Дело № 2-2816/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 сентября 2010 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Грудкиной Т.М.,
с участием прокурора Хренова К.А.
при секретаре Рязаповой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ларина Владимира Александровича к Министерству труда и социального развития Ульяновской области, Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании увечья трудовым, взыскании ссумм в возмещение вреда, причиненного увечьем в части возмещения утраченного заработка,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд к Управлению Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Заволжскому району города Ульяновска, Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации с иском о признании увечья трудовым, взыскании сумм в возмещение вреда, причиненного увечьем в части возмещения утраченного заработка указывая следующее.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был привлечен в установленном порядке к участию в ликвидации техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС. В результате воздействия ионизирующего излучения и других вредных производственных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 2006 г. у него наступило ухудшение здоровья, и он был признан МСЭ инвалидом 3 группы, с формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС". Между тем, в соответствии с законодательством, действовавшим в момент причинения вреда его инвалидность должна считаться, также, наступившей вследствие трудового увечья, поскольку повреждение здоровья произошло при выполнении государственных обязанностей, по заданию советских, партийных и профсоюзных органов и выполнении гражданского долга по спасению человеческих жизней и охране социалистической собственности. Но поскольку акт о несчастном случае по форме Н-1 не составлялся, то из-за его отсутствия бюро медико-социальной экспертизы не может признать его инвалидность следствием трудового увечья без решения суда. С 15 февраля 2001 г. в связи с вступлением в действие Закона РФ №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», государство прекратило добровольный (несудебный) порядок возмещения утраченного заработка инвалидам-чернобыльцам, существовавший ранее, фактически восстановив для них общеустановленный порядок взыскания этих выплат через суд в порядке гражданского судопроизводства. Во внесудебном порядке оно гарантировало истцу выплату только компенсационной выплаты в размере 1000 руб. Конституционный Суд РФ в Постановлении №11-П от 19 июня 2002 г. сообщает, что предусмотренные базовым Законом процедуры назначения и определения размера компенсационных выплат не требуют от гражданина доказывания наличия и объема причиненного его здоровью вреда, который подлежит возмещению. То есть, они должны в обязательном и безусловном (во внесудебном) порядке назначаться уполномоченными органами независимо от объема реально причиненного гражданину вреда. Компенсации, предусмотренные чернобыльским законом - это тот минимум, который государство гарантирует каждому пострадавшему от Чернобыльской катастрофы, в конституционно-правовом порядке, независимо от реального ущерба. Именно так, с 25 мая УДСЗН администрации Заволжского района назначило истцу ежемесячную компенсационную выплату в размере 1000 руб. Эта выплата никак не связана с размером причиненного ему материального вреда - утраченного им вследствие снижения трудоспособности заработка. Однако в п.2 (абзац пятый) мотивировочной части указанного выше Постановления КС говорится, что вместе с тем не исключается возмещение вреда на основе норм гражданского законодательства, если гражданин обращается за защитой своих прав в судебном порядке. Возможность выплаты дополнительных сумм по судебному решению повышают гарантии защиты прав и законных интересов граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы. Таким образом, Конституционный Суд РФ подтвердил конституционное право чернобыльцев в судебном порядке требовать возмещения утраченного заработка, на основе норм гражданского законодательства, сверх компенсационных выплат, предусмотренных базовым чернобыльским законом. В связи с этим просит суд назначить истцу с 1 июня 2006 г. (за 4 предшествующих года) возмещение вреда здоровью в части возмещения утраченного заработка по нормам гражданского законодательства, а именно гл. 59 (ст. ст. 1084 -1086, 1091), ст. 318 Гражданского Кодекса РФ и Закона РФ №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Просит признать, что причиненное истцу увечье является трудовым, взыскать с Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования в пользу истца с 01 августа 2010 г. ежемесячно страховую сумму в размере 4330 руб. в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья в части возмещения заработка, утраченного в результате повреждения здоровья, с последующей индексацией в установленном законом порядке, взыскать с Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования в пользу истца единовременно денежную сумму в размере 119132,64 руб. в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья в части возмещения заработка, утраченного в результате повреждения здоровья за период с 1 июня 2006 г. по 01 августа 2010 г., либо взыскать данные суммы с УДСЗН Ульяновской области по Заволжскому району г. Ульяновска.
