Решение о признании права на пенсию



Дело № 2-56/2010

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

город Заволжск

Ивановской области 27 апреля 2010 года

Заволжский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Груздева В.В.,

при секретаре Бариновой Е.П.,

с участием:

представителей истицы: В.М.А., действующего на основании доверенности № 3049 от 26 ноября 2009 года, удостоверенной нотариусом Заволжского нотариального округа Ивановской области Вобликовой Н.В., адвоката Заволжского филиала Ивановской областной коллегии адвокатов Шкилева А.А., представившего удостоверение № 314 от 23 октября 2003 года и ордер № 030587 от 26 марта 2010 года,

представителя ответчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Заволжском муниципальном районе Ивановской области Беликовой Л.Ю., действующей на основании доверенности № Д-24 от 22 марта 2010 года, выданной начальником управления Кувичинской Н.М.,

представителя третьего лица - отдела образования администрации Заволжского муниципального района Ивановской области Макарушиной Т.М., действующей на основании доверенности без номера от 29 марта 2010 года, выданной начальником отдела Илларионовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.М.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Заволжском муниципальном районе Ивановской области о признании права на пенсию,

у с т а н о в и л :

С.М.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Заволжском муниципальном районе Ивановской области (далее по тексту «УПФ», «ответчик») о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии в порядке подпункта 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту «Закон «О трудовых пенсиях»), мотивируя заявленные требования тем, что решением ответчика от 24 февраля 2010 года ей было отказано в назначении пенсии ранее достижения общеустановленного возраста как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Основанием принятия ответчиком указанного решения послужило то обстоятельство, что в стаж педагогической работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию, УПФ не были включены периоды трудовой деятельности истицы с 23 декабря 1983 года по 31 августа 1987 года, с 01 сентября 1987 года по 31 августа 1995 года, с 01 сентября 1995 года по 29 января 2009 года в тождественных, по мнению С.М.А., должностях руководителя клуба по интересам, кружков, а также педагога дополнительного образования в районных домах пионеров, школьников, центре дополнительного образования для детей. Полагая, что принятое ответчиком решение противоречит нормам действующего пенсионного законодательства, С.М.А. просила признать последнее незаконным, обязать УПФ включить указанные периоды педагогической работы в учреждениях для детей в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, и назначить последнюю с момента возникновения соответствующего права.

В судебном заседании истица С.М.А., а также ее представители В.М.А. и Шкилев А.А. заявленные требования поддержали в полном объеме, указав на тождественность должностей «руководитель кружка» и «педагог дополнительного образования», а также на то, что Закон «О трудовых пенсиях» и принятые в развитие содержащихся в нем правил иные нормативно-правовые акты, равно как и ранее действовавшее пенсионное законодательство, позволяют включить указанные выше периоды трудовой деятельности в педагогический стаж, дающий право на назначение пенсии ранее общеустановленного законом возраста.

Представитель ответчика Беликова Л.Ю. в судебном заседании исковые требования С.М.А. не признала в полном объеме по мотивам, изложенным в письменном отзыве на иск, указав на то обстоятельство, что действующее пенсионное законодательство не позволяет включить периоды работы истицы руководителем кружка и педагогом дополнительного образования в стаж трудовой деятельности, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, а также на то, что установление тождества наименований тех или иных должностей отнесено к компетенции органов исполнительной власти.

Представитель отдела образования администрации Заволжского муниципального района Ивановской области Макарушина Т.М., указав на тождественность должностей «руководитель кружка» и «педагог дополнительного образования», заявленные С.М.А. исковые требования поддержала в полном объеме.

Свидетель К.Т.А., в период с 1988 по 1991 годы осуществлявшая трудовую деятельность в качестве методиста и директора Заволжского дома пионеров и указавшая на тождественность должностей «руководитель кружка» и «педагог дополнительного образования», показала суду, что в указанное время С.М.А. с учебной нагрузкой 18 часов в неделю работала руководителем ряда кружков, в которых занимались от 12 до 15 человек.

