о представлении социальной выплаты на приобретение жилья ветерану ВОВ



Дело №2-1829/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 июля 2010 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска

в составе председательствующего судьи Скобенко Е.М.,

при секретаре Молгачевой Г.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суслова Михаила Михайловича к Мэрии города Ульяновска, Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области, Департаменту социальной защиты Заволжского района города Ульяновска, Министерству финансов Ульяновской области о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и понуждении к предоставлению права на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Суслов М.М. обратился в суд с иском к Мэрии города Ульяновска, Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области, Департаменту социальной защиты Заволжского района города Ульяновска, Министерству финансов Ульяновской области о понуждении к предоставлению права на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, указав, что является ветераном ВОВ, проживал в блокадном Ленинграде, имеет право на социальные гарантии и льготы, предоставляемые участникам войны; проживает в квартире ... ... по ... в г.Ульяновске в составе семьи из 7 человек, собственником квартиры является зять, с ним проживает его супруга - ветеран ВОВ; им подано заявление в комиссию по учету и распределению жилой площади мэрии г.Ульяновска о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, но ему было отказано по причине отчуждения квартиры в г.ФИО15, что он был вынужден сделать ввиду не зависящих от него обстоятельств; в Департаменте социальной защиты населения также получил отказ; просит обязать ответчиков включить его в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета и предоставить указанную выплату в порядке очередности в соответствии со ст.23.2 ч.3 п.2 ФЗ «О ветеранах».

Впоследствии истец заявил дополнительные требования о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Истец Суслов М.М., надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал.

Представитель истца Озолена Т.М. в судебном заседании требования истца и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, просила признать Суслова М.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать ответчиков включить Суслова М.М. в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения и предоставить Суслову М.М. социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в порядке очередности; пояснила, что из-за резкого ухудшения состояния здоровья своего отца Суслова М.М., она была вынуждена в 2008 году перевезти родителей из г.ФИО15 Приднестровской Молдавской Республики; отец является участником ВОВ, жителем и защитником блокадного Ленинграда, начал воевать в неполные 17 лет юнгой на Балтийском флоте; мама - труженик тыла; в Ульяновске она проживала с мужем и тремя детьми, родители не специально ухудшили свои жилищные условия, они подарили ей квартиру, так как заниматься ее продажей у отца не было времени из-за ухудшения состояния здоровья; квартира находится не в России, продать эту квартиру не удалось, квартиры там дешевые; кроме того, в той квартире живет без регистрации ее брат ФИО4, который страдает ... заболеванием, в силу своего состояния здоровья издевался над родителями, проживание с братом невозможно; кроме того, закон о предоставлении жилья был издан в 2009 году; в трехкомнатной квартире жилой площадью 45,88 кв.м. их семь человек, истец самостоятельно ходить не может, поэтому его комната превратилась в столовую, спальню, ванную и туалет одновременно; считает, что ее родители в 84 года заслужили достойно прожить остаток жизни в человеческих условиях; просит исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика мэрии города Ульяновска Павлеева Е.А. в суде исковые требования не признала, пояснила, что 25.01.2010 истец подал заявление о постановке в очередь на улучшение жилищных условий, при этом было установлено, что Сусловым М.М. была подарена дочери двухкомнатная квартира в г.ФИО15, согласно ст.53 ЖК РФ в таком случае граждане могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся не ранее, чем через пять лет; кроме того, нуждающимися признаются граждане, не обеспеченные учетной нормой площади; семья истца в занимаемом жилом помещении с учетом подаренной истцом квартиры имеет на каждого члена семьи свыше учетной нормы общей площади; просит в иске отказать.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Ульяновской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, направил отзыв, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, решение оставляет на усмотрение суда, указывает, что прием документов от граждан для постановки на учет нуждающихся осуществляет орган местного самоуправления, который формирует списки получателей и направляет их в Департамент, в указанных списках истец не значится.

Представитель ответчика Министерства финансов Ульяновской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направил отзыв, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, иск не признает, указывает, что участники ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, ведение учета осуществляется органами местного самоуправления; главным распорядителем данных денежных средств является Департамент социальной защиты населения Ульяновской области; в бюджете Ульяновской области денежные средства на обеспечение жильем ветеранов не предусматриваются, в связи с чем в иске к Министерству финансов Ульяновской области просит отказать.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты Заволжского района города Ульяновска, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, сведений о причинах неявки не представил.

Считая возможным с согласия представителя истца и явившегося представителя ответчика рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, выслушав пояснения представителей истца и ответчика мэрии города Ульяновска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся, в частности, участники Великой Отечественной войны; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

Как усматривается из удостоверения серии ВВ Номер обезличен, Суслов М.М. является ветераном - участником Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст.15 (14) Федерального закона «О ветеранах».

