о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-3092/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2010 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

председательствующего судьи Кузнецовой Э.Р.,

при секретаре Бычихиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Шайдуллиной Антонины Васильевны к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в <адрес> о включении периодов работы в специальный стаж и обязании назначить пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Шайдуллина А.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственному учреждению) в <адрес> (далее по тексту УПФ РФ в <адрес>) о включении периодов работы в спецстаж, назначении пенсии. Свои требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по Списку №2 по нормам Закона РФ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ», однако комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ не засчитала в специальный стаж период работы с 17.01.1989 года по 10.12.1990 года - в качестве литейщика изделий из пластмасс в цехе № на Приборостроительном заводе «<данные изъяты>», поскольку из трудовой книжки и льготно - уточняющей справки от ДД.ММ.ГГГГ № не усматривается особый характер работ. В связи с этим было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по Списку №2 из-за отсутствия необходимого специального стажа. С данным отказом в назначении досрочной трудовой пенсии не согласна, считает его не законным и не обоснованным, поскольку в это период работала в качестве литейщика изделий из пластмасс, постоянно занятого в производствах и на работах изделий горячим способом из пластических масс при наличии в воздухе веществ не ниже 3 класса опасности. Работала полный рабочий день, пользовалась дополнительными отпусками и талонами на спец.жиры (молоко). При этом работала в качестве литейщика на участке пластмасс ЗАО «<данные изъяты>», хотя в трудовой книжке указано, что работала на Приборостроительном заводе «<данные изъяты>». Просит признать решение комиссии УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, а также обязать ответчика включить период работы с 17.01.1989 года по 10.12.1990 года в качестве литейщика изделий из пластмасс в специальный стаж и назначить ей пенсию с момента обращения, то есть с 17.03.2010 года.

Истица Шайдуллина А.В. в судебном заседании исковые требования уточнила, просила признать решение комиссии УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, а также обязать ответчика включить период работы с 17.01.1989 года по 10.12.1990 года в качестве литейщика изделий из пластмасс в специальный стаж и назначить ей пенсию с 22.03.2010 года. Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, обосновав их доводами, изложенными в иске. Дополнила, что фактически в период с 17.01.1989 года по 10.12.1990 года работала в качестве литейщика изделий из пластмасс на участке пластмасс ЗАО «<данные изъяты>» для изготовления стиральных машин, работала с разными материалами: резина, волокнит, пластмасса, указанные материалы нагревали до высоких температур, от чего исходил резких и едкий запах. За вредность на производстве всем работникам выдавали молочные продукты. 11.12.1990 года переведена в ЗАО «<данные изъяты> на должность литейщицы пластмасс и эту работу УПРФ отнес к Списку №2 и учел при подсчете спецстажа.

Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес> Чекурова Е.А. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без её участия, исковые требования не признает и в отзыве на иск указывает следующее. 17.03.2010 года Шайдуллина А.В. обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по Списку №2 в соответствии со ст.27 п.1 пп.2 Закона «О трудовых пенсиях в РФ». Право на досрочную трудовую пенсию по старости по Списку № 2 имеют женщины по достижении 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют необходимую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста, на один год за каждые 2 года такой работы. Льготный стаж истицы составляет 4 года 9 мес. 17 дней (страховой стаж — 28 л. 7 мес. 10 дн.) Истица просит включить в льготный стаж период работы в качестве литейщика изделий из пластмасс в цехе № на Приборостроительном заводе «<данные изъяты>» с 17.01.1989 года по 10.12.1990 года (5 мес. 11 дн.). Указанный период не подлежит включению в льготный стаж, поскольку Списком №2 разделом №10 «Химическое производство» и Разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 г. №5 предусмотрено, что правом на досрочную пенсию пользуются рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в производствах и на работах изделий горячим способом из пластических масс при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ не ниже 3 класса опасности. Из трудовой книжки и льготно-уточняющей справки от ДД.ММ.ГГГГ № не усматривается особый характер работы. Истица просит назначить пенсию с 17.03.2010 года, однако в соответствии и со ст.19 п.1 ФЗ №173-Ф3 трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Таким образом, даже, если суд сочтет возможным включить спорный период в специальный стаж, то льготный стаж составит 6 лет 8 мес. 1 дн., при наличии специального стажа продолжительностью 6 лет, досрочная пенсия может быть назначена только при достижении 52 лет, т.е. с 22.03.2010 года.

Суд полагает возможным, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в соответствии со ст.167 ГК РФ,

Выслушав истицу, показания свидетелей, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 17 марта 2010 года Шайдуллина А.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по Списку №2 в соответствии со ст.27 п.1 пп.2 Закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении ПФР в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в назначении вышеуказанной пенсии. Свой отказ комиссия мотивировала тем, что у Шайдуллиной А.В. отсутствует специальный стаж, необходимый для назначения пенсии по старости по Списку №2, на момент обращения за назначением пенсии специальный стаж истицы составляет 4 года 9 месяцев 17 дней.

Не был засчитан в специальный стаж период работы с17.01.1989 года по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве литейщика изделий из пластмасс в цехе № на Приборостроительном заводе «<данные изъяты>», находящийся в составе УАПК. Засчитать указанный период по Списку №2 по разделу 10 «Химическое производство» согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным, так согласно Списка №2 и Разъяснения Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № правом на досрочную пенсию пользуются рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в производствах и на работах изделий горячим способом из пластических масс при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ не ниже 3 класса опасности. Из трудовой книжки и льготно - уточняющей справки от ДД.ММ.ГГГГ № не усматривается особый характер работ.

Согласно ст.27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, право на досрочное назначение пенсии по старости по Списку №2 имеют в частности женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением общеустановленного возраста (для женщин 55 лет) на один год за каждые 2 года такой работы женщинам.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется Конституцией РФ.

