о возмещении материального ущерба



Мировой судья О.М. Тимофеев

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

08 февраля 2011 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

председательствующего судьи О.В. Миллер

при секретаре К.И. Якушевой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации на решение от 21.12.2010 мирового судьи судебного участка № 2 Заволжского района города Ульяновска, по которому мировой судья решил:

Исковые требования Захаровой Ларисы Владимировны к Федеральному государственному унитарному предприятию «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации о возмещении ущерба удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального унитарного государственного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Захаровой Людмилы Владимировны в возмещении ущерба сумму в размере 20140 рублей, государственную пошлину в сумме 804 рубля 20 коп., а при недостаточности денежных средств у Федерального государственного унитарного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны РФ взыскать в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны РФ в пользу Захаровой Людмилы Владимировны в возмещение ущерба сумму в размере 20140 рублей, государственную пошлину в сумме 804 рубля 20 коп., в остальной части иска отказать.

Взыскать с Федерального унитарного государственного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Бизнес. Оценка. Аудит» расходы, связанные с проведением экспертизы в размере 9 000 руб., а при недостаточности денежных средств у Федерального унитарного государственного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации взыскать в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны РФ в пользу общества с ограниченной ответственностью «Бизнес. Оценка. Аудит» расходы, связанные с проведением экспертизы в размере 9 000 руб.

У С Т А Н О В И Л:

Решением мирового судьи судебного участка № 2 Заволжского района города Ульяновска от 21.12.2010 года удовлетворены частично исковые требования Захаровой Л.В. к ФГУП «31 Арсенал» МО РФ и Министерству обороны РФ.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства обороны РФ просит решение мирового судьи отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом представитель ответчика указал, что в настоящее время ФГУП «31 Арсенал» МО РФ находится в стадии ликвидации, следовательно, возмещение ущерба физическим и юридическим лицам будет затруднено. Решения судов общей юрисдикции Ульяновской области по искам физических лиц в связи с взрывами на ФГУП «31 Арсенал» МО РФ о взыскании ущерба с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет казны субъекта РФ позволили бы иметь полную картину причиненного реального ущерба физическим лицам и основанием Ульяновской области обращаться за дополнительным финансированием из средств федерального бюджета. Расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ, а также могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета.

Решение суда о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с МО РФ в случае недостаточности денежных средств ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, полагает, что решение суда носит скорее политический, чем правовой характер. Полагает, что ст.120 ГК РФ в данном случае не применима, так как она регулирует субсидиарную ответственность собственника учреждения, при этом учреждением признается некоммерческая организация, созданная для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Обязательным условием привлечения к субсидиарной ответственности является установленное на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда банкротство юридического лица, то есть судебного акта о доведении ФГУП «31 Арсенал» МО РФ Министерством обороны РФ до банкротства, которого нет. При этом необходимым условием для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам должника является вина соответствующего лица в доведении до банкротства.

Истица Захарова Л.В. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного слушания.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства обороны РФ М.Е. Романова поддержала апелляционную жалобу, по доводам, изложенным в жалобе.

Представитель ответчика ФГУП «31 Арсенал» МО РФ и ликвидационной комиссии, третье лицо Захарова В.Н. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного слушания.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд полагает доводы жалобы не обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что Захарова Л.В. является собственником квартиры <адрес> в городе Ульяновске с составом семьи два человека: Захарова Л.В. – собственник квартиры, Захарова В.Н. – мать собственника, что установлено по свидетельству о государственной регистрации права от № и справке ф.8 от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.5, 6).

Постановлением первого заместителя руководителя следственного управления СК при Прокуратуре РФ по Ульяновской области от 13.11.2009 возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 217 УК РФ в котором указано: «13 ноября 2009г, на технической территории в/ч 34236 вследствие нарушения правил безопасности на взрывоопасных объектах в здании № 2 цеха № 1 боеприпасов в ходе разделки и утилизации боеприпасов имело место возгорание пороха, находившегося в хранилище. В результате возгорания пороха произошел мощный взрыв здания № 2 цеха № 1.»

