Дело №2-***/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ13 мая 2010 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Романовой Г.Г.
с участием прокурора Сакун А.В.
при секретаре Агафоновой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Е***» о признании незаконными действий по установлению платы за утилизацию твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заволжского района города Ульяновска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Е***» (ООО «Е***») о признании незаконными действий по установлению платы за утилизацию твердых бытовых отходов, указав следующее.
Ответчик с 01.01.2009 года организовал начисление и взимание с граждан, проживающих в жилых домах, находящихся в его управлении, плату за услугу по утилизации твердых бытовых отходов, которая в структуру платы за жилое помещение « Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме» не предусмотрена. Администрация города Ульяновска установила и ввела с 01.01.2009 года тарифы только на услугу по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемую МУП «Б***» на основании распоряжение Главы Администрации города Ульяновска.
Считает действия ответчика незаконными, противоречащими п.2 ст.154 ЖК РФ, п.3 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.3 Правил предоставления коммунальных услуг; Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, Федеральному закону от 30.12.2004 года « Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Утилизация твердых бытовых отходов не может быть признана жилищно-коммунальной услугой, предоставляемой для населения Заволжского района, так как потребителями услуги по утилизации граждане, проживающие в жилых помещениях домов, находящихся в управлении ответчика, не являются. Такая услуга предоставляется непосредственно муниципальным предприятиям, учреждениям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам, как потребителям услуги. Незаконными действиями должностных лиц ООО «Е***» создаются условия и предпосылки к значительным материальным потерям граждан, ограничению их конституционных прав; считает, что в силу норм ст.1102 ГК РФ ответчики обязаны возвратить неосновательное обогащение путем перерасчета в счет будущих коммунальных платежей.
Просит признать незаконными действия ответчика по установлению платы за коммунальные услуги по утилизации твердых бытовых отходов, обязать ответчика в дальнейшем не производить гражданам начисление платы за коммунальные услуги по утилизации твердых бытовых отходов, возместить гражданам путем перерасчета в счет последующих коммунальных платежей незаконно полученную плату за утилизацию твердых бытовых отходов за период с 01.01.2009 по день вынесения судебного решения.
В судебном заседании прокурор С*** А.В. исковые требования поддержал,
Представитель ответчика ООО «Е***» Х*** И.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотрения дела в его отсутствие. Будучи ранее допрошенным в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что с 01.04.2010 года начисление за утилизацию ТБО уже не производится.
Представитель третьего лица ООО «Р***, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Таким образом, в силу изложенных норм плата за жилое помещение и коммунальные услуги как для граждан, занимающих жилые помещения по договорам найма, так и для граждан – собственников жилых помещений, включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, и плату за коммунальные услуги.
Оплаты гражданами иных услуг, указанные нормы Жилищного кодекса РФ не предусматривают.
Таким образом, из содержания указанных норм следует, что услуги по утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) не включены в перечень коммунальных услуг, предоставляемых гражданам, проживающим в жилых помещениях, а плата за услуги по утилизации ТБО не входит в состав платы за коммунальные услуги.
В силу ч.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
При этом работы по утилизации твердых бытовых отходов указанным пунктом Правил не предусмотрены в составе работ по содержанию общего имущества.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, также предусматривают в перечне работ по содержанию жилых домов только сбор и вывоз мусора.
В соответствии с нормами ч.2,3,7 ст.156, ч.4 ст.158 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади комнат) жилого помещения и устанавливается органами местного самоуправления; размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год; если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В силу требований пунктов 17, 31, 38 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования; при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации; при управлении многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с ч.4 ст.155 ЖК РФ несут расходы на содержание и ремонт общего имущества с учетом внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; если размер вносимой нанимателями таких жилых помещений платы меньше, чем размер платы, установленной в договоре управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем в согласованном с управляющей организацией порядке.
Из представленного ответчиком договора управления, содержания и ремонта многоквартирного дома по адресу Ульяновск, улица Т***, д.**, заключенного 01.06.2008 года ответчиком с Комитетом жилищно-коммунального хозяйства мэрии г.Ульяновска, усматривается, что указанным договором утвержден Перечень работ, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Пункт 5.6 Приложения к данному договору предусматривает работы по удалению ТБО из здания и его вывозка.
