Мировой судья Тимофеев О.М. Дело № 2-АП-130/2010
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 октября 2010 года город Ульяновск
Заволжский районный суд г.Ульяновска в составе
председательствующего судьи Царапкиной Е.В.
при секретаре Самойловой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение мирового судьи судебного участка № 2 Заволжского района г.Ульяновска по гражданскому делу по иску Петрова Станислава Валерьевича к Федеральному государственному унитарному предприятию «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возмещении ущерба, по которому мировой судья решил:
Исковые требования Петрова Станислава Валерьевича к ФГУП «31 Арсенал» МО РФ и Министерству обороны РФ о возмещении ущерба удовлетворить.
Взыскать с ФГУП «31 Арсенал» МО РФ в пользу Петрова Станислава Валерьевича в возмещение ущерба сумму в размере 5000 руб., государственную пошлину в сумме 400 руб., а при недостаточности денежных средств у ФГУП «31 Арсенал» МО РФ взыскать в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны РФ в пользу Петрова Станислава Валерьевича в возмещение ущерба сумму в размере 500 руб., государственную пошлину в сумме 400 руб.
УСТАНОВИЛ:
Петров С.В. обратился к мировому судье с иском к ФГУП «31 Арсенал» Министерства обороны РФ о возмещении ущерба, указав, что 13 ноября 2009 года в результате взрыва на ФГУП «31 Арсенал» МО РФ в кв.№ д.№ по <адрес> в г.Ульяновке взрывной волной был причинен ущерб: повреждена оцинкованная балконная рама. Ущерб восстановлен путем ремонта рамы по договору от ДД.ММ.ГГГГ. Ущерб составил 5000 руб.
Просил взыскать с ответчиков ущерб в размере 5000 руб.
Разрешив спор по существу, мировой судья постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ не соглашается с решением мирового судьи в части возложения на Министерство субсидиарной ответственности за причиненный истцу ущерб, просит решение суда отменить и возложить обязанность по возмещению ущерба на Ульяновскую область в лице Министерства финансов области. При этом указывает, что при вынесении решения суд первой инстанции нарушил нормы материального права. В нарушение ч.ч.1,2 ст.7 ФЗ № 161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» суд неправомерно возложил на него субсидиарную ответственность по обязательствам ФГУП «31 Арсенал» при отсутствии обязательного условия для этого в виде наличия судебного акта, подтверждающего факт и вину Министерства обороны в доведении ФГУП «31 Арсенал» до банкротства. Следовало возложить ответственность по возмещению ущерба на субъект РФ «Ульяновская область». В силу п.п.1,2 ст.26.3 ФЗ № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций является предметом совместного ведения органов государственной власти субъекта РФ и муниципального образования, и осуществляются за счёт средств бюджета субъекта РФ. Статьи 11 и 14 Закона предусматривают, что органы государственной власти субъектов РФ, органы государственной власти местного самоуправления обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, в случае недостаточности денежных средств субъект РФ всегда может обратиться за дополнительным финансированием из средств федерального бюджета.
В судебном заседании представитель Министерства обороны РФ Романова М.Е. доводы апелляционной жалобы поддержала, просит решение отменить и вынести новое решение.
Истец Петров С.В. в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, указывая, что решение мирового судьи является законным и обоснованным.
Представитель ответчика ФГУП «31 Арсенал» Министерства обороны РФ Нафигова Р.Ф. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Третье лицо Коробов В.Д. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Министерства обороны РФ Романовой М.Е., истца Петрова С.В., суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи.
Из материалов дела следует, что Петров С.В. зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: г.Ульяновск, ул.Гоголя 10-297. Собственником квартиры является Коробков В.Д.