Из акта проверки № № ФГУП «31 Арсенал» МО РФ Федеральной службой по оборонному заказу (Рособоронзаказ) следует, что около 15 час. 30 мин 13.11.2009 года в цехе боеприпасов № 1 на участке 2 в ходе работ по разборке артиллерийского боеприпаса произошло возгорание, предположительно в результате неосторожного обращения с ним. Вследствие возникшего пожара произошла детонация боеприпасов находящихся в цехе № 1 на участке 2. В дальнейшем, в результате пожара детонировали боеприпасы цехов № 1 участок 1, цехов 2 и 3. Основные разрушения произошли в результате пожара и действия взрывной волны, радиус поражения до 5 км.

В результате взрыва в ФГУП «31 Арсенал МО РФ», образовавшая взрывная волна достигла жилого помещения, в котором проживает истица семьей, и её имуществу был причинен ущерб.

Постановлением следователя военного следственного отдела по Ульяновскому гарнизону от 25 июня 2010 года Захарова Л.В. признана потерпевшей по уголовному делу, возбужденному по факту взрыва на ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, в связи с причинением ей имущественного вреда.

В силу ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Распоряжением Главы города Ульяновска № 153 – Р от 19.11.2009 года в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68 – ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в целях проведения обследования и определения материального ущерба, нанесенного жилым помещениям, независимо от форм собственности, и иному имуществу граждан, расположенным в зоне чрезвычайной ситуации, была создана комиссия.

Как следует из Акта обследования квартиры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, представителем ТИВК «Радий» была осмотрена квартира и установлено, что в результате взрыва сломан остов деревянной балконной рамы, разбиты стекла и деформированы створки балконной рамы. Рама восстановлению не подлежит (л.д.16). Данные повреждения отражены и в протоколе осмотра места происшествия от 28 июня 2010 года (л.д.19-23).

Из заключения эксперта № ДД.ММ.ГГГГ года, составленного ООО «<данные изъяты>» следует, что стоимость восстановительного ремонта балконной деревянной рамы, изготовленной в 2005 году, с учетом износа (15%) составляет 20140 рублей.

Субъектами ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, являются граждане и организации, то есть титульные владельцы источников повышенной опасности, эксплуатирующие источник повышенной опасности в силу принадлежащего им права собственности, права полного хозяйственного ведения, права оперативного управления либо по другим основаниям.

Согласно свидетельству о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельству о внесении в ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ года ФГУП «31 Арсенал» МО РФ зарегистрирован в качестве юридического лица с юридическим адресом местонахождения: г. Ульяновск, войсковая часть № 34236.

Имущество ФГУП «31 Арсенал» МО РФ согласно п. 3.1 Устава и Свидетельству о внесении в реестр Федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ. находится в федеральной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года, выпискам из реестра федерального имущества № № от ДД.ММ.ГГГГ года, № № от ДД.ММ.ГГГГ года, № № от ДД.ММ.ГГГГ года, кадастровым паспортам здания цехов № 1, 2, 3, которые находятся на территории войсковой части 34236, относятся к федеральному имуществу и закреплены на праве хозяйственного ведения за ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, то есть ответчик является правообладателем перечисленных зданий.

ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, имея на праве хозяйственного ведения указанные здания, осуществляет свою производственную деятельность в этих цехах.

Источником повышенной опасности признается любая деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного и иного назначения, обладающих такими же свойствами.

В соответствии с приложением № 1 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых имеются взрывчатые вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и газов.

ФГУП «31 Арсенал» МО РФ имеет лицензию на утилизацию боеприпасов и их составных частей № № от ДД.ММ.ГГГГ года и сертификат безопасности взрывоопасного производства, выданный Федеральным агентством по промышленности от ДД.ММ.ГГГГ года № БВОП ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия от ДД.ММ.ГГГГ года. (Акт проверки № № года ФГУП «31 Арсенал» МО РФ Федеральной службой по оборонному заказу).

Анализ Уставной деятельности ФГУП «31 Арсенал» МО РФ указывает на то, что предприятие относится к опасному объекту, поскольку осуществляет эксплуатацию и ремонт взрывопожароопасных и вредных производств, испытание взрывчатых материалов промышленного изготовления, производство, хранение и распространения пиротехнических изделий, изготовление, переработку хранение и распространение метательных зарядов и взрывчатых материалов промышленного назначения и т.д. (п.2.2 Устава), и, следовательно, относится к источнику повышенной опасности, поскольку его деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих.