Удостоверением к знаку «Жителю блокадного Ленинграда» ... подтверждается, что Суслов М.М. 24.06.2004 награжден указанным знаком.

В соответствии с пп.3 п.1 ст.15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона; участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В силу норм пп.3 п.1 ст.18 Федерального закона «О ветеранах» лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», предоставляются аналогичные меры социальной поддержки.

Согласно п.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу пп.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в частности, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

Согласно п.11 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 №138 определена мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность; полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.

Согласно п.2,3 Порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного указанным постановлением, правом на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения обладают, в частности, следующие категории граждан: б) участники Великой Отечественной войны; г) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; социальная выплата предоставляется лицам, указанным в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящего Порядка, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

В судебном заседании установлено, что Суслов М.М. обращался в отдел по учету и распределению жилой площади мэрии города Ульяновска с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, однако, ему было отказано со ссылкой на то, что он с составом семьи 7 человек зарегистрирован в трехкомнатной квартире общей площадью 66,18 кв.м., кроме того, согласно договору дарения от Дата обезличена подарил дочери двухкомнатную квартиру общей площадью 44,3 кв.м. по ... в г.ФИО15, в связи с чем к категории граждан, нуждающихся в жилье, не относится.

Однако, суд полагает данный вывод ошибочным в связи со следующим.

Как усматривается из справки формы №8 от 28.04.2010 в трехкомнатной квартире по адресу: г.Ульяновск, ..., ..., ..., принадлежащей на праве собственности ФИО14 (зятю истца), зарегистрированы кроме собственника его жена Озолена Т.М., сын ФИО13, дочь ФИО12, зять ФИО11, а с Дата обезличена были зарегистрированы тесть Суслов М.М. и теща ФИО10; ранее на указанной жилой площади был также зарегистрирован сын ФИО9, выбывший Дата обезличена в пгт.....

Согласно договору от Дата обезличена Суслов М.М. подарил дочери Озоленой Т.М. двухкомнатную квартиру Номер обезличен общей площадью 44,3 кв.м. в г.ФИО15 по ..., д.Номер обезличен, принадлежащую ему на праве собственности на основании свидетельства Номер обезличен от Дата обезличена в порядке приватизации и регистрационного удостоверения Номер обезличен от Дата обезличена.

Право собственности Озоленой Т.М. на указанную квартиру зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Министерства юстиции Приднестровской Молдавской республики 10.11.2008, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии АН Номер обезличен.

Вместе с тем, доводы представителя ответчика мэрии г.Ульяновска о том, что тем самым истец намеренно ухудшил свои жилищные условия суд считает не состоятельными.

В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как отмечается в определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 №258-О-О по смыслу статьи 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем; при этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Как усматривается из справки ВТЭК серии ... Номер обезличен, Суслов М.М. признан инвалидом 2 группы бессрочно.

Согласно справке ВК Номер обезличен от Дата обезличена Суслов М.М. по состоянию здоровья с диагнозом системный атеросклероз, ИБС, стенокардия напряжения III; артериальная гипертензия III ст., СНI, дисциркуляторная энцефалопатия III ст., органическое поражение головного мозга; психоорганический синдром; интеллектуально мнестические нарушения; деформирующий артроз плечевых, коленных суставов нуждается в постоянном постороннем уходе.

Из лицевых счетов УПФР в Заволжском районе г.Ульяновска Номер обезличен, Номер обезличен усматривается, что Суслов М.М. и ФИО10 получают доплаты к трудовой пенсии на лицо, занятое уходом за ними, - Озолену Т.М.

При таких обстоятельствах следует признать, что выезд истца с супругой из квартиры Номер обезличен по ..., д.Номер обезличен в г.ФИО15 и переезд в г.Ульяновск к дочери Озоленой Т.М. по адресу: город Ульяновск, ..., дом Номер обезличен, квартира Номер обезличен действительно носил вынужденный характер и был связан с состоянием здоровья истца и его супруги и необходимостью постоянного ухода за престарелыми родителями-ветеранами, а не с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом суд исходит из добросовестности действий истца и членов его семьи, отсутствия у них намерения искусственного ухудшения жилищных условий, а доказательств обратного ответчиками в суд не представлено.

Доводы стороны ответчика, что отчуждение квартиры Номер обезличен по ..., д.Номер обезличен в г... Приднестровской Молдавской республики дочери свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий, суд не принимает во внимание также потому, что это обстоятельство может повлечь правовые последствия, указанные в ст.53 ЖК РФ, в том случае, если отчуждение квартиры само по себе могло повлечь такое изменение правоотношений сторон, в результате которого истец мог быть признан нуждающимся в жилом помещении.

