обжалование постановления инспектора по пожарному надзору, которым лицо привлечено к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, решение вступило в законную силу 27.12.2011 г.



Дело №12/1-173/2011 г.

РЕШЕНИЕ

г. Ярославль «15» ноября 2011 г.

Судья Заволжского районного суда г. Ярославля Орлов А.Н.,

с участием должностного лица - председателя Ярославской региональной организации (название организации) Фролова И.Н.,

защитника Соколова М.А., предъявившего удостоверение и ордер адвокатской палаты Ярославской области,

при секретаре Сотниковой С.В.,

рассмотрев жалобу должностного лица – председателя Ярославской региональной организации (название организации) Фролова И.Н. на постановление о назначении административного наказания, вынесенное главным государственным инспектором Заволжского района г. Ярославля по пожарному надзору Головяшкиным А.В. 26.09.2011 г. о признании должностного лица – председателя Ярославской региональной организации (название организации) Фролова И.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением главного государственного инспектора Заволжского района г. Ярославля по пожарному надзору Головяшкина А.В. от 26.09.2011 г. должностное лицо - Фролов И.Н. являющийся председателем Ярославской региональной (название организации), расположенной по адресу: <адрес> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории и в помещениях Ярославской региональной организации (название организации), расположенной по адресу: <адрес>, на основании распоряжения главного инспектора Заволжского района г. Ярославля по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая проверка выполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ и соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения требований ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. №313, зарегистрированных в Минюсте РФ 27.06.2003 г. регистрационный №4838, строительных норм и правил (СНиП 21-01-97*) «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (приняты и введены в действие с 01.01.1998 г. постановлением Минстроя России от 13.02.1997 г. №18-7), а именно:

1.

- в здании выполнены перепланировки и изменено функциональное назначение здания и помещений (деревообрабатывающий цех) с нарушением действующих норм пожарной безопасности (п.38 ППБ 01-03),

- не проверено состояние огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака (п.36 ППБ 01-03),

- не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны правилам устройства электроустановок (ПЭУ) производственных и складских помещений, и нет обозначений на дверях этих помещений (п.33 ППБ 01-03),

- не переработаны планы эвакуации людей в случае пожара (п.16 ППБ 01-03, ГОСТ Р12.2.143-2002),

- наружные лестницы и ограждения на крыше не подвергались эксплуатационным испытаниям (п.41 ППБ 01-03). Таким образом, установлено, что Фролов И.Н., являясь должностным лицом, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

2.

- не выполнен расчет необходимого количества первичных средств пожаротушения в соответствии с требованиями норм пожарной безопасности (п.108 ППБ 01-03, приложение 3), чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.20.4 КоАП РФ;

3.

- помещения здания не оборудованы системой автоматической противопожарной защиты и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (п.3 ППЮ 01-03, НПБ 110-03, НПБ 104-03), чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.

Из материалов дела также следует, что организация владеет и пользуется помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на праве аренды (с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ), договор аренды заключен с комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля. Согласно названному договору обязанность содержания арендуемого помещения в полной исправности, обеспечение пожарной безопасности возложена на Ярославскую региональную организацию (название организации).

Факт правонарушения подтверждается актом проверки органом государственного контроля от ДД.ММ.ГГГГ о соблюдении требований пожарной безопасности и предписанием от ДД.ММ.ГГГГ с указанием конкретных мероприятий по устранению нарушений, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ

На указанное постановление Фроловым И.Н. подана жалоба, в которой он просит его отменить и не взыскивать штраф в размере 20000 рублей, по следующим основаниям. Фролов И.Н. поясняет, что назначенный штраф является для него очень большой суммой, так как он является <данные изъяты>, имеет орден «Красная Звезда» за ранение, так же награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени и возглавляет организацию на общественных началах, не получая заработную плату. Фролов И.Н. поясняет, что указанная организация не является коммерческой организацией и не зарабатывает денег, оказывает помощь инвалидам <данные изъяты> в социально-бытовой, юридической, реабилитационной, психологической сферах. Фролов И.Н. обязуется выполнить все предписания, которые вынесены государственным инспектором по пожарному надзору в течение срока, указанного в предписании.

В судебном заседании Фролов И.Н. и его защитник Соколов М.А. доводы жалобы поддержали.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считаю, что должностное лицо – председатель Ярославской региональной организации (название организации) Фролов И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ обоснованно.

Согласно п. 38 Правил ППБ 01-03 при аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий.

Частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

Вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно ч.1 ст.38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В силу требований п.10 Правил пожарной безопасности РФ (ППБ 01-03) собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица. В соответствии с выпиской из протокола общего отчетно-выборного собрания Ярославской региональной организации (название организации) от ДД.ММ.ГГГГ полномочия председателя ЯРО (название организации) исполняет Фролов И.Н., следовательно, Фролов И.Н. уполномочен выполнять административно-хозяйственные функции в данной организации, за неисполнение которых, либо ненадлежащее исполнение, согласно ст.2.4 КоАП РФ, несет административную ответственность как должностное лицо.

Вместе с тем, постановление о назначении административного наказания, вынесенное главным государственным инспектором Заволжского района г. Ярославля по пожарному надзору Головяшкиным А.В. 26.09.2011 г. о признании должностного лица – председателя Ярославской региональной организации (название организации) Фролова И.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, подлежит изменению по следующему основанию.

При назначении административного наказания в виде штрафа, главный государственный инспектор Заволжского района г. Ярославля по пожарному надзору Головяшкин А.В., принял во внимание смягчающее ответственность обстоятельство – раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, и обоснованно учел, что в случае пожара выявленные нарушения могут привести к тяжелым последствиям в виде повреждения или уничтожения имущества, причинения вреда жизни и здоровью людей, что является недопустимым, а так же характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение правонарушителя.

Однако, при назначении наказания, которое является максимальным, главным государственным инспектором Заволжского района г. Ярославля по пожарному надзору Головяшкиным А.В. не была учтена социальная значимость данной организации, что заслуживает внимания, а именно: Ярославская региональная организация (название организации) оказывает помощь инвалидам <данные изъяты> в социально-бытовой, юридической, реабилитационной, психологической сферах. Кроме того, главным государственным инспектором Заволжского района г. Ярославля по пожарному надзору Головяшкиным А.В. не было учтено, что должностное лицо – председатель Ярославской региональной организации (название организации) Фролов И.Н. ранее к административной ответственности не привлекался.

На основании вышеизложенного считаю необходимым снизить размер наказания назначенного должностному лицу – председателю Ярославской региональной организации (название организации) Фролову И.Н.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

Постановление о назначении административного наказания, вынесенное главным государственным инспектором Заволжского района г. Ярославля по пожарному надзору Головяшкиным А.В. 26.09.2011 г. о признании должностного лица – председателя Ярославской региональной организации (название организации) Фролова И.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, изменить.

Снизить административное наказание в виде штрафа, назначенное должностному лицу – председателю Ярославской региональной организации (название организации) Фролову И.Н. до 15000 (пятнадцати тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья