Дело № 2-2699/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2010 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Петровой С.А.
при секретаре Болтуновой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суркиной Татьяны Викторовны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Суркиной Елены Александровны к Федеральному государственному унитарному предприятию «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны РФ о возмещении материального ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации,
У С Т А Н О В И Л :
Суркина Т.В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Суркиной Е.А. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны РФ о возмещении материального ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, указав следующее.
Дата обезличена года в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в ФГУП «31 Арсенал» ее имуществу был причинен материальный ущерб. В результате взрыва ее имуществу причинены следующие повреждения: в кухне и столовой были повреждены окна, выбиты стекла, повреждены оконные рамы. Повреждения исключают их дальнейшую нормальную эксплуатацию, ремонту не подлежат. Согласно смете ООО «...» замена и установка двух окон (изделий из профиля) составляет 25 250 руб. В спальне выбита балконная дверь, согласно смете Номер обезличен от Дата обезличена ООО «...», замена и установка составляет 18 760 руб. В туалетной комнате и спальне взрывной волной выбило двери, сорвало дверные проемы, согласно смете от Дата обезличена года ООО «...» замена и установка составляет 26 850 руб. Просит взыскать с ответчика материальный ущерб в размере 71130 руб., расходы по оплате юридической помощи в размере 1500 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 953 руб.40 коп.
Истица Суркина Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточнила просила взыскать с надлежащего ответчика в свою пользу материальный ущерб 33845 руб., расходы по составлению искового заявления 1500 руб., расходы на оплату услуг представителя 2000 руб., расходы по оформлению нотариальной доверенности 600 руб., государственную пошлину 1215 руб. 00 коп.
Представитель истицы Петрова М.Ю. в судебном заседании уточненные исковые требования Суркиной Т.В. поддержала по доводам искового заявления.
Представитель ответчика ФГУП «31 Арсенал» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела извещен.
Представитель третьего лица мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в заявлении указал, что истица по факту взрыва на территории войсковой части не обращалась, сведениями о причиненном истице ущербе не располагают.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства в соответствии со ст. 167 ГПК РФ,
Выслушав истицу, её представителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Согласно свидетельств о государственной регистрации права ... и ... от Дата обезличена года Суркина Т.В. и Суркина Е.А. Дата обезличена года рождения являются собственниками общей долевой собственности в размере 1/2 доли за каждой квартиры по адресу: ... ...
В судебном заседании установлено, что постановлением заместителя руководителя следственного отдела по Ульяновскому гарнизону было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 217 УК РФ в котором указано: «Дата обезличенаг, на технической территории в/ч ... вследствие нарушения правил безопасности на взрывоопасных объектах в здании Номер обезличен цеха Номер обезличен боеприпасов в ходе разделки и утилизации боеприпасов имело место возгорание пороха, находившегося в хранилище. В результате возгорания пороха произошел мощный взрыв здания Номер обезличен цеха Номер обезличен.»
Из акта проверки Номер обезличен ФГУП «31 Арсенал» МО РФ Федеральной службой по оборонному заказу (Рособоронзаказ) следует, что около 15 час. 30 мин Дата обезличена года в цехе боеприпасов Номер обезличен на участке 2 в ходе работ по разборке артиллерийского боеприпаса произошло возгорание, предположительно в результате неосторожного обращения с ним. Вследствие возникшего пожара произошла детонация боеприпасов находящихся в цехе Номер обезличен на участке 2. В дальнейшем, в результате пожара детонировали боеприпасы цехов Номер обезличен участок Номер обезличен цехов Номер обезличен и Номер обезличен Основные разрушения произошли в результате пожара и действия взрывной волны, радиус поражения до 5 км.
В результате взрыва в ФГУП «31 Арсенал МО РФ», образовавшая взрывная волна достигла жилого помещения, в котором проживает истица, и её имуществу был причинен ущерб.
Распоряжением Главы города Ульяновска № 153 – Р от 19.11.2009 года в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68 – ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в целях проведения обследования и определения материального ущерба, нанесенного жилым помещениям, независимо от форм собственности, и иному имуществу граждан, расположенным в зоне чрезвычайной ситуации, была создана комиссия.
Постановлением от Дата обезличена года Суркина Т.В. признана потерпевшей по уголовному делу Номер обезличен, возбужденному по факту взрыва на ФГУП «31 Арсенал» Министерства обороны РФ.
Из заключения эксперта Номер обезличен от Дата обезличена года, составленного ООО «...» следует, что стоимость необходимых ремонтно-восстановительных работ по устранению дефектов, имеющихся в квартире Номер обезличен дома Номер обезличен по ... в ..., которые могли возникнуть в результате действий взрывной волны и составляет 33845 руб.
В силу ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Субъектами ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, являются граждане и организации, то есть титульные владельцы источников повышенной опасности, эксплуатирующие источник повышенной опасности в силу принадлежащего им права собственности, права полного хозяйственного ведения, права оперативного управления либо по другим основаниям.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от Дата обезличенаг и свидетельству о внесении в ЕГРЮЛ от Дата обезличена года ФГУП «31 Арсенал» МО РФ зарегистрирован в качестве юридического лица с юридическим адресом местонахождения: ..., войсковая часть Номер обезличен.
Имущество ФГУП «31 Арсенал» МО РФ согласно п. 3.1 Устава и Свидетельству о внесении в реестр Федерального имущества от Дата обезличенаг. находится в федеральной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от Дата обезличена года, от Дата обезличена года, от Дата обезличена года, выпискам из реестра федерального имущества Номер обезличен от Дата обезличена года, Номер обезличен от Дата обезличена года, Номер обезличен от Дата обезличена года, кадастровым паспортам здания цехов Номер обезличен которые находятся на территории войсковой части Номер обезличен, относятся к федеральному имуществу и закреплены на праве хозяйственного ведения за ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, то есть ответчик является правообладателем перечисленных зданий.
ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, имея на праве хозяйственного ведения указанные здания, осуществляет свою производственную деятельность в этих цехах.
Источником повышенной опасности признается любая деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность причинения вреда из – за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного и иного назначения, обладающих такими же свойствами.
В соответствии с приложением № 1 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых имеются взрывчатые вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и газов.
ФГУП «31 Арсенал» МО РФ имеет лицензию на утилизацию боеприпасов и их составных частей Номер обезличен Номер обезличен от Дата обезличена года и сертификат безопасности взрывоопасного производства, выданный Федеральным агентством по промышленности от Дата обезличена года Номер обезличен БВОП Дата обезличена26 со сроком действия от Дата обезличена года. (Акт проверки Номер обезличен от Дата обезличена года ФГУП «31 Арсенал» МО РФ Федеральной службой по оборонному заказу).
Анализ Уставной деятельности ФГУП «31 Арсенал» МО РФ указывает на то, что предприятие относится к опасному объекту, поскольку осуществляет эксплуатацию и ремонт взрывопожароопасных и вредных производств, испытание взрывчатых материалов промышленного изготовления, производство, хранение и распространения пиротехнических изделий, изготовление, переработку хранение и распространение метательных зарядов и взрывчатых материалов промышленного назначения и т.д. (п.2.2 Устава), и, следовательно, относится к источнику повышенной опасности, поскольку его деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих.
Имущественная ответственность за вред, причиненный действием таких источников, наступает как при целенаправленном их использовании, так и при самопроизвольном проявлении их вредоносных свойств.
Особенность правил ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, заключается в том, что для ее возложения необходимо наступление вреда и наличие причинной связи между противоправном поведением причинителя вреда и наступлением вреда. Вины причинителя, в данных правоотношениях, устанавливать не требуется.
Поскольку взрыв боеприпасов произошел в зданиях, принадлежащих ФГУП «31 Арсенал» МО РФ на праве хозяйственного ведения, вследствие нарушения правил безопасности в ходе разделки и утилизации боеприпасов, то есть в ходе деятельности ответчика на взрывоопасном объекте, следовательно, имеется причинная связь между его производственной деятельностью и наступившим вредом.