Однако, дарение истцом дочери квартиры в г.... Приднестровской Молдавской республики никак не изменило число жилых помещений, находящихся во владении семьи истца и его дочери, поскольку истец совершил отчуждение данной квартиры не посторонним лицам, а дочери, по месту жительства которой он переехал для совместного проживания одной семьей. Таким образом, само по себе отчуждение квартиры в г.... Приднестровской Молдавской республики не влечет признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Суд считает, что действия истца, являющегося гражданином РФ, по переезду на постоянное место жительства в г.Ульяновск Российской Федерации и вселение его в квартиру по адресу: г.Ульяновск, ..., ..., ... влекут признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку при вселении истца размер общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, зарегистрированного в этой квартире, после вселения истца стал менее учетной нормы площади жилого помещения (12 кв.м.), установленной решением Ульяновской Городской Думы №136 13.07.2005.

Однако, указанные действия истца (переезд и вселение в квартиру по адресу: г.Ульяновск, ..., ..., ...) не были связаны с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, связаны с состоянием здоровья истца и его супруги и необходимостью постоянного ухода за ними со стороны дочери, а потому эти действия не подпадают под правило, установленное ст.53 ЖК РФ.

При этом суд считает, что при определении размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, зарегистрированного в квартире по адресу: г.Ульяновск, ..., ..., ..., не может учитываться жилое помещение в г.... Приднестровской Молдавской республики, принадлежащее в настоящее время на праве собственности дочери истца Озоленой Т.М., поскольку данное жилое помещение находится в другом государстве, а по смыслу норм статей 15, 19, части 2 статьи 51 ЖК РФ определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется из суммарной общей площади всех занимаемых гражданином и членами его семьи жилых помещений, находящихся в Российской Федерации.

Кроме того, в суде установлено, что истец и его семья не занимают жилое помещение в г.ФИО15 по ... в Приднестровской Молдавской республики, реально воспользоваться указанным жилым помещением не могут, поскольку из материалов дела усматривается, что все члены семьи, зарегистрированные в квартире по адресу: г.Ульяновск, ..., ..., ..., проживают и работают в г.Ульяновске.

Иное толкование противоречило бы требованиям статей 27, 37, 40 Конституции РФ о свободе выбора места пребывания и жительства, праве граждан Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию, праве свободно распоряжаться своими способностями к труду, праве на жилище и недопустимости произвольного лишения жилища.

При таких обстоятельствах, отказ отдела по учету и распределению жилой площади мэрии города Ульяновска о постановке истца на учет по месту жительства в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий следует признать необоснованным, а исковые требования о признании Суслова М.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий - подлежащими удовлетворению.

В связи с изложенным, истец, как участник Великой Отечественной войны и как лицо, награжденное знаком «Жителю блокадного Ленинграда», имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

Пунктами 3, 7 Порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области формируют списки граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, и направляют их в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения; социальные выплаты указанным получателям предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в списки на предоставление социальных выплат уполномоченным органом, по мере поступления средств из федерального бюджета.

На основании изложенного, следует обязать Мэрию города Ульяновска включить Суслова М.М. в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения и обязать Департамент социальной защиты населения Ульяновской области решить вопрос о предоставлении Суслову М.М. социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в списки на предоставление социальных выплат.

В иске к Министерству финансов Ульяновской области истцу следует отказать, поскольку в силу норм Федерального закона «О ветеранах», п.4 Порядка предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета.

В иске к Департаменту социальной защиты Заволжского района города Ульяновска следует также отказать, поскольку на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 24.12.2008 №525-П с 01.01.2009 Управление Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Заволжскому району города Ульяновска прекратило деятельность путем реорганизации в форме слияния, его правопреемник - Управление Департамента социальной защиты населения Ульяновской области в городе Ульяновске не уполномочено в силу п.3,10 вышеуказанного Порядка разрешать вопрос о предоставлении социальной выплаты (выдаче соответствующего свидетельства), такое решение принимает руководитель исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере социальной защиты населения, которым является Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Суслова Михаила Михайловича к Мэрии города Ульяновска, Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области удовлетворить.

Признать Суслова Михаила Михайловича нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать Мэрию города Ульяновска включить Суслова Михаила Михайловича в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.

Обязать Департамент социальной защиты населения Ульяновской области решить вопрос о предоставлении Суслову Михаилу Михайловичу социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в списки на предоставление социальных выплат.

В иске к Министерству финансов Ульяновской области, Департаменту социальной защиты Заволжского района города Ульяновска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через суд Заволжского района города Ульяновска в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья: Е.М. Скобенко