Дело №2-2655/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2010 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Усовой В.Е.,
прокурора Сакуна А.В.
при секретаре Афиногентовой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» о признании незаконными действий по взиманию с населения платы за тепловую энергию по нормативу потребления при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии, обязании не производить начисление платы по нормативу потребления при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии, обязании произвести перерасчет платежей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» о признании незаконными действий по взиманию с населения платы за тепловую энергию по нормативу потребления при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии, обязании не производить начисление платы по нормативу потребления при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии, обязании произвести перерасчет платежей, указав следующее.
Прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска проведена проверка соблюдения ООО «СМУ» жилищного законодательства, в ходе которой установлено следующее. Согласно ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. В силу п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307, «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» «норматив потребления коммунальных услуг» - это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в Правилах. В соответствии с п.7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. Общий объем потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный, исходя из показания коллективных приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном п.21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих приборов учета – пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п.19 Правил. Согласно п.21 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными приборами учета размер платы за отопление в жилом помещении определяется в соответствии с пп.2 п.2 приложения №2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с пп.3 п.2 приложения №2 к Правилам. В силу п.19 Правил при отсутствии коллективных общих и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилых помещениях определяется в соответствии с пп.1 п.1 приложения №2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с пп.2 п.1 приложения №2 к Правилам. Согласно п.23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и общими приборами учета размер платы за отопление потребленное в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется в соответствии с пп.2 п.3 приложения №2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с пп.3 п.3 приложения №2 к Правилам.
Согласно актам первичного допуска приборов учета в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «СМУ», установлены и введены в эксплуатацию приборы учета тепловой энергии. Тем не менее, ООО «СМУ» продолжает взимать плату с жителей домов по нормативу потребления, что противоречит вышеуказанным положениям закона. Более того, согласно п.п.2.1, 4.1 договора теплоснабжения №№, заключенного между ООО «СМУ» и УМУП «Городской теплосервис», оплата тепловой энергии и теплоносителя производится за фактически принятое абонентом количество тепловой энергии в соответствии с данными учета энергии, который осуществляется по приборам учета. Таким образом, ООО «СМУ» грубо нарушен порядок определения размера платы за коммунальные услуги установленный в жилищном законодательстве. Просил признать действия ООО «СМУ» по взиманию с населения платы за тепловую энергию по нормативу потребления при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии незаконными, обязать ООО «СМУ» в дальнейшем не производить начисление платы по нормативу потребления при наличии приборов учета тепловой энергии, обязать ООО «СМУ» произвести населению перерасчет платы за тепловую энергию с учетом показаний приборов учета.
В судебном заседании прокурор Сакун А.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, и уточнил. Просил признать действия ООО «СМУ» по взиманию с населения, проживающего в домах: <адрес> в г.Ульяновске платы за тепловую энергию по нормативу потребления при наличии приборов учета тепловой энергии незаконными, обязать ООО «СМУ» в дальнейшем не производить населению, проживающему в указанных домах начисление платы за тепловую энергию по нормативу потребления при наличии приборов учета тепловой энергии, обязать ООО «СМУ» произвести населению перерасчет платы за тепловую энергию с учетом показаний приборов учета.
Представитель ответчика ООО «СМУ» Семененко И.А. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила следующее. На основании протоколов по выбору способа управления многоквартирными домами, актов приема-передачи технической документации ООО «СМУ» выполняет функции по управлению жилыми домами <адрес> Во исполнение полномочий по управлению многоквартирными домами ООО «СМУ» заключило с собственниками домов, в том числе и с Комитетом ЖКХ и энергетики Мэрии г.Ульяновска договоры на управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов. На услуги по предоставлению тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ года № № с УМУП «Городской теплосервис» с приложениями расчетных тепловых нагрузок при расчетах за тепловую энергию без приборов учета. В результате проводимых мероприятий по ресурсосбережению по решению Собственников управляющая компания ООО «СМУ» за счет кредитных оборотных средств (путем инвестирования с последующим возмещением Собственниками за счет возможной экономии при расчетах за тепловую энергию) на основании пункта 3.2.8 и протоколов общего собрания собственников жилых домов № № по <адрес> установила коммерческие приборы учета тепловой энергии. При сумме затрат на установку прибора учета на дом № <адрес> в 209,005 рублей снижение «выпадающих доходов» по услуге «горячее водоснабжение» ежемесячно составило около 30000 рублей. Выполнить анализ по фактическому потреблению тепловой энергии на нужды отопления в межотопительный период не представлялось возможным. На основании пункта 2.1.18 договоров ООО «СМУ» подготовило на утверждение собственникам предложения по установке коммерческих приборов учета тепловой энергии в следующих вариантах: а) за счет средств собственников с последующей передачей приборов учета в общее имущество; б) за счет средств управляющей компании с учетом на балансе ООО «СМУ» до полного погашения стоимости коммерческих приборов учета; в) с привлечение кредитной организации по договору финансовой аренды (лизинга) с учетом на балансе сублизингодателя до погашения лизинговых платежей. На основании решений собственников приборы учета установлены с привлечением кредитных средств ООО «АгроТехЦентр», порядок расчетов по услуге «Теплоснабжение» утвержден собственниками «по нормативу потребления». В домах, расположенных по адресам: № <адрес> таких собраний не проводилось, так как данный вопрос был согласован только с Комитетом ЖКХ и энергетики, как с представителем собственника, поскольку более 50% жилых помещений в этих домах на тот период времени являлись муниципальными. С учетом изложенного, полагала, что действия ООО «СМУ» являются законными.