Статья 55 Конституции гласит, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с п.2 ст.27 вышеназванного Закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается указанная трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий утверждается Правительством РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 года, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости согласно статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки работ, производств, профессий, должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Советом Министров РФ, а именно, при досрочном назначении пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется список № 2. (утвержден Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10). При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком от 26.01.1991 года.

Согласно списку №2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2 раздела Х «Химическое производство» подраздел Б пользуются рабочие и мастера предприятий других отраслей промышленности и народного хозяйства, занятые полный рабочий день в технологическом процессе производства продукции: неорганической химии, удобрений, полимеров, пластических масс (включая композиционные материалы и стеклопластики) в отдельных цехах, отделениях, на участках и установках при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 3 класса опасности (позиция №2110Б000 – 1753а).

Из копии трудовой книжки истицы следует, что с 17.01.1989 года по 10.12.1992 года она работала в качестве литейщика изделий из пластмасс 2 разряда, 2 категории в цехе № завода микроприборов «<данные изъяты>» Ульяновского авиационно-промышленного комплекса. Указанное обстоятельство подтверждается также архивной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ Шайдуллина А.В. работала в качестве литейщика изделий из пластмасс в цехе № завода микроприборов «<данные изъяты>» Ульяновского авиационно-промышленного комплекса, уволена с 10.12.1990 года в связи с переводом на завод «<данные изъяты>». За этот период в отпусках без сохранения заработной платы, учебных и других отпусках не находилась. Литейщик изделий из пластмасс в соответствии с действующим законодательством, ст.27 п.2 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173 от 17.12.2001 года пользуется правом на льготную пенсию по Списку №1, раздел У111 «Химическое производство», п.Б код 1080Б000-17541).

Ответчик, приняв во внимание указанную справку, период работы истицы с 17.01.1989 года по 10.12.1990 года, по мнению суда необоснованно не засчитал в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.

Допрошенные в ходе рассмотрения дела свидетели ФИО7 ФИО8, ФИО9 пояснили, что фактически по направлению из завода «Сигнал» истица работа в период с 1989 по 1990 года литейщиком пластмасс на участке пластмасс завода «<данные изъяты>». Работа связана с изготовлением изделий из пластмасс горячим способом, является вредной и относится к Списку №2. За данную работу получали молоко.

Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ по книгам приказов по личному составу Ульяновского завода «<данные изъяты>» установлено, что Шайдуллина А.В. зачислена на работу в цех пластмасс ученицей литейщицы пластмасс с ДД.ММ.ГГГГ до отзыва с УАПК, согласно решению заводской квалификационной комиссии от 19.12.1988 года, приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ Шайдуллина А.В. выведена из состава учеников и переведена на должность литейщицы на машины литья по давлением 2 разряда, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ уволена с должности литейщицы пластмасс по ст.29.2 (отзыв с УАПК).

Согласно архивным справкам № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, заработная плата Шайдуллиной А.В. с июля 1988 года по декабрь 1990 года начислялась по лицевым счетам как работнику Ульяновского завода «<данные изъяты>».

Как следует из материалов дела, впоследствии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в качестве литейщицы пластмасс на участке пластмасс ЗАО «<данные изъяты>» и указанные периоды УПФ РФ в <адрес> засчитаны в специальный стаж по Списку №2, раздел 33, позиция 23200000-13399).

Учитывая все вышеизложенное, суд полагает возможным удовлетворить требования Шайдуллиной А.В., и обязать Управление Пенсионного фонда в <адрес> засчитать ей в специальный стаж по Списку № 2 периоды работы с 17.01.1989 года по 10.12.1990 года в качестве литейщика изделий из пластмасс.

Выбирая работу в определенных условиях, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого трудового стажа, предусмотренные действующим в этот период времени законодательством.

До 22 мая 1996 года действовали разъяснения Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 года № 1 «О порядке применения на территории РСФСР Списков № 1 и № 2…» с изменениями от 10 февраля 1993 года. Данные разъяснения не содержали в себе дополнительного условия, при котором работники, занятые изготовлением изделий из пластических масс предприятий нехимического производства, имели бы право на льготное пенсионное обеспечение по подразделу «Б» раздела «Химическое производство».

Доводы представителя ответчика о применении разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 года при определении права истицы на досрочную трудовую пенсию суд считает несостоятельными, поскольку применение данного разъяснения не может ухудшать положение истицы. Иного нормативного акта, содержащего дополнительные условия назначения льготной пенсии, не имеется.

Доводы представителя ответчика о том, что выполняемая истицей в спорный период работа не подлежит включению в специальный стаж, поскольку она не предусмотрена Списком №2, суд находит несостоятельными по вышеизложенным обстоятельствам.

Кроме того, истицей ставится вопрос о признании решения комиссии УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав незаконным и выше изложенные обстоятельства позволяют сделать суду вывод, что решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № является незаконным и подлежит отмене.

Истица обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> с заявлением о назначении пенсии 17 марта 2010 года.

В соответствии со ст.19 п.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Учитывая, что при включении периодов с 17.01.1989 года по 10.12.1990 года в специальный стаж, досрочная пенсия может быть назначена истице с 22.03.2010 года, исковые требования её в данной части также подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 167, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шайдуллиной Антонины Васильевны к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в <адрес> о включении периодов работы в специальный стаж и обязании назначить пенсию удовлетворить.

Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) незаконным.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> засчитать Шайдуллиной Антонине Васильевне в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период её работы с 17.01.1989 года по 10.12.1990 года и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 22.03.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд <адрес> в течение 10 дней.

Судья Э.Р. Кузнецова