В соответствии с п. 1.1. Устава ФГУП «31 Арсенал» МО РФ именуется «Предприятием», ранее именовавшееся ГУП «Войсковая часть Номер обезличен», которое являлось правопреемником хозрасчетного подразделения войсковой части Номер обезличен, созданного в соответствии с приказом Наркома Военно – Морского Флота от 14.08.1941 года.
Войсковая часть Номер обезличен в силу п. 2 ст. 17 ФЗ РФ «Об обороне» не имеет полномочий по осуществлению производственной деятельности.
Факт нахождения ФГУП «31 Арсенал» МО РФ на территории войсковой части, юридического значения не имеет, поскольку закон предусматривает ответственность за вред, причиненный деятельностью ответчика, создающей повышенную опасность для окружающих, и ответственность, в этом случае, не зависит от местонахождения ответчика.
ФГУП «31 Арсенал» МО РФ является коммерческой организацией и от своего имени приобретает имущественные обязанности, отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и может выступать ответчиком.
Согласно Уставу (п.1.4) функции учредителей осуществляют Министерство имущественных отношений и Министерство обороны РФ.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 (с последующими изменениями и дополнениями), указанное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны и имеет полномочия по осуществлению, размещению и оплату заказов на закупку сервисное обслуживание, модернизацию, ремонт и утилизацию вооружения и военной техники; координирует заказы на разработку, закупку, сервисное обслуживание, модернизацию и ремонт вооружения и военной техники общего применения для войск воинских формирований и органов в целях унификации вооружения и военной техники; запасные части и комплектующие изделия к ним, а также боеприпасы и другое имущество в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.п. 48,49).
В силу Постановлений Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», от 06.06.2003 № 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственники имущества федерального государственного унитарного предприятия», от 03.12.2004 № 739 (с последующими изменениями и дополнениями) «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника – подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедуры банкротства; закрепляет находящиеся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задание по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия, подведомственного Министерству обороны Российской Федерации, связанных с передачей закрепленного за ним в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества в аренду; в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации полномочия осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, которое проводит реорганизацию федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации в форме слияния и присоединения, а также их ликвидацию на основании решения Министерства обороны Российской Федерации.
Министерством обороны Российской Федерации было принято решение о ликвидации ФГУП «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации (приказ от 14.06.2010 № 654).
Приказом Главнокомандующего Военно-Морским флотом Российской Федерации от 15.07.2010 № 304 создана ликвидационная комиссия по расформированию ФГУП «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации.
В ИФНС по Заволжскому району г. Ульяновска 26.07.2010 поступило уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица; уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего); уведомление о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), конкурсном управляющем, зарегистрированные налоговым органом 02.08.2010.
С момента создания и регистрации ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ) и наступает субсидиарная ответственность учредителя.
При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ (аналогия закона) (п. 24 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ № 6/8).
Согласно ст. 35 Закона РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия предприятие неспособно удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (ст. 3 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О несостоятельности (банкротстве)»).
Как следует из ответа ПССП по Заволжскому району города Ульяновска в настоящее время ФГУП «31 Арсенал» МО РФ не имеет возможности удовлетворить требования кредиторов. Находившиеся на исполнении, в том числе и свыше трех месяцев, исполнительные листы о взыскании сумм с ФГУП «31 Арсенал» МО РФ в связи с созданием ликвидационной комиссии окончены и переданы в ликвидационную комиссию.
