Дело № 2-2376/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2010 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Калашниковой Е.В.
при секретаре Ильиной Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Насыбуллова Иршата Саитовича к Федеральному государственному унитарному предприятию «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возмещении материального ущерба, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Насыбуллов И.С. обратился в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны о возмещении материального ущерба, указав следующее.
Дата обезличена в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в ФГУП «31 Арсенал» МО РФ его дому был причинен материальный ущерб. Согласно проведенной проверке следователями военной прокуратуры в результате взрыва произошли следующие повреждения: сорвало алюминиевые гофрированные листы с крыши, сломана одинарная деревянная арочная рама на чердаке, разбито стекло в доме, на веранде, капитальной отапливаемой теплице, примыкающей к стене дома, треснула плита перекрытия в спальной 1 этажа. Указанный ущерб он оценивает в 150 000 руб.
Просил взыскать с ответчиков в солидарном порядке материальный ущерб в размере 150 000 руб.
Истец Насыбуллов И.С. в судебном заседании исковые требования поддержал и уточнил, просил взыскать с ответчиков материальный ущерб в размере 150 000 руб., судебные расходы в виде возврата государственной пошлины в размере 4200 руб., расходы по оплате экспертизы в размере 7060 руб. Дополнительно пояснил, что он является собственником ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: город Ульяновск, ..., ..., собственником другой ? доли дома является его сын Насыбуллов И.И. Дата обезличена в результате взрыва на территории ФГУП «31 Арсенал» и последствий взрывной волны ему причинен ущерб на сумму 150 000 руб. По факту произошедшего взрыва и причинению имущественного вреда он был признан потерпевшим по уголовному делу, возбужденному по данному факту, также обращался с заявлением в жилищную организацию, администрацию Заволжского района города Ульяновска, однако заявления остались без ответа, акты осмотра жилого помещения и нежилых помещений не составлялись. В результате взрывной волны в жилом доме было повреждено чердачное окно, слева вырвало алюминиевые листы, на втором этаже дома в зале разбито двойное стекло, на первом этаже в зале и спальной разбито двойное стекло, на веранде разбито стекло в оконной раме, на первом этаже в спальной в перекрытии треснула плита, в зале на втором этаже поврежден потолок. Также повреждена теплица, которая сделана была из металлического каркаса и стекла, повреждена крыша дома, покрытая алюминиевыми гофрированными листами, ее приподняло, и сместило в сторону. После Дата обезличена он приобрел пакет стекла за 18 000 руб. и заменил побитое стекло в доме и частично в теплице, других ремонтных работ не производил. Размер, причиненного ему ущерба определил самостоятельно.
Представитель ответчика ФГУП «31 Арсенал» МО РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, в котором исковые требования не признал.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации Романова М.Е. исковые требования не признала, считала МО РФ ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя мэрии города Ульяновска, возражений против иска не представил.
Третье лицо Насыбуллов И.И. в судебном заседании исковые требования считал обоснованными. Самостоятельных исковых требований не заявлял, материальный ущерб просил взыскать в полном объеме в пользу Насыбуллова И.С.
Третьи лица Насыбуллова З.В., Насыбуллов И.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия, материальный ущерб взыскать в полном объеме в пользу Насыбуллова И.С.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения истца, представителя ответчика Министерства обороны РФ, третьего лица Насыбуллова И.И., суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, третьих лиц и их представителей.
Выслушав истца, представителя ответчика, третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Субъектами ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, являются граждане и организации, то есть титульные владельцы источников повышенной опасности эксплуатирующие источник повышенной опасности в силу принадлежащего им права собственности, права полного хозяйственного ведения, права оперативного управления либо по другим основаниям.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от Дата обезличена ФГУП «31 Арсенал» МО РФ зарегистрировано в качестве юридического лица. Адресом ФГУП «31 Арсенал» МО РФ - войсковая часть Номер обезличен.
Имущество ФГУП «31 Арсенал» МО РФ согласно п. 3.1 Устава находится в федеральной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от Дата обезличена, от Дата обезличена, от Дата обезличена, выпискам из реестра федерального имущества Номер обезличен от Дата обезличена, Номер обезличен от Дата обезличена, Номер обезличен от Дата обезличена, кадастровым паспортам здания цехов Номер обезличен, которые находятся на территории войсковой части Номер обезличен, относятся к федеральному имуществу и закреплены на праве хозяйственного ведения за ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, то есть ответчик является правообладателем перечисленных зданий.
ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, имея на праве хозяйственного ведения указанные здания, осуществляет свою производственную деятельность в этих цехах.
Источником повышенной опасности признается любая деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного и иного назначения, обладающих такими же свойствами.