Имущественная ответственность за вред, причиненный действием таких источников, наступает как при целенаправленном их использовании, так и при самопроизвольном проявлении их вредоносных свойств.

Особенность правил ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, заключается в том, что для ее возложения необходимо наступление вреда и наличие причинной связи между противоправном поведением причинителя вреда и наступлением вреда. Вины причинителя, в данных правоотношениях, устанавливать не требуется.

Поскольку взрыв боеприпасов произошел в зданиях, принадлежащих ФГУП «31 Арсенал» МО РФ на праве хозяйственного ведения, вследствие нарушения правил безопасности в ходе разделки и утилизации боеприпасов, то есть в ходе деятельности ответчика на взрывоопасном объекте, следовательно, имеется причинная связь между его производственной деятельностью и наступившим вредом.

В соответствии с п. 1.1. Устава ФГУП «31 Арсенал» МО РФ именуется «Предприятием», ранее именовавшееся ГУП «Войсковая часть 34236», которое являлось правопреемником хозрасчетного подразделения войсковой части 34236, созданного в соответствии с приказом Наркома Военно–Морского Флота от 14.08.1941 года. Войсковая часть 34236 в силу п. 2 ст. 17 ФЗ РФ «Об обороне» не имеет полномочий по осуществлению производственной деятельности.

Факт нахождения ФГУП «31 Арсенал» МО РФ на территории войсковой части, юридического значения не имеет, поскольку закон предусматривает ответственность за вред, причиненный деятельностью ответчика, создающей повышенную опасность для окружающих, и ответственность, в этом случае, не зависит от местонахождения ответчика.

ФГУП «31 Арсенал» МО РФ является коммерческой организацией и от своего имени приобретает имущественные обязанности, отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и может выступать ответчиком.

Согласно Уставу (п.1.4) функции учредителей осуществляют Министерство имущественных отношений и Министерство обороны РФ.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 (с последующими изменениями и дополнениями), указанное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны и имеет полномочия по осуществлению, размещению и оплату заказов на закупку сервисное обслуживание, модернизацию, ремонт и утилизацию вооружения и военной техники; координирует заказы на разработку, закупку, сервисное обслуживание, модернизацию и ремонт вооружения и военной техники общего применения для войск воинских формирований и органов в целях унификации вооружения и военной техники; запасные части и комплектующие изделия к ним, а также боеприпасы и другое имущество в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.п. 48,49).

В силу Постановлений Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», от 06.06.2003 № 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственники имущества федерального государственного унитарного предприятия», от 03.12.2004 № 739 (с последующими изменениями и дополнениями) «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника – подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедуры банкротства; закрепляет находящиеся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задание по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия, подведомственного Министерству обороны Российской Федерации, связанных с передачей закрепленного за ним в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества в аренду; в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации полномочия осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, которое проводит реорганизацию федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации в форме слияния и присоединения, а также их ликвидацию на основании решения Министерства обороны Российской Федерации.

Министерством обороны Российской Федерации было принято решение о ликвидации ФГУП «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации (приказ от 14.06.2010 № 654).

Приказом Главнокомандующего Военно-Морским флотом Российской Федерации от 15.07.2010 № 304 создана ликвидационная комиссия по расформированию ФГУП «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации.

В ИФНС по Заволжскому району г. Ульяновска 26.07.2010 поступило уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица; уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего); уведомление о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), конкурсном управляющем, зарегистрированные налоговым органом 02.08.2010.

С момента создания и регистрации ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ) и наступает субсидиарная ответственность учредителя.

При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ (аналогия закона) (п. 24 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ № 6/8).

Согласно ст. 35 Закона РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия предприятие неспособно удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (ст. 3 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О несостоятельности (банкротстве)»).