Постановлением первого заместителя руководителя следственного управления при Прокуратуре РФ по Ульяновской области от 13.11.2009 возбуждено уголовное дело по ч.3 ст. 293, ч. 3 ст. 349 УК РФ по факту того, что 13.11.2009 около 16 часов на территории войсковой части 34236, расположенной на улице Академика Павлова в Заволжском районе г.Ульяновска, в результате нарушения правил обращения с боеприпасами, взрывчатыми и иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, а также неисполнения должностными лицами контролирующих органов своих должностных обязанностей, произошли множественные взрывы, повлекшие за собой по неосторожности смерть двух и более лиц, причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью людей, уничтожение военной техники и иные тяжкие последствия.
По указанному факту взрыва и пожара в в/ч 34236, повлекшего гибель военнослужащих и причинение вреда имуществу, возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.217 УК РФ также постановлением заместителя руководителя военного следственного отдела по Ульяновскому гарнизону от 13.11.2009. Указанные дела ДД.ММ.ГГГГ были объединены в одно производство.
Из акта проверки № № ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, проведенной Федеральной службой по оборонному заказу (Рособоронзаказ), следует, что около 15 час. 30 мин. 13.11.2009 в цехе боеприпасов № на участке № в ходе работ по разборке артиллерийского боеприпаса произошло возгорание, предположительно, в результате неосторожного обращения с ним. Вследствие возникшего пожара произошла детонация боеприпасов, находящихся в цехе № на участке №. В дальнейшем в результате пожара детонировали боеприпасы цехов № участка №, цехов №№ № и №. Основные разрушения произошли в результате пожара и действия взрывной волны, радиус поражения до 5 км.
Согласно Уставу Федерального государственного унитарного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны РФ, утвержденному приказом Главкома ВМФ РФ от 26.12.2001 № 478, ФГУП «31 Арсенал», ранее именовавшееся государственное унитарное предприятие «Войсковая часть 34236» (правопреемник хозрасчетного подразделения войсковой части 34236), является коммерческой организацией и находится в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ. Функции учредителя предприятия осуществляют Министерство имущественных отношений РФ и Министерство обороны РФ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п.п.1.1-1.4).
Предприятие осуществляет деятельность, определенную уставом, в целях производства продукции, выполнения работ и услуг для нужд Министерства обороны РФ, а также удовлетворения других общественных потребностей и получения прибыли, в том числе, изготовление, ремонт и все виды регламентных работ с вооружением и военной техникой в соответствии с государственным контрактом на выполнение работ по государственному оборонному заказу; изготовление, переработка, хранение и распространение метательных зарядов и взрывчатых материалов промышленного назначения; производство, распространение и ремонт оборудования и приборов взрывного дела; организация и проведение совместно с предприятиями промышленности аттестации оружия и вооружения с целью продления сроков службы и совершенствования образцов вооружения и военной техники; проведение утилизации систем вооружения, военной техники и боеприпасов в соответствии с Гособоронзаказом, а также реализация продуктов утилизации и т.п. (п.п. 2.1, 2.2).
Мировым судьей установлено также, что образовавшаяся в результате взрыва в ФГУП «31 Арсенал» МО РФ 13.11.2009 взрывная волна достигла жилого помещения, расположенного в непосредственной близости от эпицентра взрыва, и в котором проживает истец, и имуществу истца был причинен ущерб: повреждена оцинкованная балконная рама. Ущерб восстановлен путем ремонта рамы, что подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцией об оплате на сумму 5000 руб.
Постановлением следователя военного следственного отдела по Ульяновскому гарнизону от ДД.ММ.ГГГГ Петров С.В. признан потерпевшим по уголовному делу, возбужденному по факту взрыва на ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, в связи с причинением ему имущественного вреда.
Статья 1079 ГК РФ обязывает юридических лиц и граждан, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Согласно Уставу Федерального государственного унитарного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны РФ, утвержденному приказом Главкома ВМФ от 26.12.2001 № 478, ФГУП «31 Арсенал», ранее именовавшееся государственное унитарное предприятие «Войсковая часть 34236» (правопреемник хозрасчетного подразделения войсковой части 34236), является коммерческой организацией и находится в ведомственном подчинении Министерства РФ. Функции учредителя предприятия осуществляет Министерство имущественных отношений РФ и Министерство обороны РФ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п.п.1.1-1.4).