В соответствии с приложением № 1 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых имеются взрывчатые вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и газов.
ФГУП «31 Арсенал» МО РФ имело по состоянию на Дата обезличена лицензию на утилизацию боеприпасов и их составных частей Номер обезличен Номер обезличен от Дата обезличена и сертификат безопасности взрывоопасного производства, выданный Федеральным агентством по промышленности от Дата обезличена Номер обезличен Дата обезличена сроком действия от Дата обезличена г. (Акт проверки Номер обезличен от Дата обезличена ФГУП «31 Арсенал» МО РФ Федеральной службой по оборонному заказу).
Анализ Уставной деятельности данного «Предприятия» указывает на то, что ФГУП «31 Арсенал» МО РФ относится к опасному объекту, поскольку осуществляет эксплуатацию и ремонт взрывопожароопасных и вредных производств, испытание взрывчатых материалов промышленного изготовления, производство, хранение и распространения пиротехнических изделий, изготовление, переработку хранение и распространение метательных зарядов и взрывчатых материалов промышленного назначения и т.д. (п.2.2 Устава), и, следовательно, относится к источнику повышенной опасности, поскольку его деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих.
Имущественная ответственность за вред, причиненный действием таких источников, наступает как при целенаправленном их использовании, так и при самопроизвольном проявлении их вредоносных свойств.
Постановлением заместителя руководителя военного следственного отдела по Ульяновскому гарнизону Дата обезличена возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 217 УК РФ.
Согласно названному постановлению, Дата обезличена около 15 часов на технической территории в/ч Номер обезличен, дислоцированной в городе Ульяновске, вследствие нарушения правил безопасности на взрывоопасных объектах в здании Номер обезличен цеха Номер обезличен в ходе разделки и утилизации боеприпасов имело место возгорание пороха, находившегося в хранилище. В результате возгорания пороха произошел мощный взрыв здания Номер обезличен цеха Номер обезличен.
Из Акта проверки ФГУП «31 Арсенал» МО РФ Федеральной службой по оборонному заказу (Рособоронзаказ) от Дата обезличена Номер обезличен - Номер обезличен следует, что около 15 часов 30 минут Дата обезличена в цехе боеприпасов Номер обезличен на участке Номер обезличен в ходе работ по разборке артиллерийского боеприпаса произошло возгорание, предположительно в результате неосторожного обращения с ним. Вследствие возникшего пожара произошла детонация боеприпасов находящихся в цехе Номер обезличен на участке Номер обезличен. В дальнейшем, в результате пожара детонировали боеприпасы цехов Номер обезличен участок Номер обезличен, цехов Номер обезличен и Номер обезличен. Основные разрушения произошли в результате пожара и действия взрывной волны, радиус поражения до 5 км.
Особенность правил ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, заключается в том, что для ее возложения необходимо наступление вреда и наличие причинной связи между противоправном поведением причинителя вреда и наступлением вреда. Вины причинителя, в данных правоотношениях, устанавливать не требуется.
Поскольку взрыв боеприпасов произошел в зданиях, принадлежащих ФГУП «31 Арсенал» МО РФ на праве хозяйственного ведения, вследствие деятельности ответчика на взрывоопасном объекте, следовательно, имеется причинная связь между его производственной деятельностью и наступившим вредом.
В соответствии с п. 1.1. Устава ФГУП «31 Арсенал» МО РФ именуется «Предприятием», ранее именовавшееся ГУП «Войсковая часть Номер обезличен», которое являлось правопреемником хозрасчетного подразделения войсковой части Номер обезличен, созданного в соответствии с приказом Наркома Военно-Морского Флота от Дата обезличена.
Войсковая часть Номер обезличен в силу п. 2 ст. 17 ФЗ РФ «Об обороне» не имеет полномочий по осуществлению производственной деятельности.
Нахождение ФГУП «31 Арсенал» МО РФ на территории войсковой части, юридического значения не имеет, поскольку закон предусматривает ответственность за вред, причиненный деятельностью ответчика, создающей повышенную опасность для окружающих, и ответственность, в этом случае, не зависит от месторасположения ответчика.
ФГУП «31 Арсенал» МО РФ является государственным унитарным предприятием, которое не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество.
Согласно Уставу (п.1.4) функции учредителей осуществляют Министерство имущественных отношений и Министерство обороны РФ.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 (с последующими изменениями и дополнениями), указанное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны и имеет полномочия по осуществлению, размещению и оплату заказов на закупку сервисное обслуживание, модернизацию, ремонт и утилизацию вооружения и военной техники; координирует заказы на разработку, закупку, сервисное обслуживание, модернизацию и ремонт вооружения и военной техники общего применения для войск воинских формирований и органов в целях унификации вооружения и военной техники; запасные части и комплектующие изделия к ним, а также боеприпасы и другое имущество в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.п. 48,49).