Свидетель П.Н.В., в период с 1983 по 1986 годы работавшая в должности методиста Заволжского дома пионеров, в части трудовой занятости С.М.А. и характера выполняемой работы, дала показания, аналогичные сведениям, сообщенным свидетелем К.Т.А.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, допросив свидетелей, исследовав имеющиеся и дополнительно представленные доказательства, принимая во внимание правовые принципы, содержащиеся в части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статьях 18, 19, части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагающие юридическую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли предвидеть последствия своего поведения, а также положения частей 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми каждому гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, но лишь в случаях, установленных законом, суд приходит к выводу о нижеследующем.

Из содержания трудовой книжки истицы (л.д. 11-15) следует, что 23 декабря 1983 года последняя была принята на работу в районный дом пионеров на должность руководителя клубов по интересам учащихся. С 01 сентября 1987 года С.М.А. переведена на должность руководителя кружков, а затем продолжила работу в качестве педагога дополнительного образования в названном учреждении, которое в дальнейшем было переименовано в муниципальный районный дом школьника, а позднее реорганизовано в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей города Заволжска». Факты имевших место переименования и реорганизации внешкольного учреждения, в котором работала истица, подтверждаются соответствующими записями в трудовой книжке С.М.А., постановлениями главы администрации Заволжского района Ивановской области от 05 декабря 2000 года № 810 (л.д. 73), от 19 мая 2004 года № 295 (л.д. 103) и сторонами не оспариваются.

На основе оценки совокупности доказательств, представленных сторонами и исследованных при рассмотрении дела по существу, суд приходит к выводу о том, что с 01 сентября 1987 года по 30 ноября 2001 года С.М.А. работала руководителем кружков указанных выше учреждений. С 01 декабря 2001 года по 14 апреля 2009 года включительно истица осуществляла трудовую деятельность в должности педагога дополнительного образования в муниципальном районном доме школьника, а в дальнейшем в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей города Заволжска». Указанные обстоятельства находят свое подтверждение сведениями, содержащимися в справках отдела образования администрации Заволжского муниципального района от 18 февраля 2010 года № 150 (л.д. 35), от 06 апреля 2010 года № 259 (л.д. 104-105), тарификационных списках, с приложенными приказами о назначении руководителей кружков за период с 1983-2009 годы (л.д. 107-154), карточках-справках (лицевых счетах) за период с 1983 по 2009 годы (л.д. 159-176).

Доводы стороны истицы о том, что в должности педагога дополнительного образования С.М.А. работала с 01 сентября 1995 года, суд находит не состоятельными, поскольку они опровергаются содержанием указанных выше документов. Наличие в трудовой книжке истицы противоречивых записей о том, что с 1996 года и с 01 сентября 1995 года должность «руководитель кружка» переименована в должность «педагог дополнительного образования», не только не свидетельствует о выполнении С.М.А. работы, подлежащей включению в льготный стаж, но и позволяло УПФ в рамках полномочий, предоставленных частью 3 статьи 18 Закона «О трудовых пенсиях», истребовать документы, указанные в пункте 5 «Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии...», утв. Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па, абзацем 2 пункта 6 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555, подтверждающие льготный стаж на соответствующих видах работ, в том числе справки, выдаваемые соответствующими муниципальными органами, лицевые счета и пр.

При таких обстоятельствах суд соглашается с выводами, сделанными ответчиком в части определения периодов трудовой занятости С.М.А. в должности руководителя клубов по интересам учащихся районного дома пионеров (с 23 декабря 1983 года по 31 августа 1987 года), в должности руководителя кружков районного дома пионеров (с 01 сентября 1987 года по 31 октября 1999 года), в должности руководителя кружка районного дома школьника (с 01 ноября 1999 года по 30 ноября 2001 года), в должности педагога дополнительного образования муниципального районного дома школьника (с 01 декабря 2001 года по 30 октября 2004 года), в должности педагога дополнительного образования центра дополнительного образования для детей (с 31 октября 2004 года по 14 апреля 2009 года) (л.д. 30-32).

Судом установлено, что до принятия Закона от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» на территории Советского Союза действовал Закон от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», нормы которого полномочия по определению порядка назначения и выплаты пенсий за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения делегировали Совету Министров СССР (статья 58).

