о признании права собственности на неприватизированное жилое помещение в порядке наследования



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2010 года город Ульяновск

Заволжский районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Э.Р.

при секретаре Бычихиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Корнеевой Эммы Андреевны к администрации (мэрии) города Ульяновска о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования

УСТАНОВИЛ:

Корнеева Э.А. обратилась в суд с иском к Мэрии города Ульяновска о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования, расположенное по адресу: <адрес>, указав, что ФИО1 проживала и была зарегистрирована в муниципальном жилом помещении, по адресу: <адрес>. ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ - умерла. При жизни ФИО2 обратилась с иском в Заволжский районный суд <адрес> о признании права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации. По причине смерти истца, гражданское дело было прекращено. Данные обстоятельства доказывают, что наследодатель при жизни обратился с заявлением о приватизации занимаемого им муниципального жилого помещения. Наследником ФИО2 являлся ФИО3, который составил заявление нотариусу о принятии наследства и так же очень скоропостижно умер ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.1156 ГК РФ если наследник, призванный к наследованию по завещанию или по закону, умер после открытия наследства, не успев его принять в установленный срок, право на принятие причитавшегося ему наследства переходит к его наследникам по закону, а если все наследственное имущество было завещано - к его наследникам по завещанию (наследственная трансмиссия). Наследником по закону после смерти ФИО3 является его супруга - истица и сын ФИО4 (третье лицо по делу) который наследство принимать не желает и отказывается от него в пользу матери. Истица считает, что она в связи с вышеизложенными обстоятельствами имеет право признать за собой право собственности на спорную неприватизированную муниципальную квартиру в порядке наследования.

Истица в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила признать за ней право собственности на спорную квартиру в порядке наследования. Пояснила, что тетя её супруга ФИО3 – ФИО2 проживала в муниципальной квартире <адрес>, родственников кроме её супруга у ФИО2 не было. Решив приватизировать квартиру ФИО2, получила отказ и поэтому обратилась в суд с таким иском. Однако ДД.ММ.ГГГГ умерла, и суд прекратил производство по делу. Её супруг, являвшийся единственным наследником после смерти тети, написал заявление на имя нотариуса, что принимает наследство, оставшееся после умершей ФИО7, однако, не успел подать данное заявление нотариусу и сам скоропостижно умирает ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что ФИО2 выразила свою волю на приватизацию квартиры, поэтому она как наследница ФИО3, который умер после открытия наследства, не успел принять наследство после тети, имеет право на эту квартиру. Её сын – Корнеев В.Е. от своей доли наследства после смерти отца отказывается.

Представитель истицы Чигрин В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика мэрии города Ульяновска, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. От представителя КУГИЗ имеется заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя КУГИЗ, решение оставляют на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Третье лицо Корнеев В.Е. в судебном заседании с исковыми требованиями был согласен, пояснил, что является сыном истицы и сыном умершего ФИО3; с родителями давно не живет, наследство после смерти отца никакого не принимал и не желает принимать; не возражает против признания права собственности на спорное жилое помещение за Корнеевой Э.А.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Выслушав истицу, её представителя, третье лицо Корнеева В.Е., исследовав материалы дела, материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 1111, 1112, 1113, 1142 п.1, 1153 п.1 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону; наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ; в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности; наследство открывается со смертью гражданина; наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг, родители наследодателя; принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Согласно п.1 ст.1156 ГК РФ если наследник, призванный к наследованию по завещанию или по закону, умер после открытия наследства, не успев его принять в установленный срок, право на принятие причитавшегося ему наследства переходит к его наследникам по закону, а если все наследственное имущество было завещано - к его наследникам по завещанию (наследственная трансмиссия). Право на принятие наследства в порядке наследственной трансмиссии не входит в состав наследства, открывшегося после смерти такого наследника.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавшая по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о смерти № №; завещания на случай своей смерти ФИО2 не оставила.

Также установлено, что наследником ФИО2 по закону является её племянник ФИО3, который написав заявление на имя нотариуса о принятии наследства после смерти тети, в установленном порядке к нотариусу не обратился.

Из сообщения нотариуса ФИО10 следует, что наследственное дело после смерти ФИО2 не заводилось.

Согласно свидетельству 1№ № о смерти ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Из копии свидетельства о заключении брака № № следует, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ состоял в браке с Корнеевой Э.А.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N 1541-1 от 4 июля 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения, в частности, в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 2). Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (ст. 8).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 8 Постановления "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N 8 от 24 августа 1993 г. (в редакции от 06.02.2007 N 6), разъяснил, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, подлежащий регистрации, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

Однако, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации такого договора, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу, необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

Из материалов дела следует, что ФИО2 являлась квартиросъемщиком однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>. Указанное жилое помещение на основании ордера № ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено ФИО1, которая снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью.

Согласно справке формы №8 ФИО2 была одна зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки ОГУП БТИ от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что по сведениям на ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> не передавалась по договору передачи жилой площади в собственность граждан.

Из справки ОГУП БТИ усматривается, что по сведениям на ДД.ММ.ГГГГ в городе Ульяновске ФИО2 не имела приватизированной квартиры, участия в приватизации не принимала. Согласно сообщению Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах ФИО2, на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан, отсутствуют.

Таким образом, ФИО2 предоставленное ей право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения не использовала.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 при жизни имела намерение заключить договор на передачу занимаемого ею жилого помещения в <адрес>, в собственность в порядке приватизации, что подтверждается материалами гражданского дела №.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ Заволжского районного суда <адрес>, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, производство по гражданскому делу по иску ФИО2 к мэрии <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации прекращено на основании ст.220 ГПК РФ, в связи со смертью истца.

Таким образом, в суде установлено, что при жизни ФИО2 выразила волю на приватизацию занимаемого жилого помещения; однако, по не зависящим от нее причинам была лишена возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию; при этом в приватизации ей не могло быть отказано.

Как указывалось выше, ФИО3, призванный к наследованию по закону, умер после открытия наследства ФИО2, не успев его принять в установленный срок, в связи с чем право принятия причитавшегося ему наследства, в данном случае спорной квартиры, переходит к его наследнику по закону – супруге Корнеевой Э.А.

При таких обстоятельствах, и поскольку умершая ФИО2 была лишена возможности соблюсти все правила оформления документов на передачу жилого помещения в собственность по не зависящим от нее причинам, спорное жилое помещение следует передать в собственность наследника ФИО3 – Корнеевой Э.А., как наследственное имущество; при этом суд учитывает, что третье лицо Корнеев В.Е. против передачи указанного наследственного имущества в собственность истицы не возражает.

В силу ст.19, ч.3 ст.55 Конституции РФ все равны перед законом и судом, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, вкакой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Учитывая, что смерть гражданина в период совершения им действий по оформлению документов на приватизацию жилого помещения не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, следует признать за Корнеевой Э.А. право собственности на однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> порядке наследования.

Признание права собственности на спорное жилое помещение является основанием для регистрации данного права в установленном порядке.

Руководствуясь ст.ст.12,56,167, 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Корнеевой Эммы Андреевны удовлетворить.

Признать за Корнеевой Эммой Андреевной право собственности на однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> порядке наследования.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Э.Р.Кузнецова