В силу Постановлений Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», от 06.06.2003 № 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственники имущества федерального государственного унитарного предприятия», от 03.12.2004 № 739 (с последующими изменениями и дополнениями) «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника – подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедуры банкротства; закрепляет находящиеся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задание по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия, подведомственного Министерству обороны Российской Федерации, связанных с передачей закрепленного за ним в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества в аренду; в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации полномочия осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, которое проводит реорганизацию федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации в форме слияния и присоединения, а также их ликвидацию на основании решения Министерства обороны Российской Федерации.
Министерством обороны Российской Федерации было принято решение о ликвидации ФГУП «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации (приказ от Дата обезличена Номер обезличен).
Приказом Главнокомандующего Военно-Морским флотом Российской Федерации от Дата обезличена Номер обезличен создана ликвидационная комиссия по расформированию ФГУП «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации.
В ИФНС по ... г. Ульяновска Дата обезличена поступило уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица; уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего); уведомление о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), конкурсном управляющем, зарегистрированные налоговым органом Дата обезличена.
С момента создания и регистрации ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ) и наступает субсидиарная ответственность учредителя.
При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ (аналогия закона) (п. 24 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ № 6/8).
Согласно ст. 35 Закона РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия предприятие неспособно удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (ст. 3 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О несостоятельности (банкротстве)»).
Как следует из ответа ПССП по ... города Ульяновска в настоящее время ФГУП «31 Арсенал» МО РФ не имеет возможности удовлетворить требования кредиторов. Находившиеся на исполнении, в том числе и свыше трех месяцев, исполнительные листы о взыскании сумм с ФГУП «31 Арсенал» МО РФ в связи с созданием ликвидационной комиссии окончены и переданы в ликвидационную комиссию.
Статья 9 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает обязанность для лиц, на которые возложены обязанности по ликвидации предприятия, подать заявление о признании банкротом ликвидируемой организации в случае, если в процессе ликвидации организации будет установлена недостаточность имущества организации для удовлетворения всех требований. В случае неисполнения такой обязанности учредители несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
Поскольку Министерство обороны является учредителем ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, которое не может в настоящее время удовлетворить требования кредиторов, и которое находится в стадии ликвидации по решению его учредителя, в силу п.7 ст. 114 и п. 3 ст. 56 ГК РФ Министерство обороны РФ обязано наряду с ФГУП «31 Арсенал» МО РФ нести субсидиарную ответственность перед кредиторами.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что надлежащими ответчиками по делу являются ФГУП «31 Арсенал» МО РФ и Министерство обороны РФ, которое несет субсидиарную ответственность по возмещению причиненного ущерба.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, понесло или должно будет понести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки состоят из реального ущерба и упущенной выгоды. К реальному ущербу относится произведенные расходы или расходы, которые необходимо будет произвести и утрата или повреждение имущества.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Как следует из материалов дела, собственниками дома Номер обезличен по ... в городе Ульяновске являются: Насыбуллов И.С. и Насыбуллов И.И. в размере по ? доли, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от Дата обезличена.
Дата обезличена составлен протокол осмотра места происшествия, которым установлены повреждения жилого и нежилых строений, расположенных по адресу: город Ульяновск, ..., Номер обезличен. Истец Насыбуллов И.С. признан потерпевшим по уголовному делу Номер обезличен, что подтверждается постановлением от Дата обезличена.
Третье лицо Насыбуллов И.И. просил ущерб в полном объеме взыскать в пользу Насыбуллова И.С.
Согласно заключению строительно-технической экспертизы ЗАО «...» от Дата обезличена Номер обезличен в жилом доме и нежилых строениях, расположенных по адресу: город Ульяновск, ..., дом Номер обезличен, учитывая протокол осмотра места происшествия от Дата обезличена, имеются следующие повреждения: повреждения шести стёкол в рамах крыльца (лит. к); повреждения шести стёкол окон на первом этаже в комнатах (9ж, 5ж и 3п) (по два в каждом), на втором этаже — двух стёкол в комнате (8ж); на чердаке выбита арочная оконная рама со стеклами; на первом этаже в комнате (5ж) имеется трещина в панели перекрытия; растрескивание и осыпание штукатурки, отслоение и разрыв обоев на стенах вдоль дверного блока; на втором этаже в комнате (8ж) имеется осыпание шпатлевки из руста железобетонных панелей; кровельные листы крыши дома сместились и деформировались; стекла теплицы местами отсутствуют, местами имеют трещины.