В рамках предоставленных законом полномочий Советом Министров СССР 17 декабря 1959 года было принято постановление № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее по тексту «Постановление Совмина 1959 года»), которым утверждены «Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» (далее по тексту «Перечень 1959 года»), а также «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» (далее по тексту «Положение 1959 года»). При этом нормы «Перечня» и «Положения» 1959 года, могли применяться не иначе, как в соответствии с правилами, содержащимися в принятом 30 июня 1986 года Министерством социального обеспечения РСФСР инструктивном письме № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» (далее по тексту «Инструктивное письмо 1986 года»).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 «Постановления Совмина 1959 года» и раздела 1 «Перечня 1959 года», который в силу пункта 2.2 «Инструктивного письма 1986 года» расширительному толкованию не подлежал, правом на назначение пенсии за выслугу лет при стаже по специальности не менее 25 лет обладали учителя и другие работники системы просвещения, занимающие указанные должности в школах и таких учебных заведениях, которые в силу разделов 2, 3, 4, 5, 6 «Основ законодательства Союза ССР и Союзных республик о народном образовании» от 19 июля 1973 года, Закона РСФСР от 02 августа 1974 года «О народном образовании» относились к системе дошкольного воспитания, обязательного общего, профессионально-технического, среднего специального образования.

«Перечнем 1959 года» должность руководителя кружка (клуба по интересам), как должность, занятие которой давало бы право на назначение пенсии за выслугу лет, не предусмотрена, не содержит данный документ и указания на возможность выполнения поименованной в нем работы во внешкольных учреждениях, к которым в соответствии со статьей 52 «Основ законодательства Союза ССР и Союзных республик о народном образовании» от 19 июля 1973 года, статьей 81 Закона РСФСР от 02 августа 1974 года «О народном образовании» относились дома пионеров, школьников и пр.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 «Положения 1959 года» в стаж учителей и других работников системы просвещения (далее по тексту «учительский стаж») засчитывалась работа по специальности во внешкольных детских учреждениях. Однако, данная работа засчитывалась в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет лишь в случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, то есть 16 лет 8 месяцев, приходилось на работу в учреждениях, в том числе системы общего обязательного образования в должностях «учительского состава», указанных в «Перечне 1959 года» (пункт 4 «Положения 1959 года»).

Аналогичные правила относительно периодов работы, подлежащих включению в выслугу лет педагогическим работникам системы общего образования, содержались в пункте 1.2 «Инструктивного письма 1986 года», в соответствии с которым при исчислении специального стажа различались трудовая деятельность в должностях «учительского состава», в том числе в учреждениях обязательного общего образования, указанных в «Перечне 1959 года», дающая право на досрочную пенсию, а также работа (выполнение исключительно которой права на назначение пенсии за выслугу лет не предоставляло), подлежащая зачету в стаж по специальности при определенных условиях по «Положению 1959 года». Так, в соответствии с п. 3.2 «Инструктивного письма 1986 года» к работе, выполнение которой не давало права на назначение пенсии за выслугу лет, но подлежащей включению в специальный стаж работников системы общего образования, относилась работа в должности руководителя кружка внешкольных детских учреждений, в том числе в домах пионеров.

Таким образом, по нормам указанного выше пенсионного законодательства правом на назначение пенсии за выслугу лет обладали лишь лица, занимавшие должности «учительского состава» и выполнявшие работу в учреждениях системы дошкольного воспитания, общего, профессионально-технического, среднего специального образования, названных в «Перечне 1959 года». Граждане, осуществлявшие трудовую деятельность исключительно в должности руководителя кружка (руководителя клуба по интересам) внешкольных детских учреждений, то есть работавшие в системе дополнительного образования, правом на назначение пенсии за выслугу лет не пользовались. Однако, в специальный «учительский стаж» работников системы общего образования, дающий право на льготную пенсию, работа в должности руководителя кружка (клуба по интересам) в учреждениях системы внешкольного образования могла включаться при условии, если продолжительность последней не превышала 8 лет 4 месяцев.

