о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги



Дело № 2-2427/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июля 2010 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Романовой Г.Г.

при секретаре Рязаповой Р.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «...» об исключении из оплаты жилищно-коммунальных услуг платы за утилизацию твердых бытовых отходов, за обслуживание домофона, взыскании удержанной суммы, компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратился в суд с исками к Обществу с ограниченной ответственностью «... «...» (далее по тексту ООО УК «...») об исключении из оплаты жилищно-коммунальных услуг платы за утилизацию твердых бытовых отходов, за обслуживание домофона, взыскании удержанной суммы, компенсации морального вреда, указывая следующее.

С Дата обезличена ООО УК « ...» в квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг ввело тарифы за утилизацию ТБО и за обслуживание системы домофонной связи.

Считает данные действия незаконными, поскольку структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена ст. 154 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ Номер обезличен от Дата обезличена года.

На 2010 год установлен тариф на содержание жилья в размере 13,17 рублей за кв. м. Утилизация ТБО и обслуживание ПЗУ уже включены в тариф на содержание жилья, поэтому взиматься отдельно не должны. Однако, если данные услуги выделены отдельной строкой, то соответственно должны быть уменьшены тарифы на содержание жилья. Ответчик ссылается на решение общего собрания собственников дома. Однако он считает, что общее собрание путем заочного голосования не может изменять тарифы на содержание жилья. В Дата обезличена года он уплатил за утилизацию ТБО 9 рублей 14 копеек.

Просит обязать ООО УК « ...» убрать из квитанций об оплате жилья тарифы на утилизацию ТБО и ПЗУ, взыскать в его пользу 9 рублей 14 копеек, а также компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

Истец ФИО4 в судебном заседании поддержал свои исковые требования и уточнил их. Он просит обязать ответчика исключить из квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг плату за утилизацию ТБО, за обслуживание домофонной связи, засчитать в счет будущих платежей уплаченные им 9 рублей 14 копеек за утилизацию ТБО в Дата обезличена, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей. Моральный вред он оценивает в 100 000 рублей, так как в связи с переживаниями ему причинен вред здоровью. Он вынужден был обратиться к терапевту, и ему было назначено лечение в связи с обострением гастрита желудка. Он вынужден был приобретать лекарства. Кроме того, законодательством о защите прав потребителей предусмотрена возможность компенсации морального вреда и его требования соответствуют действующему законодательству. Считает, что общее собрание неправомочно было принимать решение об утверждении тарифа по утилизации ТБО и по обслуживанию домофона. Кроме того, в объявлении о проведении общего собрания не указано, что данные тарифы будут выведены отдельной строкой.

Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании с иском не согласился и пояснил, что Дата обезличена года состоялось решение общего собрания собственников дома Номер обезличен по .... На общем собрании было принято решение о включении в квитанции по квартплате услуги по обслуживанию домофона и услуги по утилизации твердых бытовых отходов отдельной строкой. Однако данные услуги взыскиваются в пределах установленного тарифа 13,17 рублей.

Выслушав истца, представителя ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В судебном заседании установлено, что истец ФИО6 является собственником квартиры Номер обезличен дома Номер обезличен по ... в городе Ульяновске, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от Дата обезличена года.

Статьи 30 и 39 ЖК РФ предусматривают несение собственником жилого помещения бремени содержания общего имущества.

В соответствии с договором Номер обезличен от Дата обезличена года между комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска и ООО «...» многоквартирный жилой дом по ... передан в управление ООО «...».

Согласно вышеуказанного договора ответчик вправе производить начисление, сбор, расщепление и перерасчет платежей собственника за содержание, текущий и капитальный ремонт, коммунальные и прочие услуги, с правом передачи этих полномочий по договору третьим лицам.

В соответствии со ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества.

Судом установлено, что ответчик, являясь домоуправляющей компанией, в том числе жилого дома по ... в г. Ульяновское при взимании с истца платы за содержание и ремонт жилого помещения, оказание коммунальных услуг, с января 2010 года отдельной строкой включает в квитанцию плату за утилизацию твердых бытовых отходов в размере 9, 14 рублей.

Из квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг за февраль 2010 года видно, что истцом оплачена услуга по утилизации ТБО в размере 9 рублей 14 копеек.

Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от Дата обезличена Номер обезличен, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

При этом работы по утилизации твердых бытовых отходов указанным пунктом Правил не предусмотрены в составе работ по содержанию общего имущества.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от Дата обезличена Номер обезличен, также предусматривают в перечне работ по содержанию жилых домов только сбор и вывоз мусора.

В соответствии со ст.ст.1,2 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат, в частности, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, к которым относятся юридические лица, независимо от из организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются лица, приобретающие по договору услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов; в жилищном секторе такими потребителями являются в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.

Согласно указанному закону органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, то есть устанавливают эти тарифы для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

При этом органами местного самоуправления какой-либо тариф на услугу по утилизации ТБО, подлежащий оплате гражданами, проживающими в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющих организаций, не утверждался и не мог утверждаться, поскольку в силу вышеуказанного Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ они не являются потребителями услуг организаций коммунального комплекса, осуществляющих утилизацию.