Установленные повреждения в жилом доме и нежилых помещениях, расположенных по адресу: город Ульяновск, ..., дом Номер обезличен, могли образоваться в результате взрыва и действий взрывной волны, имевших место Дата обезличена на технической территории ФГУП «31 Арсенал» МО РФ в расположении в/ч Номер обезличен.
Для устранения установленных повреждений в жилом доме и нежилых помещениях, расположенных по адресу: город Ульяновск, ..., дом Номер обезличен, необходимо провести следующие работы: замена разбитых стёкол общей площадью 6,23 кв.м в деревянных переплетах (в жилом доме); окраска масляной краской окон общей площадью 33,97 кв.м с замененными стёклами; замена разбитых стёкол общей площадью 48,0 кв.м в металлических переплетах (теплица); монтаж арочного оконного блока площадью 3,77 кв.м (на чердаке); заделка трещин на первом этаже в комнате (5ж) - 3,0 п.м, ремонт швов на втором этаже в комнате (8ж) - 0,5 п.м; ремонт штукатурки на первом этаже в комнате (5ж) на площади 0,5 кв.м; ремонт отделки потолка площадью 13,68 кв.м и стен площадью 34,15 кв.м на первом этаже в комнате (5ж) (демонтаж обоев, шпатлевание, грунтование, оклейка обоями потолка и стен); замена кровли из стали на площади 150,0 кв.м.
Стоимость восстановительного ремонта жилого помещения и нежилых строений в результате выявленных повреждений, расположенных по адресу: город Ульяновск, ..., дом Номер обезличен, на момент проведения экспертизы составляет 135 011, 28 руб.
Изложенные в заключении выводы поддержала допрошенная в судебном заседании эксперт ЗАО «...» ФИО9 Дополнительно пояснила, что в связи с обнаружением в перекрытии комнаты первого этажа (5ж) трещины шириной раскрытия от 0,7 мм до 2,5 мм, глубиной от 0,5 мм до 6 мм, длиной около 3,0 п.м, никакого дополнительного укрепления плиты перекрытия не требуется, так как характер повреждений плиты свидетельствует ишь о повреждении верхнего отделочного слоя плиты.
Оснований не доверять указанному заключению судебной строительно-технической экспертизы у суда не имеется, поскольку экспертиза проведена в установленном законом порядке экспертами, имеющими соответствующую квалификацию, достаточный стаж экспертной работы и работы по специальности, в распоряжении экспертов имелась необходимая нормативная и справочная литература.
Сторонами не представлено суду доказательств, опровергающих выводов экспертов ЗАО «...».
В силу закона на ответчике лежит обязанность представить доказательства об отсутствие их вины в причинении вреда, а при причинении вреда источником повышенной опасности, ответчик обязан доказать, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Ответчики не представили суду доказательств, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
С учетом изложенного с ФГУП «31 Арсенал» МО РФ в пользу Насыбуллова И.С. подлежит взысканию 135 011, 28 руб. в счет возмещения материального ущерба по устранению повреждений в жилом помещении, а при недостаточности денежных средств указанная сумма подлежит взысканию с Министерства обороны РФ в порядке субсидиарной ответственности.
Судебные расходы в соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Как следует из положений ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, и расходы на оплату услуг представителя, другие признанные судом необходимые расходы.
Согласно имеющейся в материалах дела квитанции истцом оплачено за проведение судебной строительно-технической экспертизы 7060 руб. Поскольку проведение данной экспертизы явилось необходимым для правильного и объективного разрешения спора по существу, суд полагает необходимым взыскать с ФГУП «31 Арсенал» МО РФ в пользу Насыбуллова И.С. вышеуказанную сумму, а при недостаточности денежных средств указанная сумма подлежит взысканию с Министерства обороны РФ в порядке субсидиарной ответственности.
В силу ч. 1 ст. 89 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истец просит взыскать с ФГУП «31 Арсенал» МО РФ и МО РФ расходы по оплате госпошлины.
Таким образом, с ответчиков по правилам субсидиарной ответственности в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 10 960, 22 руб. (3900, 22 руб. + 7060 руб.).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12,56, 88,89, 94,167, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Насыбуллова Иршата Саитовича к Федеральному государственному унитарному предприятию «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возмещении материального ущерба, судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Насыбуллова Иршата Саитовича в возмещение материального ущерба 135 011, 28 руб., судебные расходы в виде возврата государственной пошлины в сумме 3 900,22 руб., расходы по оплате экспертизы в размере 7060 руб., а в случае недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Насыбуллова Иршата Саитовича в возмещение материального ущерба 135 011, 28 руб., судебные расходы в виде возврата государственной пошлины в сумме 3900, 22 руб., расходы по оплате экспертизы в размере 7060 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Насыбуллову Иршату Саитовичу – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Е.В. Калашникова