица, УЗР мэрии г. Ярославля по доверенности ФИО3 против удовлетворения уточненного иска возражал, поддержав позицию присутствующих в судебном заседании ответчиков. Третье лицо ДАРТГ мэрии г. Ярославля в судебное заседание направили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, поддержали позицию Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля (л.д.136). Представитель третьего лица Организация4 по доверенности ФИО4 исковые требования прокурора поддержал, в их обоснование пояснил, доводы аналогичные доводам истца. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Постановлением мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ были включены в перечень автомобильных дорог общего пользования. Приказом председателя КУМИ мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ указанные улицы, как автомобильные дороги включены в реестр муниципального имущества казны города Ярославля (л.д.6-9). Постановлением мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ спорные дороги исключены из Перечня, как автомобильные дороги общего пользования местного значения городского округа город Ярославль, относивший спорные улицы к автомобильным дорогам общего пользовании местного значения. Кроме того, судом установлено и подтверждено материалами дела, что собственником земельного участка, на котором расположены спорные улицы, является Организация4 застройщиком Организация3 В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения ; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.11.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу п. 2.2. Положения о департаменте городского хозяйства мэрии г. Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №, департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения. Исковыми требованиями являются приведение автомобильной дороги местного значения по <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»,утвержденного постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ в части дорожного покрытия проезжей части; автомобильных дорог по <адрес>, в соответствии с требованиями Свода правил 52.13330.2011,утвержденного приказом Минрегиона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ,Свода правил 42.13330.2011,утвержденного приказом Минрегиона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, СНиП 2.05.02-85 в части дорожного покрытия проезжей части, установления бордюров, ширины тротуаров и уличного освещения. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа. Как установлено судом спорные улицы не включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа на момент рассмотрения дела. В соответствии с Картой планируемого размещения объектов местного значения «Автомобильные дороги» в составе Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля 4-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения муниципалитета горда Ярославля «О внесении изменений в Генеральный план города Ярославля» от ДД.ММ.ГГГГ №) <адрес> являются улицами местного значения, проездами по территории частного сектора, а не автомобильными дорогами местного значения. Согласно Генерального плана г. Ярославля, состав дорожного покрытия улиц <адрес> и <адрес> – щебеночное покрытие без освещения и бордюрного ограждения. На спорных улицах не предусмотрена организация движения грузового и общественного транспорта(л.д.51). В силу ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Согласно п. 7.1., 7.2. СНиП 2.05.02-85 дорожная одежда должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к дороге как транспортному сооружению. Эти требования надлежит обеспечивать выбором конструкции для дорожной одежды, соответствующих покрытий проезжей части, конструкции сопряжения проезжей части с обочинами и разделительной полосой и типов укреплений обочин, созданием ровной и шероховатой поверхности проезжей части и т.д. Конструкцию дорожной одежды и вид покрытия следует принимать исходя из транспортно-эксплуатационных требований и категории проектируемой дороги с учетом интенсивности движения и состава автотранспортных средств, климатических и грунтово-гидрологических условий, санитарно-гигиенических требований, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами. На улицы, не являющиеся автомобильными дорогами, указанные нормативные акты и изложенные в них требования в части, относящейся к уточненным исковым требованиям, не распространяются, обязанностью органов местного самоуправления не являются. Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения дела, вышеуказанные уточненные исковые требования прокуратуры к Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля, не основываются на нормах законодательства в их удовлетворении следует отказать. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ суд р е ш и л: В удовлетворении уточненных исковых требований прокурору города Ярославля отказать. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г.Ярославля в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья М.Н.Павлова