Имущество ФГУП «31 Арсенал» МО РФ согласно п.3.1 устава (в том числе, здания цехов №№ 1, 2, 3, расположенные на территории войсковой части 34236) находится в федеральной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. В указанных цехах ФГУП «31 Арсенал» МО РФ осуществляет свою производственную деятельность, связанную с использованием взрывчатых веществ, следовательно, является владельцем источника повышенной опасности, обязанным отвечать за вред, причиненный данным источником.
В то же время мировой судья установил, что Министерством обороны РФ принято решение о ликвидации ФГУП «31 Арсенал» МО РФ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №). При этом в ОСП по Заволжскому району г.Ульяновска УФССП по Ульяновской области с 13.01.2010 на исполнении находилось <данные изъяты> исполнительных листов по возмещению причиненного вреда на общую сумму более 13 млн. руб., из которых погашено немногим более 3 млн. руб.
При таких обстоятельствах мировой судья на основании п.3 ст.56, п.7 ст.114 ГК РФ пришел к правильному выводу, что субсидиарная ответственность по возмещению вреда, причиненного Петрову С.В. действиями ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, должна быть возложена на Министерство обороны РФ.
Доводы, приведенные представителем Министерства обороны РФ в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения мирового судьи.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ (утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 (ред. от 26.08.2010) Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, и имеет полномочия по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения государственных контрактов по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств; координации заказов на разработку, закупку, сервисное обслуживание, модернизацию и ремонт вооружения и военной техники общего применения для войск, воинских формирований и органов в целях унификации вооружения и военной техники; организации эксплуатации, модернизации и ремонта вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах; осуществление в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами (п.п. 48,49,52,71).
Согласно Постановлениям Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», от 03.12.2004 № 739 (ред. от 31.12.2009) «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности; реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, находящихся в ведении Министерства обороны РФ, в форме слияния и присоединения, а также их ликвидация осуществляются по решению Министерства обороны РФ.
Приказом Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о ликвидации ФГУП «31 Арсенал» МО РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ и Главкому ВМФ поручено создать ликвидационную комиссию для проведения ликвидации ФГУП «31 Арсенал» МО РФ.
Приказом Главкома ВМФ № от ДД.ММ.ГГГГ назначена ликвидационная комиссия по расформированию ФГУП «31 Арсенал» МО РФ.
Уведомление о принятии Министерством обороны РФ, как учредителем, решения о ликвидации ФГУП «31 Арсенал» МО РФ направлено ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС по Заволжскому району г.Ульяновска для внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ.
Пунктом 7 статьи 114 ГК РФ предусмотрено, что собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего Кодекса.
Названная норма содержит указание о том, что если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
В судебном заседании бесспорно установлено, что в отношении ФГУП «31 Арсенал» МО РФ имеются неисполненные исполнительные документы о возмещении причиненного вреда на сумму более 10 млн.руб. Заявления о возмещении вреда, причиненного жителям, проживающим в Заволжском районе г.Ульяновска, и организациям, расположенным в Заволжском районе г.Ульяновска, в результате взрыва в ФГУП «31 Арсенал» МО РФ продолжают рассматриваться судами Ульяновской области, и реестр кредиторов окончательно не определен.
Данные обстоятельства известны также Министерству обороны РФ. Несмотря на это, учредитель принял решение о ликвидации предприятия, фактически лишив его возможности за счет собственных средств и прибыли от дальнейшей коммерческой деятельности возместить причиненный вред.
Статьей 35 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 02.07.2010) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусмотрена необходимость обращения в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом в случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.
Такое же положение содержится в пункте 3 статьи 9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О несостоятельности (банкротстве)».
Пункт 2 статьи 3 названного Федерального закона относит к признакам банкротства неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
По сообщению ОСП по Заволжскому району г.Ульяновска УФССП по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ, исполнительные листы в отношении ФГУП «31 Арсенал» МО РФ в количестве <данные изъяты> шт., находившиеся на исполнении более 3-х месяцев, на общую сумму взыскания 10782 тыс. руб. не исполнены и переданы в ликвидационную комиссию.
