об обязании передать жилое помещение



Дело № 2-**/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2010 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Калашниковой Е.В.

при секретаре Ильиной Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска к З** А.М., З** В.М., З** М.А. об обязании передать жилое помещение в муниципальную собственность,

УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска (далее по тексту КУГИ мэрии города Ульяновска) обратился в суд с иском, уточненным и дополненным в ходе судебного разбирательства, к З** А.М., З** В.М., З** М.А. об обязании передать жилое помещение в муниципальную собственность, указав следующее.

В рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы Жилище на 2002-2010» З** А.М., как участнику ликвидации воздействий радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и приравненных к ним лиц, в 2009 году выдан государственный жилищный сертификат на приобретение жилой площади.

**2009 З** A.M. и члены его семьи подписали обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения, в соответствии с которым семья З** обязана освободить и сдать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в муниципальную собственность имеющиеся в собственности 46/100 доли (29,66 кв.м общей площади) в праве общей долевой собственности на 3-х комнатную квартиру обшей площадью 64,49 кв.м по адресу: город Ульяновск, улица К**, дом №**, квартира №**.

По указанному сертификату З** A.M. на состав семьи из 4-х человек (он, жена, 2 дочери) приобрел 2-х комнатную квартиру по адресу: город Ульяновск, проспект А**, дом №**, квартира №**, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

По вопросу передачи жилой площади по адресу: город Ульяновск, улица К**, дом №**, квартира №** в муниципальную собственность, письмом от **2009 № ** отделом по учету и распределению жилой площади З** A.M. было рекомендовано обратиться в КУГИ мэрии города Ульяновска.

Однако до настоящего времени З** A.M. не передал в муниципальную собственность имеющиеся 46/100 доли в праве общей долевой собственности на 3-х комнатную квартиру по адресу: город Ульяновск, улица К**, дом №**, квартира №**.

В соответствии с п. «в» ст. 16.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Просили обязать З** А.М., З** В.М., З** М.А. передать в муниципальную собственность жилое помещение, соответствующее 46/100 доли в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру, расположенное по адресу: город Ульяновск, улица К**, дом №**, квартира №**.

Представитель КУГИ мэрии города Ульяновска Д**, действующая на основании доверенности от 22.01.2010, в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила обязать З** А.М., З** В.М., З** М.А. передать в муниципальную собственность жилое помещение, соответствующее 46/100 доли в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру, расположенное по адресу: город Ульяновск, улица К**, дом №**, квартира №**.

Ответчики З** А.М., З** В.М., З** М.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.

Представитель ответчика З** А.М. – Д** А.В., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от **2009, в судебном заседании исковые требования КУГИ не признал по следующим основаниям. З** А.М., является участником ликвидации последствий на ЧАЭС и инвалидом Ш группы в связи с полученным заболеванием в результате ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. При выдаче государственного жилищного сертификата истцу и определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, не было учтено то обстоятельство, что в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» З** А.М. имеет право на дополнительную жилую площадь. Обязательство о сдаче жилого помещения З** А.М. и члены его семьи подписали в силу своей юридической безграмотности. Более того, из содержания данного обязательства следует, что ответчики обязались сдать муниципальное жилье, а не принадлежащую им долю в праве собственности. Исходя из размера социальной выплаты по государственному жилищному сертификату, ответчики смогли приобрести не 3-х, а лишь 2-х комнатную квартиру, поскольку норматив стоимости 1 кв.м. ниже рыночной. При условии сдачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность, ответчики не будут обеспечены жилым помещением по установленным Ульяновской городской Думой нормативам. Кроме того, семья З** распалась, брак между супругами расторгнут, их совместное проживание невозможно. Просил в удовлетворении исковых требований КУГИ мэрии города Ульяновска отказать.

Представитель третьего лица мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения Ульяновской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Представил письменный отзыв на иск, в котором просил исковые требования КУГИ мэрии города Ульяновска удовлетворить по следующим основаниям.

Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрена мера социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Порядок оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010» на территории Ульяновской области утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от 05.07.2006 № 211.

В соответствии с п. 44 Правил и Порядком для получения сертификата гражданин-участник подпрограммы должен представить на имя руководителя областной рабочей группы определенный пакет документов, в том числе обязательство, оформленное в установленной форме, о сдаче (передаче) жилого помещения за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ об отсутствии у него жилого помещения для постоянного проживания. Данное обязательство подписывается всеми совершеннолетними членами семьи.

З** А.М. был представлен полный пакет документов, необходимых для выдачи сертификата. **2009 указанный сертификат был ему выдан. Однако до сегодняшнего дня жилое помещение, соответствующее 46/100 долям в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: город Ульяновск, улица К**, дом №**, квартира №**, им не сдано.

Третье лицо И** О.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителей сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, представителей третьих лиц.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Как установлено в судебном заседании З** А.М. является инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы и участником ликвидации ее последствий.

Согласно выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом от **2008 серии МСЭ-**№ ** с **2008 З** А.М. установлена третья группа инвалидности по причине увечья, полученного при выполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на ЧАЭС, бессрочно.

Инвалидность по увечью, полученном при выполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на ЧАЭС, подтверждается выписками из актов освидетельствования во ВТЭК с 2002.

Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 N 179-ФЗ) для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты (пункт 3 части первой статьи 14); для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью (пункт 3 части первой статьи 15).

01 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым статьи 14 и 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были изложены в новой редакции (пункты 8 и 9 статьи 3).

Согласно пункту 2 части первой статьи 14 и пункте 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ нуждающимся в улучшении жилищных условий инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, вставшим на учет до 1 января 2005 года, гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а вставшие на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

На основе названного Закона Правительством Российской Федерации были разработаны Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 года N 511), действовавшая до 2001 года, и Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675).

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 определено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Из материалов дела следует, что З** А.М., З** В.М., З** М.А. и И** О.Н. получили **2009 государственный жилищный сертификат в соответствии с условиями подпрограммы и использовали его в 2009 для приобретения жилья, что подтверждается копией сертификата № ** и договора купли-продажи квартиры от **2009.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.

Пунктом 2 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (утверждены постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 № 153) установлено, что государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата). Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

Также данным пунктом установлено, что участие в подпрограмме является добровольным.

Пункт правил определяет категории граждан, имеющие право на участие в подпрограмме.

З** А.М. относится к категории лиц, указанных в подпункте «е» п. 5 программы.

Пунктом 13 данной программы установлено, что социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности.

Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по РФ или средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в соответствующем субъекте РФ.

Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по РФ определяется 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъектам РФ определяется в установленном порядке уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Положениями п. 15 данных Правил установлено, что при расчете размера социальной выплаты для граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а» - «ж» пункта 5 настоящих Правил, применяется норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации.

Государственный жилищный сертификат за №** на сумму 1 908 000 руб. выдан З** А.М. **2009.

Согласно данному сертификату З** А.М. предоставлена за счет средств федерального бюджета социальная выплата в размере ** руб. для приобретения жилого помещения на территории Ульяновской области, рассчитанная с учетом трех совместно проживающих с ним членов его семьи.

Показатель общей площади жилого помещения ** кв.м.

Норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилья ** руб.

Согласно п. 16 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010» норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м. При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.

Из вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что З** А.М., являющийся инвалидом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, имел право на одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты, а в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010» на 18 кв.м. на каждого члена семьи (72 кв.м.) и дополнительно 15 кв.м.

Исходя из приведенного в корешке государственного жилищного сертификата №** показателя общей площади жилого помещения (72 кв.м.) и количество лиц, с учетом которых определен данный показатель, следует, что при решении вопроса об обеспечении З** А.М. жилой площадью (получении социальной выплаты для приобретения жилого помещения) не учтено право З** А.М. на дополнительную площадь, как инвалиду вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

При этом, в заявлении о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», З** А.М. указывал на то обстоятельство, что он является не только ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС, но и инвалидом 3 группы.

Справка об инвалидности вследствие аварии на Чернобыльской АЭС имелась и в материалах учетного дела.

Данное обстоятельство при решении вопроса о выдаче государственного жилищного сертификата полномочным органом было оставлено без внимания и не проверялось.

Вместе с тем З** А.М. не лишен был права в силу вышеперечисленных положений федерального законодательства на однократное получение жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь.

Как следует из материалов дела, до реализации права на обеспечение жилым помещением, семья З** А.М. из 4-х человек проживала в коммунальной квартире по адресу: город Ульяновск, улица К**, дом №**, квартира №**. З** А.М., В.М., М.А. являлись сособственниками 46/100 долей в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру, общей площадью 64,49 к.м. на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан.

**2009 З** A.M. и члены его семьи подписали обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения, в соответствии с которым семья З** обязана освободить и сдать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в муниципальную собственность имеющиеся в собственности 46/100 доли (29,66 кв.м общей площади) в праве общей долевой собственности на 3-х комнатную квартиру общей площадью 64,49 кв.м по адресу: город Ульяновск, улица К**, дом №**, квартира №**.

Представитель истца при обосновании исковых требований ссылается на п.п. в п. 16.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010»

Согласно п.16.1 указанных правил норматив, указанный в пункте 16, применяется при расчете размера социальной выплаты, если:

а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;

б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;

в) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

То есть, анализ положений приведенного нормативного акта в совокупности позволяет придти к выводу о том, что обязанность участников подпрограммы о безвозмездном отчуждении принадлежащего на праве собственности жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, предусмотренная п. 16.1 Правил, возникает при соблюдении нормативов общей площади для расчета социальной выплаты, установленных ст. 16 тех же Правил.

Поскольку З** к моменту получения государственного жилищного сертификата не был в полной мере обеспечен жилым помещением (социальной выплатой на приобретение жилья), то оснований к удовлетворению исковых требований не имеется.

Доводы представителя истца о том, что не подтвержден факт инвалидности З** А.М. вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, суд находит несостоятельными, поскольку данное обстоятельство подтверждается имеющимися в деле документами.

Иные, изложенные в судебном заседании представителем ответчика З** А.М. доводы не имеют правового значения при разрешении спора по существу.

По вышеизложенным основаниям исковые требования КУГИ мэрии города Ульяновска к ответчикам удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 167, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Комитета по управлению городским имуществом мэрии города Ульяновска к З** А.М., З** В.М., З** М.А. об обязании передать жилое помещение в муниципальную собственность отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: Е.В. Калашникова