Статья 9 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает обязанность для лиц, на которые возложены обязанности по ликвидации предприятия, подать заявление о признании банкротом ликвидируемой организации в случае, если в процессе ликвидации организации будет установлена недостаточность имущества организации для удовлетворения всех требований. В случае неисполнения такой обязанности учредители несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
Поскольку Министерство обороны является учредителем ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, которое не может в настоящее время удовлетворить требования кредиторов, и которое находится в стадии ликвидации по решению его учредителя, в силу п.7 ст. 114 и п. 3 ст. 56 ГК РФ Министерство обороны РФ обязано наряду с ФГУП «31 Арсенал» МО РФ нести субсидиарную ответственность перед кредиторами.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что надлежащими ответчиками по делу являются ФГУП «31 Арсенал» МО РФ и Министерство обороны РФ, которое несет субсидиарную ответственность по возмещению причиненного ущерба.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, понесло или должно будет понести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки состоят из реального ущерба и упущенной выгоды. К реальному ущербу относится произведенные расходы или расходы, которые необходимо будет произвести и утрата или повреждение имущества.
Для наступления гражданско – правовой ответственности в виде возмещения убытков на основании ст. 1079 ГК РФ необходимо наличие убытков; противоправное поведение должника; причинная связь между противоправностью и убытками.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истицы о взыскании с ответчика в ее пользу стоимости материального ущерба, являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В пользу Суркиной Т.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Суркиной Е.А. с ФГУП «31 Арсенал» следует взыскать материальный ущерб в сумме 33845 руб. 00 коп., а при недостаточности денежных средств указанная сумма подлежит взысканию с Министерства обороны РФ в порядке субсидиарной ответственности.
В силу требований ст. 198 ГПК РФ при вынесении решения судом должны быть распределены судебные расходы.
Из ходатайства директора ООО «...» ФИО7 Номер обезличен от Дата обезличена года следует, что экспертиза по гражданскому делу № 2-2699/2010 по иску Суркиной Татьяны Викторовны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Суркиной Елены Александровны к Федеральному государственному унитарному предприятию «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны РФ о возмещении материального ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации проведена в полном объеме. Оплата за экспертизу не проведена. Просит обеспечить оплату услуг эксперта в сумме 9860 руб. 00 коп.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым взыскать с ФГУП «31 Арсенал» МО РФ в пользу ООО «...» расходы на оплату услуг эксперта 9860 руб. 00 коп., а при недостаточности денежных средств указанная сумма подлежит взысканию с Министерства обороны РФ в порядке субсидиарной ответственности.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы исходя из суммы удовлетворенных требований.
Следовательно, с ответчика в пользу Суркиной Т.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Суркиной Е.А. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1215 руб. 35 коп., расходы по оформления нотариальной доверенности в сумме 600 руб., которые подтверждаются справкой нотариуса ФИО8 от Дата обезличена года, расходы по составлению искового заявления, которые подтверждаются квитанцией Номер обезличен.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Учитывая сложность дела, количество судебных заседаний суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истицы расходы на оплату услуг представителя в сумме 2000 руб., которые подтверждаются квитанцией Номер обезличен от Дата обезличена года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Суркиной Татьяны Викторовны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Суркиной Елены Александровны к Федеральному государственному унитарному предприятию «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны РФ о возмещении материального ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации удовлетворить.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны РФ в пользу Суркиной Татьяны Викторовны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Суркиной Елены Александровны материальный ущерб в сумме 33845 руб. 00 коп., расходы за составление искового заявления в сумме 1500 руб., расходы по оплате услуг представителя 2000 руб., расходы по составлению нотариальной доверенности 600 руб., государственную пошлину 1215 руб. 35 коп., а в случае недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Суркиной Татьяны Викторовны действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Суркиной Елены Александровны материальный ущерб в сумме 33845 руб. 00 коп., расходы за составление искового заявления в сумме 1500 руб., расходы по оплате услуг представителя 2000 руб., расходы по составлению нотариальной доверенности 600 руб., государственную пошлину 1215 руб. 35 коп.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны РФ в пользу общества с ограниченной ответственностью «...» расходы по оплате услуг эксперта в сумме 9860 руб., а в случае недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «...» расходы по оплате услуг эксперта в сумме 9860 руб.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись С.А. Петрова
Копия верна
Судья: С.А. Петрова