Дело № 2-2739/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2010 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Грудкиной Т.М.,
при секретарях Азизовой М.В., Рязаповой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камратова Анатолия Георгиевича к обществу с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис» о признании неправомерными действий в части доначисления за холодную воду и канализацию, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Камратов А.Г. обратился в суд с иском, дополненным в ходе рассмотрения дела, к обществу с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис» (далее ООО «Жилстройсервис») о признании неправомерными действий в части доначисления за холодную воду и канализацию, взыскании компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что он является клиентом ООО «Жилстройсервис», регулярно получает счета и регулярно их оплачивает в соответствии с действующими тарифами и нормами, счетчик воды в квартире не установлен. С некоторых пор в счетах появились доначисления (корректировка), порой превышающая сумму, рассчитанную по тарифам. Он не согласен с начислением ему корректировки за холодное водоснабжение и канализацию. Просит признать действия ООО «Жилстройсервис» неправомерными в части доначислений за холодную воду, канализацию за период за <данные изъяты> г., методики распределения их между жильцами, и взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., затраты по оформлению нотариальной доверенности на представителя в размере <данные изъяты> рублей.
Истец Камратов А.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал, мотивировав его доводами, указанными в исковом заявлении, дополнив, что собственником квартиры по адресу: <адрес>, является его дочь. Сначала им присылали плату за услуги ЖСС из расчета действующих тарифов, но с 2009 года в счетах стали указывать корректировки. Считает, что все изменения тарифов управляющая компания должна согласовывать с собственниками жилья, получить их согласие, самостоятельно они не могут увеличивать тарифы. С прошлого года он значится в должниках, сумма доначислений хотя и незначительная, но он не согласен, что должен за это платить. Когда он обратился в управляющую организацию, ему сказали, что доначисления базируются на основании общедомового счетчика. Перерасход происходит от того, что в квартирах проживают лица без регистрации. Он не согласен платить за них. В подвале постоянно происходит утечка воды. Эта вода оплачена жильцами дома и уходит в землю, состояние трубопроводов плохое. Установка счетчиков была согласована задним числом, чтобы списать воду на жильцов. Счетчик установлен незаконно, жильцы даже не вникли, за что голосовали - капитальный ремонт, либо установка счетчика. Все это было сделано в одностороннем порядке без согласования с жильцами.
Представитель истца Верлос Н.А., ранее выступавшая в судебном заседании в качестве свидетеля, в судебном заседании исковые требования Камратова А.Г. поддержала, пояснив, что с 2007 года является старшей по дому по <адрес>. Конфликт с управляющей компанией начался из-за доначислений за ГВС, ХВС, канализацию в 2009 году. В июне 2009 года узнали, что в 2008 году был поставлен общедомовой счетчик и пошли доначисления за ХВС. Голосование по этому вопросу проводилось только в апреле 2008 года. Считает незаконным, что ответчик без согласия собственников истратил денежные средства на покупку и установку счетчика из денег, предназначенных из текущего ремонта дома, а должен был за счет средств капитального ремонта дома. Состояние коммунальных сетей в доме плохое, трубы текут, это надо ремонтировать. Собрание по установке счетчика проводилось в январе 2008 года, где решили установить счетчик за счет средств капитального ремонта. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Эргашев Э.Б. в судебном заседании с иском не согласился и пояснил, что методика произведения начислений в судебном заседании уже разбиралась. Их обязанность от имени жильцов установить счетчики до 2012 года. Помимо методики, Постановления Правительства № 307 имеются и другие законы, регулирующие данный вопрос. Обязанность по проведению собрания по решению вопроса по установке счетчика лежит на самих собственниках жилого дома, а они только выступают от их имени.
Представитель ответчика Загайнова О.Ф. в судебном заседании с иском не согласилась и пояснила, что она занимается вопросами ХВС и ГВС, потому все жалобы проходят через неё. Письменных заявлений и жалоб от истца к ней не поступало. Счетчики вынуждены были поставить согласно закону № 261 «Об энергосбережении», обязывающего поставить общедомовые приборы учета до 2012 года на все дома. Данные счетчики они устанавливают по графику, согласованному с МУП «Ульяновскводоканал». Обязанность постановки счетчиков не снимается с них вне зависимости от осуществления капитального ремонта в домах. Состояние инженерных сетей в доме истца не такое уж плохое, поскольку жилой фонд Нового города еще довольно новый и денег из федерального бюджета на капитальный ремонт таких домов выделяется крайне мало. Все доначисления были выставлены жильцам после установки счетчика с мая 2009 года. Устанавливать счетчик за счет средств текущего ремонта дома они вправе, поскольку денег на капитальный ремонт жильцы не собирают, а государство выделяет мало денег. Причем в данном случае расходовались средства, оставленные на непредвиденные нужды, это отдельная строка расходов на текущий ремонт. Счетчик ставится за счет средств собственников, а не государства. Все деньги за доначисления идут в МУП «Водоканал», у них на счетах они не остаются. Корректировка платы за воду была выставлена после указания на ее необходимость по результатам проверки ОБЭП и писем Комитета ЖКХ. Установка счетчиков является такими непредвиденными расходами, иначе без их установки они бы стали начислять очень большие суммы денег к оплате, и этот долг не имел бы покрытия. Прибор учета установлен на систему водоснабжения, которая не попала под программу капитального ремонта дома. Корректировку определяют по показаниям по общим счетчиками, и корректировка может быть и по ХВС, и по ГВС одинаковой. Доначисления проводятся по услуге водоснабжения и водоотведения. До момента установки приборов учета МУП «Ульяновскводоканал» не мог отследить расходы воды по дому, так как расчет был сделан по счетчику и нормативу. А корректировка является частью квартплаты по Постановлению РФ № 307.
Представитель ответчика Лямаева С.А. в судебном заседании с иском не согласилась и пояснила, что имеется акт, свидетельствующий о том, что система ХВС находится в хорошем состоянии в данном доме. Установленный на доме счетчик потребления воды был в нерабочем состоянии. Одним из условий договора с МУП «Ульяновскводоканал», являлась их обязанность установки прибора учета на дом, об установке которого свидетельствует акт приемки выполненных работ. Их действия правомерны, жители сами делегировали им такое право, это установлено в целях экономии денег самих жильцов. Если утечка воды произошла от инженерного оборудования, то они за нее отвечают. Но в их адрес нареканий не было, их действия законны. На установку общедомового счетчика были взяты деньги с текущих расходов, но с отдельной строки на непредвиденные расходы, в целях выполнения условий договора с МУП «Ульяновскводоканал» по установке счетчика в двухмесячный срок.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Из справки формы № 8 от 08.06.2010 следует, что в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированы и проживают Камратов А.Г., Камратова Н.И., собственником квартиры является Козлова О.А.
В соответствии с договором № 0143 от 01.06.2006 между комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска и ООО «Жилстройсервис» многоквартирный жилой дом по <адрес> передан в управление ООО «Жилстройсервис».
Согласно вышеуказанного договора и Устава ООО «Жилстройсервис» ответчик вправе производить начисление, сбор, расщепление и перерасчет платежей собственника за содержание, текущий и капитальный ремонт, коммунальные и прочие услуги, с правом передачи этих полномочий по договору третьим лицам.
Между УМУП «Ульяновскводоканал» и ООО «Жилстройсервис» 07.06.2006 заключен договор № на отпуск и прием сточных вод, в соответствии с которым его предметом является отпуск из централизованной системы водоснабжения города питьевой воды на нужды потребителей, зарегистрированных и проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «Жилстройсервис» и прием в централизованную систему канализации города сточных вод.
В соответствии с п.3.1. названного выше договора учет количества израсходованной воды производится по показаниям средств измерений, установленных в соответствии с технической документацией в местах, согласованных с МУП «Ульяновскводоканал», прошедших госпроверку и принятых в эксплуатацию по акту комиссией с участием представителя УМУП «Ульяновскводоканал».
Прибор учета в жилом доме по <адрес> установлен 10.04.2008 года, что подтверждается актом приемки.
Судом установлено, что истец Камратов А.Г. производит оплату услуг за водоснабжение по норме на человека.