Истец в судебное заседание не явился, извещен о дне слушания дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель истца Никоноров А.Я. в судебном заседании исковые требования истца поддержал с учетом уточнений в части взыскания сумм в возмещение вреда по доводам, изложенным в исковом заявлении. При этом истец не отказывается от взысканных по решению суда сумм в возмещение вреда здоровью, но в то же время просит взыскать недополученные суммы по другим основаниям. Истец вправе получать и сумму по решению суда и сумму согласно решению Конституционного Суда РФ. Просит взыскать в возмещение вреда здоровья, исходя из размера МРОТ –4330 руб., поскольку это предусматривалось старой редакцией ст. 318 ГК РФ, правоотношение длится с 2006 года, поэтому считает возможным ее применение.
Представитель ответчика Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен о дне слушания дела надлежащим образом. В письменном отзыве на иск представитель ответчика указал, что требования, предъявляемые к Фонду, не обоснованы по следующим основаниям.
Согласно требований части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту).
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлено, что несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть. Истец выполнял работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не в силу трудовых отношений, а в порядке мобилизации. В связи с вышеизложенным, причинение вреда здоровью истца не может рассматриваться как получение трудового увечья.
Порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан воздействием радиации, регулируется Федеральным законом от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Предусмотренные вышеуказанным Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанные выплаты производятся за счет средств федерального бюджета и не относятся к страховым выплатам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Считает Фонд ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Ульяновской области Белоглазова О.Е. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что УДСЗН переименовано в Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области. Истец обратился в феврале 2007 года с иском в суд и по решению суда от 13.02.2007 года ему были проиндексированы суммы возмещения вреда здоровью и назначена ежемесячная компенсация бессрочно, единовременная выплата уже произведена и также проиндексирована. Последняя выплата истцу была в размере 2429,97 руб., все суммы выплачиваются своевременно. Они не вправе производить истцу иные выплаты. Справок о заработной плате истцом представлено не было, все выплаты осуществляются исходя из твердой денежной суммы.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст.167 ГПК РФ.
Выслушав представителей истца, ответчика, заключение прокурора, полагавшего, что в иске следует отказать, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Ларин В.А. в 1986 г. принимал участие в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, является инвалидом третьей группы бессрочно по причине заболевания, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением серии Б №, выданным ДД.ММ.ГГГГ и справкой серии МСЭ-2006 №, выданной ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (ст.1 ФЗ).
Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством РФ в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства РФ, издаваемыми в соответствии с ними (ст.2 ФЗ).
Гражданам РФ гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшийся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
При наличии у гражданина РФ права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальой поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляется гражданину РФ по одному из оснований по его выбору.
Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством не предусмотрено иное (ст.3 ФЗ).
Как усматривается из личного дела Ларина В.А., истец впервые обратился с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты 01 июня 2006 г., как инвалиду 3 группы ЧАЭС.
Истцу КСЗН Заволжского района г.Ульяновска была назначена денежная компенсация в возмещение вреда здоровью с 01.06.2006 в твердой денежной сумме 1000 рублей ежемесячно, и с учетом индексации она составила 1647,03 руб. Впоследствии, не соглашаясь с данной суммой истец обратился в суд с иском к Управлению департамента социальной защиты населения Заволжского района города, Комитету социальной защиты населения администрации Заволжского района г.Ульяновска о взыскании задолженности и перерасчете выплат в возмещение вреда здоровью и компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 13 февраля 2007 г. в пользу истца с Управления депратамента социальной защиты населения Ульяновской области по Заволжскому району города Ульяновска взыканы: единовременно задолженность за период с 12.04.2006 по 28.02.2007 по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в сумме 8560 рублей 17 коп., за период с 01.07.2000 г. по 28.02.2007 г. задолженность по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме 60162 рубля 82 коп., задолженность за 2000-2006 годы включительно по ежегодной компенсации за вред здоровью в сумме 6426 рублей 33 коп., а всего в сумме 75 149 рублей 32 коп., ежемесячно денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 2 199 рублей 07 копеек, начиная с 01.03.2007 бессрочно с ее последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством; ежемесячно компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 1319 рублей 30 копеек, начиная с 01.03.2007 бессрочно с ее последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством. В остальной части иска отказано.