Таким образом, управляющая организация и собственники помещений включили услугу по утилизации в перечень работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
В суде также установлено, и не отрицается сторонами, что в счета на оплату жителям данного дома, находящегося в управлении ответчика, включалась отдельная плата за утилизацию ТБО.
В соответствии со ст.ст.1,2 Федерального закона от 31.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат, в частности, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, к которым относятся юридические лица, независимо от из организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются лица, приобретающие по договору услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов; в жилищном секторе такими потребителями являются в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
Согласно указанному закону органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, то есть устанавливают эти тарифы для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Так, постановлением Городского комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска от 27.09.2008 №171/03-01 установлен тариф на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые ООО «П***», на период действия с 01.01.2009 по 31.12.2009 в размере 53,24 руб. за 1 куб.м. (без учета НДС).
Таким образом, указанный тариф установлен для ООО «П***», как организации, осуществляющей эксплуатацию объекта, используемого для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; при этом потребителями указанной услуги, обязанными производить ее оплату по установленному регулируемому тарифу является управляющая организация - ООО «Е***», а не граждане, проживающие в обслуживаемых им многоквартирных домах.
При этом органами местного самоуправления какой-либо тариф на услугу по утилизации ТБО, подлежащий оплате гражданами, проживающими в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющих организаций, не утверждался и не мог утверждаться, поскольку в силу вышеуказанного Федерального закона от 31.12.2004 №210-ФЗ они не являются потребителями услуг организаций коммунального комплекса, осуществляющих утилизацию.
Письмом Министерства регионального развития РФ от 03.10.2008 года №25080-СК/14 было дано разъяснение о том, какая деятельность по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов подлежит государственному регулированию; при этом в письме было указано, что утилизация ТБО оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение; оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги; услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения; при согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Тем самым в указанном письме Министерства регионального развития РФ подтверждена позиция, что регулирование тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО производится для организаций коммунального комплекса; услуга по сбору и вывозу ТБО не является регулируемым видом услуги, входит в состав платы за жилое помещение и относятся к понятию содержание жилого помещения, стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО при согласии потребителя на условиях, предусмотренных договором.
Иное толкование противоречило бы нормам ст.154 ЖК РФ, на которую содержится ссылка в письме Министерства регионального развития РФ, поскольку нормы ст.154 не предусматривают иной платы за жилое помещение для граждан, кроме платы на наем жилья (по договорам найма), платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги; при этом нормы ст.154 ЖК РФ не относят плату за утилизацию ТБО к плате за коммунальные услуги, следовательно, с согласия гражданина-потребителя указанная плата может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО, а соответственно включаться в плату за содержание и ремонт жилья, а не начисляться отдельно, как самостоятельная плата за услугу.
В 2009 году и в 2010 году между ООО « П***» и ООО «Е***» заключены договора на предоставление услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, что подтверждается копиями данных договоров.
Письмом от 11. 01.2009 года ООО «Е***» поручило ООО «Р***» производить с 01.01.2009 года начисления за утилизацию твердых бытовых отходов населению, проживающему в жилищном фонде, который находится в управлении, с использованием следующих размеров оплаты 9,42 рубля с человека, поставщик услуги ООО «П***».
Письмом от 25.12.2010 года также дано указание о начислении с 01.01.2010 года стоимости услуги по утилизации ТБО – 9, 12 рублей с человека.
При таких обстоятельствах, действия ответчика ООО «Е***» по установлению платы за утилизацию твердых бытовых отходов для граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, находящихся в их управлении, противоречит требованиям ст.154 ЖК РФ, в связи с чем исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц о признании данных действий незаконными следует удовлетворить.
Поскольку оспариваемые действия ответчика признаются судом незаконными, следует обязать ответчика ООО «Е***» устранить допущенное нарушение: не производить начисление гражданам платы за утилизацию твердых бытовых отходов и возместить гражданам путем перерасчета в счет последующих коммунальных платежей незаконно полученную плату за утилизацию твердых бытовых отходов за период с 01.01.2009 года по день вынесения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Е***» по установлению платы за утилизацию твердых бытовых отходов.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Е***» не производить начисление гражданам платы за утилизацию твердых бытовых отходов и возместить гражданам путем перерасчета в счет последующих коммунальных платежей незаконно полученную плату за утилизацию твердых бытовых отходов за период с 01.01.2009 года по день вынесения настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней.
Судья: Г.Г. Романова