Согласно расчету корректировки платы за коммунальную услугу «холодное водоснабжение» и «водоотведение (канализация)» истцу произведено доначисление платы за ХВС и канализацию за май, июнь 2009 года, январь, февраль, март 2010 года. Доначисление за 2 квартал 2010 по услугам водоснабжение и водоотведение (канализация) населению не выставлялась.
В соответствии со ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества.
Как следует из ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно абз. 2 п. 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с п.22 Правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно п.п. "а" пункта 23 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Пунктом 5 и разделом IV Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, определены основные требования к составу нормативов потребления коммунальных услуг, установлено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме. Норматив водоотведения определяется исходя из суммы нормативов холодного и горячего водоснабжения с учетом степени благоустройства многоквартирных домов или жилых домов.
Таким образом, пункт 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливает порядок определения размера платы за потребленные холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ и тепловую энергию для потребителей в многоквартирном доме на равных условиях оплаты потерь коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, предназначенных для содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от наличия или отсутствия индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета.
В соответствии с п. 27 Правил величина, полученная в результате корректировки размера платы и рассчитанная в соответствии с п.п. 23 и 25 настоящих Правил учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце. При этом в соответствии с п. 19 Правил исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором – 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги.
Расчет корректировки потребления ХВС выполнен на основании формул, указанных в Приложении №2 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 №307. Корректировка потребления ХВС по квартирам без приборов учета производится по ф.4 Приложения №2. Объем водоотведения (канализации) определяется МУП «Ульяновскводоканал» на основании объемов ХВС, прошедших через общедомовой прибор учета ХВС.
Согласно представленного ответчиком расчета корректировка размера платы за ХВС и водоотведение (канализация) истцу произведена в соответствии с действующими Правилами.
Статьи 30 и 39 ЖК РФ предусматривают несение собственником жилого помещения бремени содержания общего имущества.
Таким образом, действия ответчика ООО «Жилстройсервис» по доначислению истцу платы за ХВС и канализацию являются законными и в удовлетворении требований о признании неправомерными действий ответчика в части доначисления за холодную воду и канализацию истцу следует отказать.
Доводы истца и его представителя, показания свидетелей не являются основанием для удовлетворения исковых требований. Предметом иска не является проверка законности установки общедомового прибора учета воды, таких требований не заявлено.
В то же время, во исполнение договора на управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного <адрес> в г.Ульяновске, заключенного между управляющей организацией и собственником, управляющая компания ООО «Жилстройсервис» заключила договор на отпуск и прием сточных вод с МУП «Ульяновскводоканал». При этом согласно п.2.2.3 договора управляющая компания обязалась не позднее двухмесячного срока с момента подписания договора установить средства измерения на вводах жилого дома, т.е. коллективный прибор учета.
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом <адрес> в г.Ульяновске от 25 января 2008 г. собрание решило утвердить перечень работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды), системы водоотведения…
Кроме того, согласно ч.1 ст.13 Федерального Закона Российской Федерации от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Таким образом, установка общедомового прибора учета воды является обязательным требованием к системам централизованного водоснабжения и оказания услуг по отпуску воды, приему сточных вод.
Во исполнение требований закона и условий договора в <адрес> в г.Ульяновске управляющей компанией был установлен общедомовой прибор учета воды. Как пояснили представители ответчиков установка прибора учета воды произведена за счет статьи «непредвиденные расходы», полный отчет по израсходованным денежным средствам, в том числе и на установку водосчетчика ХВС в <адрес>, за апрель 2008 г. представлен по акту о приемке выполненных работ от 25.04.2008.
Поскольку в удовлетворении исковых требований истца о признании неправомерными действий ответчика в части доначисления за холодную воду и канализацию отказано, соответственно не подлежат удовлетворению его требования о взыскании компенсации морального вреда, а также о взыскании судебных расходов по оформлению нотариально заверенной доверенности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Камратова Анатолия Георгиевича к обществу с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис» о признании неправомерными действий в части доначисления за холодную воду и канализацию, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.М. Грудкина