У С.М.А. работа в должностях «учительского состава» учреждений системы общего обязательного образования отсутствует, поскольку с 23 декабря 1983 года по 14 апреля 2009 года она выполняла работу в должностях руководителя клубов по интересам, кружков, педагога дополнительного образования в учреждениях системы внешкольного (дополнительного) образования. В связи с этим, доводы стороны истицы о том, что последняя в период действия указанных выше Закона от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», «Положения» и «Перечня» 1959 года имела право на назначение пенсии за выслугу лет, суд находит не состоятельными, основанными на неверном толковании правил, содержащихся в названных нормативно-правовых актах.

После прекращения действия Закона от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» отношения, связанные с пенсионным обеспечением на территории Российской Федерации стали регламентироваться Законом РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту Закон «О государственных пенсиях 1990 года»), статья 80 которого сохранила право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет.

В развитие положений статьи 80 Закона «О государственных пенсиях 1990 года» в рамках полномочий, предоставленных статьей 83 указанного нормативного акта, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 был утвержден «Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», в котором, не смотря на то обстоятельство, что в выслугу лет стала включаться работа во внешкольных учреждениях, должность руководителя кружка (клуба по интересам) отсутствовала.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 (далее по тексту «Постановление № 1067») были утверждены «Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» (далее по тексту «Список 1999 года»), а также «Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» (далее по тексту «Правила 1999 года»). Согласно пункта 2 раздела «Наименование должностей» и пункта 15 раздела «Наименование учреждений» в выслугу лет, дающую право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей стала включаться работа, в частности в центре дополнительного образования для детей, дворце или доме пионеров и школьников, в том числе в должности педагога дополнительного образования. Однако, как следует из абзаца 3 пункта 3 «Постановления № 1067» работа в должности педагога дополнительного образования названных учреждений включалась в выслугу, дающую право на назначение досрочной трудовой пенсии с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года. С 01 января 2001 года названная работа включалась в выслугу при условии, если на указанную дату гражданин выработал выслугу, дающую право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных «Списком 1991 года» и (или) пунктами 1-14 раздела «Наименование учреждений» и пунктом 1 «Наименование должностей» «Списка 1999 года», то есть в должностях «учительского состава», в том числе общеобразовательных учреждений, и одновременного выполнения в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года работы в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 15 раздела «Наименование учреждений» «Списка 1999 года», то есть, в частности в должности педагога дополнительного образования учреждений системы дополнительного образования. Однако, в рассматриваемом случае ни одно из установленных «Постановлением № 1067» условий С.М.А. не выполнено. Так, истица в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года работала руководителем кружка районного дома школьника, то есть в должности, не предусмотренной «Списком 1999 года», а выполнение трудовых функций «учительского состава» в общеобразовательных и тому подобных учреждениях продолжительностью 16 лет 8 месяцев по состоянию на 01 января 2001 года у С.М.А. отсутствует. В связи с этим позиция стороны истицы о том, что в соответствии с нормами «Постановления № 1067», «Списка» и «Правил» 1999 года С.М.А. имела право на включение соответствующих периодов ее работы в льготный стаж, как основанная на отвергнутых судом доводах о том, что с 01 сентября 1995 года она работала в должности педагога дополнительного образования, а также как противоречащая смыслу названных нормативных актов, не может служить основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.

В настоящее время основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, установлены ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту «Закон «О трудовых пенсиях»), статья 7 которого в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости по общему правилу предусматривает достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет. В то же время указанный закон предусматривает порядок сохранения, в том числе, права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

Так, в соответствии с положениями подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением от 29 октября 2002 года N 781, принятым Правительством Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных частью 2 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях», утвержден «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту «Список 2002 года»), а также «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» (далее по тексту «Правила 2002 года»).

В указанном «Списке», равно как и в ранее действовавших до принятия последнего Списках 1991 и 1999 годов, отсутствует наименование должности «руководитель кружка». Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 раздела «Наименование должностей» и пункта 2 раздела «Наименование учреждений» «Списка 2002 года» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, включается трудовая деятельность, в том числе в должности педагога дополнительного образования в центре дополнительного образования для детей, дворце (доме) пионеров и школьников. Однако, в специальный стаж указанные выше периоды работы с 01 января 2001 года могут быть включены только при одновременном наличии двух условий, содержащихся в пункте 12 «Правил 2002 года», а именно: наличие у лица на указанную дату стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в «Списке 2002 года» продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, а также факта работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях и учреждениях системы дополнительного образования, указанных в «Списке 2002 года».