Денежная компенсация в возмещение вреда здоровью взыскана в размере
2 199 рублей 07 копеек, начиная с 01.03.2007 бессрочно, исходя из твердой денежной суммы 1000 рублей.
Таким образом, истец определился с основаниями возмещения вреда здоровью, предъявив соответстующие исковые требования на основании Федерального Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и суммы возмещения вреда здоровью по его же иску были уже взысканы судом пожизненно.
Разрешая споры, возникшие по поводу размера сумм возмещения вреда, определенного до 15 февраля 2001 г., необходимо исходить из того, что правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой, до этой даты регулировались пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ).
Данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей.
В соответствии с частью первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) гражданам, получавшим до 15 февраля 2001 г. (времени вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ) возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, начиная с 15 февраля 2001 г. вместо ежемесячных сумм возмещения вреда выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности. Однако если размер компенсации, установленный пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ), не достигал ранее получаемой инвалидом суммы возмещения вреда, то он имел право на получение ежемесячной денежной компенсации в прежней сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Из пункта 25 части первой, части второй статьи 14, абзаца второго пункта 2 части первой статьи 29 базового Закона в редакции от 12 февраля 2001 года в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам - чернобыльцам, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года.
Таким образом, истец изначально имел право на получение возмещения вреда только в твердой денежной сумме, а не исходя из заработка, поскольку он обратился впервые за возмещением вреда после 12 февраля 2001 г.
Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации «О сциальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Постановлений Пленума ВС РФ от 05.04.2005 №7, от 11.05.2007 №23) имея в виду, что причинение вреда здоровью в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС имело место до 1 марта 1993 г., суды не вправе при рассмотрении данной категории дел применять статьи 1085 - 1094 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), регулирующие возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, так как эти нормы имеют обратную силу только в случае, когда невозмещенный вред был причинен до 1 марта 1996 г., но не ранее 1 марта 1993 г. (часть вторая статьи 12 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно п.3 вышеназванного Постановления в силу статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно - правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан. Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2, 19 и 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.
Денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, поскольку их предоставление является конституционной обязанностью государства по возмещению вреда, причиненного здоровью таких граждан, что не может быть обусловлено какими-либо сборами, взносами в тот или иной фонд и не основывается на действии принципа солидарности поколений (как это характерно для обязательного социального страхования). Указанная конституционная обязанность государства, имеющая публично - правовой характер, не тождественна обязанности работодателя возмещать своему работнику вред, причиненный при исполнении трудовых обязанностей.
Согласно ст.5 Федерального Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации (часть первая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004))
Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета…
На основании изложенного, исковые требования истца о возмещении вреда на основании норм Гражданского Кодекса РФ и Закона РФ №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» к обоим ответчикам являются необоснованными и не подлежащими удовлевторению.
Но поскольку по заявленным исковым требованиям истец просит взыскать суммы в возмещение вреда здоровью по иным основаниям, руководствуясь ст.ст.1084-1086, 318 ГК РФ, Законом РФ №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», то в иске истцу следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.12,56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Ларина Владимира Александровича к Министерству труда и социального развития Ульяновской области, Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании увечья трудовым, взыскании сумм в возмещение вреда, причиненного увечьем в части возмещения утраченного заработка отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней.
Судья: Т.М. Грудкина