Письмом Министерства регионального развития РФ от Дата обезличена года Номер обезличенСК/14 было дано разъяснение о том, какая деятельность по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов подлежит государственному регулированию; при этом в письме было указано, что утилизация ТБО оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение; оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги; услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения; при согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

Тем самым в указанном письме Министерства регионального развития РФ подтверждена позиция, что регулирование тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО производится для организаций коммунального комплекса; услуга по сбору и вывозу ТБО не является регулируемым видом услуги, входит в состав платы за жилое помещение и относятся к понятию содержание жилого помещения, стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО при согласии потребителя на условиях, предусмотренных договором.

Иное толкование противоречило бы нормам ст.154 ЖК РФ, на которую содержится ссылка в письме Министерства регионального развития РФ, поскольку нормы ст.154 не предусматривают иной платы за жилое помещение для граждан, кроме платы на наем жилья (по договорам найма), платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги; при этом нормы ст.154 ЖК РФ не относят плату за утилизацию ТБО к плате за коммунальные услуги, следовательно, с согласия гражданина-потребителя указанная плата может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО, а соответственно включаться в плату за содержание и ремонт жилья, а не начисляться отдельно, как самостоятельная плата за услугу.

То обстоятельство, что протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме Номер обезличен по ... от Дата обезличена года было решено включить в квитанции по квартплате услугу по утилизации ТБО с 1 человека в месяц отдельной строкой, не может свидетельствовать о законности действий ответчика.

Установленные на Дата обезличена тарифы за утилизацию ТБО касаются организаций, осуществляющих эксплуатацию объекта для утилизации, и лиц, обязанных производить ее оплату, каковыми являются управляющие компании, в том числе ООО «...».

Таким образом, исковые требования ФИО7 о не начислении платы за утилизацию ТБО за 2010 год являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).

Согласно ч.1 ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.39 ЖК РФ).

Согласно подпункта «д» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен, в состав общего имущества включаются, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящиеся в многоквартирном доме за переделами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого или нежилого помещения.

Пунктом 7 указанных Правил предусмотрено, что в состав общего имущества входит внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов осветительных установок помещений общего пользования, автоматически запирающихся устройств дверей многоквартирного дома и др.

Общероссийский классификатор услуг населению, утвержденный Постановлением Госстандарта от Дата обезличена г. Номер обезличен, подтверждает, что домофон является общим имуществом дома.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ПЗУ (домофон), как оборудование, находящееся в многоквартирном доме, и обслуживающее более одной квартиры, отвечает признакам общего имущества в многоквартирном доме, указанным в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ и в подпункте «д» пункта 2 Правил.

Как следует из материалов дела и пояснений представителей ответчика, с января 2010 года гражданам производятся начисления платежей за техническое обслуживание ПЗУ ежемесячно, что подтверждается и квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Статьей 44 ЖК РФ предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Согласно п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от Дата обезличена года Номер обезличен. собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

В ходе судебного разбирательства установлено, что вопрос о включении с января 2010 года расходов по содержанию ПЗУ в оплату услуг, предоставляемых жильцам дома управляющей компанией, рассматривался на общем собрании собственников помещений дома Номер обезличен по ... и Дата обезличена года путем заочного голосования принято решение о включении данных услуг в квитанции отдельной строкой.

Данные обстоятельства подтвердила и свидетель ФИО8., которая пояснила, что такое собрание проводилось путем заочного голосования и большинством голосов было принято решение о включении расходов по утилизации ТБО и обслуживании ПЗУ в квитанции по оплате отдельной строкой.

Доказательств, свидетельствующих о признании недействительным решения общего собрания, суду не представлено.

Доводы истца о том, что у него в квартире не установлена трубка домофона, и то, что он не проживает в квартире, не могут являться основанием к освобождению его от уплаты услуг по содержанию общего имущества дома.

В силу п.5 ст.49 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования истца об исключении из квитанции по оплате коммунальных услуг, услугу по содержанию ПЗУ следует отказать.

Согласно ст. 15 Закона « О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Поскольку ответчиком нарушены права истца как потребителя услуг, то суд считает, что в его пользу подлежит взысканию моральный вред.

Согласно ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

С учетом всех обстоятельств дела, с учетом того, что требования истца удовлетворены частично, а также с учетом того, что истцом не доказана причинная связь между обострением имеющегося у него заболевания, с действиями ответчика, суд считает, что требования о возмещении морального вреда подлежат частичному удовлетворению. Суд считает возможным взыскать в пользу истца в возмещении морального вреда 500 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО9 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая ...» удовлетворить частично.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «...» исключить из квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг ФИО10, собственнику квартиры Номер обезличен дома Номер обезличен по ... плату за утилизацию твердых бытовых отходов с Дата обезличена года.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «...» засчитать в счет будущих платежей по оплате коммунальных услуг уплаченную ФИО11 сумму 9 рублей 14 копеек, уплаченную им в феврале 2010 года за утилизацию твердых бытовых отходов.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «...» в пользу ФИО12 в возмещении морального вреда 500 рублей.

В удовлетворении требования ФИО13 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая ...» об исключении из квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг оплату по обслуживанию домофона отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд в течение 10 дней.

Судья Г.Г. Романова