Представитель третьего лица Комитета ЖКХ и экологии мэрии города Ульяновска Аракчеева Ю.В. в судебное заседание не явилась. О дне слушания дела извещена надлежащим образом. Представила отзыв на иск, в котором указывает, что наличие в многоквартирном доме общедомового прибора коммерческого учета (ПКУ) потребления теплоресурса по услуге отопления позволяет жителям многоквартирных домов объективно оплачивать услугу отопления по факту потребления. Учитывая стоимость ПКУ и платежеспособность собственников жилых помещений, как правило, Управляющей организации не получается разовыми платежами оплатить покупку и установку КПУ. Оплачивать в рассрочку собственники, как правило, не соглашаются, потому что не хотят нагружать себя дополнительными платежами. Как выход из сложившегося положения Управляющими организациями применяется способ оплаты собственниками помещений за покупку и установку ПКУ за счет разницы показаний ПКУ и норматива отпуска тепловой энергии в размере 0,19 Гкал на 1 кв.м. отапливаемой площади жилых помещений, не имеющих прибора учета, утвержденного постановлением Главы города от 24.11.2005 года № 2874. Период оплаты собственниками за покупку и установку ПКУ получается расчетным, согласно факту формирования экономии денежных средств. После компенсации затрат, связанных с приобретением и установкой в многоквартирном доме ПКУ, собственники оплачивают покупку теплоресурса в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307. Данная практика расчета за покупку и установку ПКУ применяется в других регионах и рекомендуется Министерством регионального развития РФ. Данный порядок расчета практикуется и в городе Ульяновске. В соответствии с п.6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 общедомовой прибор учета тепловой энергии входит в состав общего имущества дома. Согласно ст.39 ЖК РФ собственники несут бремя содержания общего имущества. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета.
Представители третьих лиц УФ ООО «РИЦ», УМУП «Городской теплосервис» в судебное заседание не явились. О дне слушания дела извещены надлежащим образом.
С учетом мнения прокурора и представителя ответчика ООО «СМУ» суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.167 ГПК РФ по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что жилые многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес> находятся в управлении ООО «СМУ». Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела договорами на управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов и не оспаривалось сторонами при рассмотрении дела.
Согласно актам первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, имеющимся в материалах дела, в 2007 году в вышеперечисленных многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «СМУ», установлены и введены в эксплуатацию приборы учета тепловой энергии.
Согласно ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В силу п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307, «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» «норматив потребления коммунальных услуг» - это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в Правилах.
В соответствии с п.7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ.
Общий объем потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный, исходя из показания коллективных приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном п.21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих приборов учета – пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п.19 Правил.
Согласно п.21 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными приборами учета размер платы за отопление в жилом помещении определяется в соответствии с пп.2 п.2 приложения №2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с пп.3 п.2 приложения №2 к Правилам. В силу п.19 Правил при отсутствии коллективных общих и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилых помещениях определяется в соответствии с пп.1 п.1 приложения №2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с пп.2 п.1 приложения №2 к Правилам.
Согласно п.23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и общими приборами учета размер платы за отопление потребленное в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется в соответствии с пп.2 п.3 приложения №2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с пп.3 п.3 приложения №2 к Правилам.