Статья 9 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает обязанность для лиц, на которые возложены обязанности по ликвидации предприятия, подать заявление о признании банкротом ликвидируемой организации в случае, если в процессе ликвидации организации будет установлена недостаточность имущества организации для удовлетворения всех требований. В случае неисполнения такой обязанности учредители несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

Поскольку Министерство обороны является учредителем ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, которое не может в настоящее время удовлетворить требования кредиторов, и которое находится в стадии ликвидации по решению его учредителя, в силу п.7 ст. 114 и п. 3 ст. 56 ГК РФ Министерство обороны РФ обязано наряду с ФГУП «31 Арсенал» МО РФ нести субсидиарную ответственность перед кредиторами.

Судом установлено, что в отношении ФГУП «31 Арскенал» МО РФ имеются неисполненные исполнительные документы о возмещении причиненного вреда, заявления о возмещении вреда, причиненного жителям, проживающим в Заволжском районе г.Ульяновска, и организациям, расположенным в Заволжском районе г.Ульяновска в результате взрыва в ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, продолжают рассматриваться судами Ульяновской области, и реестр кредиторов окончательно не определен.

Данные обстоятельства известны также Министерству обороны РФ. Несмотря на это, учредитель принял решение о ликвидации предприятия, фактически лишив его возможности за счет собственных средств и прибыли от дальнейшей коммерческой деятельности возместить причиненный вред.

В соответствии с правовой позицией Европейского Суда по правам человека, изложенной в Постановлении ЕСПЧ от 06.12.2007 по делу «Александрова против Российской Федерации», Постановлении ЕСПЧ от 12.04.2007 по делу «Григорьев и Какауров против Российской Федерации», Постановлении ЕСПЧ от 01.02.2007 по делу «Шлепкин против Российской Федерации», государство должно нести ответственность за действия или бездействие государственного унитарного предприятия, поскольку по законодательству Российской Федерации собственник унитарного предприятия сохраняет право собственности на имущество предприятия, утверждает его сделки с этой собственностью, контролирует управление предприятием и принимает решения относительно того, следует ли предприятию продолжать свою деятельность или его необходимо ликвидировать.

По мнению ЕСПЧ, недостаточная урегулированность российским гражданским законодательством вопросов погашения государством долгов государственных унитарных предприятий при их ликвидации не может освобождать государство в лице его исполнительных органов от оплаты таких долгов, тем более, в пользу граждан.

Следовательно, возложение на учредителя ФГУП «31 Арсенал» МО РФ – Министерство обороны РФ обязанности по возмещению вреда, причиненного предприятием. В порядке субсидиарной ответственности нельзя признать противоречащим закону.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Правительство Ульяновской области должно принять на себя ответственность по возмещению вреда в соответствии с ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», суд апелляционнйо инстанции находит несостоятельной и основанной на неправильном толковании закона, который не предусматривает обязанности органа государственной власти субъекта федерации по возмещению вреда, причиненного в ходе чрезвычайной ситуации. Если известен конкретный причинитель вреда. Который в силу требований гражданского законодательства обязан возместить причиненный вред.

Не является основанием к отмене решения мирового судьи довод апелляционной жалобы о преждевременности решения вопроса о субсидиарной ответственности Министерства обороны РФ и отсутствии решения арбитражного суда о признании ФГУП «31 Арсенал» МО РФ банкротом.

Статьей 35 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 02.07.2010) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусмотрена необходимость обращения в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом в случае. Если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

Такое же положение содержится в пункте 3 статьи 9 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О несостоятельности (банкротстве)».

Между тем, заявления о признании ФГУП «31 Арсенал» МО РФ ликвидационная комиссия, созданная в соответствии с приказом МО РФ, в арбитражный суд не подавала. Таким образом, поскольку решение вопроса о банкротстве предприятия в настоящее время зависит от действий его учредителя, ставить в зависимость от наличия решения о банкротстве возможность субсидиарной ответственности учредителя за ущерб, причиненный предприятием, не следует.

Вместе с тем, установленная решением мирового судьи субсидиарная ответственность Министерства обороны РФ означает, что взыскание с министерства будет произведено лишь в случае отсутствия денежных средств у предприятия, достаточных для исполнения судебного решения.

С учетом изложенного, решение мирового судьи является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Решение мирового судьи судебного участка № 2 Заволжского района города Ульяновска от 21 декабря 2010 года по иску Захаровой Людмилы Владимировны к федеральному государственному унитарному предприятию «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации о возмещении ущерба оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Федеральный судья - О.В. Миллер