Между тем, заявления о признании ФГУП «31 Арсенал» МО РФ банкротом ликвидационная комиссия, созданная в соответствии с приказом МО РФ, в арбитражный суд не подавала.
В соответствии с правовой позицией Европейского Суда по правам человека, изложенной в Постановлении ЕСПЧ от ДД.ММ.ГГГГ по делу «Александрова против Российской Федерации», Постановлении ЕСПЧ от ДД.ММ.ГГГГ по делу «Григорьев и Какаурова против Российской Федерации», Постановлении ЕСПЧ от ДД.ММ.ГГГГ по делу «Шлепкин против Российской Федерации», государство должно нести ответственность за действия или бездействие государственного унитарного предприятия, поскольку по законодательству Российской Федерации собственник унитарного предприятия сохраняет право собственности на имущество предприятия, утверждает его сделки с этой собственностью, контролирует управление предприятием и принимает решения относительно того, следует ли предприятию продолжать свою деятельность или его необходимо ликвидировать.
Таким образом, возложение на учредителя ФГУП «31 Арсенал» МО РФ – Министерство обороны РФ обязанности по возмещению вреда, причиненного предприятием, в порядке субсидиарной ответственности закону не противоречит.
Ссылку в апелляционной жалобе на то, что поскольку в связи с происшествием на ФГУП «31 Арсенал» МО РФ Правительство Ульяновской области распоряжением от 13.11.2009 объявило о введении режима чрезвычайной ситуации, то оно и должно принять на себя ответственность по возмещению вреда в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», суд находит несостоятельной и основанной на неправильном толковании названного закона, который не предусматривает обязанность органа государственной власти по возмещению вреда, причиненного в ходе чрезвычайной ситуации, если известен конкретный причинитель вреда, который в силу требования гражданского законодательства обязан возместить причиненный вред.
В связи с тем, что вред причинен в результате осуществления деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, государственным унитарным предприятием, которое существует до настоящего времени и учредителем которого является федеральный орган исполнительной власти в лице Министерства обороны РФ, возложение ответственности на субъект федерации недопустимо.
Не является основанием к отмене решения мирового судьи также довод апелляционной жалобы об отсутствии решения арбитражного суда о признании ФГУП «31 Арсенал» МО РФ банкротом. Установление мировым судьей субсидиарной ответственности Министерства обороны РФ означает, что взыскание с Министерства будет произведено лишь в случае отсутствия денежных средств у предприятия, достаточных исполнения судебного решения.
В случае выплаты взысканной мировым судьей денежной суммы ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, взыскание с Министерства обороны РФ производиться не будет и интересы Министерства не будут нарушены. В случае отсутствия у предприятия денежных средств, достаточных для исполнения решения, возмещение причиненного государственным предприятием вреда должно быть произведено федеральным органом исполнительной власти, в ведомственной подчиненности которого находится данное предприятие.
В силу изложенного, решение мирового судьи является правильным, соответствует нормам материального и процессуального законодательства и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
В то же время, в резолютивной части решения допущена техническая ошибка о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны РФ в пользу Петрова С.В. в возмещение ущерба 500 руб. вместо 5000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327 – 330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 2 Заволжского района г.Ульяновска от 01 сентября 2010 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Исковые требования Петрова Станислава Валерьевича к ФГУП «31 Арсенал» МО РФ и Министерству обороны РФ о возмещении ущерба удовлетворить.
Взыскать с ФГУП «31 Арсенал» МО РФ в пользу Петрова Станислава Валерьевича в возмещение ущерба 5000 руб., государственную пошлину 400 руб., а при недостаточности денежных средств у ФГУП «31 Арсенал» МО РФ взыскать в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны РФ в пользу Петрова Станислава Валерьевича в возмещение ущерба 5000 руб., государственную пошлину 400 руб.
Судья Е.В.Царапкина