Таким образом, в системе пенсионного обеспечения, содержащейся в ранее применявшемся законодательстве, равно как и в действующих в настоящее время нормативных актах в названной сфере, установление для педагогических работников льготных условий приобретения права на пенсию за выслугу лет (в настоящее время досрочную трудовую пенсию по старости) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

В связи с изложенным, по мотивам, указанным выше, суд приходит к выводу о том, что у С.М.А. специальный трудовой стаж продолжительностью 16 лет 8 месяцев в смысле пункта 12 «Правил 2002 года» по состоянию на 01 января 2001 года отсутствует, равно как и работа в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях, предусмотренных «Списком 2002 года», поскольку, как было установлено, до 01 декабря 2001 года истица занимала не предусмотренную названными нормативными актами и не дающую права на назначение досрочной трудовой пенсии должность руководителя кружка.

При таких обстоятельствах ответчиком на законных основаниях в стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии ранее общеустановленного возраста, не были зачтены периоды работы С.М.А. с 23 декабря 1983 года по 31 августа 1987 года в должности руководителя клубов по интересам учащихся районного дома пионеров, с 01 сентября 1987 года по 31 октября 1999 года в должности руководителя кружка районного дома пионеров, с 01 ноября 1999 года по 30 ноября 2001 года в должности руководителя кружка районного дома школьника, с 01 декабря 2001 года по 30 октября 2004 года в должности педагога дополнительного образования муниципального районного Дома школьника и с 31 октября 2004 года по 14 апреля 2009 года в должности педагога дополнительного образования Центра дополнительного образования для детей города Заволжска. Таким образом, требования С.М.А. о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в порядке подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях» указанных периодов работы, суд находит не подлежащими удовлетворению.

Доводы стороны истицы о тождественности выполняемых С.М.А. функций, а также условий и характера деятельности в должностях «руководитель кружка» и «педагог дополнительного образования», не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьей 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. В настоящее время тождественность должностей «руководитель кружка» и «педагог дополнительного образования» уполномоченным на то государственным органом не установлена. Вопрос о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом лишь в случае неправильного наименования работодателем должностей истицы, которые не содержатся в нормативно-правовых актах. Иной подход означал бы нарушение установленного статьей 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей.

Доводы стороны истицы о том, что тождество должностей «руководитель кружка» и «педагог дополнительного образования» установлено приказом Министерства образования РФ от 25 января 1993 года № 21 (отмененного приказом Министерства образования РФ от 28 сентября 2000 года № 2797 в связи с отказом осуществления государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации), суд находит не состоятельными, поскольку принятием указанного документа было осуществлено лишь переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах. В то же время «Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 367, наряду с должностью «педагог дополнительного образования» сохранено и прежнее название должности «руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)».

Доводы стороны истицы о том, что в соответствии с пунктом 5 Приказа Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года № 94 в стаж педагогической работы руководителям кружков засчитывается время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях по специальности, соответствующей профилю кружка, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку данный документ, регламентирующий порядок исчисления стажа работы, учитываемого при определении размера заработной платы работникам системы образования, не регулирует вопросы, связанные с пенсионным обеспечением, в отношении которого должно применяться специальное законодательство.

При изложенных выше обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие у истицы стажа работы, необходимого для назначения трудовой пенсии ранее общеустановленного возраста в порядке подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях» суд находит решение УПФ от 24 февраля 2010 года об отказе истице в назначении трудовой пенсии по старости законным, а требования С.М.А. о признании последнего не соответствующим закону не подлежащими удовлетворению.

Принимая во внимание, что исковые требования С.М.А. о включении в специальный трудовой стаж ее периодов работы в должности руководителя кружка и педагога дополнительного образования являются необоснованными, производные от последних требования об обязании УПФ назначить пенсию на льготных условиях, также не подлежат удовлетворению в связи с отсутствием у истицы трудовой деятельности, дающей право на назначение досрочной пенсии в порядке подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях».

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования С.М.А. оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме путем принесения жалобы через Заволжский районный суд Ивановской области.

Судья: В.В.Груздев