Анализируя вышеуказанные нормы, суд приходит к выводу о том, что на законодательном уровне презюмировано при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии начисление платы за тепловую энергию собственникам многоквартирных домов исходя из показаний данных приборов учета.
Однако, как установлено при рассмотрении дела и не оспаривалось ответчиком, ООО «СМУ» взимает плату с жителей домов <адрес> по нормативу потребления.
Как пояснила в судебном заседании представитель ООО «СМУ» Семененко И.А., данный порядок расчета платы за тепловую энергию определен самими собственниками вышеуказанных многоквартирных домов на общих собраниях собственников этих домов и управляющая копания действует строго в соответствии с решениями данных общих собраний.
Статьей 44 ЖК РФ предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме и его содержанию.
В соответствии ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищества собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Таким образом, только общее собрание собственников многоквартирного дома в силу ст.44 ЖК РФ, своим решением, зафиксированным в протоколе общего собрания собственников, правомочно принять решение как по установке прибора учета, так и по порядку его оплаты.
Из материалов дела следует, что в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО «СМУ», а именно в домах: <адрес>, в 2007 году были проведены общие собрания собственников жилых помещений, где на повестке дня был вопрос об установке коммерческого прибора учета; выборе источника финансирования приобретения, установки и эксплуатации коммерческого прибора учета; об утверждении порядка начисления и оплаты за теплоснабжение и ГВС.
Из протоколов внеочередных общих собраний собственников помещений в перечисленных выше многоквартирных домах видно, что по поставленным вопросам собственники приняли следующие решения: установить коммерческий прибор учета тепловой энергии на нужды центрального отопления и ГВС; источником финансирования приобретения, установки и эксплуатации коммерческого прибора учета тепловой энергии и ГВС избрать привлечение кредитной организации ( с последующей оплатой по кредитному договору за счет денежных средств, получившихся за счет экономии по фактическому потреблению тепловой энергии ); утвердить порядок начисления и оплаты за теплоснабжение и ГВС по нормативу потребления (устанавливается органами местного самоуправления).
В силу п.5 ст.49 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Доказательств, свидетельствующих о признании недействительными решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме суду не представлено, требований об оспаривании данных решений в ходе судебного разбирательства также не заявлено.
Однако, судом установлено, что в многоквартирных домах № <адрес> общие собрания собственников помещений не проводились, и, соответственно, в данных домах решения по вопросам установки прибора коммерческого учета, его финансирования, содержания и установления платы за отопление по нормативу потребления не принимались.
Доводы представителя ООО «СМУ» о том, что решение по вышеуказанным вопросам в данных домах необходимо было согласовать только с Комитетом ЖКХ мэрии г.Ульяновска, так как более 50% помещений являлись муниципальной собственностью, суд считает несостоятельными, поскольку они не основаны на законе.
При таких обстоятельствах, при отсутствии решения общего собрания собственников по рассматриваемым вопросам, суд полагает, что действия ООО «СМУ» по начислению населению, проживающему в данных домах платы за тепловую энергию по нормативу потребления при наличии приборов учета тепловой энергии нельзя признать законными. Соответственно, на ООО «СМУ» должна быть возложена обязанность произвести перерасчет платы населению, проживающему в домах № <адрес> в г.Ульяновске за тепловую энергию с учетом показаний приборов учета и в этой части исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В остальной части требований прокурору Заволжского района г.Ульяновска следует отказать.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика ООО «СМУ» в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 4000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» о признании незаконными действий по взиманию с населения платы за тепловую энергию по нормативу потребления при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии, обязании не производить начисление платы по нормативу потребления при наличии общедомовых приборов учета тепловой энергии, обязании произвести перерасчет платежей удовлетворить частично.
Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» по взиманию платы за тепловую энергию по нормативу потребления при наличии приборов учета тепловой энергии жителям домов <адрес> в городе Ульяновске - незаконными.
Обязать ООО «СМУ» в дальнейшем не производить собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах Заволжского района города Ульяновска № <адрес> в городе Ульяновске начисление платы за тепловую энергию по нормативу потребления при наличии приборов учета тепловой энергии и произвести перерасчет данной платы с учетом показаний приборов учета.
В остальной части в удовлетворении исковых требований прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление» в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в сумме 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней.
Судья: подпись В.Е.Усова
Копия верна:
Судья: В.Е.Усова